Взгляд ганса селье на природу стресса кратко

Содержание

Есть три фазы стресса -Согласно работе Ганса Селье в 1936 году. тело переживает столкновение с реальными или предполагаемыми угрозами: тревогой, сопротивлением и истощением, а также отсутствующей фазой реакции на стресс.

В ходе эволюции людей наше выживание зависело от способности преодолевать угрожающие жизни ситуации, от преследования хищных животных до выздоровления от болезней. Но как нам понять, что ситуация настолько опасна, что мы должны адаптироваться и пережить ее?

Часто мы понимаем, что ситуация угрожает, потому что у нас увеличивается частота сердечных сокращений; один из побочных эффектов стресса. Эндокринолог из Вены по имени Ханс Селье (1907–1982) был первым ученым, который указал на эти побочные эффекты и в совокупности идентифицировал их как результат стресса – термин, который мы обычно используем сегодня, но фактически не существовал до недавнего времени. меньше ста лет.

Селье представил модель общего адаптационного синдрома в 1936 году, показав три фазы воздействия стресса на организм. В своей работе Селье, основоположник исследований стресса, разработал теорию о том, что стресс является основной причиной многих заболеваний, поскольку хронический стресс вызывает постоянные долгосрочные химические изменения.

Селье заметил, что организм реагирует на любой внешний биологический источник стресса по предсказуемой биологической схеме, пытаясь восстановить внутренний гомеостаз тела. Эта первоначальная гормональная реакция – это реакция, известная как «борьба или бегство», которая направлена ​​на очень быстрое, почти автоматическое устранение источника стресса.

Процесс, с помощью которого наше тело пытается поддерживать равновесие, – это то, что Селье назвал синдромом общей адаптации.

Давление, напряжение и другие факторы стресса могут сильно повлиять на наш метаболизм. Селье определил, что запасы энергии, которую мы используем, чтобы справиться со стрессом, ограничены. Это количество уменьшается при постоянном воздействии элементов, вызывающих у нас стресс.

«Плохой химик» и «отец стресса»

В Университете Макгилла Селье занялся изучением гормонов. Одно из исследований в этой области — поиски еще не открытого женского полового гормона — стало отправной точкой для его будущих открытий. Селье хотел проверить, какой эффект произведут инъекции различных вытяжек, полученных из коровьих яичников, на лабораторных крыс. Эксперимент провалился: крысы умирали, а при вскрытии Селье обнаруживал одни и те же результаты, не зависевшие от того, какие именно гормоны вкалывали подопытным: утолщение коры надпочечников, атрофию лимфоидных структур, язвы слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. 

Позднее Селье будет шутить, что, будь он хорошим химиком, никогда бы не пришел к по-настоящему важному выводу. Продолжив опыты с крысами, он выяснил, что убивают их не конкретные инъекции гормонов, а в принципе любое воздействие того, что ученый в своей статье 1936 года, опубликованной в журнале Nature, назвал «разнообразными неблагоприятными агентами»: хирургические травмы, мышечное истощение, отравление сублетальными дозами различных соединений, в том числе адреналина, атропина, морфина и формальдегида (сегодня опыты Селье сочли бы неэтичными)

В переписке с редакцией Nature Селье использовал слово «стресс». Он был не первым, кто включал его в медицинские статьи. К примеру, британский невролог и психиатр У. Х. Р. Риверс, вскоре после Первой мировой войны занявшийся изучением «снарядного шока» (посттравматического стрессового синдрома у ветеранов боевых действий), считал его причиной «стресс в широком смысле слова, включая бессонницу, тревогу, усталость». Сам Селье, вероятно, почерпнул слово из трудов американского психофизиолога Уолтера Кеннона. Тот, развивая идеи Клода Бернара о внутренней среде (milieu intérieur), которую организм стремится поддерживать постоянной, предложил теорию гомеостаза («координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма»). Кеннон отмечал, в частности, что система саморегуляции организма не может справиться с «высоким эмоциональным давлением (stress)».

Что интересно, знание восьми языков не уберегло Селье от языковой путаницы, о которой он потом многие годы сожалел. Исследователь не сразу узнал, что термин stress несколько веков используется в физике: им обозначают механическое напряжение, вызывающее деформацию в твердых телах, — то есть внешнее воздействие, а не реакцию на внешнее воздействие, которую имел в виду Селье. В связи с этим позднее Селье разделил два понятия. Он предложил термин «стрессор» для обозначения воздействия, провоцирующего стрессовую реакцию в организме. А термином «стресс» называл саму реакцию организма на стрессор. К тому моменту слово «стресс» уже закрепилось в виде непереводного неологизма в большинстве европейских языков, так же как в русском: der Stress в немецком, il stress в итальянском, estres в испанском и так далее.

Поначалу, избегая понятия «стресс» (его биолог сформулирует позже, в 1946 году), Селье предложил модель общего адаптационного синдрома — совокупности реакций организма на неблагоприятные изменения среды. Биолог разделил их на три стадии: тревоги (когда организм сначала испытывает шок, сопровождающийся снижением температуры и артериального давления, а затем активирует защитную систему через повышенную выработку гормонов надпочечников), сопротивления и, если стресс оказался слишком сильным и продолжительным и организм больше не в силах сопротивляться ему, истощения. 

Природа стресса

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость.

В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека.

Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака.

Однако так ли страшен этот процесс?

Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры».

К стрессорам относятся:

  • изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности),
  • столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных),
  • внутренние процессы в психике человека,
  • социальные условия и так далее.

Для первобытного человека стрессорами являлись, в основном, внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния.

Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни.

Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.

Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Преимущества концепции Селье

Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.

В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».

Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности.

Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Базисная техника саморегуляции

Данная техника является экстренным средством, дает быстрый эффект.

1. При первом выполнении сядем, примем наиболее удобную позу.

2. Располагаем одну руку в области пупка, а другую кладем на грудь (эту часть нужно делать только в начале освоения техники, при первом выполнении, для того чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и верные ощущения).

3. Делаем глубокий вдох, вначале которого немного выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь (совершаем волнообразное движение).

Вдох длится не менее 2 секунд.

4. Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, т. е. делаем паузу.

5. Выдыхаем медленно и плавно в течение 3 секунд, не менее (выдох обязательно должен быть длиннее вдоха).

6. Затем снова глубокий вдох, без паузы, т. е. повтор цикла.

Повторяем 2–3 подобных цикла (предел – до пяти за один подход).

Необходимо помнить, что в некоторых случаях при выполнении техники может возникнуть легкое головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. Если при выполнении техники будет возникать ощущение головокружения, то необходимо, сохраняя соотношение фаз дыхания, сократить количество циклов, выполняемых за один подход.

Рекомендации к применению: выполнять технику необходимо в моменты эмоционального возбуждения, взбудораженности, в состоянии некой напряженности, при возникновении на пике переживаний сильного сердцебиения, для уменьшения усталости после работы (например, после длительной работы на компьютере), в конфликтных ситуациях для сохранения спокойствия. Благодаря технике вы добьетесь сохранения своего внутреннего равновесия.

12 стр., 5607 слов

I. Освобождение мышц

… Когда же мы логично «продействуем» всю лекцию, то одновременно и прочувствуем ее. Теперь все эти действия у нас оправданы. А в процессе их осуществления внутри …

Результатами выполнения этой техники будут:

1. Психологическое спокойствие: достижение способности разумно и без лишней суеты решить возникшую проблему.

2. Стабилизация физиологических параметров деятельности организма:

· возвращение частоты сердцебиения к норме;

· нормализация давления;

· восстановление нормального дыхания.

3. Повышение психологической устойчивости к негативным стрессам.

Действие этой техники основано на определенных физиологических механизмах, которые активируются при таком типе дыхания и помогают сохранять стабильность нашего психоэмоционального состояния или нормализуют его в стрессовой ситуации. Для лучшего понимания рассмотрим, какие реакции развиваются в организме под действием стресса и какое влияние на них оказывает эта техника саморегуляции.

Данная техника эффективна даже в самых тяжелых экстремальных ситуациях. Обеспечивая спокойствие, она сохраняет стабильность личности в том случае, когда повлиять на ход событий не в силах человека. Ведь потеря контроля над происходящим на какой-то период времени не означает, что невозможно регулировать свое психоэмоциональное состояние.

Как правильно использовать дыхательную технику саморегуляции

Данная техника является некой современной формой «медитации». Для выполнения дыхательной техники саморегуляции необходимо выделить некоторое (совсем незначительное) количество времени и использовать данную технику не только в неприятных ситуациях, но и в течение дня несколько раз (до 10–15), уделяя ей максимум 1 (одну) минуту. Просто и эффективно. Отвлекаясь от текущей работы всего на один миг, вы разгружаете свое сознание, освобождаете его от текущих дел, а это приводит к восстановлению сил и сохранению работоспособности. Кроме того, в момент выполнения техники вы приходите в расслабленное эмоциональное состояние.

Этапы:

Введение в понятие стресса, знакомство с основными теориями стресса и механизмами его возникновения.

Основная часть:

· Сбор информации о стрессорах, характерных для работы данной группы (публичные выступления, работа с клиентами, холодные звонки, ЧП и т.д.)

· Отработка упражнений по физиологическому совладению со стрессом, методы релаксации

· Отработка негативных установок, которые могут стать причиной возникновения стресса у сотрудников

· Отработка моделей поведения в стрессовых ситуациях (может варьироваться в зависимости от запроса конкретных участников)

Заключительная часть: Сбор обратной связи от участников (что было полезно, чему научились, что было малоэффективно, какие бы сферы участники хотели доработать).

Первые открытия

Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера. Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов. При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г. Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями. Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами»

Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса

Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

«Отсутствие стресса — признак смерти»

Гипотезу общего адаптационного синдрома Селье в ходе дальнейших исследований развил в концепцию стресса. «Кроме специфического эффекта все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние» (Г.Селье. Стресс жизни, 1956).

Развивая свою концепцию, Селье выделил две формы стресса — отрицательный (дистресс) и положительный (эустресс), — утверждая, что организм не делает принципиального различия между ними. «Мать, которой неожиданно говорят, что ее единственный сын погиб в бою, страдает от ужасного психического шока; если спустя годы выясняется, что эта новость была ложной, и сын неожиданно живым и здоровым входит в ее комнату, она испытывает радость. Конкретные результаты этих двух событий — скорби и радости — совершенно разные, на самом деле они противоположны друг другу, но их стрессорный эффект — неспецифическая потребность в переналадке на новую ситуацию — одинаков». И уже из этой цитаты понятно, что сам Селье значительно расширил представление о стрессоре, имея в виду не только негативное (физическое, химическое, биологическое) воздействие на организм, но любое сильное воздействие, вызывающее сильную эмоционально окрашенную реакцию.

К большой досаде Селье, общество усвоило только часть его теории: слово «стресс» в массовом сознании приобрело отчетливо негативные коннотации, хотя ученый не раз подчеркивал, что жизнь без стресса невозможна в принципе. 

Со времен Селье появились новые данные о нейрофизиологических механизмах контроля стресс-реакции организма, а также о природе стрессоров в современном мире. Эти данные значительно углубили и расширили концепцию общего адаптационного синдрома и учение об эустрессе и дистрессе.  Так, например, хотя ученый догадывался о роли кортикостероидов, в том числе кортизола — гормона, уровень которого сегодня считается ключевым показателем стресса, — в середине XX века они все еще были недостаточно изучены. Ряд исследований (например,  работа Пацака и Палковича, 2001 год) показали, что стрессоры разной природы  воспринимаются разными структурами мозга, запуская специфические ответные реакции. При этом в оценку стрессора, в той или иной степени, вовлекается гипоталамус, что сопровождается ростом содержания гормонов стресса в крови — это и есть универсальный неспецифический компонент каждой стресс-реакции. Более того, если природа стрессора такова, что помимо чисто физиологических изменений показателей гомеостаза (снижение уровня глюкозы в крови, внутренние кровотечения и др.), он вызывает специфические осознаваемые ощущения (боль и др.), сопровождающиеся эмоциями, вовлеченность гипоталамуса и структур лимбической системы в контроль стресс-реакции возрастает, что сопровождается и ростом силы неспецифического компонента стресса.  Таким образом, теория стресса не была полностью отвергнута, но потребовала существенных уточнений.

Селье был первопроходцем, но не был непогрешимым провидцем. Он выдвигал смелые гипотезы, и они нередко оказывались спорными. Причем настолько, что, возможно, это стоило ученому Нобелевской премии, на которую его с 1949 года номинировали 17 раз. Так, например, стадию истощения при длительном воздействии стрессора Селье связывал с исчерпанием адаптационных ресурсов организма, одним из симптомов которого было прекращение выработки гормонов. Однако выработка гормонов не останавливается — проблема стресса в том, что сама стресс-реакция истощает ресурсы организма и может быть более разрушительной, чем воздействие стрессора.

Ганс Селье в своей библиотеке

Стадии стресса

Оказывается, шарики антистресс
нужно сжимать в руке,
а не засовывать в рот людям,
вызывающим у тебя стресс!

Если совсем упростить понятие стресса, то это явление выглядит так: в ответ на воздействие вредного фактора организм запускает процесс, который состоит из трех стадий:

1. Стадия тревоги — организм испытывает шок и активирует защитную систему.
2. Стадия сопротивления — организм включает на полную мощность все защитные механизмы.
3. Стадия истощения — организм больше не в силах сопротивляться.

Если человек успевает избавиться от вредных факторов до истощения, то стресс не приносит вреда. Через некоторое время организм запускает обратные процессы и ликвидирует последствия стресса. Небольшой стресс даже несколько полезен, так как «взбадривает» организм.

Примером полезного стресса может служить посещение аттракциона в парке.

Если же наступает стадия истощения, то это вызывает физические и психические расстройства. Основные мишени стресса — сердце, мозг, желудочно-кишечный тракт. Последствия могут быть весьма тяжелыми вплоть до летального исхода.

Также при стрессе страдает половая функция. Во время стресса происходит резкое падение уровня половых гормонов.

Люди по-разному реагируют на стресс. Эта реакция сильно зависит от восприятия человеком ситуации, насколько опасной человек ее считает.

Общий принцип работы со стрессом заключается в двух шагах:

  • Нужно как можно быстрее убрать стрессовый фактор.
  • Помочь организму убрать последствия стресса, для этого лучше всего заняться физической активностью (бег, танцы, плавание, быстрая ходьба…)

В наше время число факторов стресса растет, поэтому понимать, что такое стресс и как от него защищаться, полезно любому человеку.

По иронии судьбы у Ганса Селье был в жизни своеобразный стрессовый фактор — он так и не получил Нобелевскую премию, хотя был номинирован 17 (!) раз.

Если чувствуете стресс,
то не заставляйте себя работать,
а возьмите паузу, и помогите
организму справиться.

Сильные стороны и критика теории стресса Селье

Теория, разработанная Гансом Селье, выгодно выделяется на фоне других многочисленных работ, посвященных вопросам стресса, его развития, течения и завершения.

Среди ключевых преимуществ рассмотренной сегодня теории следует, прежде всего, отметить тот факт, что этот труд собирает воедино многочисленные разрозненные симптомы, признаки и реакции. Подобный подход делает возможной целостную оценку всей физиологической цепочки синдрома адаптации к раздражителям.

В своих публикациях Селье часто давал дополнения к ранее представленным концепциям, подведя в конечном итоге заключение в книге под названием «Стресс без дистресса». В этом литературном экземпляре стресс был определен ученым в качестве неспецифического ответа организма существа на абсолютно любого рода раздражающие его механизмы.

Почему исследователь классифицировал стресс именно в качестве неспецифической реакции?

Суть в том, что под влиянием любых агрессивных и угрожающих факторов, организм реагирует специфически. К примеру, когда жарко, человек потеет, благодаря чему температура его тела уменьшается. Во время холода происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов, что делает уровень теплопотерь более низким.

Если человек чувствует угрозу своему здоровью и жизни, он мобилизует мышцы для бегства или атаки. Специфическим механизмом действия обладают и любые лекарственные препараты, принимаемые человеком – каждая группа медикаментов выполняет свои индивидуальные функции.

Наряду с этим, при возникновении любого агрессивного и угрожающего воздействия, человеческий организм запускает ряд цепочек, сопровождающихся неспецифическими реакциями в отношении определенных моментов. За счет подобных реакций происходит восстановление и нормализация внутреннего баланса, благодаря чему отмечается существенное увеличение адаптивной способности. Именно в таких реакциях состоит вся сущность стрессов.

Благодаря неспецифическим реакциям происходит объединение всех возможных разновидностей воздействия, собирается целостная картина и появляется возможность оказания влияния на течение стресса со стороны специалистов, его изучения и устранения.

Неоднократно лучшие представители психологии, а также социологии и других смежных областей высказывались, что теория, разработанная в свое время Селье, привела к кардинальному изменению подхода к изучению множества заболеваний, а наработки исследователя распространились по всему миру и стали весьма широко использоваться.

Наряду с этим, теория Селье, равно как и любая другая, может быть подвергнута критике

К примеру, ученый не принимал во внимание роль центральной нервной системы человека в порядке развития стресса, в то время как многие именитые представители психологии и других медицинских ответвлений рассматривают подобные действия в качестве существенного упущения и недочета

Вместе с тем, Ганс Селье не отрицал недооцененность роли центральной нервной системы, но основные усилия направлял все-таки на изучение событий и изменений, происходящих под влиянием эндокринной системы.

Современные сторонники Селье признают важную роль центральной нервной системы в появлении и развитии стресса, предполагая, что возбуждающий фактор, прежде всего, оказывает воздействие на функции нервной системы, а уже она запускает реакции в области эндокринной системы.

Подобный сценарий развития теории Селье подкреплен множеством квалифицированных медицинских исследований. Да и жизненный опыт многочисленных пациентов подтверждает тот факт, что особенности реакции организма на стрессовые ситуации зависят, прежде всего, от состояния психики и субъективного восприятия человеком событий, которые с ним происходят.

Природа стресса в соответствии с теорией Селье

Сегодня стрессом принято называть любое состояние, связанное с нервным напряжением, тревогой и прочими подобными эмоциями. Современные психологи регулярно публикуют новые рекомендации по профилактике и устранению перенапряжения, сходясь в едином мнении о том, что полноценная жизнь и стресс являются несовместимыми состояниями.

Что же говорил по этому поводу Селье? В соответствии с заключениями ученого, в организме человека, пребывающего в стрессовом состоянии, происходит ряд физиологических процессов, способных привести к возникновению заболеваний самой разной тяжести, вплоть до рака.

Наряду с этим, Ганс Селье считал, что стресс является не только проблемой, но и человеческим благом, ведь без него жизнь была бы однообразной и не такой интересной. Ученый заявлял, что стресс стоит расценивать не в качестве перенапряжения, а как полноценную тренировку организма, способствующую повышению его сопротивляемости к раздражителям и укреплению защитных функций.

Первоначально под определение стресса попадала реакция человеческого организма, спровоцированная любыми внутренними либо внешними раздражающими факторами, интенсивность которых превосходит пределы имеющейся адаптивной способности пациента. При этом стрессорами могут быть самые разнообразные обстоятельства:

  • изменения климата;
  • конфликты;
  • встреча с дикими животными;
  • различные социальные проблемы;
  • внутренние переживания и т.д.

Так, к примеру, для пещерных предков современных людей перечень стрессоров сводился лишь к внешним факторам в виде холода, недостатка пищи и нападения животных. Частые встречи с такими раздражителями позволили человеку выработать максимально эффективный и правильный ответ, благодаря которому возникал не стресс, а быстрая реакция, направленная на устранение помехи. В ходе такой реакции организм вырабатывает необходимые гормоны, наделяющие человека силами для побега или вступления в борьбу.

Современным же людям приходится сталкиваться с гораздо большим числом раздражителей. Однако интенсивность губительного действия зависит не столько от их количества, сколько от личного настроя человека – чем в большей степени он будет разочаровываться в стрессовых ситуациях, тем более серьезный удар получит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий