Воспитание культурно-гигиенических навыков во 2-ой младшей группе

Основные задачи

Формирование гигиенических навыков и привычек начинается с года. От малыша сложно ждать аккуратности, но его стоит постепенно приучать к правилам поведения за столом, на улице и других местах.

Воспитание КГН направлено на решение нескольких задач:

  • формирование привычки следить за своим состоянием — умываться, чистить зубы, расчесываться;
  • развитие первоначальных представлений о ценности здоровья;
  • формирование потребности в соблюдении правил гигиены.

У ребенка должна вырабатываться зоркость. Например, дошкольник должен сам замечать, что у него испачкалась одежда или замарались руки. У малыша нужно вырабатывать уважение к другим людям. Например, неопрятный человек не будет восприниматься социумом.

Возрастные периоды

С года до трех лет воспитанием больше занимаются родители, поэтому мама или папа знакомят малыша с предметами личной гигиены — полотенцами, расческой, зубной щеткой и пастой, мочалкой. Ребенка приучают мыть руки, принимать душ каждый день, пользоваться носовым платком.

Важно создать приемлемые условия для малыша. Например, в ванной комнате можно поставить специальную ступеньку — она позволит ребенку доставать до раковины. Чтобы ребенок не скользил в самой ванне — на дно укладывают коврик

Можно предоставить малышу право самому выбирать личное полотенце и щетку. Например, ему нравится определенный персонаж мультфильма. Тогда стоит купить предметы с его изображением. После этого малыш начнет охотнее умываться

Чтобы ребенок не скользил в самой ванне — на дно укладывают коврик. Можно предоставить малышу право самому выбирать личное полотенце и щетку. Например, ему нравится определенный персонаж мультфильма. Тогда стоит купить предметы с его изображением. После этого малыш начнет охотнее умываться.

На первых порах взрослый все делает сам, но постепенно приучает ребенка к самостоятельности. Например, мама помогла вымыть руки, а малыш сам вытирает их. В качестве сопровождения используют стишки и песенки. Можно использовать игрушки. Например, показывать на кукле как нужно умываться или что делать, если платье испачкалось.

В 3−4 года ребенка учат:

  • самостоятельно умываться и вешать полотенце на крючок;
  • аккуратно есть за столом: не крошить хлеб, не разливать еду;
  • правильно пользоваться столовыми приборами.

В 4 года эти навыки закрепляют и совершенствуют. Можно научить дошкольника пользоваться ножом, показать, как сервировать стол. В старшей группе (с 5 до 6 лет) ребенок учится культурно вести себя: благодарить, тихо задвигать стул, просить выйти из-за стола. Перед школой дошкольник должен уметь хорошо вести себя, знать, как поддерживать опрятность, самому следить за гигиеной.

Составляем карточки по КГН для младшего возраста

Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.

Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте

С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Зажигательные песенки для детей чтобы было весело танцевать

Важно! Полученные навыки способствуют социализации, принятию малыша обществом

Как научить ребенка мыть руки

Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса мытья рук.

Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.

Оборудование: игрушка — резиновый заяц.

Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.

Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.

Как научить ребенка аккуратно есть

Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.

НОД «Чаепитие у Маши»

Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:

  • Формировать умение правильно держать ложку;
  • научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
  • формировать навык пользоваться салфеткой.

Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку. Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль

Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.

Как привить малышу навыки самообслуживания

Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»

Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы сегодня в зале не одни. К нам пришли гости. Давайте со всеми гостями поздороваемся.

(Дети встают в круг)

-Здравствуй, небо голубое,

-Здравствуй, солнце золотое,

-Здравствуй, вольный ветерок,

-Здравствуй, мой дружок,

-Здравствуй, утро,

-Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях и кукла Катенька, здравствуй, кукла Катя. Посмотрите, какая она аккуратная, опрятная. У нее чистый наряд, красивая прическа. Вам нравится как выглядит кукла Катя? Ребята, а мы такие же аккуратные и опрятные, как Катя?

Д:

В: Катя хочет посмотреть, что мы умеем делать и чем мы пользуемся, чтобы быть такими же опрятными и аккуратными. У меня в руках чудесный мешочек.

(Воспитатель берет в руки чудесный мешочек)

Хотите узнать, что же у меня там? Для этого вам надо будет отгадать загадку.Слушайте внимательно:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда наш первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Д:

(Воспитатель вытаскивает кувшин с водой и льет в тазик)

В: Да, это вода. Что делает вода?

Д: Льется (Можно сказать струится, течет)

Подойдите и потрогайте ее. Скажите, какая она?

Д: Теплая – холодная

Чистая, прозрачная, без запаха,

В: Понюхайте – без запаха

Прозрачная- камушки брошу- они видны. Действительно, вода прозрачная.

В: Для чего она нам нужна? Как вы думаете?

Д: Пить, мыться, поливать цветы, готовить еду, мыть овощи и фрукты и т. д.

В: Да, вода нам очень нужна, без воды мы не можем. Давайте покажем кукле Кате как мы умываемся.

Все вместе:

Закатаем рукава-

Открываем кран- вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем уши и ладошки.

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие крошки,

Чистые ладошки.

В: Молодцы! Слушайте вторую загадку.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне-

Пусть отмоет руки мне.

Д:

В:(вытаскивает мыло в мыльнице) Да, это мыло. Потрогайте его, какое оно?

Д: Гладкое, ароматное, душистое, бывает разного цвета. Когда его намочить, оно пенится и становиться скользким.

В: А для чего нам нужно мыло?

Д: Смывать грязь.

В: Да, мыло тает в воде, вот я его растворила в воде и у меня получилась волшебная мыльная вода. Хотите поиграть? Мы с вами будем надувать мыльные пузыри. Для этого нам надо набрать в рот по – больше воздуха и силой выдыхать. Давайте попробуем. Как хорошо у вас получается. Молодцы. Кукла Катя будет смотреть, как мы играем с мыльными пузырями.

Берите мыльные пузыри и начинайте надувать. Стаканы держите прямо, чтобы не пролить мыльную волшебную воду. Молодцы.

(Под музыку дети надувают мыльные пузыри)

В: Молодцы. Слушайте еще одну загадку.

И махровое, и гладкое бывает,

Кто помылся, тот о нем не забывает

Взрослого, младенца

Вытирает…

Д: Полотенце

(Воспитатель достает полотенце из мешка)

В: Потрогайте, какое оно?

Д: Чистое, гладкое, мягкое, пушистое, приятное

В: Скажите, а для чего нам полотенце?

Д: Вытираться.

В: А, ребята, у вас есть полотенце? Где хранится ваше полотенце?

Вы пользуетесь только своим полотенцем?

Молодцы кукла Катя и я очень рады, что вы так хорошо все знаете. Катя у нас в гостях и она пришла не с пустыми руками. У нее для нас подарок – большой воздушный шар. Этот шар не простой, а с сюрпризом. На веревочке висят сердечки- на каждом –правила, которые Катя просит нас всегда выполнять. Если вы согласны отвечайте – ДА! (Воспитатель по очереди читает советы)

1. Мыло, полотенце, вода – наши помощники- друзья!

2. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.

3. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.

4. Мойте руки перед едой с мылом.

5. Чаще принимайте душ и ванну.

Воздушный гелевый шар поднимается в воздух.

Конспект игрового занятия с детьми 3-го года жизни, тема: «Гигиена»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки.
Закрепить знания о цвете, величине (широкий-узкий), форме предмета, геометрических фигурах, расположении предмета в пространстве относительно себя.
Активизировать словарь по теме.
Упражнять в счете, умении обозначать его результат цифрой (1 и 2).
Учить детей рисовать кисточкой прямые вертикальные линии.
Совершенствовать умение лепить из соленого теста, рисовать карандашами, наклеивать детали изображения на заданное место.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

Оборудование:

Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде), игрушки-зверята.
Предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п. в двух экземплярах каждый).
Прищепки, силуэтные изображения расчески без зубцов из твердого картона.
Картинка-фон с бельевой веревкой, вырезанные из цветной бумаги силуэтные изображения одежды, клей.
Картинка-фон с изображением полотенца, краски, кисти.
Картинка с наклеенными геометрическими фигурами-мыльницами, вырезанные аналогичные геометрические фигуры, чуть меньшего размера — мыльницы.
Салфетки и подносы красного, зеленого, синего и желтого цветов.
Цветные карандаши. Нарисованный контур расчески без зубцов.
Полотенца одинаковой длины, но разной ширины.
Бельевая веревка.
Аудиозаписи: «Чистюли», «В ванной».

Слайд 2Актуальность проекта Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей

привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку

В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Воспитание культуры поведения в ясельной группе ДОУ

Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».

Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.

Взаимодействие без конфликта- также часть общей культуры человека

Слайд 25Литература:1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы

воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007 6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56 7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990. 8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011. 9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 199710. Информация взятая из Интернета.

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

КГН, как направление дошкольного образования, ориентировано на выработку дисциплинированности, аккуратности и организованности. Такое образование преследует цель профилактики инфекционных заболеваний и педикулеза в детском коллективе.

Соблюдение базовых гигиенических норм решает задачу предупреждений пищеварительных расстройств. Основная цель обучения – сохранение и укрепление здоровья детей.

Культурно-гигиеническое воспитание направлено на социальную адаптацию ребенка и формирование базовых навыков гармонично развивающейся личности. В ходе ежедневных занятий по КГН у детей вырабатываются понимание общепринятых норм общественного поведения.

Дошкольникам объясняют значение и смысл гигиенических мероприятий, самообслуживания и культуры за столом. Такие занятия включают в себя ежедневные тренинги и режимные моменты.

Они способствуют всестороннему развитию личности. Детям прививается осознание культурно-этического аспекта собственных действий. Одна из целей занятий – улучшение интеллектуальных способностей дошкольников.

Вывод

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков — это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.

Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.

Психолого-педагогическими основами овладения навыками гигиены становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.

В ходе констатирующего этапа исследования мы выяснили, что, согласно наблюдению по критериям Л. С. Лазаревой, у 9 человек культурно- гигиенические навыки сформированы на низком уровне; у 8 человек — на среднем; у 8 человек — на высоком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что нормативный уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 5 детей, 17 детей имеют допустимый уровень и 3 ребенка — низкий уровень.

Нами были определены содержание, формы методы формирования у детей культурно гигиенических навыков. Содержание включило в себя культуру еды, одевания, умывания. Были использованы следующие формы работы — групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.

Для формирования культурно гигиенических навыков детей были созданы следующие условия — использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Все это способствовало тому, что на контрольном этапе эксперимента результаты наблюдения по критериям Л. С. Лазаревой показали, что у значительного количества детей (13 человек) культурно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, у 10 детей — на высоком и у 2 детей — на низком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформиро- ванности культурно — гигиенических навыков имеют 12 детей. 12 детей имеют допустимый уровень сформированности культурно — гигиенических навыков. Низкий уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 1 ребенок.

Таким образом, доказана гипотеза о том, что формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста возможно при условии:

  1. использования русского народного фольклора;
  2. применения в работе с детьми игровых приемов; сотрудничества воспитателя и родителей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Спектр педагогических профессий в современном мире
  2. Влияние а.В. Запорожца на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания
  3. Внедрение триз технологий в учебный процесс колледжа
  4. Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста
  5. Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы
  6. Технология управления образовательным проектом по временным параметрам
  7. Социально-личностное развитие дошкольников
  8. Личность ребенка как субъект и объект воспитания
  9. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
  10. Система воспитания царскосельского лицея
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий