Конфликт между учителем и учеником – этическая дилемма

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Как не устраивать конфликты между учителями: три способа

Конечно, легко говорить: не ругайтесь и не нервничайте. На практике это сложно. Но есть способы справиться с раздражением и избежать ссоры.

1.  Постарайтесь избегать человека, который вас раздражает, если, конечно, это возможно

А если не получается, то когда этот человек говорит что-то неважное, говорите в своей голове вместе с ним. Так вы не будете его слушать четко, и, возможно, не обратите на него внимания

А если вас что-то спросят, то говорите: Да, да, конечно.

2.  Делайте паузы, как только чувствуете, что скоро взорветесь. Отойдите в уборную, или попейте водички, или просто молчите. Если спросят, почему вы молчите, говорите, что задумались. Необходимо замедлить темп разговора, и тогда вы избежите ругани.

3.  Всегда держите в голове, что ваши ссоры с коллегами отражаются на детях в школе. Что пострадают именно они! Ну и помимо всего прочего, вы навредите еще и своему здоровью. 

Советую также почитать книгу Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. В ней собраны советы и практические примеры того, как можно избежать конфликтов.  

Возможные способы решения

Какие основные советы по способам решения различных конфликтных ситуаций? Безусловно, не существует четко прописанного алгоритма действий, и каждая ситуация уникальна, поэтому ее решение должно приниматься исходя из ее контекста. Перед принятием решения следует проанализировать следующее:

— подумайте: достаточно ли знаете своих учеников, об их проблемах и семье, городе проживания, об индивидуальных особенностях, предпочтениях? Никогда не поздно выразить свой интерес — это поможет наладить контакт;

— чаще выслушивайте своих студентов, их мнения, взгляды, даже если вы с ними не согласны. Это поможет находить быстрое решение и избегать возможные «больные» темы;

— не забывайте, вы — один из главных мотиваторов и примеров для подражания, подумайте, достаточно ли хвалите, поощряете, проверяете работу студентов;

— попытайтесь объективно проанализировать ситуацию, причину конфликта, возможные скрытые причины, и на основе этого выстройте конструктивный диалог с учеником;

— как педагог и специалист вы должны оставаться спокойны и сдержаны, настроиться на открытый диалог с учеником, продумать аргументы и заблаговременно определить результат, который хотите достичь;

— исключите ругань, обидные слова, повышенный тон, саркастичные высказывания, даже если это позволяет себе делать ученик;

— если в данный момент эмоции мешают вам или ученику спокойно вести беседу — перенесите ее на позже;

Еще один свежий взгляд на решение конфликтов в публикациях: Five Strategies for Managing Conflict in the Classroom

— не принимайте решений и не делайте выводов в состоянии злости или агрессии;

— если ученик совсем юный, есть смысл пообщаться с его родителями и попробовать решить конфликт с их помощью;

— если в ситуации есть ваша вина, обязательно извинитесь, если ученика — аккуратно выскажите свою позицию, но ни в коем случае не требуйте извинения (тем более публично), не давите на него;

— выберите форму работы (письмо к учителю, ролевая игра, дискуссия и т. д), в которой будет легче узнать причину конфликта и услышать о желаемых решениях от ученика;

— если конфликт обострился, не стоит прекращать работу в данном классе, школе или с данным учеником раньше времени, пытайтесь искать разные подходы, идите навстречу, предлагайте свои решения и проявляйте уважение и спокойствие независимо от ситуации;

— не оставляйте решение конфликта на потом, надеясь, что он исчезнет сам по себе: он трансформируется в скрытую форму и вскоре даст почву для новых проблемных ситуаций. Не спешите, но ищите решение сразу и желательно в паре со студентом.

Уверены, вы вспомните этот короткий ролик в любой проблемной ситуации с учеником и найдете правильное решение. Успехов в работе!

Также могут быть полезны статьи:

Советы родителям школьников: как вести себя с учителем

Если похода в школу не избежать, то нужно знать, как вести себя с учителем, чтобы встреча оказалась продуктивной и не оставила в памяти неприятного осадка. Для начала стоит запомнить, что мнение о педагоге не должно складываться только со слов ребенка. Строгость, требовательность и принципиальность – это те профессиональные качества, без которых педагогика и дисциплина в школе невозможна. А значит, невозможно продуктивное обучение. Можно, конечно, уволить учителя, можно перевести чадо в другую школу – но это лишь побег от проблемы, а не решение ситуации. Вечно строчить жалобы на учителей и переводить ребенка из школы в школу не получится.

Поскольку причина родительского визита в школу – детский конфликт с учителем, нужно решать именно его и решать с минимальными потерями для всех. А для этого лучше провести беседу втроем, то есть помимо педагога желательно присутствие и ребенка. Родительские «личные» просьбы о том, чтобы учитель был лояльнее к ребенку, подбадривал его хорошими оценками и похвалами, «натянул» в четверти положительную отметку не всегда заканчиваются хорошо. Конечно, мотивировать к учебе ребенка необходимо, но одни дети, получив авансом пятерку добросовестно стараются ее отработать, а другие – вообще перестают учиться и. И здесь педагогу виднее, кому поблажка пойдет во благо, а кому – во вред. Стоит прислушаться к мнению учителя, не пытаясь его переспорить или обвинить.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 1. В хорошей группе не может быть конфликтов

Когда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения

Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.

ТОП-3 урока, чтобы улучшить свою жизнь в 2023 году

Проверено на 8500 моих учеников — только практика, без воды

Женские архетипы

Как отпустить прошлые отношения быстро и без боли

Выстраиваем внутреннюю опору

Уже скачали

Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.

Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.

Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные

Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.

Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.

Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно

Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.

У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.

Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта

На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.

Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».

Классические моральные дилеммы для педагога

  • Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).
  •  Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.
  •  Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?
  •  Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.
  •  Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать на горло собственному мировоззрению и принципам, если они противоречат понятию и сути педагогической этики?
  •  Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?

► 

  1. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Иначе вы рискуете построить решение на недостаточных или, еще хуже, неверных сведениях.
  2. Определите все варианты выбора. Не торопитесь, обдумайте ситуацию — возможно, есть хороший выход, которой сложно заметить сразу.
  3. Проверьте каждый вариант по критериям: законно ли решение, соблюдаются ли интересы большинства связанных с ситуацией людей, справедливо ли решение, полезно ли оно, не нарушает ли чьих-либо прав и свобод. Помните, что ясных и простых решений в таких ситуациях обычно не бывает, поэтому у каждого варианта наверняка найдутся минусы.
  4. Выберите лучшее, на ваш взгляд, решение, и подумайте, что вы будете чувствовать, если о нем узнают ваши коллеги, близкие, если его вынесут на публичное обсуждение. Почувствуете ли вы гордость, правоту или стыд?
  5. Примите окончательное решение и действуйте.

Находим решение через творчество

Этические дилеммы – одна из самых сложных групп дилемм. Еще бы! Делать выбор, который априори противоречит личным и общественным нормам, малоприятная задача

А что, если речь идет о творчестве? Герой, который борется с моральными дилеммами, всегда приковывает внимание своего зрителя (читателя)

Как правило, в произведениях прослеживается 5 типов моральных дилемм:

  1. Дилемма обязательств: ситуация, когда персонажи выбирают между конкурирующими обязательствами. Этот прием часто используется в семейных драмах, вспомните хотя бы сюжет пьесы «Ромео и Джульетта», где главная героиня должна решить, остаться ли ей со своим возлюбленным после того, как он убил члена ее семьи.
  2. Дилемма запрета: героям сюжетов запрещено выполнять какие-либо действия, но они не соблюдают запрет. На этом приеме построены фильмы о Гарри Поттере и киносага «Властелин колец».
  3. Дилемма молчания: персонажи обладают ценной для кого-то информацией, но они имеют весомые причины, чтобы молчать. Ярким примером такого персонажа является Гамлет Уильяма Шекспира, который владеет информацией об убийстве своего отца, но выбирает тактику хранить молчание, хотя это противоречит моральной философии.
  4. Кризис веры: герой должен выбрать между доверием к собственной вере или к внешним силам. Например, Иван Федорович в «Братьях Карамазовых», будучи религиозным человеком, вынужден противостоять человеческим страданиям.
  5. Принятие решения о том, оправдывает ли цель вложения: ситуация, когда перед героем ставится аморальная, на первый взгляд, задача. Такой сюжет свойственен антиутопическим романам, например, персонажу необходимо убить кого-то ради спасения других людей [].

Проведите ситуационный анализ, к какому из типов этических дилемм относится ваша дилемма, обратитесь за помощью к герою произведения, который оказался в похожей ситуации: проанализируйте его действия, найдите в его поведении, рассуждениях то, что может помочь вам справиться с вопросом.

Работа с отстающими учениками

Когда дети не успевают осваивать материал, некоторые родители ожидают, что учитель будет заниматься с ними дополнительно после урока. Если не после занятий, то построить работу в классе так, чтобы отстающие могли дать обратную связь — рассказать, что не получается и получить дополнительные задания или материалы для самостоятельного изучения.

Гаяне Воротягина, мама второклассника и восьмиклассника, Москва: «Учитель должен больше времени и внимания уделять детям, которые отстают. Нельзя игнорировать тот факт, что слабым нужно больше помогать. Педагог может дать рекомендации по изучению непонятной темы для самостоятельного изучения дома».

При этом не все учителя согласны, что нужно следить за темпом каждого ученика. 

Оксана Моховикова: «Я всегда ориентируюсь на умных детей. Если кто-то из них не понял, буду рассказывать второй-третий-четвертый раз, пока не поймут. Дураки не поймут никогда, за редким исключением. Кто слушал, тот понял. После уроков не задерживаюсь ни на минуту».

Как предотвратить конфликт?

Учитель не всегда может уделить внимание каждому ученику на уроке. Но, если не обращать внимание на отстающих, они могут не освоить программу в принципе

Один из вариантов — использовать свободное время, а также приглашать учеников на каникулах. 

Елена Яковлева: «После уроков я не всегда могу остаться, но на перемене готова ответить на вопросы. Даю консультации на каникулах, ведь в школу ходить всё равно надо».

В некоторых школах учебный процесс как раз организован так, чтобы у учителя было время помочь ученикам, которые что-то не поняли:

Алена Павленко: «В моей школе активно используются приемы индивидуального подхода и дифференцированного обучения. Рабочий день так устроен, что сначала ты ведешь уроки, а потом ученики занимаются сами, делают домашнее задание. Я прихожу к ним и спрашиваю: „Появились ли вопросы?“ Если у всего класса сложности, то мы еще раз разбираем тему. Если вопрос у пары человек, я забираю их в свой кабинет, и мы заново отрабатываем тему». 

Кроме того, самим родителям тоже необходимо подключаться — если они делают акцент не на оценках, а развивают в детях любопытство, то ученики сами захотят разобраться в непонятных темах.

Мария Еремцова: «Если ребенок что-то не понимает, ему хочется самому разобраться, то он может подойти к учителю и договориться о дополнительном времени или занятии. Если таких детей много, то учителя могут организовать мини-группы по разбору сложностей — мне такой формат кажется очень эффективным». 

Материалы по теме:

Партнерский материал

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Особенности педагогических конфликтов “Педагог-ученик”

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить следующие:• ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение – это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;• участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;• разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегдалегко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму; присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу;• профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;• всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;• конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:• ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи.Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;• свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию, до конфликтной;• педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Типы этических дилемм

Концепция этической дилеммы может показаться ясной, но правда в том, что не существует единого типа. В зависимости от различных критериев мы можем найти различные типы дилемм, которые могут различаться по степени их конкреции, роли субъекта, которому он представлен, или его правдоподобности. В этом смысле некоторые из основных типов следующие:

1. Гипотетическая дилемма

Это дилеммы, которые ставят человека, которого спрашивают, в положение, когда вы сталкиваетесь с ситуацией, которая вряд ли случится в реальной жизни , Это не невозможные явления, но это то, с чем человек должен регулярно сталкиваться. Нет необходимости, чтобы человек, перед которым возникла дилемма, был главным героем этого вопроса, уметь спрашивать, что должен делать персонаж.

2. Настоящая дилемма

В этом случае возникшая дилемма связана с темой или ситуацией, близкой людям, которым она ставится, либо потому, что она относится к событию, которое произошло, либо к чему-то, что может относительно легко произойти в их повседневной жизни. Хотя они, как правило, менее драматичны, чем предыдущие, может быть настолько же или более тревожным по этой причине. Нет необходимости, чтобы человек, которому ставилась дилемма, был главным героем этого вопроса, уметь спрашивать, что должен делать персонаж.

3. Открытая или решающая дилемма

Дилеммы, представленные как открытые или как решение, – это все те дилеммы, в которых представлена ​​ситуация и обстоятельства, которые ее окружают, без того, чтобы главный герой истории (кто может или не может быть субъектом, к которому она относится) еще не сделал каких-либо действие, чтобы решить это. Предполагается, что человек, которому предлагается эта дилемма, выбирает, как действовать в указанной ситуации.

4. Закрытая или анализ дилеммы

Этот тип дилеммы является той, в которой ситуация уже была так или иначе решена, приняв решение и выполнив ряд конкретных действий. Человек, которому ставится дилемма это не должно решать, что сделано, но оценивает работу главного героя .

5. Полные дилеммы

Речь идет о всех тех дилеммах, в которых человеку, которого спрашивают о последствиях каждого из возможных вариантов, сообщают.

6. Неполные дилеммы

В этих дилеммах последствия решений, принимаемых главным героем, не делаются явными, в значительной степени в зависимости от способности субъекта представьте преимущества и недостатки .

Кто защитит учителя?

Для наглядности примера возьмем несколько заголовков из современной прессы:

  • «В Белгороде информатик подрался на уроке с учеником и остался без работы»;
  • «Между учителем и учеником произошла потасовка из-за спрятанного дневника» – новости из Екатеринбурга;
  • «Конфликт между томским школьником и учителем»;
  • «Школьная драка в Чебоксарах»;
  • «В Татарстане уволили учителя труда, подравшегося с учеником».

Из приведенных примеров видно, что последствия каждого из конфликтов – увольнение учителя.

Почему директор школы чаще всего выступает в роли защитника на стороне ученика и возмущенных родителей? Почему учитель в конфликте с учеником, в результате, теряет работу и профессию?

Как правило, при возникновении конфликтных ситуаций руководство школы опирается на тот факт, что:

  • во-первых, учитель – особенная профессия. Тот, кто учит, не имеет права на ошибку – во всяком случае, так считает директор школы и родители. Поэтому школьник чувствует беспрецедентную поддержку, и для него это – средство манипуляции. В результате учитель становится жертвой за справедливое требование соблюдения дисциплины на уроке, за объективную низкую оценку нерадивости ученика, за откровенную грубость и хамство и т. д.
  • во-вторых, учитель – наставник. Он старше и, стало быть, умнее, опытней, чем ученик. Он должен в любой ситуации управлять своими эмоциями, проявлять мудрость и терпение, которое не означает мягкость, вседозволенность и беспринципность. Именно потому что школьник, в силу возрастных особенностей психики, действует импульсивно, а учитель – зрелая личность, с устойчивой психикой, сложившимся характером и профильным образованием, руководство школы переходит на сторону ученика.

Конечно же, случаются исключения из правил. Например, учитель – выпускник колледжа и ему всего лишь 19-20 лет, а ученик – старшеклассник, шестнадцатилетний подросток. В таких случаях директор, как опытный наставник и руководитель, должен взвешенно подходить к принятию решений, учитывая несущественную разницу в возрасте.

Существует целый ряд причин субъективного характера, которые директору нужно оценивать объективно

Важно помнить, что, сломав карьеру учителя необдуманным наказанием, нельзя по-настоящему помочь ученику в самоутверждении, да и, в целом, престиж профессии может пострадать

Задуматься о необходимости наказания учителя стоит и родителям. Защищая позицию своего ребенка, родители должны понимать, что даже в том случае, если учитель оказался не прав, ребенок, конечно, испытает чувство удовлетворения, что справедливость восстановлена, обидчик наказан. Но с этим ощущением победы и чувством защищенности его эго, подросток навсегда утратит уважение ко всем учителям, а за этим последуют сомнения в их компетентности, которая, в итоге, нанесет вред ученику.

Не торопитесь требовать наказания для учителя. Приглушите родительский инстинкт и ответьте себе честно:

  • Что вы сделали, чтобы научить ребенка общению?
  • Уважение к старшим воспитывается в семье, с первых дней жизни, на примере родителей, дедушек и бабушек. Какой пример видел ребенок в вашей семье?
  • Нашлось ли у вас время для разговора с учителем об особенностях характера ребенка?

Ответив на эти и другие вопросы, представив себя на месте учителя, родители легче найдут выход из ситуации, без «раздувания» конфликта, и попытаются исключить из него ребенка. Логично, чтобы со взрослым учителем на равных разговаривали взрослые родители.

Вместо послесловия

Наравне с повышением качества образования, назрела и проблема создания новой воспитательной системы, в которой, безусловно, должна найти отражение традиция уважения к учителю, повышение его авторитета и роли в обществе. Для уровня воспитания еще не создана система оценивания в баллах. Но нравственные категории определяют и качество знаний, и качество жизни, и степень зрелости общества.

Личность преподавателя

Личность преподавателя оказывает большое влияние на
конфликтное поведение студентов. Его воздействие может проявляться в различных
аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками
служит примером для подражания в отношениях со сверстниками. Исследование
показывает, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя
оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с
одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика
«сотрудничество» вызывают наименее конфликтные отношения между
детьми. Однако этим стилем владеет лишь небольшое количество учителей начальной
школы. Учителя начальной школы с выраженным функциональным стилем общения придерживаются
одной из тактик («диктат» или «патернализм»), которые
повышают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество
конфликтов характеризует взаимоотношения в классах с «авторитарными»
учителями и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников,
регулировать их. Конечно, это не означает их подавление. В зависимости от
ситуации может потребоваться вмешательство властей, или это может быть просто
хороший совет. Вовлечение конфликтующих учеников в совместную деятельность,
привлечение других учеников, особенно представителей класса, и т.д. к
разрешению конфликтов может иметь положительный эффект.

Процесс образования и воспитания, как и любое развитие,
невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни
которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является нормальной частью
реальности. В конфликтах между учителем и учеником можно выделить следующие
подтипы:

  • Деятельность, обусловленная успеваемостью студента, выполнение внеклассных заданий;
  • Поведение (действия), являющееся результатом нарушения учеником правил поведения в школе и за ее пределами;
  • Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений между учениками и учителями.

Деятельностные конфликты возникают между учителем и учеником
и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохой
успеваемости. Такие конфликты часто возникают с учениками, испытывающими
трудности в обучении; когда учитель преподает предмет в классе в течение
короткого периода времени, а отношения между учителем и учеником ограничиваются
учебной работой. В последнее время такие конфликты участились, потому что
учитель часто устанавливает слишком высокие требования к усвоению предмета и
использует оценки как средство наказания за дисциплинарные нарушения. Такие
ситуации часто приводят к тому, что способные, самостоятельные ученики бросают
школу, а у оставшихся, как правило, снижается мотивация к обучению.

Конфликты действий. Каждая ошибка преподавателя при
разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты с участием других
студентов; конфликты в учебной работе легче предотвратить, чем успешно
разрешить.

Важно, чтобы учитель мог правильно оценить свою позицию в
конфликте, ведь если он на стороне класса, ему легче найти оптимальный выход из
ситуации. С другой стороны, если класс общается с нарушителем спокойствия или
занимает амбивалентную позицию, это имеет негативные последствия (например,
конфликты могут стать постоянными)

Конфликты в отношениях часто возникают в результате
неумелого решения проблемных ситуаций учителем и часто носят затяжной характер.
Эти конфликты приобретают личностное значение, создают длительную неприязнь
ученика к учителю, постоянно нарушают их взаимодействие.

Таким образом, конфликт — это своего рода закономерность в
процессе общения между учителем и учеником. Она обязательно возникнет в силу
определенных обстоятельств. В этом смысле, однако, можно остановить конфликт на
корню. Учитель должен знать, что ученик может видеть причину конфликта иначе,
чем учитель. Это следует учитывать на этапе разрешения конфликта.

Ряд исследователей и школьных практиков приводят
доказательства следующей закономерности: ошибки учителей приводят к конфликтам,
а конфликты вызывают стрессовые переживания. Давайте подробнее рассмотрим
некоторые типы конфликтных ситуаций в младших классах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий