Содержание
Слайд 1
Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56
Подготовила: воспитатель Агамугланова З.Слайд 2
6
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка
и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Реализация художественно-эстетического направления развития
детей дошкольного возраста в ФГОССлайд 4
зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей,определяется целями и задачами Программы,
может реализовываться в
различных видах деятельности ребенка.
Содержание образовательной области
«Художественно- эстетическое развитие»Слайд 5
3
Работа по художественно-эстетическому
развитию включает в себя:
обновление содержания образования– создание условий для
художественно- эстетического воспитания и развитияорганизацию образовательного процесса
координацию работы с другими учреждениями
и организациямиСлайд 6
Слайд 7
Художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения
ребёнка, представляет собой систему
специфических (художественных) действий,
направленных на восприятие, познание и создание
художественного образа (эстетического объекта)
в целях эстетического освоения мира.Слайд 8
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства
в эстетической деятельностиСлайд 9
– личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
развитие способностей к изобразительной деятельности
(эмоциональная отзывчивость, сенсорика ,творческое воображение,
чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
– создание художественного образа – личностное отношение ребенка,
эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение
средств выразительности;
– взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
– синтез искусства для создания художественного образа,
атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
– изменение структуры педагогического процесса и методов
педагогического руководства (педагога – помощник, соучастник творчества).
Основой художественно-эстетического развития ребенка
средствами изобразительного искусства
и изобразительной деятельности являются:Слайд 10
Для развития художественного творчества
необходимы определенные условия :
опыт художественных впечатлений образов искусства– некоторые знания, умения в области разных видов
художественной деятельности– система творческих заданий, направленных на формирование у детей
способности создавать новые образы, используя для этого средства
разных видов искусства– создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение
(«дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»)материально обогащенная среда для занятий художественной
деятельностью.Слайд 11
Задачи, решаемые в работе по
художественно – эстетическому развитию :
– знакомство детей с разнообразными художественными
материалами и их свойствами;– развитие умения подчинять изобразительные материалы, средства,
способы изображения собственному замыслу,
поставленной изобразительной задаче– обучение использованию разнообразных материалов и инструментов,
способам деятельности– воспитание самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса
– развивитие воображения, зрительной памяти,
гибкости и быстроты мышления.Слайд 12
I этап – знакомство с художественной техникой
II этап – упражнения в художественной технике
III этап – самостоятельный перенос знаний и умений
в творческую деятельность
Алгоритм работы с детьми по овладению любой
художественной техникой включает
в себя следующие этапы:Слайд 13
Посмотреть все слайды
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Как научить ребенка понимать время по часам
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки
Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
Основные методы художественного воспитания дошкольников
К основным методам художественной педагогики, ориентированным на развитие эстетических чувств, переживаний, эмоционального компонента личностного развития дошкольника, эстетического вкуса, творческих навыков и художественного восприятия окружающего мира относятся следующие:
- Группа методов развития эстетического сознания. Такие методы помогают сформировать способности к адекватному восприятию прекрасного, привить любовь к искусству, побуждают к сопереживанию, формируют эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
- Группа методов практической реализации художественной деятельности. Сюда входят методы, ориентированные на развитие у детей стремлений к преобразованию окружающей действительности, к созиданию, творческому развитию и совершенствованию своих творческих навыков. Методы связаны с деятельностью по раскрашиванию, рисованию, созданию украшений для праздников и иных мероприятий и т.д.
- Группа методов убеждения, ориентированных на развитие художественного восприятия у дошкольников и составных компонентов художественного вкуса.
- Группы методов активизации и мотивации дошкольников к художественной деятельности. сюда входит метод поисковых ситуаций, различные творческие задания, а также создание педагогом условий для развития творчества детей, создание потенциальных ситуаций для реализации творческих направлений деятельности.
- Методы сравнения. Они активизируют работу ассоциативного мышления дошкольников и развивают способности к творческому мышлению.
- Методы создания поисковых ситуаций индивидуального и коллективного характера. Предполагается формирование педагогом творческих заданий, ориентированных на их выполнение в домашних условиях.
Рисунок 1. Формы организации эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы организации эстетического воспитания и развития
Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:
- занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
- театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
- выездные экскурсии.
Роль социокультурной среды
Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.
Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:
- эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды — наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
- эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка — в душе художник).
Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того — он должен стать инициатором таких контактов.
Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.
Приемы и методы эстетического воспитания и развития
Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.
Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:
Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью
При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
Метод убеждения
В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
Метод приучения – это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.
Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:
1. Наглядные
Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.
2. Словесные
Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.
3. Практические
Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.
Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников – развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.