Содержание культурно-гигиенических навыков ребенка
Определение 1
Формирование культурно-гигиенических навыков – это усвоение основных норм гигиены и правил культурного поведения.
Культурное поведение воспитывается в ребенке с ранних лет. Оно неразрывно связано с формированием гигиенических навыков. Дети приучаются соблюдать правила поведения во время употребления пищи, учатся аккуратности и соблюдению элементарных эстетических норм при употреблении пищи, правильности применения столовых приборов, правилам общения и взаимодействия за столом в процессе употребления пищи и т.д.
Культурно-гигиенические навыки имеют вид устоявшихся привычек поведения ребенка. Они развиваются под влиянием взрослых, которые окружают ребенка. В младшем дошкольном возрасте это влияние дополняется профессиональным педагогическим воздействием. Эффективность формирования навыков, их закрепление зависит от следующих показателей:
- Условий и обстановки их развития;
- Своевременности формирования;
- Эмоционального восприятия ребенком тех действий, которые он выполняет т.е. ребенок должен подражать действиям взрослых с радостью или иметь мотивы их совершения;
- Регулярного выполнения ребенком конкретных действий.
Во время формирования культурно-гигиенических навыков происходит развитие воли ребенка. Дети обучаются борьбе с трудностями, заключающимися в выполнении тех действий, которые для них новые и непростые, а также доведении каждого начатого действия до его логического завершения. Младшим дошкольникам не так- то просто удается справляться с разнородными гигиеническими заданиями. Поэтому, они помогают развитию нравственных свойств подрастающей личности.
В основе становления гигиенических навыков заложено развитие эстетического вкуса ребенка. Дети учатся контролировать опрятность своего внешнего вида, наблюдают изменения, которые произошли с ними при смене грязной одежды на чистую, умывании лица, расчесывании. Дети учатся сравнивать свой облик до выполнения элементарных гигиенических норм и после, что развивает еще и навыки самооценки.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей хорошо еще и тем, что оно помогает развитию самостоятельности ребенка. Ведь, все гигиенические нормы ребенок выполняет ежедневно сам. Таким образом происходит формирование основ самообслуживания. Они выступают фундаментом дальнейшего формирования трудовой деятельности ребенка.
В процессе гигиенического воспитания ребенка происходит развитие у него таких гигиенических умений:
- Мытье рук в определенные временные периоды дня и после конкретных действий и ситуаций;
- Умывание лица с утра и при необходимости т.е. если лицо запачкается;
- Ежедневное купание перед сном, а также возможно и несколько раз в день в жаркую летнюю погоду или же, в случае загрязнения;
- Правила пользования зубной щеткой и объяснение необходимости чистить зубы два раза в день;
- Правила пользования носовым платком, развитие привычки его ношения с собой;
- Развитие навыков пользования расческой;
- Развитие умения соблюдать опрятность внешнего вида.
Рисунок 1. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Существует несколько практических советов, которые помогут успешно вовлечь родителей в образовательный процесс:
- Регулярное информирование родителей о текущей программе и планах занятий. Это может быть сделано через родительские собрания, индивидуальные встречи или рассылку электронных писем.
- Предоставление родителям возможности посещать уроки или занятия, чтобы они могли наблюдать, как проходят образовательные мероприятия, и принять активное участие в них.
- Организация совместных мероприятий для родителей и детей, таких как праздники, выставки или спортивные соревнования. Это поможет создать доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
- Создание каналов коммуникации для обратной связи от родителей. Это может быть сделано через анкеты, опросы, открытое обсуждение или встречи в формате «круглого стола».
- Поощрение активного участия родителей в образовательном процессе, например, через предложение проводить домашние задания, принимать участие в проектах или поделках вместе с ребенком.
Вовлечение родителей в образовательный процесс помогает создать единое педагогическое сообщество, где все участники имеют возможность взаимодействовать и делиться опытом. Такой подход способствует успешному развитию культурно-гигиенических навыков у детей и формированию здорового образа жизни.
Игровые методы в обучении культуре поведения в группе
Рольевые игры – один из самых популярных игровых методов в обучении детей культуре поведения. Во время рольевых игр дети имеют возможность вжиться в разные роли – учителя, доктора, пожарного и т.д. Они учатся соблюдать правила поведения, общаться с другими детьми и взаимодействовать в группе.
Игры на развитие социальных навыков помогают детям учиться работать в коллективе. Например, игра «Построй заходи» требует от детей взаимодействия и сотрудничества. Дети учатся договариваться, принимать решения вместе, слушать друг друга и учитывать мнение других.
Игры на развитие эмоционального интеллекта также важны для обучения культуре поведения. Например, игра «Угадай, что я чувствую» помогает детям узнавать и выражать свои эмоции. Они могут учиться распознавать эмоции других людей и развивать свои навыки эмпатии.
Использование игровых методов в обучении культуре поведения в группе поможет детям лучше усваивать правила поведения и развивать социальные навыки. Игры делают обучение интересным и веселым, что способствует активному участию детей и их полноценному развитию.
Здоровье и гигиена в детском саду
В детском саду дети должны обучаться правильной гигиене, что включает в себя мытье рук перед едой, после посещения туалета и при необходимости. Также, детей следует обучать умыванию лица и чистке зубов.
Для обучения гигиеническим навыкам можно использовать различные методы и подходы. Часто используется метод моделирования, когда воспитатель продемонстрирует правильный способ выполнения гигиенической процедуры, а затем позволит детям повторить ее под его руководством. Это помогает детям понять, как правильно выполнять гигиенические процедуры.
Одним из рекомендуемых методов для развития гигиенических навыков является игротека. В игротеке дети могут играть в различные ролевые игры, в которых они могут быть врачами, медсестрами или пациентами. Это помогает детям понять значение гигиены и развивает их навыки в игровой форме.
Важно также создать правильную обстановку в детском саду для поддержания здоровья и гигиены. Необходимо регулярно проводить уборку помещений и соблюдать чистоту
Детям следует научить чистить свои игрушки и поддерживать порядок в своем личном пространстве.
Развитие культурно-гигиенических навыков в старшей группе детского сада играет важную роль в формировании здорового образа жизни и развитии полноценной личности детей. Полезные привычки и умения, приобретенные в детском саду, сопровождают детей на протяжении всей жизни.
Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями
Для того, чтобы разгрузить воспитателя от заполнения и оформления письменной документации, в садиках методисты и сами воспитатели пользуются специальными карточками, которые создаются единожды и используются постоянно.
Приемы самообслуживания
Картотека, в отличие от планирования, не является обязательной документацией воспитателя, но значительно облегчает и структурирует работу. Создавая картотеку, воспитатель опирается на материально-техническое оснащение дошкольного учреждения, возрастные психофизиологические потребности воспитанников и требования образовательной программы. На данный момент все образовательные программы должны соответствовать Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Навыки самообслуживания как основа культурно-гигиенического воспитания
Навыки самообслуживания являются частью общего и трудового воспитания ребенка. Культура поведения в быту способствует здоровьесбережению и развитию таких личностных качеств, как сила воли, организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
В большей степени культурно-гигиенические навыки закладываются в раннем детстве, так как именно в этот период центральная нервная система наиболее податлива, а навыки самообслуживания повторяются изо дня в день.
Обратите внимание! Тем не менее, в старшей подготовительной группе ДОУ эти качества должны укрепляться и совершенствоваться, создавая условия для дальнейшего формирования полезных привычек
Создание условий воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС
Для развития умений самообслуживания и дальнейшего использования их в повседневной жизни дома и в садике в группе дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы условия, которые диктуют ФГОС. К таким условиям в старшей группе детского сада относят:
- наличие помещения, которое отвечает всем режимным моментам: столовая, туалетная комната, спальня, игровая зона;
- присутствие необходимого количество индивидуальных средств гигиены: фартуков, посуды, расчесок, полотенец и прочего;
- постоянство и систематичность условий (например, принимает пищу и спит каждый ребенок всегда на своем месте);
- соблюдение режима дня (постоянная смена деятельности и знание времени не дает нервной системе перегружаться в течение дня);
- единство требований (условия должны быть соблюдены как в группе, так и дома).
Обратите внимание! Первым и основным условием формирования КГН в любом возрасте является компетентный педагогический состав, который будет учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности каждого ребенка. Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах. Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Компетентный педагогический состав
Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС
Для наиболее эффективной работы воспитателя по привитию культурно-гигиенических навыков в старшей группе составляется подробная картотека. Она представляет собой схему или перспективный план в таблице, который содержит следующие разделы:
- Тематику занятий и формы их реализации (беседы, чтение, упражнения, сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность).
- Распределение занятий по месяцам (январь, февраль,март, апрель и т.д.), сезонам (зима, лето) или четвертям года (первая, вторая четверть).
- Образовательные цели занятий.
Обратите внимание! Тематикой занятий в старшей группе могут стать поведение за столом, обучение вежливости, отношение со сверстниками и другие
Примеры стихотворений для развития и привития КГН
Для привития КГН и быстрого обучения воспитатели используют стихотворную форму. Это могут быть маленькие четверостишья или целые крупные стихотворения, вокруг которых будет построено занятие.
Например, стих «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской, в которых рассказывается о неправильном поведении и приводят детей к важным выводам. Большим воспитательным потенциалом обладают «Вредные советы» Г. Остера, стихотворения Э. Мошковской и А. Барто, «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуйковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и другие потешки и загадки в стихотворной форме.
Мойдодыр
Также воспитатели могут самостоятельно придумывать сказки, которые способствуют развитию не только нравственных качеств, но и гигиенических навыков. Приключения расчески, истории про зубную щетку, сказки о вежливости и сотрудничестве с другими людьми.
Значение формирования культурно-гигиенических навыков
Умение соблюдать гигиену играет ключевую роль в предотвращении заболеваний и поддержании общей физической и психической благополучности. Дети, которые владеют культурно-гигиеническими навыками, более ответственны в отношении своего здоровья и способны самостоятельно следить за своей гигиеной.
Кроме того, формирование культурно-гигиенических навыков способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребенка. Он начинает осознавать, что самостоятельно может заботиться о своем теле, что создает у него чувство уверенности и самоуважения. Такие дети лучше адаптируются к школьной и будущей жизни, так как имеют навыки самоуправления и самообслуживания.
Важно отметить, что формирование культурно-гигиенических навыков происходит в тесном взаимодействии с воспитателями и родителями. Им необходимо помогать детям осознавать важность гигиены, обучать правильному мытью рук, чистке зубов, душу, учить делать уборку вокруг себя
Таким образом, родители и воспитатели играют значимую роль в создании гигиенической культуры в семье и в детском саду.
- Формирование культурно-гигиенических навыков способствует предотвращению множества заболеваний;
- Культурно-гигиенические навыки помогают развить у детей самостоятельность и ответственность;
- Дети, владеющие культурно-гигиеническими навыками, лучше адаптируются к школьной и будущей жизни;
- Родители и воспитатели играют ключевую роль в формировании гигиенической культуры у детей.
Виды занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Их примерные темы могут быть следующими:
- Что такое гигиена.
- Как ухаживать за зубами.
- Микробы — наши враги.
- Сервировка стола.
- Как заботиться о своей одежде.
Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены
В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены
Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену
Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:
- Вспомним, как надо правильно принимать пищу.
- Каждой вещи своё место.
- Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья.
- Чем мыло отличается от шампуня.
- Правила ухода за волосами.
Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история». Его главный персонаж — мальчик Петя. Ему 4 года, однако мама считает сына совсем беспомощным малышом: сама одевает, обувает, кормит с ложечки. И вот однажды она торопилась, и обе ножки мальчика оказались в одной штанине. Причём никто долго не мог определить, что же случилось, и почему Петя падает: ни мама, ни папа, ни даже доктор, которого срочно вызвали. Помог разрешить загадку только мальчик Коля, который зашёл в гости. В результате на другой день Петя уже самостоятельно надевал штанишки.
Построить интересное занятие можно вокруг рассказа М. Зощенко «Глупая история»
После прочтения рассказа ребята обсуждают его. Педагог обязательно затрагивает проблемы воспитания: выясняет с детьми, хорошо ли, когда взрослые слишком опекают ребёнка, совсем не давая ему самостоятельности.
В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.
Суть КГН в подготовительной группе
Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:
- навыки, связанные с поведением за столом;
- одевание-раздевание;
- водные процедуры;
- содержание в порядке личных вещей и спального места.
В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом
Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет
Манеры за столом | Одевание-раздевание | Уход за вещами и постелью | Водные процедуры | |
Первый квартал (первая четверть) |
|
|
Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки». | |
Второй квартал |
В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах. | Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами. Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле. |
| Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках. |
Третья четверть | Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков). |
|
|
|
Четвёртый квартал | Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после. |
|
| Формировать привычку содержать тело в чистоте. |
Эффективные практики и советы
Создание позитивной атмосферы: создайте дружелюбную и поддерживающую атмосферу в группе. Поощряйте их усилия и отмечайте их достижения. Это поможет детям быть более открытыми к изучению культурно-гигиенических навыков.
Организация регулярных уроков гигиены: создайте график для проведения регулярных уроков гигиены. Учите детей правильным способам мыть руки, чистить зубы, ухаживать за волосами и ногтями. Самостоятельные действия должны стать привычкой для детей.
Визуальные пособия: используйте визуальные пособия, такие как картинки и диаграммы, чтобы помочь детям понять правильные способы гигиены. Покажите им последовательность действий и объясните, почему они важны.
Игры и игрушки: используйте игры и игрушки, которые помогут детям учиться гигиеническим навыкам. Например, можно использовать куклы и персонажи, чтобы рассказать детям историю о том, как надо заботиться о своем здоровье.
Образцы и моделирование: покажите детям примеры гигиенических навыков, демонстрируя их сами. Моделируйте правильное мытье рук, чистку зубов и другие действия перед зеркалом
Дети часто повторяют то, что видят взрослых.
Сотрудничество с родителями: расскажите родителям о важности развития гигиенических навыков и попросите их поддерживать эти навыки дома. Проводите родительские собрания, на которых вы будете рассказывать о том, что дети учатся в группе.
Применение этих эффективных практик и советов поможет детям развить культурно-гигиенические навыки в старшей группе, что в свою очередь способствует общему здоровью и благополучию детей.
Как составить картотеку для старшей группы?
Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:
- Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
- Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
- Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
- Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
- Подготовить материал к проведению деятельности.
- Провести игровое занятие согласно плану.
- Оценить результат проведенной работы.
Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.
Татьяна Демина
Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе
Цель
: формировать
культурно-гигиенические навыки.
Задачи
: закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения
: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Воспитывать у детей потребность к порядку, чистоте и опрятности.
Методические приемы
: беседа, показ, поощрение, анализ.
Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы с вами сейчас будем заниматься?
Правильно, обедать.
Тогда, давайте с вами вспомним правила столового этикета.
1. Красиво сесть за стол.
2. Уметь пользоваться салфеткой.
3. Правильно пользоваться ножом и вилкой.
4. Есть аккуратно, бесшумно.
5. Выходя из-за стола задвигать стул и благодарить взрослых.
Ребята, обратите внимание на то, как накрыты столы к обеду. Кто постарался
, чтобы у вас были красиво накрыты столы? (О вас позаботилась наша няня Наталья Вячеславовна, а помогали ей наши дежурные)
Кто постарался
, чтобы у вас были красиво накрыты столы? (О вас позаботилась наша няня Наталья Вячеславовна, а помогали ей наши дежурные).
Пока дежурные садятся за столы, вы нам скажите, кто приготовил для вас вкусный обед? (Повара Раиса Андреевна и Тамара Николаевна)
. А что приготовили для вас сегодня наши повара?
А сейчас тихонько за стол сядут сначала девочки, а потом мальчики. Не забудьте проверить свою осанку.
Приятного всем аппетита!
(При необходимости напоминать детям о правильной осанке, оказывать помощь при затруднениях во время пользования ножом и вилкой, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, ели аккуратно, бесшумно, напомнить о полезности овощных салатов).
Когда закончите кушать, то под своей салфеткой найдете небольшой сюрприз – картинку с изображением вкусных и полезных для здоровья продуктов, которые необходимо кушать каждый день. Это для того, чтобы вы не забывали про них и всегда с удовольствием их кушали.
(При необходимости, напоминать детям полоскать рот после еды)
Публикации по теме:
Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике»
Цель:Формирование навыков коллективного труда. Задачи: Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить.
Конспект проведения дежурства в старшей группе
Тема: «Дежурство по столовой» Задачи: -Продолжать учить называть и различать посуду (чайная, кухонная, столовая); учить детей сервировать.
Конспект проведения НОД «В гостях у мудрой Совы» в старшей группе
Цель: Способствовать освоению действий по построению модели сериационных отношений между объектами; построению классификационных отношений.
Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса»
Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса». Приемы проведения Содержание Название игры Хитрая лиса Время и место.
Конспект проведения зимней прогулки в старшей группе
Прогулка в старшей группе. Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке. Задачи: -Развитие коммуникативных навыков. -Расширение и.
Конспект проведения спортивного праздника в старшей группе «Папа, мама, я – спортивная семья»
Две команды по 6 человек входят в зал. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Сегодня мы собрались на веселые соревнования.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе «Поликлиника» Разработал: Федорова Галина Ивановна воспитатель I квалификационной.
Методы воспитания культуры общения у старших дошкольников
Культура общения старшего дошкольника, прежде всего, развивается на основании примера культурного поведения и общения. Педагог и родители должны демонстрировать основы культурного общения в разных ситуациях. Наряду с этим, культура общения воспитывается посредством применения следующих методов:
- Игровая деятельность. Сюжетные игры помогают создавать различные коммуникативные ситуации, обучающие детей совместной деятельности, выражению своих эмоций и чувств, культурному взаимодействию.
- Организация диалогов дошкольников. Они ориентированы на отработку правил речевого общения. Могут создаваться ситуации телефонных разговоров, проведения интервью, просьбы, предложения и т.д.
- Организация этических бесед. На таких занятиях, дошкольников знакомят с теоретическими основами культурного поведения и общения.
- Соблюдение правил культурного общения в каждом режимном моменте.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что
они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,
чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об
этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает,
отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети
реагируют на слова “волосы” (расческа, ножницы, шампунь,
мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и
пр.).
Вариант.Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром
идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые
используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)