Психологические проблемы инвалидов

Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении

При общении с человеком, использующего инвалидную коляску, не стойте за его спиной или сбоку, если возможно, сядьте таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником. Необходимо помнить, что инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Недопустимо опираться о коляску или “повиснуть” на ней. Иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или на коляске. При входе здание, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.

Специалист по социальной работе консультативного  отделения Л. М. Габдрахманова

Анатомо-функциональный аспект

Анатомо-функциональный аспект ин­валидности предполагает формирова­ние такой социальной среды (в физичес­ком и психологическом смыслах), кото­рая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современ­ного понимания инвалидности предме­том внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нару­шения в организме человека, а восста­новление его социально-ролевой фун­кции в условиях ограниченной свобо­ды. Основной акцент при решении про­блем инвалидов и инвалидности смеща­ется в сторону реабилитации, опираю­щейся, прежде всего, на социальные ме­ханизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восста­новлению способностей человека к бытовой, общественной и профессио­нальной деятельности на уровне, соот­ветствующем его физическому, психологическому и социальному потенциа­лу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной мно­гопрофильной реабилитации, как про­цесса и системы, является предоставле­ние человеку с анатомическими дефек­тами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможно­сти относительно независимой жизне­деятельности. С этой точки зрения ре­абилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функ­цию по отношению к инвалидности.

Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими недостатками. В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигатель­ного аппарата. Основная цель этих учреждений — осуществ­ление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подго­товки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для детей с физическими недостатка­ми расположены либо в школьных зданиях, построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных поме­щениях, что негативно сказывается на возможностях развер­тывания в этих учреждениях реабилитационных мероприя­тий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с по­ражением опорно-двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа, которая не ограничива­ется пределами дома-интерната. Здесь необходимы контак­ты с органами и учреждениями, которые организуют инва­лидный спорт. В продвижении инвалидов в участии в спор­тивных состязаниях может помочь социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими недостат­ками осуществляется трудовое обучение. Для его организа­ции имеются учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть осведомлены о различных житейских пробле­мах (трудоустройство, получение жилья и др.) и вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального работни­ка состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам пре­одолеть трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы, но и действенная помощь, уча­стие в получении специализированного жилья, установле­ние вспомогательных приспособлений и устройств в кварти­рах для инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный работник становится истинным по­мощником инвалида, вступающего в открытое общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности

Комплексное решение проблемы ин­валидности предполагает ряд меропри­ятий. Надо начать с изменения содер­жания базы данных об инвалидах в го­сударственной статистической отчет­ности с акцентом на отражение струк­туры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их по­тенциальных способностей и возмож­ностей общества, с внедрения совре­менных информационных технологий и техники для принятия объективных решений. Необходимо также создавать систему комплексной многопрофиль­ной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов

Крайне важно развитие промышленной осно­вы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изде­лия, облегчающие быт и труд инвали­дов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определя­ющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлет­ворению потребностей инвалидов

Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, спо­собствующей преодолению инвалида­ми физических и психологических ба­рьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалис­тов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, вос­становления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессио­нальной деятельности, способами фор­м3ирования механизмов макросоциаль­ного окружения с ним. Решение этих задач позволит на­полнить новым содержанием деятель­ность создаваемых в настоящее вре­мя государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилита­ции инвалидов.

Характеристика инвалидности как социального явления

Инвалидность в качестве социального явления рассматривается современным обществом как одна из актуальных проблем его развития. Возникновение этой проблемы обусловлено существованием такой категории граждан как инвалиды, то есть люди, имеющие ограниченные возможности здоровья. Ограниченность инвалидов выражается в наличии частичной или полной утраты возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Инвалиды наряду с остальными людьми имеют потребности, однако в силу специфичности своего статуса наряду с общими потребностями инвалиды испытывают особые потребности, обусловленные наличием той или иной болезни.

В качестве особых потребностей инвалидов, обусловленных ограничениями их жизнедеятельности, можно обозначить:

  • потребность в социальной реабилитации, требующей восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к осуществлению определенных видов деятельности;
  • потребность в обеспечении возможности перемещения;
  • потребность в осуществлении общения с другими людьми;
  • потребность в свободном доступе к объектам культурного, социально-бытового и иного назначения;
  • потребность в получении знаний и образования;
  • потребность в получении возможности трудоустройства;
  • потребность в комфортных бытовых условиях;
  • потребность в социально-психологической адаптации;
  • потребность в материальной поддержке.

Следствием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей инвалидов являются различные проблемы.

Характеристика основных проблем инвалидов

В современном обществе инвалиды сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить несколько проблем, отличающихся особой остротой. К числу таких проблем относятся:

  • во-первых, проблемы социально-бытового характера;
  • во-вторых, проблемы психологического характера;
  • в-третьих, проблемы получения образования;
  • в-четвертых, проблемы трудоустройства.

К числу проблем социально-бытового характера у инвалидов относятся проблемы, обусловленные сложностями адаптации их к условиям жизнедеятельности общества. В составе этих проблем можно выделить:

  • во-первых, ограниченные возможности самообслуживания. Многие инвалиды не в состоянии выполнять обычные действия, к примеру, самостоятельно одеваться, осуществлять прием пищи, передвигаться, вставать или садиться и так далее. Выполнение этих действий требует постоянной помощи, которую не всегда могут оказывать близкие. Для решения проблемы используется помощь социальных работников, помещение инвалидов в стационарные учреждения, центр социальной реабилитации;
  • во-вторых, ограничение выполнения социальных ролей, доступных при наступлении инвалидности. Многие инвалиды испытывают проблемы с созданием семьи, поиском работы, возможностью осуществления социальных контактов.

Проблемы психологического характера возникают при инвалидности на постоянной основе. Это обусловлено наличием психологической травмы по результатам получения определенного увечья. Инвалидность всегда сказывается на человеческой психике, приводит к замыканию в себе, злости на окружающих, неудовлетворенности жизнью. Решение проблем психологического характера инвалидов требует формирования механизма психологической защиты, выражающейся в адекватной самооценке, способности к правильному определению своей и чужой ответственности, реалистичности уровня притязаний и так далее.

Образование выступает одним из факторов, обеспечивающим возможность полноценного включения инвалидов в современное общество. Инвалиды испытывают проблемы с получением образования вследствие таких ограничений как возможность передвижения, доступность информации, низкий уровень инфраструктуры, не позволяющий использовать ее людям с ограниченными возможностями здоровья, и так далее. Российское законодательство предоставляет инвалидам преимущественное внеконкурсное право на поступление в государственные ВУЗы в случае получения положительных оценок на вступительных экзаменах. Однако основные проблемы получения образования связаны не с возможностью поступления, а с возможностью полноценного посещения образовательных учреждений и последующего трудоустройства.

В настоящее время государство активно вырабатывает возможности решения проблем получения образования, в том числе за счет развития системы дополнительного образования. Дополнительное образование призвано обеспечить развитие личности за пределами основных программ обучения. Образование для инвалидов выступает эффективным средством социализации, обеспечения экономической и социокультурной мобильности.

Проблемы трудоустройства инвалидов обусловлены как наличием физических ограничений, так и проблемами получения образования. В рамках рыночной экономики трудоустройство инвалидов ограниченно наличием у них усеченной возможности трудиться по сравнению со здоровыми людьми. Это отрицательно влияет на конкурентоспособность инвалидов при трудоустройстве. Проблема трудоустройства инвалидов подсвечивает проблему их реабилитации и возможности полноценной интеграции в современное общество. На сегодняшний день решение проблемы трудоустройства инвалидов обеспечивается введением определенных квот для хозяйствующих субъектов.

Однако необходимо отметить, что попытки властей и иных лиц решить проблемы инвалидов не всегда наталкивается на адекватное восприятие. Некоторые инвалиды не стремятся к получению образования, поиску работы. Это требует проведения психологической работы с такими инвалидами.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

После встречи с проблемой инвалидности некоторые люди связывают свою жизнь с зависимостью от алкоголя

Заключение

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и ин­валидов в последние годы приобретает все большую акту­альность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не ре­шался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях соци­ального обеспечения (социальной защиты). В числе осуще­ствляющих эту деятельность были работники домов-интер­натов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая опреде­ляется и типом учреждения, и характером оказываемых ус­луг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему со­циальной защиты работников данной категории расширя­ются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семь­ях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовыва­ется специфика деятельности социальных работников. В од­них случаях она носит характер организации помощи разли­чных служб (медицинской помощи, юридических консуль­таций и т.д.), в других она приобретает морально-психоло­гический аспект, в третьих — характер коррекционно-педа­гогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных “потребителей” (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодейст­вовать. В этой связи приобретает особую значимость уро­вень образования социальных работников, их профессиона­лизм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями со­циальных работников в обслуживании пожилых людей, воз­никает потребность в этих специалистах с различным уров­нем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые находятся в населении, диапазон деятельно­сти социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психоло­гической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, на­ходящихся в стационарных учреждениях, деятельность со­циальных работников также имеет широкий диапазон, на­чиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. В данной реально существующей ситуации с обслуживанием пожилых людей и инвалидов в разных ус­ловиях их проживания существует настоятельная необходи­мость введения в штат стационарных учреждений социаль­ных работников с целью совершенствования социальной поддержки нетрудоспособных граждан.

Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 “Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной социальной помощи”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий