Как научить ребенка справляться с трудностями
Каждый разговор взрослых рано или поздно сводится к обсуждению чужих успехов – сослуживцев, бывших одноклассников, соседей… Спросите себя, что именно выносят ваши дети из этих разговоров? Когда вы говорите о достижениях другого человека, делаете ли вы упор на то, что ему просто «подфартило», или акцентируете внимание на его усердном труде?
Если постоянно говорить о том, что Петров получил должность, потому что его бабушка была первой учительницей начальника, а Иванова купила квартиру, потому что ей повезло с работой, у ребенка сформируется стереотип «легких достижений».
То есть успех приходит не к тому, кто усердно трудился и добился цели, преодолев множество препятствий, а к тому, кто был ловчее и удачливее. Посмотрите, что показывают в детских фильмах и телепередачах, – победителем всегда выходит не самый умный и трудолюбивый, а самый наглый и хитрый. Детям просто неоткуда взять правильную установку на достижение успеха.
Как исправить ситуацию? Прежде всего, обратите внимание на то, что вы говорите при детях, ведь вы для них пока единственный авторитет. За каждое достижение хвалите ребенка, но похвала не должна быть искусственной
Даже если работа выполнена из рук вон плохо, найдите в ней плюсы, и лишь потом укажите на ошибки.
И помните, даже за самое большое достижение нужно хвалить правильно – делать упор не на природный талант ребенка, а на то, что ради этого успеха он хорошо потрудился. Так вы мотивируете ребенка на еще большее стремление к труду, а не к безделью («Я же талант! Я и без труда рыбку достану!»)
Предисловие
Как вырастить ребенка счастливым? Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать самим, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как это делать. Однако, как ни странно, книги о том, как вырастить ребенка счастливым, – огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.
В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что «все дети такие», и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас – человеческие детеныши.
Мы не только не знаем и не понимаем истинных потребностей наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют – отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады, а потом в школу. Но те, кому мы доверяем наших детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье неизвестно какое представление.
Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает, отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют – без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту – быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.
Жан Ледлофф – автор книги, которую вы держите в руках, встретила именно таких людей. Более того, прожив с ними два с половиной года, она поняла, чем их воспитание детей отличается от нашего, поняла, почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками». Поняв это, она написала об этом книгу – книгу о том, как вырастить детей счастливыми. Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова – не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества – войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы – только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.
Сегодня мы почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Жан Ледлофф напоминает нам об этом. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить их счастливыми.
Человеку здесь не место
Современный мир во многом построен так, что вредит человеку. Например, из-за автомобилей и сидячей работы мы стали меньше двигаться, и сердечные проблемы помолодели – сейчас врачей уже не удивишь инфарктами у тридцатилетних.
То же касается и детей. Современный мир им совсем не подходит.
Дело вот в чём – ребёнку важно получить знания о мире, потому что никаких инстинктивных программ у него нет (кроме сосания), и без обучения ребёнок просто не встроится в человеческое общество, как не встраиваются в него дети-маугли. Пока речь идёт о совсем маленьких детях (лет до пяти), наше общество ещё более-менее сносно ими занимается
Да, родители часто надолго уходят, оставляя детей под присмотром других взрослых, но это не смертельно – если в оставшееся время общение есть
Пока речь идёт о совсем маленьких детях (лет до пяти), наше общество ещё более-менее сносно ими занимается. Да, родители часто надолго уходят, оставляя детей под присмотром других взрослых, но это не смертельно – если в оставшееся время общение есть.
Проблемы начинаются дальше. Вот, скажем, шестилетний ребёнок. Он уже достаточно созрел, чтобы начать интересоваться социальным устройством общества – что такое работа, как справляться с конфликтами, как общаться с людьми
Плюс у него приближается школьная жизнь, где требуется высокий уровень владения собой (проще говоря, умение произвольно сосредотачивать внимание там, где нужно, а не там, где хочется)
Вопрос – где наш ребёнок всё это увидит и попробует?
Правильный ответ – наблюдая за родителем.
Следующий вопрос – а как часто ребёнок этого возраста может наблюдать за родителем во время работы?
Правильный ответ – крайне редко.
И получается, что вся доступная ребёнку информация содержится в телевизоре и книгах (по нынешнему времени больше в компьютере и планшете). А информация в этих источниках крайне однобока и создаёт искажённую картину мира.
Дети, финансовый успех и установки
Финансы – это тоже частично зона иерархии в семье. Например, нужно с рождения научить сына, что он является добытчиком: прививайте ему мышление предпринимателя и учите мыслить максимально широко. На девочку огромную роль оказывает умение радоваться жизни. Всегда радостная жена – это дополнительный стимул для мужа заработать деньги
Женщина генерирует энергию только тогда, когда она испытывает радость, и поэтому важно научить дочерей радоваться, а также доверять зарабатывание денег будущему мужу
Чтобы все это осуществить, достаточно проработать с детьми установки. К сожалению, многие родители вкладывают в сознание детей неправильные вещи, лишая их будущих радостей жизни. Приведем несколько распространенных ситуаций:
- Подавление эмоций. Никогда не запрещайте ребенку проявлять эмоции. Эмоции созданы для того, чтобы их выплескивать. Невысказанная эмоция превращается в проблему в будущем.
- Запреты «во благо». Вы переживаете за своего ребенка, однако, ему нужно научиться совершать ошибки и выносить уроки. Если ребенок хочет вам помочь по дому, то пусть помогает. Разбитая кружка или разлитый чай не будут для вас проблемой, если вы понимаете такие методы воспитания, как обучение работе в команде.
- Денежные запреты. Никогда не говорите ему негативных установок. Научитесь увиливать в тех ситуациях, когда хочется сказать, что у вас нет денег. Не программируйте ребенка на денежный негатив: всегда закладывайте мысли о финансах только в позитивном ключе. Пусть он знает, что Вселенная изобильна, деньги приходят людям легко и свободно.
- Установки по поводу второго родителя. Да, супруги порой ссорятся. Но никогда не говорите при ребенке плохо о втором супруге. Ребенок считает, что он среднее между показателями папы и мамы. Если оба супруга говорят друг о друге только хорошие вещи, то ребенок будет считать, что он хороший. Однако, если кто-то порочит имя второго супруга, то тогда ребенок будет себя считать хорошим только на половину.
Дети несчастны тогда, когда родители в разводе. Представьте себе: у малыша не то чтобы нет счастливой семьи, у него в принципе нет второго родителя. Никакие отчимы и мачехи никогда не заменят кровных отца и мать. Поэтому, если ваш брак тонет, то старайтесь всеми силами его спасти, хотя бы ради детей.
Подробнее о том, как сохранить брак и прийти к осознанности как жене, так и мужу, мы говорим на курсе «Мастер Разборов». «Мастер Разборов» – это методика, которая позволяет решить все проблемы в жизни человека. Вы научитесь понимать себя и других людей, проработаете весь негатив в душе и измените свою жизнь. Записывайтесь на курс, если хотите по-настоящему все изменить.
Как воспитать счастливого ребенка?
Откажитесь от роли жертвы. Если у вас есть ребенок, это не значит, что не нужно реализовывать себя, закрываться дома и страдать от того, что “ребенок же, как я пойду на курсы макияжа”.
Родительство не должно быть жертвоприношением
Или борьбой за выживание. Или отказом от собственных интересов на благо семьи. Детям, ради которых всегда чем-то “жертвовали” приходится нелегко. На них лежит груз вины и ответственности. Такие дети до конца жизни могут думать, что должны что-то родителям, что вы несчастны из-за того, что они “плохие”, “нереализованные”, “какие-то не такие”… ответственности
Родительство — это не возлогание надежд на дитя
Если у вас не получилось стать знаменитой певицей или гимнасткой, это не значит, что мечту должен реализовывать ребенок. Бывает и наоборот: родители добились успехов и какой-то сфере, стали известными специалистами, построили бизнес… И думают, что ребенок должен продолжить этот путь.
Фразы: “Надеюсь, ты не опозоришь нашу семью”, “мы возлагаем на тебя надежды”, “не упади лицом в грязь” — не сделают ребенка счастливым.
От сюсюканья тоже придется отказаться
Если до возраста 4-5 лет — это нормально и приемлемо, то со временем ребенок будет расти и становиться личностью. Выражать любовь словами “котичек”, “маленький мой” и ласкательно-уменьшительными вариациями имени (Димусечка, Женечка, Олежка) — будет слишком инфантильной формой.
Успешный ребенок. Как этого добиться?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным . Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают усиленно обучать ребенка различным премудростям, водить на курсы и секции. Но всегда ли это приносит ожидаемые результаты?
Предлагаю Вам обсудить этот вопрос в рамках данной статьи. Как добиться, чтобы ребенок стал успешным?
Часто ли Вам приходилось встречать очень умного дошкольника, который затем в школе превращался в самого заурядного середнячка? Мне, в моей практической жизни, такие дети встречались часто. Почему же так происходит? Почему в школе вроде бы умненький ребенок учится с трудом и потом вообще теряет интерес к учебе?
И проблема здесь не в школе, как думают многие родители, и не в учителях, а в семье. Ведь в любом классе есть ученики, которые учатся отлично, ходят в школу с удовольствием и все время стремятся к новым знаниям. И учитель у всех детей один, и учит он всех одинаково, и оценки ставит по одним и тем же критериям. А результаты разные. В одном и том же классе есть успешные дети , а есть неуспешные.
Причина этого не в умственных способностях ребенка, а в умении трудиться. Сомневаетесь? Тогда как объяснить, что неподготовленный к школе ребенок, который нигде не учился до школы, которого никто не готовил к школе, неумеющий ни писать, ни считать становится очень хорошим успешным учеником , если старательно работает на уроках. Вот эта старательность, умение работать и делать то, что требуется помогают ребенку стать успешным.
Предлагаю Вам посмотреть диалог специалистов в психолингвистике внимательно. На 21 минуте Вы узнаете главное условие реализации способностей ребенка.
Единственное качество, необходимое для реализации способностей ребенка – умение трудиться.
Применительно к школе – это умение выполнять требования школы и учителя. В последнее время все чаще можно встретить родителей, которые считают, что ребенку не надо, то что задают в школе, что стать можно умным и не зная таблицу умножения, и правила языка… Многие родители ругают школу за проверку техники чтения , считают, что это травмирует ребенка и не влияет на успеваемость ребенка. Вот отсюда и идет множество проблем на пути в успешному ребенку.
Когда приходит умненький малыш в школу, у него есть определенный багаж знаний. Но ведь эти знания надо научиться применять! Кроме этого надо научиться получать новые знания и умения, а это возможно только тогда, когда ребенок умеет принимать эти знания и думать! А вот думать наши дети часто не умеют и не хотят. Гораздо легче просто повторить за кем-то ответ, чем придумать его самому. А родители, сами того не ведая, поддерживают ребенка в этом нежелании, когда говорят “Зачем тебе это надо?”, “Глупости какие-то вам задают”. И возмущаются школьными правилами.
Есть еще один подводный камень на пути к успеху, который замечают немногие. Это умение ошибаться. Но об этом в другой раз.
В заключение хочу отметить еще раз. Если Вы хотите, гордиться своим успешным ребенком , чтобы он учился с интересом, научите его трудиться. И лучше всего это делается во время выполнения домашних заданий .
Как вырастить успешного ребенка. Как вырастить ребенка успешным и счастливым
Кроме рационального питания, полноценного отдыха во время каникул, физической нагрузки в спортивных секциях, путешествий, изучения иностранных языков что, безусловно, очень важно, ребенку необходимо общение. Получасовой душевный разговор с родителями способствует развитию таланта ребенка
Меньше приказывайте ребенку и навязывайте свои советы, помогаете ему развиваться самостоятельно и развивайте таланты. Как же вырастить ребенка успешным и счастливым?
Как вырастить успешного ребенка?
В успешном развитии личности играют такие факторы как интеллект, образование, социальная среда и переезды в другое место жительства.
Для успешного развития личности необходимо общение с успешными людьми. Не напрасно в народе говорят «С кем поведешься, того и наберешься». Чем шире круг общения ребенка с разными категориями людей, тем лучше для его развития. Ребенок должен взаимодействовать на равных с людьми разных возрастов, социального статуса и профессии. В старину интеллигентные люди устраивали дома приемы творческих людей. Устраивали дискуссии, в которых принимали участие и дети.
Сегодня же самым развивающим занятием для ребенка любого возраста являются путешествия. Отправляйте свое чадо в детские лагеря летом, а осенью и зимой путешествуйте всей семьей. Естественно данный вид досуга весьма затратный, ведь нужно не только выбрать маршрут для путешествия или поездки.
Однако недостаточно быть талантливым человеком. Необходимо суметь продвинуть свой талант. Для этого необходимо общение с нужными людьми – единомышленниками. Мир не придет сам за вашим изобретением. Необходимо чтобы ребенок научился общаться, договариваться, презентовать и продвигать свою идею.
Как вырастить ребенка успешным и счастливым?
Многие дети, увлекаясь точными науками, отстают в развитии социальной адаптации, что не позволяет в дальнейшем продвижению их таланта. Поэтому, ребенок должен быть всесторонне развит в эмоциональном, социальном, творческом, личностном и физическом плане.
Путешествия и переезды способствую развитию самостоятельности, наблюдательности, независимости, учат искать выход из неопределенных ситуаций. Такие поездки позволяют детям изучать культуру других народов, заводить знакомства и расширять свои знания о мировом устройстве. Например, Пабло Пикассо за 19 лет успел прожить в 5 городах. Детям полезно побывать на работе у родителей или старших знакомых. Это будет их знакомить со спецификой разных сфер деятельности.
При одинаковых задатках таланта успеха добьется тот, кто будет больше практиковать в данной области. Если ваш ребенок выбрал направление своей деятельности, создайте для его учебы и практических занятий все условия. Начиная с младшего школьного возраста, приложите усилия к тому, чтобы ребенок опробовал себя в разных сферах творчества и деятельности и выбрал то, что ему по душе.
Уезжая на учебу, наши дети стремительно развиваются как личность. Для каждой мамы не просто отпустить ребенка от себя в самостоятельную жизнь. Но это необходимо для их успеха, для их счастья.
В
Как вырастить счастливого ребенка. Подсказки для счастливого взросления
1-я подсказка – дать ребенку возможность развиваться свободно
Свобода не означает вседозволенность или безразличие. Это возможность ребенка самому проявлять свой потенциал, свои способности, интеллект.
Основной огромный скачок в развитии происходит как раз в детстве
Ребенку важно испытать свои силы, узнать свои возможности, понять «что будет, если». Благодаря таким исследованиям он развивается
Дети любят задавать вопросы, познавая мир и социальные законы. Есть даже такой возраст «почемучек».
Когда взрослый говорит: «Зачем ты это делаешь, это ерунда, тебе рано это знать», он может вызвать отторжение процесса познания. Так происходит обесценивание потребностей и желаний ребенка. Он теряет склонность к исследованию мира и анализу, привыкая жить по отмашке родителя.
2-я подсказка – избегать двойных стандартов
Термин «двойные стандарты» означает, что нет единой системы воспитания и требований в семье к ребенку. Сегодня это можно, завтра – нет. Мама говорит одно, бабушка – другое.
Важен личный пример поведения взрослого. Например, не стоит ругать ребенка за беспорядок, если сами родители мусорят и не моют посуду. Ребенок ориентируется не на слова, а на действия.
Ситуация двойных стандартов губительна для психики ребенка. У него не формируются границы, он не понимает, что можно, а что нельзя. Нет чувства безопасности, так как он не знает, как сегодня мама отреагирует на его поступок.
3-я подсказка – позволить ошибаться
Разумеется, если ситуация не экстренная и не влияет на безопасность.
Например, когда, играя, ребенок испытывает затруднение, реакция родителя – прийти на помощь. Тем самым мы лишаем его возможности анализировать свои действия, учиться на ошибках, постепенно вырабатывать верное решение и самое главное – радости от своих побед.
Это отбивает желание что-то делать и чего-то достигать. Пусть сам завяжет шнурок, хоть и не с первого раза, но это будет еще один шаг к самостоятельности и самодисциплине.
4-я подсказка – понять потребности ребенка, учитывать их
Речь идет не только о базовых потребностях, но и о желаниях, способностях, склонности ребенка.
Интересуйтесь, чем живет и увлекается ребенок, что для него и для его ровесников сейчас важно. Это поможет создать общность интересов
Вырастить детей счастливыми – задача сложная, но решаемая. И это станет вполне реальным, если мы будем помнить о себе, работать над собственными установками, убеждениями
Для ребенка важно видеть личный пример родителей
“Хочу быть как папа!”
Приблизительно с шести лет ребёнок начинает активно интересоваться окружающим миром. В этом возрасте его легко научить правильным и важным вещам – умению делать то, что надо, а не то, что хочется; умению выбирать то, что полезно в долгосрочной перспективе, а не прямо сейчас; умению расставлять приоритеты и следовать им; умению завязывать контакты и поддерживать отношения и так далее, я не стану перечислять всего – это слишком много.
Достаточно запомнить – в младшем школьном возрасте (шесть – десять лет) ребёнок особенно легко усваивает различные важные для жизни вещи. Эти вещи пригодятся ему не только в школе, но и вообще по жизни – на работе, например, или в отношениях. Или и на работе, и в отношениях.
Причём – и это самое важное – ребёнок всё это будет усваивать очень легко, даже играючи. У него сензитивный период на такие умения
Сензитивный период – это период наилучшей усвояемости чего-либо (усвоение идёт быстро и по внутреннему побуждению ребёнка, без принуждения).
Лучше всего такое усвоение идёт тогда, когда ребёнок наблюдает значимого взрослого (например, родителя). Вот взрослый работает свою работу – например, копает. Ребёнок смотрит и учится. Во-первых, учится пассивно – просто запоминая действия родителя. Во-вторых, конечно, уже способен сам что-то делать, какие-то мелкие части работы. В-третьих, родитель ещё подскажет и направит.
Что будет в итоге? Ребёнок вырастет с умением копать, будет знать все премудрости этого дела, будет спокойно относиться к этому занятию – без экзальтаций и волнений. Просто он понимает, что работать – это нормально, вот так работать – это тоже нормально.
И проблем, связанных с “я не знаю, чем заниматься” или “мне так трудно заставить себя работать”, у такого ребёнка не будет. Потому что он усвоил совсем другую модель.
А почему он её усвоил? Потому что он видел родителя за работой. А те, кто не видел, страдают от проблем, связанных с “я не знаю, чем заниматься” или “мне так трудно заставить себя работать”.
Я постоянно сталкиваюсь с этим в моей работе – люди приходят и жалуются (искренне), что им тяжело на работе, что приходится себя насиловать, чтобы трудиться, что голова ломится от сомнений и переживаний по поводу работы и других занятий (например, для многих проблема назначить цену за свои услуги). И это понятно – они выросли в античеловеческой среде и их естественное взросление рядом с родителями было просто невозможно. Такая своеобразная расплата за блага цивилизации.
Как вырастить здорового ребенка. Консультация «Как вырастить здорового ребенка?»
Ольга Афанасьева Консультация «Как вырастить здорового ребенка?»
Вы хотите вырастить здорового , физически крепкого ребёнка? Тогда вам нужно научиться развивать физические умения и навыки малыша, следить за тем, насколько подвижен, активен ребёнок
Для детей трёх-четырёх лет важно, чтобы у них была правильная осанка. Удовлетворялась их потребность в активных движениях, чтобы они участвовали в псдвижных играх, ориентировались в пространстве
Хорошо, если вы проводите с малышом утреннюю гимнастику, выполняя вместе с ним упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению стопы.
Стимулируйте умение ребёнка выпрямлять спину, например попросите дотянуться до какого-либо предмета, коснуться пометки на косяке или двери головой, развернуть плечи, поднять подбор0док и держать голову прямо.
Ребёнок четвёртого года жизни должен уметь бегать на месте или, двигаясь вперёд, подпрыгивать по 10-15 раз. Можно делать упражнения, имитирующие действия животных,персонажей сказок: «Потопай, как слон» ‚ «Потянись, как кошка» , «Пройди на цыпочках, как зайчик» .
Понаблюдайте, сколько сил тратит ребёнок на выполнение того или иного упражнения, каким способом выполняет его, хочет ли продолжать. Очень хорошо, если вы выполняете цикл упражнений вместе с ребёнком.
Чтобы расти здоровым , активным, малышу нужно достаточно двигаться, восполнять потребность в движениях, нести определённую физическую нагрузку. При этом следует учитывать возрастные возможности малыша, степень сформированности тех или иных физических навыков. Во время прогулки обязательно позволяйте ребёнку участвовать в подвижных играх с другими детьми или сами организовывайте псдвижную‚ активную игру. Дети четвёртого года жизни очень Интересуются играми с так называемой ответ. ственной ролью, то есть играми, когда один участник выполняет действие против других, например «водящий» , «баба-яга» и т. д.
Дети этого возраста уже хорошо умеют манипулировать с мячом, прыгают, бегают, катаются на трёх-четырёхколесном велосипеде, поэтому от выполнения знакомых им движений и нужно отталкиваться. От состояния физического здоровья детей зависит их адаптация в окружающем мире. На примере простых упражнений, направленных на развитие общей моторики, вы можете научить малыша выслушивать и запоминать задания, потом выполнять их.
Помните, что все упражнения ребёнку нужно сначала показывать, затем желательно делать их вместе с ним и только после этого просить его самостоятельно выполнять их.
Воспитание точности выполнения движений не только сделает малыша ловким, но и поможет ему ориентироваться в пространстве, улучшит координацию движе ний в целом.
Выполнение простых команд и просьб:
-Подойди к столу (к окну, к двери, к стене) .
-Пройди от окна к столу.
-Пролезь под столом.
-Обойди вокруг стула.
-Попригай, как воробушек.
-Потоплй, как ёжик.
-Поцокай‚ как лошадка.