Методики диагностики внимания у дошкольников

Что такое внимание и каким оно бывает?

Внимание – это умение направлять восприятие на объекты и сосредотачиваться на них. Внимание можно уделять не только внешнему миру, но и собственным переживаниям и действиям

В это время задействованы память, мышление и сенсорика.

Навык задерживать внимание совершенствуется с возрастом. До 3 лет дети непроизвольно реагируют на внешние стимулы: движущаяся игрушка, яркие кадры в мультике, музыка из окна

Со временем ребёнок становится избирательным к раздражителям. В 4-5 лет ребёнок уже может фокусироваться на задаче 10-20 минут. С каждым годом эта цифра растёт. Произвольным внимание становится только к 5-6 годам. К 8-летнему возрасту ребёнок способен не просто концентрироваться, но и удерживать в поле внимания 3-7 объектов одновременно.

У внимания есть несколько важных характеристик:

произвольность – осознанная направленность внимания на нужный объект;
концентрация – намеренное удержание объекта в фокусе внимания;
устойчивость – способность не реагировать на отвлекающие факторы;
объём внимания – число объектов, на которых внимание одновременно задерживается;
распределение – навык многозадачности, т. е

параллельного выполнения действий;
переключаемость – способность переносить внимание с одного объекта на другой;
избирательность – умение выделять наиболее важные объекты или их отдельные части и свойства.

Все эти навыки помогают ребёнку слушать учителя и родителей, усваивать информацию, переключаться, например, с индивидуальной работы на групповую

Но развитое внимание, разумеется, нужно детям не только для школы. Внимание помогает разбираться в людях и ориентироваться в жизни, налаживать общение и создавать вокруг безопасное пространство

В дальнейшем карьера человека во многом зависит от того, как сильно он отдаётся любимому делу.

Тесты и методики диагностики внимания

Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.

Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным

Поэтому не стоит тратить на это много времени.

Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.

Занятия на внимательность

В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:

Тест Мюнстерберга на внимание;
Тест Бурдона на внимание.

Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу

Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся

Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи

Тест Мюнстерберга

Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.

Корректурная проба или тест Бурдона

При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.

Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:

  • Концентрация.
  • Устойчивость.
  • Переключаемость.

По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.

Тест Бурдона

Диагностика мышления

Для диагностики таких процессов, как мышления есть много методик. Одни используются довольно часто. Другие разработаны совсем недавно и еще не получили своего признания. Мне нравится методика под названием «Времена года». Суть данной методики состоит в том, чтобы за 2 минуты ребенок смог догадаться, какое время года изображено на картинке. После этого он должен обосновать свой ответ, пояснить, почему он так считает.

Оценивают ответы следующим образом:

  • 10 баллов начисляется за правильные ответы на все картинки, если ребенок смог доказать, что именно это время года изображено на картинке. Не менее 8 признаков подтверждения на всех картинках, по 2 признака на каждую картинку.
  • За правильное определение сезона и обоснование 5-7 признаков ребенок получает 8-9 баллов.
    правильное определение и обоснование 3-4 признаков дают ребенку лишь 6-7 баллов.
  • Подтверждение своего мнения по 1-2 признакам указывают на 4-5 баллов.
  • Самый низкий уровень развития мышления ребенок проявляет при 0-3 баллах за попытку определить время года и обосновать признаки. Но попытки были неудачными.

Диагностический комплекс по исследованию познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе диагностики, представляют собой приближенную информацию об умственном развитии. Ее использование для суждения или формулировки выводов, может быть только в совокупности с иными результатами, полученными в ходе других исследований.

Стандартный блок диагностических методик включает в себя четыре методики, направленные на выявление различных аспектов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

  • ориентировка в окружающем пространстве;
  • умение выделять существенные признаки из общего;
  • уровень развития наглядно-образного мышления;
  • умения устанавливать последовательность событий.

С целью исследования данных сторон познавательного развития старшего дошкольника, могут быть использованы следующие диагностические методики:

  1. Игра «Нелепица» – ребенок рассматривает картинку, на которой изображено большое количество событий. Его задача найти нелепости и искажения реальности, «ошибки» художника.
  2. «Четвертый лишний» – ребенку предлагается четыре картинки или предмета. Необходимо убрать лишнее, обосновав свой выбор.
  3. Диагностическая методика Л.А. Вагнера – ребенку предлагаются вырезанные из бумаги формы, из которых он должен собрать предметное изображение в соответствии с представленным эталоном. Выполнение этой задачи позволяет определить исследователю умение детей оперировать сенсорными эталонами.
  4. Использование сюжетных картинок – ребенок должен рассказать о том, что он видит на картинке, что там изображено и какие действия выполняют героя картинки. Рассказа ребенка отражает уровень развития у него связной речи, умении самостоятельно логично и последовательно излагать мысли.

Замечание 1

Таким образом, диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предполагает обязательное использование комплекса методик. Только в этом случае можно говорить о всестороннем исследовании и достоверности полученных данных.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами

С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания

Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

быстро и прочно освоить учебные задания;
адекватно оценить приобретенные знания;
продуктивно воспринимать учебный материал;
концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них

Упр. Характерные особенности поведения различных категорий детей

(см. в конце текста)

Ну и что с этим делать?

  1. Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, психотерапевтические методы, и индивидуальный подход в школе.
  2. Они больше чем другие дети нуждаются в позитивном подкреплении своих успехов.
  3. В четкой формулировке требований к ним, поэтапность (постановка целей перед ребенком и медленного приближения к ним).
  4. Режим дня (что дисциплинирует и помогает ребенку получить опыт в организации своего времени и прстранства)
  5. Практически все окружающие гипердинамического ребенка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбежной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются.
  6. Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Н.с. ГД ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку.

Далее ситуация может развиваться несколькими путями:

  1. ребенок опускает руки и попросту плюнуть на мнение окружающих. Он идет на улицу, где его сверстники восхищаются его безбашенностью, желанием самоутвердиться, активностью.
  2. другой ребенок с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть соматическими заболеваниями.
  3. третий ребенок самый сильный и мужественный, несмотря на все трудности продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально все против него. Иногда у него что-то получается – он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или «великим химиком», или записным школьным юмористом, или просто классным шутом. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением – проявление синдрома резко идут на убыль.

При организации учебной деятельности важно помнить:

  1. о необходимости смены деятельности
  2. Включение творческих заданий
  3. дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками
  4. Работа с эмоциональным состоянием ребенка

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор ( другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  10. Не настаивать на том ,чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения.
  11. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь,2007
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  4. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2006

Характерные особенности поведения различных категорий детей

РЕБЕНОК

  • излишне говорлив
  • продуктивно работает по пооперационным картам
  • отказывается от коллективной игры
  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • любит ритуалы
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается со взрослыми
  • создает конфликтные ситуации
  • отстает в развитии
  • чрезмерно подозрителен
  • вертится на месте
  • совершает стереотипные механические движения
  • контролирует свое поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • беспокоен в движениях
  • имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли
  • часто спорит со взрослыми
  • суетлив
  • кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • плохо ориентируется в пространстве
  • часто дерется
  • имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует «плохое»
  • самокритичен
  • не может адекватно оценить свое поведение
  • имеет мускульное напряжение-увлекается коллекционированием
  • имеет плохую координацию движений
  • опасается вступать в новую деятельность
  • часто специально раздражает взрослых
  • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается
  • годами играет в одну и туже игру
  • мало и беспокойно спит
  • говорит о себе во 2-м и 3-м лице
  • толкает, ломает, крушит все кругом
  • чувствует себя беспомощным
  • задевает и роняет предметы
  • завистлив, мстителен
  • избегает прямых взглядов
  • ведет себя однообразно
  • раздражителен
  • легко отвлекается
  • часто страдает головными болями, спазмами
  • винит других в своих ошибках
  • стремится разозлить маму, воспитателей
  • избегает общения со взрослыми
  • боится потерять над собой контроль
  • имеет хорошую механическую память
  • думает, что он не хуже других
  • не хочет разлучаться с родителями
  • имеет низкий уровень эмпатии
  • неуклюж
  • избегает общения с детьми
  • часто сердится и отказывается что-либо делать

Характеристика диагностики: автор и предназначение

Американский психолог немецкого происхождения Гюго Мюнстерберг большую часть жизни исследовал так называемое индустриальное направление психодиагностики, стремясь найти способы увеличения производительности труда

В 1915 году появилась его методика, призванная оценить умение человека концентрировать своё внимание. Тестирование заключалось в том, чтобы предложить испытуемому идентифицировать 25 слов в нескольких строках хаотично записанных букв

Со временем тест был адаптирован последователями Мюнстерберга для людей разного возраста. Изменения коснулись количества слов и времени, отведённого на задание, а принцип остался прежним.

Методика применяется для диагностики внимания детей, достигших возраста 5 лет.

Автор оригинальной методики — Гюго Мюнстерберг

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны

Все показатели строго фиксируются.

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Обработка и интерпретация результатов

Для младших школьников

Для подведения итогов необходимо посчитать количество правильно отмеченных слов за указанное время:

  • 15 штук — отличный результат;
  • 13–14 — хороший показатель концентрации внимания;
  • 10–12 — средний уровень;
  • 7–9 — ниже среднего;
  • 4–6 — плохой;
  • 1–3 — очень плохой.

Если у малыша в итоге выходит от 10 до 14 баллов, то есть степень концентрации в пределах нормы и чуть выше, то таким детям рекомендовано 2–3 раза в неделю выполнять тест Мюнстерберга в качестве тренировки. Разумеется, набор слов нужно предлагать каждый раз разный.

Результат в пределах 1–9 баллов требует системных занятий, направленных на развитие внимания. Для этого можно порекомендовать методику «Перепутанные линии» (подробнее о ней расписано в статье «Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики «Перепутанные линии») или любые другие тесты, связанные с необходимостью концентрироваться.

Для учащихся среднего и старшего звена

Шкала оценки результатов более взрослых испытуемых такова:

  • 25–24 слова — отличный результат;
  • 20–16 — норма;
  • 10–15 — ниже среднего;
  • 1–9 — слабый уровень.

Рекомендации по тренировке внимания при 1–15 правильно найденных словах такие же, как и в случае с аналогичными итогами теста, продемонстрированными младшим школьником. Только стимульный материал полагается брать соответствующий возрасту.

Методика Мюнстерберга, изначально разработанная для взрослых, отлично вписалась в набор базовых тестов для исследования показателей внимания детей. Диагностика также позволяет тренировать это свойство психики. Вот почему тест рекомендуется проводить в школах регулярно (раз в 4–6 месяцев).

Какие основные свойства внимания?

Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.

Переключаемость – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.

Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.

Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.

Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.

Корректурная проба: ключевые моменты

​Открыть и скачать
Корректурная проба для детей 5-6 лет

Современные бланки для тестирования базируются на корректурной пробе Бурдона, созданной в конце 19 века. Французский психолог работал над инструментами, которые помогут эффективно выявлять утомляемость и определять устойчивость внимания на производстве. Главной целью специалиста являлось снижение травматизма рабочих из-за усталости и потери контроля над ситуацией.

Разработанный Бурдоном бланк представляет собой печатный материал с различными символами, расположенными по следующим правилам:

  • построчно;
  • хаотично.

Испытуемый должен на время выполнить задание, связанное с отметкой тех или иных знаков:

  • подчеркнуть;
  • вычеркнуть;
  • обвести;
  • вписать внутрь какие-то символы и не только.

Изначально проба Бурдона применялась только на производствах. Позже нашла свое применение в психиатрии и других сферах. В 20 веке она стала активно использоваться в работе с детьми, превратившись в простой и результативный инструмент для тренировки внимания.

Рекомендации по тестированию

В работе с детьми важно грамотно подобрать стимульный материал, соответствующий возрастным особенностям испытуемых. Изображения должны быть хорошо знакомы ребенку и не вызывать вопросов

Для дошкольников выбираются листы с нанесенными:

  • персонажами из сказок;
  • животными;
  • растениями;
  • фруктами/овощами и не только.

Детишкам постарше подойдут бланки с геометрическими фигурами или с буквами (для диагностики внимания подходят и перечисленные выше варианты).

Листы с нанесенными изображениями не нужно покупать – их можно в интернете и распечатать в нужном количестве

Это важно, так как на каждое новое задание берется только чистый бланк. Лист с уже сделанными отметками для дальнейшей работы не подходит

Перед тестированием родителям необходимо создать спокойную и дружелюбную атмосферу. И провести простую подготовку:

  • познакомить ребенка с бланком;
  • озвучить задание;
  • показать на своем примере, как выполнить работу.

Сложность заданий увеличивается постепенно. Изначально перед ребенком ставится только одна задача – например, вычеркнуть листик или обвести грибочек. После нескольких тренировок тест можно усложнить, дав 2-3 задания одновременно:

  • поставить в яблочке «+»;
  • вписать в грибочек «*»;
  • зачеркнуть листик.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка, рекомендуется первые пробы проводить не на время. И лишь после того, как появятся положительные результаты, ограничивать испытуемого 5-10 минутами.

Особенности корректурной пробы для дошкольников

Для детей 5-6 лет достаточно листа с 81 символом. Среди возможных вариантов заданий стоит отдавать предпочтение следующим:

  • выделить картинку;
  • определить последовательность.

В первое время проверяющим можно не замечать некоторых ошибок – это вызывает у ребенка интерес к работе и повышает уверенность в своих силах.

Корректурная проба – это многофункциональный инструмент, с помощью которого можно помочь ребенку развить внимание и подготовиться к школе. ​Открыть и скачать
Корректурная проба для детей 5-6 лет

​Открыть и скачать
Корректурная проба для детей 5-6 лет

Проведение теста Мюнстерберга на внимание и восприятие

Тест проводится в письменном виде в групповой форме.

Стимульный материал для детей разного возраста отличается, и подготовить его экспериментатор может своими силами. Малыши дошкольного возраста (5–6 лет) не могут долго сосредотачиваться на выполнении одного задания, что обусловлено особенностями развития их психики. К тому же испытуемый должен знать значения тех слов, которые зашифрованы в строчках: например, если для подростка слова «прокурор» и «отчаяние» знакомы, то ребёнок в 1–2 классе вряд ли знает их значение, а следовательно и не определит (не потому, что не сконцентрировался, а просто по незнанию). Для малышей в хаотично расположенных буквах шифруется не 25 слов, а 15, причём состоять они должны из 1–2 слогов. Для ребят постарше — 8–12 лет — количество элементов стандартное (25), но каждый должен быть составлен не более чем из 3 слогов.

Что касается времени, отведённого на работу, то детям 13–15 лет выделяется 2 минуты, 8–12 лет — 3 минуты, 5–7 лет — 5 минут. Алгоритм проведения теста таков:

  1. Детям выдаются бланки с буквами.
  2. Экспериментатор объясняет: «Перед вами набор букв, который, на первый взгляд, кажется бессмысленным. Но это не так. В ребусе зашифрованы слова, которые вы должны отыскать.
  3. Вместе с испытуемыми на доске разбирается пример (скажем, такой: «рюклбюсуфркнп»).
  4. Взрослый уточняет, сколько времени для выполнения задания у детей, и испытуемые приступают к самостоятельной работе.
  5. По истечении озвученного периода испытуемые отдают работы.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один – в красном цвете (например, от 1 до 25), другой – в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, – обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

Методики исследования избирательности внимания

Тест Мюнстерберга. Это ряд букв, среди которых встречаются слова. Испытуемому предлагают найти и подчеркнуть все слова за 2 минуты. В протоколе отмечают время, затраченное на выполнение задания, и ошибки.

Тест Торндайка (ТТ) предусматривает поиск трехзначных чисел среди фонового материала. Субъекту предлагаются 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди 100 трехзначных чисел.

Прежде чем начать тест четко дается инструкция: «Перед вами бланк, верхние два столбца – это числа эталоны, которые необходимо отыскать в нижних столбцах. Найденное число обведите кружочком, а в верхнем столбце вычеркните. Работать нужно быстро».

Выделяют 3 стиля работы:

  1. систематический – методично сканировать все числа;
  2. оптимальный – упорядочено искать соответственно последовательности искомых эталонов;
  3. хаотичный – беспорядочный просмотр всего фонового материала.

В среднем человек тратит 190-210 секунд для выполнения задания. Проведенные исследования нормы обнаружили, что успешность представительниц слабого пола значительнее, чем у мужчин, с годами в обеих группах успешность снижается. Коэффициент успешности соотносится с коэффициентом интеллекта в целом и степенью академического обучения.

Питание

Правильная диета поможет справиться с гиперактивностью ребёнка. Лучше исключить или уменьшить потребление fast food’а; газировок; сладостей; белого хлеба; углеводов; сахара; кофеина; еды, содержащей искусственные пищевые ароматизаторы, консерванты и красители (особенно эритроцит и тетрацин), сместив акцент на натуральные свежие продукты.

Где содержатся витамины B1, B6

У детей с СДВГ часто может быть дефицит витамина D. Именно «витамин солнца» отвечает за баланс серотонина в мозге и помогает легко справляться с интеллектуальными нагрузками. В тёплое время года особенно полезны прогулки на свежем воздухе, походы, а зимой и осенью не забывайте добавлять в меню рыбу, яйца, печень, крупы, молоко и сыр.

Где содержатся витамины B2, D

Также включайте в детский рацион продукты, богатые Омегой-3, витамином В, белком, магнием и кальцием: зелёный горошек, морковь, свёклу, сою, капусту всех видов и форм, кольраби, броколли, шпинат, бобовые, огурцы, сельдерей, листья салата, бананы, груши, яблоки, каши, хлеб из муки грубого помола, семена льна, рыбий жир, растительные масла холодного отжима, кисломолочные продукты, говядину, птицу, йодированную соль.

Диагностика развития воображения

Для диагностики воображения у детей можно использовать методику «Дощечка», суть которой строится на экспериментировании.

Для исследования нужно выбрать деревянную дощечку. Она должна состоять из четырех маленьких частичек квадратной формы. Все части соединяются петлями.

Эту дощечку разворачивают перед детьми и предлагают с ней поиграть. Взрослый показывает, что такую дощечку можно сгибать и складывать.

Когда дети проверять все способы игры с дощечкой, взрослый начинает задавать вопросы, что получается у детей, на что похожа фигура, полученная из дощечки.

Так можно играть долго, пока дети не устанут.

Каждый ответ ребенка оценивается в один балл.

Применение данных методик по диагностике процессов психики носит эмпирический характер. В практике дошкольного заведения используют часто такие методы, как наблюдение. В результате наблюдений также можно получить общие сведения об уровне развития того или иного психического процесса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий