Что Такое Мировоззрение?

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей. Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ своими словами для детей

Мировоззрение – это то, как мы видим и понимаем мир вокруг нас. Оно включает в себя наши взгляды на то, что происходит вокруг нас и нашу роль в этом мире.

Мы все видим мир по-разному. Некоторые люди могут считать, что мир добрый и полон возможностей, а другие могут видеть его как опасное место, полное проблем. Мировоззрение зависит от наших опытов, воспитания и убеждений.

Мировоззрение также включает в себя наши отношения с окружающим нас миром. Мы можем видеть окружающую природу как что-то, с чем мы должны бережно обращаться и защищать. Мы можем видеть других людей как равных нам и стараться помогать им, или мы можем видеть их как конкурентов и стремиться быть лучше.

Мировоззрение также относится к нашему отношению к себе. Мы можем видеть себя как ценных и уникальных, или мы можем считать, что мы ничего не стоим. Это влияет на нашу самооценку и на то, как мы относимся к своим способностям и возможностям.

Мировоззрение очень важно, потому что оно определяет наши действия и решения. Если мы видим мир как место, где можно достичь успеха и счастья, мы будем стараться достичь своих целей и искать возможности

Если мы видим мир как место, где нет надежды и справедливости, мы можем стать безразличными и не стараться менять что-то.

Поэтому важно развивать свое мировоззрение и быть открытыми к разным точкам зрения. Мы можем учиться от других людей и искать новые знания, чтобы лучше понимать мир

Также важно помнить, что каждый человек имеет свое мировоззрение, и мы должны уважать и принимать его, даже если оно отличается от нашего.

Так что, мировоззрение – это наш взгляд на мир, наши отношения с окружающей средой и сами с собой

Оно определяет наши действия и решения, и поэтому важно быть открытыми к новым идеям и уважать мнения других людей

Используемая литература:1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010.4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос,2 004.5. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Дону, 1997.6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – Воронеж, 1995.7. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. – М., 1995.8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики,2009.9. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1997.10. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1997.12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/ Дону, 1995 (и др. изд.).13. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.14. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.Значение термина МИРОВОЗЗРЕНИЕ на academic.ru

Этапы формирования мировоззрения

В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:

  1. Стартовая точка – дошкольный период. Вырисовываются первичные черты характера ребенка. Он учится общению через родителей, родственников и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения.
  2. С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
  3. К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
  4. После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.

Мировоззрение

Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

МировоззрениеОстальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом.Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру.Замкнуты на конкретной стороне жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

  • окружающие люди и их поведение;
  • система ценностей, принятая в среде индивида;
  • наука, уровень знаний;
  • быт, условия жизни;
  • искусство;
  • интуитивное познание.

СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:

  • ценностно-нормативный;
  • эмоционально-волевой;
  • познавательный;
  • практический.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

Вид мировоззренияХарактеристика
ОбыденноеОсновано на личном жизненном опыте человека.Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек.Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
РелигиозноеОсновано на религиозных учениях.Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека.Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
НаучноеОсновано на обобщении научной картины мира.Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам.Минусы: не решает духовные проблемы.
ГуманистическоеОсновано на нормах человеколюбия.Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества.Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:

  • ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
  • методы познания действительности и деятельности;
  • определение истинных ценностей;
  • понимание мира.

Вы смотрели конспект «Мировоззрение». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Формы и факторы формирования мировоззрения

В ходе нашего «путешествия» мы попытаемся расширить наше видение мира, понять, как мы живем в нем, чтобы быть его «строителями» и как как формируется мировоззрение. Тогда мы сможем быть последовательными и жить в гармонии с собой, со своими чувствами. Теперь речь идет не о том, как мы чувствуем себя «перед миром», а о том, как мы чувствуем себя «в мире». И делаем это шаг за шагом.

Прежде всего, необходимо знать, как сформировалось наше нынешнее мировоззрение, что привело нас к нему. Тогда мы сможем понять, как наши глаза видят мир, чтобы мы действительно могли измениться и посмотреть на мир «другими глазами».

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит; то, что его формирует.

Что такое мировоззрение человека

Мировоззрение — это способ интерпретации реальности в соответствии с культурой и верованиями данного общества. Это видение мира может быть глобальным или личным и зависеть от времени, полученного образования или других факторов.

Идея мировоззрения была предложена философом Вильгельмом Дильтеем в его «Введении в науки о человеке ». Термин происходит от Weltanschauung, немецкого слова, образованного союзом двух терминов: welt, что означает мир, и anschauen, что можно перевести как «наблюдать» или «смотреть».

Однако до этого вклада были авторы, занимавшиеся мировоззрением. В испанском же языке этот термин происходит от греческого слова «космос», которое обозначало вселенную, понимаемую как упорядоченный род, и видение. Философы Древней Греции, такие как Аристотель, уже описывали в своих трудах мировоззрение, как он его понимал.

Таким образом, мировоззрение предлагает систему отсчета для интерпретации реальности, которая содержит убеждения, точки зрения, понятия, образы и концепции.

Мировоззрение — это когнитивные схемы, доступные индивидууму в процессе социализации, в результате которой формируется устойчивое социальное мировоззрение.

Мировоззрение опасности (DW) и мировоззрение конкурентных джунглей (CW) были широко изучены. Оба они связаны с различными социальными установками: DW связано с правым авторитаризмом (RWA), а CW — с ориентацией на социальное доминирование (SDO). Между тем, RWA и SDO — это две социальные установки, которые предсказывают различные формы предрассудков. Основной целью исследований является адаптация и валидация шкалы мировоззрений (ШМ) и проверка взаимосвязи между различными переменными.

Первые мировоззрения основывались на мифах, таких как месоамериканский или египетский:

Месоамериканский пример мировоззрения

Хотя мировосприятие различных месоамериканских народов имело различия, в интерпретации действительности были и некоторые общие элементы.

Среди цивилизаций, существовавших в Мезоамерике, выделялись мексика, майя, ольмеки или теотиуакан. Все они имели мифы о сотворении мира и человека богами. Земля была для них центром вселенной, а небо и подземный мир они делили на несколько уровней.

Еще одним элементом его мировоззрения была вера в существование различных реальностей до него. Эти века получили название «соль». Согласно мезоамериканским народам, они жили на пятом солнце.

Аристотелевский пример мировоззрения

Греческий философ Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) оставил свои представления о мировоззрении в своих произведениях. Этот мыслитель собрал некоторые работы Платона, чтобы дать свое собственное видение того, на что была похожа Вселенная.

Согласно Аристотелю, Земля была центром Вселенной, и вокруг нее вращались Луна и планеты. В его мировоззрении естественным состоянием был покой, и каждый элемент имел естественную тенденцию занимать свое пространство.

С другой стороны, философ также разработал так называемую гилеморфную теорию, согласно которой сущность каждого предмета состоит из материи и формы. Первое было тем, что можно было воспринять, а второе позволяло понять материю.

Средневековый пример мировоззрения

В Средние века мировоззрение было сосредоточено на религии. Бог стал центром и причиной всего сущего, и любое отступление от этой веры считалось ересью.

Пример мировоззрения механистов

Механисты воспринимали мир как машину. Причинами всех явлений было физическое влияние между каждым материальным элементом.

Эта мысль отрицала существование духовных существ, включая богов. Их место заняла материя, естественные законы и детерминизм.

Декарт (1596-1650) считал, что природа является своего рода машиной или, по крайней мере, функционирует как машина. Таким образом, реальность интерпретировалась в соответствии с движениями механики.

Позже наука стала играть центральную роль в понимании мира. Три наиболее важные научные дисциплины в мировоззрениях — это астрономия, космология и физика.

Одной из основных характеристик мировоззрения, как понятия, является то, что оно охватывает все стороны действительности. Все области жизни, от религии до политики, через философию или мораль, являются частью мировоззрения.

Мифологическое

Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание». Мифологическое мировоззрение – это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. У всех цивилизаций была своя собственная мифология – у вавилонян, греков, египтян, славян, германцев, кельтов, индусов и так далее. Все основные виды мировоззрения, говоря в общих чертах, «выросли» из этих религиозно-мистических представлений наших предков. Все мифологии можно охарактеризовать общими чертами:

они отражают зависимость жизни людей и их деятельности от сил природы и священных предметов;
люди олицетворяли природные явления, то есть наделяли их свойствами психики человека (способностью огорчаться и радоваться, симпатизировать и гневаться, помогать, вредить, прощать и мстить), таким образом осваивая эти силы, лучше понимая их;
олицетворение сил природы и явлений завершилось в политеизме (многобожии) – все мифологии в качестве важного компонента включали верования языческие.

Что же отражено в данном виде мировоззрения? Мифология – это источник сведений о древних народах, она содержит важные научные проблемы. Именно она – источник и арсенал богатых средств для творчества. Это богатейший и мощный пласт общечеловеческой культуры.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Философское мировоззрение

Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.

Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:

  • космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
  • теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
  • антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.

Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.

Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.

Формирование мировоззрения

Формироваться мировоззрение может, исходя из внутреннего мира индивида. Содержание внутреннего мира подразумевает:

  1. Интеллектуальное развитие, зависящее от необходимости в познании себя и мира.
  2. Эмоциональное проявление, которое заключается в удивлении, радости, гневе, страхе и других эмоциях.
  3. Чувства, которые основываются на нравственности, интеллекте.
  4. Близкое окружение личности и нравственные взгляды.

В истории человечества существовало 2 группы знаний.  Одни знания были доступны всем, а другие — предназначены для узкого круга, чтобы те, кто там состоит, могли управлять мировоззрением общества. Таким образом общество было зависимо от маленькой группы. Даже английский философ Фрэнсис Бэкон был уверен, что именно знание является властью, а тот, кто входит в этот небольшой круг, обладает большими полномочиями.

Мировоззрение людей является предметом для многих обсуждений. Стоит сказать, что несовершенное мировоззрение может привести мир к катастрофе.  Часто мировоззрение меняется при саморазвитии, обычно в лучшую сторону. Поэтому необходимо постоянно развиваться. Начать можно, например, с курса Викиум «Эмоциональный интеллект».

Структура

Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.

Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.

Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения
:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение
(от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение
(от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение
определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение
опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение
основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение
основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.

    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.

  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.

Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.

Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.

Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.

Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.

Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий