Инвалидность как социальная проблема

Медико-социальные проблемы

Медико-социальные проблемы инвалидов устанавливаются на МСЭК (медико-социальной экспертизе), где определяется наличие стойкой утраты работоспособности. Медицинская комиссия предоставляет перечень мер реабилитации, которые направляются на социальную адаптацию больного, учитывая соматическое состояние, социальную инфраструктуру. Для решения медико-социальных проблем берутся в учет следующие реабилитационные формы.

Медицинская

Медицинская реабилитация, которая направляется на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Она проводится при помощи мероприятий корректирующего, лечебного направления. Эти меры состоят:

  • из санаторно-курортного лечения;
  • восстановительной терапии;
  • реконструктивной хирургии;
  • протезирования;
  • ортезирования;
  • физиотерапии;
  • лечебной физкультуры;
  • грязелечения;
  • психотерапии.

Пути их решения разрабатываются государством, которое в полном объеме предоставляет необходимую медицинскую помощь, включая обеспечение лекарственными препаратами. Законодательство РФ контролирует осуществление льготной или бесплатной помощи инвалидам. Задачей медицинского направления является не только облегчение самочувствия маломобильного лица, но и приспособление его к современному обществу, к возможности ведения общественной деятельности.

Социальная

Социальная реабилитация – это широкая форма реабилитации инвалида, которая представлена средовой, бытовой, социальной адаптацией в определенных социальных условиях и приспособление к ним инвалида. Социальный аспект помощи людям с инвалидностью охватывает влияние общества на течение заболевания, отношение к инвалидам обществом, взаимоотношение семьи и маломобильного человека.

К неразрешенным проблемам социально-психологического аспекта относятся:

  • невозможность самореализации;
  • психические расстройства;
  • депрессия;
  • социальная невостребованность;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • страх;
  • нарушение адаптации к обществу;
  • нереализованная потребность общения.

Социальные проблемы часто возникают на фоне недостаточной поддержки семьи и общества, недоступности здравоохранения, посещения культурных мероприятий, образования, сложностей в бытовой среде, отсутствие архитектурной среды, необходимой для инвалидов.

Важно! Чтобы инвалид достигнул высокие показатели медицинской, социальной реабилитации, все формы помощи должны идти комплексно, дополнением друг к другу

Виды инвалидности

В зависимости от возраста человека
  • дети-инвалиды;
  • взрослые инвалиды.
В зависимости от причины ()
  • инвалиды войны;
  • инвалиды труда;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды по общему заболеванию.
В зависимости от степени утраты трудоспособности
  • I группа – полностью утратившие трудоспособность;
  • II группа – частично либо временно утратившие трудоспособность;
  • III группа – трудоспособные, но нуждаются в щадящих условиях труда.
В зависимости от степени утраты способности к передвижению
  • мобильные;
  • маломобильные;
  • неподвижные.
В зависимости от вида нарушенной функции
  • расстройства двигательной сферы;
  • расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ;
  • расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания;
  • психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.

Права инвалидов

Согласно Конституции РФ, государство гарантирует социальное обеспечение гражданину в случае инвалидности (статья 39).

Поддержка инвалидам гарантировано оказывается по ряду направлений:

  • получение квалифицированной медицинской помощи;
  • право на получение необходимой информации (в частности, выпуск литературы для инвалидов по зрению является обязательством государства);
  • создание условий инвалидам, включая инвалидов- колясочников и сопровождаемых собаками-проводниками, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • бесплатное выделение на каждой автостоянке не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;
  • предоставление жилья по договору социального найма (для инвалидов некоторых категорий), дети-сироты по достижении 18-летнего возраста обеспечиваются жильем вне очереди;
  • компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%;
  • гарантия трудовой занятости, для чего установлены квоты для приема на работу;
  • предоставление работающим инвалидам ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней;
  • установление для инвалидов I и II групп сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;
  • выплата пенсий, пособий, различных страховых денежных сумм.

Характеристика инвалидности как социального явления

Инвалидность в качестве социального явления рассматривается современным обществом как одна из актуальных проблем его развития. Возникновение этой проблемы обусловлено существованием такой категории граждан как инвалиды, то есть люди, имеющие ограниченные возможности здоровья. Ограниченность инвалидов выражается в наличии частичной или полной утраты возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Инвалиды наряду с остальными людьми имеют потребности, однако в силу специфичности своего статуса наряду с общими потребностями инвалиды испытывают особые потребности, обусловленные наличием той или иной болезни.

В качестве особых потребностей инвалидов, обусловленных ограничениями их жизнедеятельности, можно обозначить:

  • потребность в социальной реабилитации, требующей восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к осуществлению определенных видов деятельности;
  • потребность в обеспечении возможности перемещения;
  • потребность в осуществлении общения с другими людьми;
  • потребность в свободном доступе к объектам культурного, социально-бытового и иного назначения;
  • потребность в получении знаний и образования;
  • потребность в получении возможности трудоустройства;
  • потребность в комфортных бытовых условиях;
  • потребность в социально-психологической адаптации;
  • потребность в материальной поддержке.

Следствием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей инвалидов являются различные проблемы.

Статистика

По данным Росстата, в 2015 г. общая численность инвалидов всех групп в России составляла 12 924 000 человек (примерно 8,8% от всего населения страны), в том числе 604 850 детей-инвалидов.

На конец 2014 г. действовало 1354 социальных учреждения для пожилых лиц и инвалидов, в которых проживали 248 тыс. человек, и 133 учреждения для детей-инвалидов (21 тыс. человек). Кроме того, в 2014 г. работало девять реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста с проживанием 1,6 тыс. человек и 28 геронтологических центров (6,9 тыс.).

На начало 2015 г. число работающих инвалидов составляло 2 473 000 человек (общее число занятых в экономике России в 2014 г. составляло в среднем 71 539 000).

В 2014/2015 учебном году в учреждениях среднего профессионального образования обучались 12 369 студентов-инвалидов, в вузах – 16 768.

На 1 января 2015 г. средний размер пенсии по инвалидности составлял 10 824,5 руб.

Характеристика основных проблем инвалидов

В современном обществе инвалиды сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить несколько проблем, отличающихся особой остротой. К числу таких проблем относятся:

  • во-первых, проблемы социально-бытового характера;
  • во-вторых, проблемы психологического характера;
  • в-третьих, проблемы получения образования;
  • в-четвертых, проблемы трудоустройства.

К числу проблем социально-бытового характера у инвалидов относятся проблемы, обусловленные сложностями адаптации их к условиям жизнедеятельности общества. В составе этих проблем можно выделить:

  • во-первых, ограниченные возможности самообслуживания. Многие инвалиды не в состоянии выполнять обычные действия, к примеру, самостоятельно одеваться, осуществлять прием пищи, передвигаться, вставать или садиться и так далее. Выполнение этих действий требует постоянной помощи, которую не всегда могут оказывать близкие. Для решения проблемы используется помощь социальных работников, помещение инвалидов в стационарные учреждения, центр социальной реабилитации;
  • во-вторых, ограничение выполнения социальных ролей, доступных при наступлении инвалидности. Многие инвалиды испытывают проблемы с созданием семьи, поиском работы, возможностью осуществления социальных контактов.

Проблемы психологического характера возникают при инвалидности на постоянной основе. Это обусловлено наличием психологической травмы по результатам получения определенного увечья. Инвалидность всегда сказывается на человеческой психике, приводит к замыканию в себе, злости на окружающих, неудовлетворенности жизнью. Решение проблем психологического характера инвалидов требует формирования механизма психологической защиты, выражающейся в адекватной самооценке, способности к правильному определению своей и чужой ответственности, реалистичности уровня притязаний и так далее.

Образование выступает одним из факторов, обеспечивающим возможность полноценного включения инвалидов в современное общество. Инвалиды испытывают проблемы с получением образования вследствие таких ограничений как возможность передвижения, доступность информации, низкий уровень инфраструктуры, не позволяющий использовать ее людям с ограниченными возможностями здоровья, и так далее. Российское законодательство предоставляет инвалидам преимущественное внеконкурсное право на поступление в государственные ВУЗы в случае получения положительных оценок на вступительных экзаменах. Однако основные проблемы получения образования связаны не с возможностью поступления, а с возможностью полноценного посещения образовательных учреждений и последующего трудоустройства.

В настоящее время государство активно вырабатывает возможности решения проблем получения образования, в том числе за счет развития системы дополнительного образования. Дополнительное образование призвано обеспечить развитие личности за пределами основных программ обучения. Образование для инвалидов выступает эффективным средством социализации, обеспечения экономической и социокультурной мобильности.

Проблемы трудоустройства инвалидов обусловлены как наличием физических ограничений, так и проблемами получения образования. В рамках рыночной экономики трудоустройство инвалидов ограниченно наличием у них усеченной возможности трудиться по сравнению со здоровыми людьми. Это отрицательно влияет на конкурентоспособность инвалидов при трудоустройстве. Проблема трудоустройства инвалидов подсвечивает проблему их реабилитации и возможности полноценной интеграции в современное общество. На сегодняшний день решение проблемы трудоустройства инвалидов обеспечивается введением определенных квот для хозяйствующих субъектов.

Однако необходимо отметить, что попытки властей и иных лиц решить проблемы инвалидов не всегда наталкивается на адекватное восприятие. Некоторые инвалиды не стремятся к получению образования, поиску работы. Это требует проведения психологической работы с такими инвалидами.

Законы об инвалидности в России

  • Постановление Правительства от 20.02.06 г. № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”.
  • Постановление Минтруда и соцразвития РФ от 15.04.03 года № 17 “Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.05 № 317 “О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.03 г. № 17 “Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  • Разъяснение Минтруда РФ от 15.04.03 г. № 1 “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ № 906н от 17.11.09 г. “Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”.
  • ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 г.
  • ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 2.08.1995 г.
  • ФЗ “О государственной социальной помощи”.
  • ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 8.12.10 г.

Как живут инвалиды в Европе

В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество

Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами

Программы социальной защиты включают:

  • Обеспечение занятости маломобильных людей – как требование к бизнесу на законодательном уровне;
  • Доступную и безбарьерную среду: все культурные учреждения и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочее;
  • Работу с инвалидами проводят специально подготовленные люди. Это не дает людям с ограниченными возможностями замыкаться в себе, изолируя страхи насмешек и косых взглядов. Для людей с тяжелой формой инвалидности такие работники предоставляются бесплатно;
  • Создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению и прочее.

Просветительская работа о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, ведется во всех учебных заведениях. Толерантность к людям с ограниченными возможностями подразумевает уважение и сострадание, но ни в коем случае ни жалость, признание его как личности, обладающей всеми правами здорового человека.

Как чувствуют себя граждане в присутствии инвалидов

Социальный опрос, 2001 год, %

Доля людей, не видящих в этом проблемы растет.

Хорошим примером может послужить опыт Германии. В стране считается, что разностороннее обучение людей с ограниченными возможностями и обеспечение их работой, главная задача для комфортного психологического состояния этой группы людей. Индивидуальный подход позволяет определить наиболее подходящую деятельность. Только после этого начинается процесс обучения. Разработана и реализуется мотивация работодателей по приему на работу инвалидов. Они получают дотации от государства.

Как происходит получение инвалидности?

медико-социальная экспертная комиссия

  • После пройденного обследования и курса лечения врачи сами рекомендуют пациенту получить группу инвалидности и направляют его на МСЭК.
  • Пациент сам заявляет о своем намерении получить группу инвалидности лечащему врачу.

здоровья

Какие документы нужно подготовить?

  • Направление врача на МСЭК.
  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Заверенная копия трудовой книжки.
  • Амбулаторная карта пациента.
  • Иногда могут попросить предоставить справку о доходах.
  • Выписки из всех больниц, где вы проходили лечение, а также их ксерокопии.
  • Заявление на освидетельствование.
  • Характеристика с места учебы или работы.
  • Акт о профессиональном заболевании или производственной травме (форма Н-1).

Льготы и размер пенсии по инвалидности в 2016 году

Инвалидность I группы
  • Инвалид, а также человек, который его сопровождает, имеют право на бесплатный проезд к месту лечения однократно.
  • Бесплатная выдача лекарств, выписанных в рецепте врачом, а также медицинских инструментов и перевязочных материалов, если члены МСЭ решили, что они необходимы.
  • В течение 3-х лет после установления инвалидности человек раз в год получает бесплатную путевку на санаторно-курортное лечение.
  • Бесплатное протезирование зубов.
  • Поступление в средние и высшие образовательные учреждения вне конкурса (если экзамены сданы успешно).
  • Повышенная стипендия при обучении на очной форме.
  • 35-часовая рабочая неделя при сохранении заработной платы.
  • Отпуск за свой счет до 60 дней в течение года.
  • Бесплатный проезд в наземном общественном транспорте, исключая частные маршрутки и такси.
Инвалидность II группы
  • Инвалид (но не сопровождающий его человек) имеет право на однократный бесплатный проезд до места лечения.
  • Бесплатная выдача лекарств, выписанных в рецепте врачом, а также медицинских инструментов и перевязочных материалов, если члены МСЭ решили, что они необходимы.
  • Бесплатное протезирование зубов, конечностей, ортопедические устройства.
  • Поступление в средние и высшие образовательные учреждения вне конкурса (если экзамены сданы успешно).
  • Повышенная стипендия при обучении на очной форме.
  • 35-часовая рабочая неделя при сохранении заработной платы.
  • Отпуск за свой счет до 60 дней в течение года.
  • Бесплатный проезд в наземном общественном транспорте, исключая частные маршрутки и такси.
Инвалидность III группы
  • Скидка 50% на проезд в междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая, а также однократно в течение остального времени.
  • Если человек имеет статус безработного, он имеет право приобретать некоторые лекарства и медицинские изделия по рецепту со скидкой 50%.
  • В определенных случаях – льготы при приобретении ортопедической обуви.
  • инвалиды, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны – 4481,47 рублей;
  • инвалид I группы – 3137,60 рублей;
  • инвалид II группы – 2240,74 рублей;
  • инвалид III группы – 1793,74 рублей;
  • ребенок-инвалид – 2240,74 рублей;
  • инвалиды, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – 2240,74 рублей (в дополнение к выплатам за группу инвалидности).

Размеры социальной пенсии:

  • для инвалидов III группы – 4053,74 рублей;
  • для инвалидов II группы – 4769,09 рублей;
  • для инвалидов I группы, а также для инвалидов II группы с детства – 9538,20 рублей;
  • для детей-инвалидов – 11445,68 рублей.

Минусы инвалидности

  • Вторичные нарушения. Они возникают на фоне изначально существующего заболевания и, как правило, связаны с ним. Часто такие нарушения можно предвидеть, важны меры профилактики.
  • Раннее старение. Многие люди с инвалидностью начинают стареть раньше, у них более выражены возрастные нарушения.
  • Рискованное поведение. В ходе исследований было выявлено, что люди с ограниченными возможностями зачастую более склонны к курению, нездоровому питанию, малоподвижному образу жизни. Это повышает риск некоторых заболеваний.
  • Более низкая продолжительность жизни. Конечно, этот показатель зависит от вида и степени инвалидности. Ученые из Великобритании показали, что люди, у которых имеются умственные и психические расстройства, как правило, имеют более высокие риски преждевременной смерти.
  • Меньше возможностей получить качественную медицинскую помощь. Это может быть связано с тем, что инвалид физически не может добраться до больницы, не имеет средств, чтобы воспользоваться платными медицинскими услугами, сталкивается с неподготовленными медицинскими работниками, которые не умеют работать с такими людьми.

Социально-педагогическая проблема

В России к актуальным проблемам инвалидов относятся трудности с получением образования, без которого нет возможности принимать участие в жизни общества, заработать себе на жизнь. Пенсии, выплачиваемой государством, не хватает на нужды больного человека. Поэтому его содержанием занимаются близкие люди.

Основополагающая роль в получении образования инвалидами отдана школьному обучению. Маломобильным детям не всегда возможно посещение школы, так как многие из них испытывают страхи насмешек, взглядов. Кроме того, современные образовательные учреждения не имеют за собой материальной базы, позволяющей организовать:

  • приобретение специальной мебели;
  • широкие коридоры для колясочников;
  • пандусы;
  • готовность педагогического и медицинского персонала.

Невозможность создания необходимых инвалиду по здоровью условий является основным аргументом администрации школы в предложении ребенку домашнего обучения. Специальные детские учреждения, созданные с учетом физических и психических особенностей, не считаются престижными, не дают перспектив для возможности трудоустройства.

Проблемой на государственном уровне считается неприспособленность учебных заведений, чтобы создать интегрированную форму образования. Благодаря физическим особенностям инвалиды нуждаются в создании среды без барьеров. Для этого требуется специализированная архитектура помещения, оборудование учебного места под нужды ребенка, технические средства обучения, специальная методика, получение услуг сурдпереводчика.

Не во всех образовательных учреждениях имеются кадры, готовые работать с детьми-инвалидами. Решение этого вопроса предполагает получение надомного образования, обучение в ВУЗах дистанционно. Государством предложены льготы при поступлении в техникумы, институты, университеты, при условии успешно сданных экзаменов.

Дистанционное обучение является прорывом в получении образования инвалидами

Инвалидность у ребенка

Когда речь заходит об инвалидности у детей, нужно различить два понятия:

  • ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до 18 лет, которому присвоена группа инвалидности;
  • инвалид с детства – взрослый человек, которому группа инвалидности была присвоена в детстве, пока еще ему не исполнилось 18-ти лет.

Как обычно происходит установление инвалидности ребенку:

  • Обычно изначально такую рекомендацию дают врачи клиники, в которой ребенок проходил стационарное лечение, либо перенес хирургическое вмешательство.
  • Данная информация направляется в поликлинику по месту жительства ребенка. Создается врачебно-консультативная комиссия.
  • Врачи в составе медико-консультативной комиссии составляют медико-социальное заключение. Одну его копию направляют в отдел социальной защиты, вторая остается в лечебном учреждении.
  • В медико-социальном заключении указываются рекомендации по поводу того, нуждается ли ребенок в обучении в специализированном учебном учреждении, на дому, санаторном лечении, вспомогательном оборудовании, расписывается комплекс необходимых реабилитационных мероприятий.

Помимо пенсии, в России дети-инвалиды имеют некоторые льготы*

  • Скидка 50% с 1 октября по 15 мая на билеты на поезд, самолет, междугородние автобусы.
  • Бесплатный проезд (в том числе для сопровождающих взрослых) к месту обследования и лечения на пригородных, междугородних автобусах.
  • Бесплатный проезд на городском транспорте, в том числе для родителей, опекунов и социальных работников, которые едут вместе с ребенком.
  • Если в семье есть ребенок-инвалид, для нее предоставляют скидку на квартплату не менее 50%.
  • Если ребенок-инвалид является сиротой, либо его родители лишены прав, в 18-летнем возрасте ему предоставляют жилье в первую очередь.

*Список льгот актуален на момент написания текста. В настоящее время он мог измениться.

Заключение

Несмотря на то, что государство поддерживает инвалидов материально, обеспечивая их льготами и денежной доплатой, этого недостаточно. Людям нужна моральная помощь, понимание и сердечное отношение. Им необходимо иметь шанс стать частью социума, приобрести не только права, но и обязанности, чтобы нести ответственность за собственную жизнь.

Инвалидам, их родителям и опекунам не стоит зацикливаться на физических или психологических недостатках. Согласно медицинской модели, лечить многие заболевания действительно надо, так как без адекватной терапии сложно прожить. Однако делать человека изгоем нельзя ни в коем случае, что и подразумевает социальная модель. Комбинируя оба подхода, общество может выстроить комфортную обстановку для жизни людей, которые являются инвалидами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий