Основные задачи
Формирование гигиенических навыков и привычек начинается с года. От малыша сложно ждать аккуратности, но его стоит постепенно приучать к правилам поведения за столом, на улице и других местах.
Воспитание КГН направлено на решение нескольких задач:
- формирование привычки следить за своим состоянием — умываться, чистить зубы, расчесываться;
- развитие первоначальных представлений о ценности здоровья;
- формирование потребности в соблюдении правил гигиены.
У ребенка должна вырабатываться зоркость. Например, дошкольник должен сам замечать, что у него испачкалась одежда или замарались руки. У малыша нужно вырабатывать уважение к другим людям. Например, неопрятный человек не будет восприниматься социумом.
Возрастные периоды
С года до трех лет воспитанием больше занимаются родители, поэтому мама или папа знакомят малыша с предметами личной гигиены — полотенцами, расческой, зубной щеткой и пастой, мочалкой. Ребенка приучают мыть руки, принимать душ каждый день, пользоваться носовым платком.
Важно создать приемлемые условия для малыша. Например, в ванной комнате можно поставить специальную ступеньку — она позволит ребенку доставать до раковины. Чтобы ребенок не скользил в самой ванне — на дно укладывают коврик
Можно предоставить малышу право самому выбирать личное полотенце и щетку. Например, ему нравится определенный персонаж мультфильма. Тогда стоит купить предметы с его изображением. После этого малыш начнет охотнее умываться
Чтобы ребенок не скользил в самой ванне — на дно укладывают коврик. Можно предоставить малышу право самому выбирать личное полотенце и щетку. Например, ему нравится определенный персонаж мультфильма. Тогда стоит купить предметы с его изображением. После этого малыш начнет охотнее умываться.
На первых порах взрослый все делает сам, но постепенно приучает ребенка к самостоятельности. Например, мама помогла вымыть руки, а малыш сам вытирает их. В качестве сопровождения используют стишки и песенки. Можно использовать игрушки. Например, показывать на кукле как нужно умываться или что делать, если платье испачкалось.
В 3−4 года ребенка учат:
- самостоятельно умываться и вешать полотенце на крючок;
- аккуратно есть за столом: не крошить хлеб, не разливать еду;
- правильно пользоваться столовыми приборами.
В 4 года эти навыки закрепляют и совершенствуют. Можно научить дошкольника пользоваться ножом, показать, как сервировать стол. В старшей группе (с 5 до 6 лет) ребенок учится культурно вести себя: благодарить, тихо задвигать стул, просить выйти из-за стола. Перед школой дошкольник должен уметь хорошо вести себя, знать, как поддерживать опрятность, самому следить за гигиеной.
Составляем карточки по КГН для младшего возраста
Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.
Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте
С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Зажигательные песенки для детей чтобы было весело танцевать
Важно! Полученные навыки способствуют социализации, принятию малыша обществом
Как научить ребенка мыть руки
Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса мытья рук.
Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.
Оборудование: игрушка — резиновый заяц.
Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.
Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.
Как научить ребенка аккуратно есть
Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.
НОД «Чаепитие у Маши»
Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:
- Формировать умение правильно держать ложку;
- научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
- формировать навык пользоваться салфеткой.
Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку. Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль
Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.
Как привить малышу навыки самообслуживания
Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»
Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.
Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене
Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.
Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.
В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).
Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию
За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:
- Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
- Уметь расчёсываться.
- Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
- Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
- Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы сегодня в зале не одни. К нам пришли гости. Давайте со всеми гостями поздороваемся.
(Дети встают в круг)
-Здравствуй, небо голубое,
-Здравствуй, солнце золотое,
-Здравствуй, вольный ветерок,
-Здравствуй, мой дружок,
-Здравствуй, утро,
-Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях и кукла Катенька, здравствуй, кукла Катя. Посмотрите, какая она аккуратная, опрятная. У нее чистый наряд, красивая прическа. Вам нравится как выглядит кукла Катя? Ребята, а мы такие же аккуратные и опрятные, как Катя?
Д:
В: Катя хочет посмотреть, что мы умеем делать и чем мы пользуемся, чтобы быть такими же опрятными и аккуратными. У меня в руках чудесный мешочек.
(Воспитатель берет в руки чудесный мешочек)
Хотите узнать, что же у меня там? Для этого вам надо будет отгадать загадку.Слушайте внимательно:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Д:
(Воспитатель вытаскивает кувшин с водой и льет в тазик)
В: Да, это вода. Что делает вода?
Д: Льется (Можно сказать струится, течет)
Подойдите и потрогайте ее. Скажите, какая она?
Д: Теплая – холодная
Чистая, прозрачная, без запаха,
В: Понюхайте – без запаха
Прозрачная- камушки брошу- они видны. Действительно, вода прозрачная.
В: Для чего она нам нужна? Как вы думаете?
Д: Пить, мыться, поливать цветы, готовить еду, мыть овощи и фрукты и т. д.
В: Да, вода нам очень нужна, без воды мы не можем. Давайте покажем кукле Кате как мы умываемся.
Все вместе:
Закатаем рукава-
Открываем кран- вода.
Моем глазки, моем щёчки,
Моем уши и ладошки.
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие крошки,
Чистые ладошки.
В: Молодцы! Слушайте вторую загадку.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне-
Пусть отмоет руки мне.
Д:
В:(вытаскивает мыло в мыльнице) Да, это мыло. Потрогайте его, какое оно?
Д: Гладкое, ароматное, душистое, бывает разного цвета. Когда его намочить, оно пенится и становиться скользким.
В: А для чего нам нужно мыло?
Д: Смывать грязь.
В: Да, мыло тает в воде, вот я его растворила в воде и у меня получилась волшебная мыльная вода. Хотите поиграть? Мы с вами будем надувать мыльные пузыри. Для этого нам надо набрать в рот по – больше воздуха и силой выдыхать. Давайте попробуем. Как хорошо у вас получается. Молодцы. Кукла Катя будет смотреть, как мы играем с мыльными пузырями.
Берите мыльные пузыри и начинайте надувать. Стаканы держите прямо, чтобы не пролить мыльную волшебную воду. Молодцы.
(Под музыку дети надувают мыльные пузыри)
В: Молодцы. Слушайте еще одну загадку.
И махровое, и гладкое бывает,
Кто помылся, тот о нем не забывает
Взрослого, младенца
Вытирает…
Д: Полотенце
(Воспитатель достает полотенце из мешка)
В: Потрогайте, какое оно?
Д: Чистое, гладкое, мягкое, пушистое, приятное
В: Скажите, а для чего нам полотенце?
Д: Вытираться.
В: А, ребята, у вас есть полотенце? Где хранится ваше полотенце?
Вы пользуетесь только своим полотенцем?
Молодцы кукла Катя и я очень рады, что вы так хорошо все знаете. Катя у нас в гостях и она пришла не с пустыми руками. У нее для нас подарок – большой воздушный шар. Этот шар не простой, а с сюрпризом. На веревочке висят сердечки- на каждом –правила, которые Катя просит нас всегда выполнять. Если вы согласны отвечайте – ДА! (Воспитатель по очереди читает советы)
1. Мыло, полотенце, вода – наши помощники- друзья!
2. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.
3. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.
4. Мойте руки перед едой с мылом.
5. Чаще принимайте душ и ванну.
Воздушный гелевый шар поднимается в воздух.
Конспект игрового занятия с детьми 3-го года жизни, тема: «Гигиена»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки.
Закрепить знания о цвете, величине (широкий-узкий), форме предмета, геометрических фигурах, расположении предмета в пространстве относительно себя.
Активизировать словарь по теме.
Упражнять в счете, умении обозначать его результат цифрой (1 и 2).
Учить детей рисовать кисточкой прямые вертикальные линии.
Совершенствовать умение лепить из соленого теста, рисовать карандашами, наклеивать детали изображения на заданное место.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Оборудование:
Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде), игрушки-зверята.
Предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п. в двух экземплярах каждый).
Прищепки, силуэтные изображения расчески без зубцов из твердого картона.
Картинка-фон с бельевой веревкой, вырезанные из цветной бумаги силуэтные изображения одежды, клей.
Картинка-фон с изображением полотенца, краски, кисти.
Картинка с наклеенными геометрическими фигурами-мыльницами, вырезанные аналогичные геометрические фигуры, чуть меньшего размера — мыльницы.
Салфетки и подносы красного, зеленого, синего и желтого цветов.
Цветные карандаши. Нарисованный контур расчески без зубцов.
Полотенца одинаковой длины, но разной ширины.
Бельевая веревка.
Аудиозаписи: «Чистюли», «В ванной».
Слайд 2Актуальность проекта Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей
привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН
Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей
Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку
В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться
Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.
Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.
Мотивировать малышей можно с использованием игрушки
Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.
Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).
Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности
Воспитание культуры поведения в ясельной группе ДОУ
Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.
Взаимодействие без конфликта- также часть общей культуры человека
Слайд 25Литература:1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы
воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007 6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56 7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990. 8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011. 9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 199710. Информация взятая из Интернета.
Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе
КГН, как направление дошкольного образования, ориентировано на выработку дисциплинированности, аккуратности и организованности. Такое образование преследует цель профилактики инфекционных заболеваний и педикулеза в детском коллективе.
Соблюдение базовых гигиенических норм решает задачу предупреждений пищеварительных расстройств. Основная цель обучения – сохранение и укрепление здоровья детей.
Культурно-гигиеническое воспитание направлено на социальную адаптацию ребенка и формирование базовых навыков гармонично развивающейся личности. В ходе ежедневных занятий по КГН у детей вырабатываются понимание общепринятых норм общественного поведения.
Дошкольникам объясняют значение и смысл гигиенических мероприятий, самообслуживания и культуры за столом. Такие занятия включают в себя ежедневные тренинги и режимные моменты.
Они способствуют всестороннему развитию личности. Детям прививается осознание культурно-этического аспекта собственных действий. Одна из целей занятий – улучшение интеллектуальных способностей дошкольников.
Вывод
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков — это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
Психолого-педагогическими основами овладения навыками гигиены становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.
В ходе констатирующего этапа исследования мы выяснили, что, согласно наблюдению по критериям Л. С. Лазаревой, у 9 человек культурно- гигиенические навыки сформированы на низком уровне; у 8 человек — на среднем; у 8 человек — на высоком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что нормативный уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 5 детей, 17 детей имеют допустимый уровень и 3 ребенка — низкий уровень.
Нами были определены содержание, формы методы формирования у детей культурно гигиенических навыков. Содержание включило в себя культуру еды, одевания, умывания. Были использованы следующие формы работы — групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.
Для формирования культурно гигиенических навыков детей были созданы следующие условия — использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Все это способствовало тому, что на контрольном этапе эксперимента результаты наблюдения по критериям Л. С. Лазаревой показали, что у значительного количества детей (13 человек) культурно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, у 10 детей — на высоком и у 2 детей — на низком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформиро- ванности культурно — гигиенических навыков имеют 12 детей. 12 детей имеют допустимый уровень сформированности культурно — гигиенических навыков. Низкий уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 1 ребенок.
Таким образом, доказана гипотеза о том, что формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста возможно при условии:
- использования русского народного фольклора;
- применения в работе с детьми игровых приемов; сотрудничества воспитателя и родителей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Спектр педагогических профессий в современном мире
- Влияние а.В. Запорожца на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания
- Внедрение триз технологий в учебный процесс колледжа
- Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста
- Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы
- Технология управления образовательным проектом по временным параметрам
- Социально-личностное развитие дошкольников
- Личность ребенка как субъект и объект воспитания
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
- Система воспитания царскосельского лицея