Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Содержание

  • Слайд 1

    Художественно-эстетическое развитие детей
    дошкольного возраста
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад №56
    Подготовила: воспитатель Агамугланова З.

  • Слайд 2

    6

    «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
    Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка
     и особенно эстетического воспитания».

    В.А.Сухомлинский

  • Слайд 3

    Реализация художественно-эстетического направления развития
    детей дошкольного возраста в ФГОС

  • Слайд 4

    зависит от возрастных
    и индивидуальных особенностей детей,

    определяется целями и задачами Программы,

    может реализовываться в
    различных видах деятельности ребенка.
    Содержание образовательной области
    «Художественно- эстетическое развитие»

  • Слайд 5

    3

    Работа по художественно-эстетическому
    развитию включает в себя:
    обновление содержания образования

    – создание условий для
    художественно- эстетического воспитания и развития

    организацию образовательного процесса

    координацию работы с другими учреждениями
    и организациями

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Художественная деятельность выступает как
    содержательное основание эстетического отношения
    ребёнка, представляет собой систему
    специфических (художественных) действий,
    направленных на восприятие, познание и создание
    художественного образа (эстетического объекта)
    в целях эстетического освоения мира.

  • Слайд 8

    Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства
    в эстетической деятельности

  • Слайд 9

    – личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
    развитие способностей к изобразительной деятельности
    (эмоциональная отзывчивость, сенсорика ,творческое воображение,
    чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
    – создание художественного образа – личностное отношение ребенка,
    эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение
    средств выразительности;
    – взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
    – синтез искусства для создания художественного образа,
    атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
    – изменение структуры педагогического процесса и методов
    педагогического руководства (педагога – помощник, соучастник творчества).
    Основой художественно-эстетического развития ребенка
    средствами изобразительного искусства
    и изобразительной деятельности являются:

  • Слайд 10

    Для развития художественного творчества
    необходимы определенные условия :
    опыт художественных впечатлений образов искусства

    – некоторые знания, умения в области разных видов
    художественной деятельности

    – система творческих заданий, направленных на формирование у детей
    способности создавать новые образы, используя для этого средства
    разных видов искусства

    – создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение
    («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»)

    материально обогащенная среда для занятий художественной
    деятельностью.

  • Слайд 11

    Задачи, решаемые в работе по
    художественно – эстетическому развитию :
    – знакомство детей с разнообразными художественными
    материалами и их свойствами;

    – развитие умения подчинять изобразительные материалы, средства,
    способы изображения собственному замыслу,
    поставленной изобразительной задаче

    – обучение использованию разнообразных материалов и инструментов,
    способам деятельности

    – воспитание самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса

    – развивитие воображения, зрительной памяти,
    гибкости и быстроты мышления.

  • Слайд 12

    I этап – знакомство с художественной техникой

    II этап – упражнения в художественной технике

    III этап – самостоятельный перенос знаний и умений
    в творческую деятельность
    Алгоритм работы с детьми по овладению любой
    художественной техникой включает
    в себя следующие этапы:

  • Слайд 13

Посмотреть все слайды

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Как научить ребенка понимать время по часам

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки

Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Основные методы художественного воспитания дошкольников

К основным методам художественной педагогики, ориентированным на развитие эстетических чувств, переживаний, эмоционального компонента личностного развития дошкольника, эстетического вкуса, творческих навыков и художественного восприятия окружающего мира относятся следующие:

  1. Группа методов развития эстетического сознания. Такие методы помогают сформировать способности к адекватному восприятию прекрасного, привить любовь к искусству, побуждают к сопереживанию, формируют эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
  2. Группа методов практической реализации художественной деятельности. Сюда входят методы, ориентированные на развитие у детей стремлений к преобразованию окружающей действительности, к созиданию, творческому развитию и совершенствованию своих творческих навыков. Методы связаны с деятельностью по раскрашиванию, рисованию, созданию украшений для праздников и иных мероприятий и т.д.
  3. Группа методов убеждения, ориентированных на развитие художественного восприятия у дошкольников и составных компонентов художественного вкуса.
  4. Группы методов активизации и мотивации дошкольников к художественной деятельности. сюда входит метод поисковых ситуаций, различные творческие задания, а также создание педагогом условий для развития творчества детей, создание потенциальных ситуаций для реализации творческих направлений деятельности.
  5. Методы сравнения. Они активизируют работу ассоциативного мышления дошкольников и развивают способности к творческому мышлению.
  6. Методы создания поисковых ситуаций индивидуального и коллективного характера. Предполагается формирование педагогом творческих заданий, ориентированных на их выполнение в домашних условиях.

Рисунок 1. Формы организации эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формы организации эстетического воспитания и развития

Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.

В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:

  • занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
  • театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
  • выездные экскурсии.

Роль социокультурной среды

Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:

  • эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды — наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
  • эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка — в душе художник).

Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того — он должен стать инициатором таких контактов.

Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.

Приемы и методы эстетического воспитания и развития

Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.

Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:

Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью

При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
Метод убеждения

В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
Метод приучения – это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.

Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:

1. Наглядные

Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.

2. Словесные

Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.

3. Практические

Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.

Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников – развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий