ТОП — 8 фраз, которые должен слышать каждый ребенок

История из жизни

Например, я знаю 2 семьи, с детками одинакового возраста. Сейчас этим двум мальчикам по 12 лет. Одна семья, с достаточно скромными возможностями. Вторая – более состоятельная. Но в первой семье родители всегда интересовались психологией, читали много правильных книг.

И с самого рождения поддерживали сына правильными фразами. Примерно теми, что перечислены здесь, выше. В итоге мальчик сейчас – твердый хорошист в школе. Кроме того, занимается карате и осознанно учит иностранный язык. Другими словами, растет уверенным в себе человеком.

В то же время, во второй семье родители скорее баловали сына, засыпая его с детства подарками. А когда он из пухлощекого малыша превратился в угловатого школьника, стали вдруг требовать успехов в учебе.

А вместо поддержки мальчик слышал: «Ну почему ты так себя ведешь?!», «Когда же уже ты выучишь стих нормально?!», «Сколько можно приносить тройки?!» и так далее. В итоге, сейчас он не интересуется ничем кроме айфона, и в себя не верит.

Вот так, дорогие родители!

Говорите дочке, сыну правильные слова, и тогда все у него в жизни будет хорошо!

Если статья понравилась, отразите это в своих комментариях.

Также не забывайте  подписываться  на этот блог.

Поделитесь материалом с друзьями, у которых есть дети – через соцсети. До следующих интересных встреч, Вместе изменим жизнь к лучшему!

Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело

— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется. 

Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.

Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?

— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать. 

Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь». 

Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому». 

— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».

— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением. 

— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон. Дедушка, положи денег на телефон»

Оказывается, что это тоже не контролируется. 

Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется. 

Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия. 

— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность. 

Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.

Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера. Поэтому надо договариваться

Правила и ограничения. 

Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения. 

Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться

Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр

Что мы говорим, и как это слышат дети

Маленьких детей ограждают от опасных веществ и острых предметов. Почему же опасные слова остаются в лексиконе родителей? Ведь они отравляют маленький организм и приносят вред. Какие фразы родители должны исключить из общения с детьми:

Ребенок слышит: «Тебя ждет наказание, но я тут совершенно не при чем». Для него эти слова – реальная угроза, которую следует ждать от более строгого родителя.

Почему так не нужно говорить? Во-первых, перекладывать ответственность на другого взрослого – это признание того, что вы плохо справляетесь с ситуацией. Во-вторых, своими словами вы создаете второму родителю, которым запугиваете, не лучший образ. Потом не стоит удивляться, что малыш не хочет проводить время с грозным папой, от которого можно ждать лишь наказания. Возможно, папа – замечательный, веселый человек, и ждет, что дочка будет бежать ему навстречу. Вместо этого, малышка прячется в уголке и боится даже посмотреть в сторону «злого» папы.

Что слышит малыш: «Все твои игрушки, книжки, даже краски с карандашами на самом деле принадлежат мне. Если что-то не нравится, вон дверь, только ничего с собой не бери, ведь в этом доме нет твоих вещей». Ребенку после таких слов кажется, что родители делают одолжение, когда покупают ему что-то. Он должен быть признательным, ведь они столько приобретают для человека, у которого ничего своего пока нет. Еще хуже, если родители угрожают: «Если не ляжешь спать вовремя, выброшу все твои машинки/куклы».

Почему так нельзя говорить? Во-первых, мы демонстрируем сыну/дочери, что материальные ценности важнее теплых, родственников отношений. Во-вторых, такие фразы вызывают чувство вины у малыша. В-третьих, у ребенка должны быть свои собственные вещи, которыми он будет распоряжаться по своему усмотрению. Как бы странно это ни звучало, но кроха не просил вас появляться на свет. Это было ваше совместное партнерское решение, поэтому будьте добры, принимайте сына/дочь, как самостоятельную личность.

Ребенок слышит: «Они стольким пожертвовали ради меня, а я не получил пятерку за диктант. Как дальше жить?». Как часто можно услышать от взрослых: «Мы работаем с утра до ночи, чтобы у вас все было, а вы, неблагодарные, даже посуду за собой помыть не можете».

Почему не стоит употреблять такие фразы? Маленький член семьи сразу чувствует огромную, даже непосильную ответственность. Кроме того, подобные выражения возвышают взрослых в глазах детей, которые ощущают себя ничтожными, никчемными.

Если хотите серьезно запугать малыша, можете употреблять подобные выражения в любых ситуациях. Но только представьте, что почувствует ребенок, который всего лишь отказался от супа: «Из-за этого мама скоро умрет. Какой ужас!».

Естественно, родители произносят подобные фразы в моменты слабости, например, когда приходится тащить на руках кричащего пятилетнего бутуза, а еще пакет с продуктами, самокат и набор игрушек. Но даже в таких ситуациях нужно сначала подумать, прежде чем сказать.

Почему так не нужно говорить? Родители подобными высказываниями перекладывают ответственность за свое самочувствие, и даже жизнь, на маленького, беззащитного человека. Вы можете испугать ребенка, повергнуть его в шок, ведь самое страшное для крохи – потерять родителей, но еще страшнее – оказаться в этом виноватым. Впоследствии такие фразы перестанут действовать на сына/дочь, ведь они поймут, что мама не может умирать каждый день. И во взрослом возрасте дети не полетят к пожилым родителям, которые позвонят и скажут: «Я умираю, приезжай». Ведь мама/папа «умирали» с самого раннего детства, так почему же я должен им верить сейчас?

Некоторым родителям кажется, что подобными высказываниями они мотивируют детей на свершение подвигов, ведь никому не хочется остаться неудачником. В реальности, маленький человек теряет веру в себя, у него появляется апатия и нежелание активно действовать. Зачем прилагать усилия, ведь родители сказали, что ничего хорошего его не ждет.

Почему так не нужно говорить? Родители должны вселять уверенность в детей, хвалить их, ежедневно повторять, как гордятся их успехами

Акцентируйте внимание на положительных качествах ребенка, советуйте, общайтесь

Ребенку важно получить признание самых близких людей, и тогда ему захочется чего-то добиться в жизни

Почему так нельзя говорить? Вы не даете возможности маленькому человеку проявить инициативу. Он никогда не научится делать бутерброд, если вы будете готовить его сами со словами: «Отойди, не мешай, лучше я сама».

Почему так важно говорить детям позитивные слова?

Недавно я встретила цитату доктора и писателя, специализирующегося на развитии детей и детских травмах:

“Любовь, которую чувствует родитель, не обязательно автоматически превращается в любовь, которую ощущает ребенок.” – Габор Мате.

Другими словами, эти позитивные послания детям не работают, если вы только думаете, но не произносите их. Вы должны говорить эти вещи вслух.

Я поняла, что пришла пора все изменить.

Потому что существуют очень наглядные результаты исследований, демонстрирующие, что когда дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей, это положительно влияет на всю их жизнь.

Дети любящих родителей не только хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой, они также становятся более счастливыми и менее тревожными взрослыми. Родительская теплота также влияет на психическое здоровье ребенка.

И тут подходит момент важного вопросы: когда вы заняты, у вас полно забот или вы просто разозлились, потому что наступили на ЛЕГО, как можно не забывать говорить позитивные вещи ребенку вслух и напоминать ему о своей безусловной любви?

Замените «Не делай этого!» на «Давайте попробуем это»

Мы все иногда недовольны нашими детьми. Но есть способы изречения указаний без использования отрицательного языка. Попробуйте перефразировать «не», на «попробуем» или «запомним», как способ переключения на положительную связь.

Давление и стрессоры повседневной жизни способствуют тому, чтобы мы взрослые превращаемся в угрюмых, неприятных людей. Иногда мы забываем, что нашим маленьким людям время от времени нужна уверенность и позитивное подкрепление.

Даже если вы не являетесь родителем, вы можете взаимодействовать с чужими детьми, которые могли бы использовать хорошее слово от вас. Наши слова могут влиять на поведение ребенка, психическое здоровье и рост.

В статье использованы материалы журнала Tip Hero

  • Cамостоятельный ребенок — как воспитать?
  • Влияют ли домашние животные на здоровье детей?
  • Мотивация через наказание может не работать
  • Матери, которые рожают после 30-ти, могут жить дольше, чем молодые мамы

«Все делают ошибки. Да, и я тоже»

Это слова поддержки. Конечно, мы можем говорить, что у него получится, справится, постарается и попробует завтра еще раз… Но в тот момент, когда не получилось, ребенку кажется, что не получилось только у него, все могут, а он нет

И в этот момент ему важно услышать, что он не один такой, что идеальные, с его точки зрения, мама и папа тоже могут ошибаться

3. «Давай сделаем по-твоему»

О! Как дети хотят быть важными, главными, самостоятельными. Родители тоже хотят, чтобы дети были самостоятельными, но часто ограничивают самостоятельность ребенка тем, чтобы он сам выполнял какие-то действия (оделся, покушал, поиграл). Но опять же решение принимают родители. А ведь именно принятие решения и есть истинная самостоятельность.

Читай также: Как из любопытного почемучки получается ленивый подросток?

Когда мы соглашаемся сделать так, как хочет ребенок, мы показываем ему, что его решение верно, правомерно. Конечно, есть сферы, в которых он не может и не должен управлять и решать, потому что это зона ответственности родителей. Но есть и его территория, на которой он будет учиться самостоятельности, а вы принимать его точку зрения.

4. «Я очень ценю твою помощь»

Часто дети стремятся помогать, быть полезными, а родители воспринимают эту помощь, как должное. Ребенок ничего родителям не должен, его задача развиваться, играться и учиться. Такое отношение «убивает» в нем все стремления и потом, как говорят родители, «не допросишься». Благодари малыша, подчеркивай, что его усилия приятны и ценны для тебя

Для многих детей это лучшая мотивация к действию и, что не менее важно, бескорыстная

5. «Я никогда не перестану тебя любить»

Страх потери любви родителей – самое разрушительное для психики ребенка чувство. Когда ребенок специально или нечаянно сделал что-то, что вывело родителей из себя, заставило злиться и ругаться. Ребенок больше всего боится, что родители перестанут его любить. Помоги ему научиться разделять эти эмоции. Ты можешь злиться на него, не хотеть с ним играть или покупать ему что-то, быть очень расстроенной, но ты никогда не перестанешь его любить, никому не отдашь и ни на кого не поменяешь! В этом кроха должен быть уверен.

Читай также: Что нельзя заставлять делать своего ребенка?

Конечно, только этих 5 фраз мало для описания чувств и отношений. Не удивляйся, что среди них нет фразы «Я тебя люблю!», я уверена, что ты говоришь ее своему малышу каждый день!

Мария Малыхина. Перинатальный, детский и семейный психолог. Автор курсов и семинаров для родителей. Автор книги «Дитина народилася»,

«Перестань плакать! Ты же мальчик!»

Применимо немного в другой формулировке и к девочкам, например «ты же леди!». Так родители пытаются стимулировать детей избегать определенного поведения, подталкивая к следованию примера определенного образа или персонажа.

Но разве у любого образа и персонажа нет негативных сторон? Если ваш сын не должен плакать, потому что он мальчик, то он начнет интересоваться, чем же еще должны и не должны заниматься мальчики. А вот здесь поклон нашей культуре.

Типичными занятиями мальчиков являются хулиганство, курение, драки, дергание девочек за косички и многое другое, от чего бы вам хотелось уберечь своего ребенка. Да, он не будет плакать, но будет делать множество других плохих вещей. Плач уже не кажется такой проблемой, не так ли?

Ну и, в конце концов, что плохого в том, чтобы плакать? Это естественный процесс выражения своих эмоций, в основном негативных. Так может лучше учить ребенка не сдерживать их, а выражать иным путём, не через слёзы? Не сковывайте своих детей, научите их выражать эмоции словами, поступками. В будущем, это будет для них очень полезно.

Я счастлива, что ты у меня есть

Слыша данное выражение от матери, ребенок истолковывает слово «счастлив» на интонационном уровне как нечто хорошее, значимое, радостное. Впоследствии он начинает отождествлять понятия «Счастье» и «Я есть, я мамин», так сохраняется родовая привязка и закладывается мотивация – радовать родителей.

Для мамы беспокойного, непослушного малыша, ежедневное произношение данного утверждения – своего рода аутотренинг. Когда вы устали, не выспались, начинаете испытывать злость к ребенку – вспомните, как ждали его рождения, радовались первым достижениям: улыбке, слову, способности сидеть, ходить и пр. Вложите в фразу эти чувства – заметите, как нервозность отступит, негатив уйдет.

Как начать разговор?

В основном роль гонца с плохими вестями делегируется маме, но лучше, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Ребенок должен понимать, что это решение принято совместно.

Даже малышам не нужно врать: поначалу он поверит, что «папа уехал в командировку», но потом какая-то «добрая» душа обязательно откроет ему правду.

Кроме того, дети – это комнатный барометр, который очень точно ощущает перемены в семейной атмосфере. По вашим словам, жестам и мимике они легко могут распознать приближающийся ураган.

Дети постарше уже понимают истинное значение слова «развод», а вот малыши представляют его этаким чудовищем, которое навсегда заберет папу или маму.

Простыми словами объясните сыну/дочери, что даже если вас не будет связывать штамп в паспорте, вы навсегда останетесь его/ее родителями.

Мысль «Да, мы больше не будем жить под одной крышей, но у тебя все равно будут любящие мама и папа» нужно повторить в разных вариациях тысячу раз. Вам нужно, чтобы ребенок в нее поверил.

Позиция «Уходи и дверь закрой», ограничение контактов с одним из родителей и его родственниками – кратчайший путь к тяжелой психологической травме у ребенка.

Дети очень боятся перемен, поэтому вам нужно убедить свое чадо, что его жизнь останется такой же стабильной и безопасной. Что еще должен усвоить ребенок из разговора?

  • Это решение принято мамой и папой совместно, и они станут счастливее после развода.
  • Папу (маму) не уносят инопланетяне. У него (нее) будет свой дом, в котором малышу всегда рады.
  • Ребенок не виноват в том, что родители решили разойтись. Во взрослой жизни иногда такое случается.
  • Малыш не должен разрываться между родителями. Не пытайтесь переманить его на свою сторону. Он имеет право любить маму и папу одинаково, не боясь предать или обидеть кого-то из них.

Такую серьезную тему нельзя обсуждать в спешке, поэтому разговор лучше отложить до выходных. Вы же не думаете, что ребенок махнет рукой: «Ну и разводитесь» и спокойно отправится в садик или школу?

На занятиях он не сможет сосредоточиться, а подавляемые эмоции обязательно найдут выход. Разбитое окно или синяк под глазом задиры-одноклассника – меньшее, что может сделать ребенок в состоянии стресса.

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии

Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

50 глубоких вопросов, которые стоит задать друзьям, чтобы узнать их получше

1. На кого вы больше всего ровняетесь и какие качества в этом человеке вы хотите видеть в себе?

2. Чего вы больше всего хотите достичь в своей жизни?

3. Что вы видите в себе, что вам не нравится, когда вы видите это в других людях?

4. Что вы видите в себе, что вам нравится, когда вы видите это в других людях?

5. Какие проблемы вы больше всего хотите преодолеть?

6. Вы когда-нибудь хотели, чтобы справились с ситуацией по-другому? Как бы вы с этим справились?

7. Чего вы больше всего боитесь?

8. Когда вам грустно или что-то расстраивает вас, как вы хотите, чтобы вас утешали? Или вы бы предпочли, чтобы вас оставили в покое?

9. Расскажите мне о любимом воспоминании.

10. Что, по вашему мнению, произойдет с вами, когда вы умрете?

11. Если бы кто-то поддерживал в голосовании кандидата, который вам сильно не нравился, вы бы простили этого человека?

12. Если бы вы выиграли в лотерее полмиллиарда долларов (предположим, вы купили билет), что бы вы сделали в первую очередь?

13. Кто последним заставил вас плакать? Что бы вы хотели, чтобы этот человек сказал вам?

14. Если бы деньги не имели значения, что бы вы купили для себя, чтобы сделать жизнь проще или веселее?

15. Если бы вы могли быть близкими друзьями с любой знаменитостью, кто бы это был?

16. Где вы надеетесь быть через три-пять лет? Как насчет десяти лет?

17. Если бы в вашем следующем доме могло быть что-то по вашему выбору, чего нет в вашем нынешнем доме, что бы это было?

18. Чем вы больше всего гордитесь? Или когда вас в последний раз переполняла гордость за себя или за кого-то еще?

19. Какая для вас самая большая проблема сейчас (и могу ли я чем-нибудь помочь)?

20. С каким членом семьи вы чувствуете себя ближе всего?

21. Если бы вы могли путешествовать в любую точку мира, и деньги не имели значения, скажите мне, куда бы вы поехали и как бы туда добирались.

22. Какая книга оказала на вас наибольшее влияние?

23. Какие отношения сформировали вас больше всего, когда вы росли?

24. Вы хотите детей? Как много?

25. Если бы вы могли зарабатывать любую сумму в качестве ежемесячного дохода, сколько бы это было и почему?

26. О чем вы часто любите говорить?

27. Если бы вы могли купить одну материальную вещь, а деньги не были бы проблемой, что бы это было?

28. Какое ваше любимое растение?

29. Какую пищу вы ни при каких обстоятельствах не будете есть?

30. Что вас больше всего смущает перед другими людьми?

31. Если бы вам пришлось выбрать то, чем вы больше всего увлечены, что бы это было и почему?

32. Где вы хочешь пожить однажды?

33. Гражданство какой страны вы хотите иметь?

34. О чем вы сожалеете, что сделали или не сделали в своей жизни?

35. На кого из своих родителей вы больше похоже?

36. Как вы думаете, что вы лучше всего готовите или запекаете?

37. Если бы вы могли изменить свое имя, каким бы оно было?

38. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы ваше сердце успокоилось?

39. Вы думали баллотироваться в президенты?

40. Где самое красивое место на земле и почему?

41. Как вы думаете, призраки реальны?

42. Как вы думаете, инопланетяне реальны?

43. Как звали первого человека, в которого вы влюбились? Почему он вам понравились?

44. Сколько лет в вашем холодильнике наиболее просроченным продуктам?

45. У вас одинаковые ступни?

46. ​​Какая самая грустная песня, которую вы когда-либо слышали?

47. Есть ли что-то, о чем вы хотели бы извиниться, но никогда этого не делали?

48. Когда вы в последний раз плакали?

49. Кому вы действительно завидуете?

50. Каким вы меня видите?

Причины упорного молчания

Мамы двухлетних «молчунов» часто жалуются, что вот, мол: «Растет малыш в любви и ласке, общительный и сообразительный, а ни «мама» ни «папа» не говорит, а только «ыкает» и жестами объясняется. И что делать? К врачу водили, уши проверяли, врач говорит, что нормально все, а ребенок мычит и все тут»! Беспокойство родителей понятно, ведь малыш, если у него все нормально с физическим и психическим здоровьем, обычно начинает говорить уже после года и к двум годам вполне умеет складывать простые предложения из 3-4 слов.

Специалисты утверждают, что при правильном воспитательном подходе и отсутствии проблем со здоровьем ребенок к трем годам имеет словарный запас в 300-500 слов.

Причинами же нежелания (неумения) ребенка выразить свои эмоции и мысли словами могут стать:

  • социальные или внешние факторы, когда ребенка не мотивируют на развитие речи или он растет в семье, где родители говорят на разных языках;
  • физиологические или внутренние проблемы, обусловленные наследственностью или неврологическими факторами.

Некоторые врачи считают, что если к двум годам ребенок разговаривает на непонятном для взрослых языке, но понимает все, что от него требуют, то причин для большого беспокойства нет. А вот если он в три года не умеет произносить внятно слова и связать несколько слов в одно предложение – стоит бить тревогу. Но давайте подробнее разберем каждую причину, которая мешает ребенку начать говорить в два года.

  1. Малыша слишком опекают и предугадывают все его желания, не давая стимула к самостоятельности, а значит и к развитию речи.
  2. Если с ребенком все время разговаривают, коверкая слова и называя предметы в уменьшительно-ласкательном варианте (проще говоря – сюсюкаются), то говорить такой ребенок начнет однозначно позже обычного срока и невнятно.
  3. Когда обстановка в семье, мягко сказать, некомфортная для малыша и родители мало с ним говорят и общаются, то и ребенок будет расти молчуном с небольшим запасом слов. А частые скандалы в семье способны так напугать кроху, что он, испытав стресс, и вовсе надолго замолчит. Тут уже стоит обратиться за советом не к логопеду, а к детскому психологу.
  4. Наследственный фактор также играет немалую роль в развитии речи. Если мама или папа, дедушки или бабушки в детстве были «немтырями» и начали разговаривать поздно, то и малыш, скорее всего, будет им под стать. Считается даже, что такая проблема только еще больше усугубляется от поколения к поколению.
  5. Неврологические патологии, связанные с проблемой дефектов и новообразований в головном мозге, выявляются только с помощью специально назначенного МРТ и после обследования у специалиста.
  6. О проблеме речи в билингвальных (двуязычных) семьях мы уже упоминали. В такой семье маленькому ребенку просто трудно подобрать звуковые комбинации для сложения правильного слова, и кроха вынужден или молчать, или выдумывать свой собственный язык, который, естественно, не будет понятен его родителям.
  7. В некоторых случаях расстройство экспрессивной речи случается из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте психических заболеваний.
  8. Причины иногда кроются и в физическом недостатке – короткой языковой уздечке или сниженном тонусе мышц нижней части лица.

Но иногда, примерно в 10%, выяснить проблему молчания никак не удается, и если ребенок вдруг внезапно начинает чисто и внятно говорить, то все списывают на индивидуальный характер малыша, мол, он просто молчун.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

Отсутствие у ребенка мотивации

Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться? Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму

Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка

Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

10 волшебных фраз, которые должен слышать каждый ребенок

Как часто вы задумываетесь над тем, что говорите своему ребенку? Какие установки даете ему в течение дня: позитивные или негативные.

Ведь всего одним словом можно изменить очень и очень многое – подарить уверенность в себе или, наоборот, разрушить самооценку.

Итак, какие вещи нужно говорить детям, чтобы они чувствовали себя нужными и счастливыми? Причем, каждый день!

Я тебя люблю

С момента появления ребенка на свет говорите ему о своей любви. Так малыш будет чувствовать себя защищенным и научится открыто говорить о своих чувствах.

Здорово, что ты у нас есть

Чаще напоминайте, что вы рады своему ребенку. Ему это нужно, чтобы почувствовать свою уникальность. Особенно важна эта фраза для родителей нескольких детей. Говорите: «Я счастлив(а), что у нас появилась(лся) именно ты».

Я в тебя верю

Уверенность в собственных силах необходима для гармоничного развития личности. Мотивируйте чадо, оказывайте поддержку в любом начинании (не опасном для жизни, естественно)

Родительское одобрение крайне важно, как малышам, так и подросткам

Не сдавайся, у тебя получится

Ребенок должен усвоить: неудачи – часть жизни, необходимый опыт. Но пасовать перед ними нельзя. Простые фразы поддержки помогут ребенку преодолеть трудности и взяться за решение задачи с новыми силами.

Горжусь тобой, ты молодец

Не бойтесь сделать ребенка зависимым от похвалы. Отмечайте его достижения, даже самые маленькие: завязанные шнурки, удачное выступление на утреннике, успехи в учебе.

Я рядом

Напоминайте малышу, что вы всегда готов выслушать его, понять и помочь. Тогда в спорных и трудных ситуациях он будет обращаться к вам, а не искать поддержки на стороне.

Как твои дела, как прошел день

Учитесь говорить по душам со своим ребенком. С младенчества он должен знать, что он интересен вам. Регулярные разговоры по душам закладывают фундамент доверия. Он сослужит добрую службу, когда чадо достигнет подросткового возраста.

Давай обнимемся

Исследования американского эксперта психологии Вирджинии Сатир показали, что ребенку необходимо минимум 4 объятия в день. Если вы хотите развить в малыше сильную личность, обнимайте его 12 раз в день. Этот нехитрый прием снимает стресс, дарит психологическое и физическое благополучие.

Ты умный, способный

При каждом удобном случае говорите ребенку, что он умный. Это необходимо, чтобы ребенок не считал себя хуже, глупее других и не пасовал перед трудностями.

Спасибо тебе

Благодарите чадо за помощь по дому, полезные поступки. Малыш должен знать, что вы цените его порывы сделать что-то. Даже если у него что-то не получилось, не стоит сразу говорить об ошибках. Сначала скажите: «Спасибо».

Секрет воспитания счастливого ребенка прост: любите своего малыша, поддерживайте и не забывайте говорить ему об этом каждый день!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий