План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

(квалификационная категория)

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

План самообразование воспитателя в ДОУ темы по ФГОС 2 младшая группа

Одной из приоритетных задач в воспитании детей 2-4 лет является формирование речевого аппарата ребёнка. Правильная, чётко произносимая, разборчивая речь помогает маленькому человеку социализироваться. Умение выражать мысли и эмоции с помощью слов способствует стабилизации общего психологического фона дошкольника, помогает избежать недопонимания со стороны сверстников и взрослых, упрощает процесс понимания.

Одним из наиболее действенных способов воздействия на детские речевые центры считается работа по развитию мелкой моторики ребёнка. Разрабатывая гибкость и ловкость пальцев рук, достигается дополнительная стимуляция расположенных на ладонях «точек», отвечающих за активизацию рецепторов речи.

 Рисование пальчиками

Именно поэтому в первые месяцы учебного года в планы по саморазвитию включаются новые образовательные приёмы:

  • Пальчиковые игры.
  • Инновационные способы рисования.
  • Заучивание и проговаривание стихов, речёвок и потешек с помощью движений и хороводных игр.
  • Работа с разнообразными материалами, направленная на дополнительное сенсорное развитие.

Нельзя забывать! Добиться наилучшего результата воспитателю поможет взаимодействие с родителями воспитанников.

Обязательно включить беседы о проделываемой работе, а также общие рекомендации и индивидуальные задания для работы с малышами в готовый план по самообразованию воспитателя.

 Родительское собрание

Что должен содержать отчет по самообразованию воспитателя

Самостоятельное мотивированное обучение педагога ДОУ может иметь такие направления, как:

  • методическое;
  • эстетическое;
  • в рамках преподаваемого предмета;
  • в области информационно-коммуникативных технологий;
  • психолого-педагогическое;
  • в области формирования ЗОЖ.

К окончанию учебного года специалист должен подготовить отчетность по годовому самообразованию и выступить с ним на педсовете. Самостоятельная деятельность по совершенствованию знаний и умений работника дошкольного учреждения, которая должна быть описана в отчетной документации, включает в себя:

  • посещение лекций, учебных курсов, семинаров;
  • изучение нормативно-правовых документов и учебных пособий;
  • организация открытых занятий для администрации и педагогов;
  • выступление перед педагогическим коллективом с рефератами и докладами;
  • изучение современных педагогических программ и технологий.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

  • совершенствование профессиональных умений и навыков;

  • изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

  • практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

  • подготовка конспектов и тезисов;

  • проведение мастер-класса или тематического семинара;

  • анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

https://youtube.com/watch?v=S7nRolZUnsQ

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

  4. Затем оклеиваем боковые стороны и оставляем для высыхания на 1–2 часа, чтобы изделие не прилипло к столу.

  5. Далее переворачиваем папку и проклеиваем соединения с другой стороны; в последнюю очередь оклеиваем верхнюю и нижнюю стороны.

  6. Наклеиваем заготовки-обои, отступая от края на равное расстояние со всех сторон.

  7. От файлов аккуратно отрезаем белый кант и приклеиваем файлы к нашей папке на кусочки двухстороннего скотча. Вставляем в карманы распечатки и… Любуемся!

Самообразование воспитателя средней группы по темам ФГОС

Основной отличительной чертой детей в четырёхлетнем возрасте можно смело назвать повышенную двигательную активность и ярко выраженное желание получать понятные ответы на многочисленные, ежедневно возникающие у ребенка вопросы.

Воспитанники должны учиться говорить полными предложениями и иметь для этого достаточный словарный запас. Для расширения активной лексики следует использовать дидактические игры, наглядно отражающие изучаемую тему.

Сюжетно-ролевые игры, включенные в план по самообразованию воспитателя, персонифицируют разного рода абстрактную деятельность, помогают познакомиться с понятиями и ситуациями, пока ещё неизведанными в реальной жизни. Это помогает приобрести основы жизненного опыта и в случае возникновения подобных обстоятельств в реальности — поступить правильно.

 Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Важное требование! Дети овладевают темой в формате непосредственной образовательной деятельности (НОД). Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями

Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление

Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление

Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление.

Нельзя забывать! Занятие должно быть строго регламентировано по времени, не давая детскому организму «застояться».

Планирование смены интеллектуальной деятельности на ритмическую составляющую урока сохраняет общую динамику и помогает восприятию материала.

Во время занятий по ИЗО (лепка, рисование, аппликация и другое) важно не забывать, что воспитатель поэтапно проговаривает задание и одновременно выполняет описанные действия вместе с ребятами. В случае необходимости, оказывает малышу помощь, объясняет, в чём заключается ошибка. Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки

Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки.

В темах самообразования воспитателей в ДОУ по ФГОС (средняя группа) отображается работа в следующих направлениях:

  • устранение возможных дефектов речи с помощью речевых упражнений, скороговорок;
  • знакомство с классификацией разных групп предметов, явлений и понятий;
  • закрепление навыков гигиены и самообслуживания;
  • работа с уголком природы, наблюдение за природными изменениями, обсуждение народных примет;
  • использование пальчикового, перчаточного, настольного театра по народным сказкам с участием воспитанников;
  • привлечение родителей к изготовлению наглядных дидактических пособий, оздоровительной дорожке закаливания, украшений и атрибутов, подчеркивающих приметы меняющихся времён года и праздников.

 Тематический уголок «Времёна года»

Стоит задуматься! Выполняя поручения воспитателя, взрослые показывают ребёнку заинтересованность его жизнью вне дома, получают дополнительные темы для бесед и дарят малышу возможность ценить и гордиться умениями родных ему людей.

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Организационный период

По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:

  • аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
  • формулирование целей и задач работы;
  • определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
  • начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.

Пример обоснования актуальности темы самообразования

Освоение теории и практическая реализация

Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:

  • изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;

Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами

Выводы

Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).

  • Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
  • Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
  • Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
  • Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
  • Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.

Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Цели и задачи исследования.
  4. Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список печатных и электронных источников по теме.
  6. Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).

Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию

Структура плана по самообразованию

План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.

При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:

  1. Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
  2. Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
  3. Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
  4. Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
  5. Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
  6. Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
  7. Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
  8. Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.

Темы для разработки вопросов самообразования в подготовительной группе

Во ФГОСе определён единый список тем для педагогов, работающих с разными возрастными группами. При этом воспитатель подготовительной группы исследует вопрос в ракурсе актуальности для ребят 6–7 лет. Например, вопросы, связанные с выработкой предпосылок учебной деятельности, определением готовности детей к школе (развитие навыков письма, чтения, счёта и пр.).

Таблица: картотека тем по самообразованию

Образовательное направлениеПеречень тем
Познавательное развитие
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом (растительным и животным миром) леса (луга, водоёма).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
Развитие речи
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 6–7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение детей выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
Физическое развитие и здоровьесберегающие технологии
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
Xудожественно-эстетическое развитие
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
Нравственно-патриотическое воспитание
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Подготовка к школе
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
Игровая деятельностьРуководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Кроме того, ФГОСом определён блок тем общепедагогической направленности, в том числе и темы, касающиеся работы с родителями:

  • Методы и средства амплификации (обогащения) развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Темы, связанные с планированием и диагностикой работы ДОУ:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Разработка парциальных (узконаправленных) программ дошкольного образования.
  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.

Правила составления плана по самообразованию

Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.

При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:

Актуальность выбранной темы деятельности

Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е

уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
Планирование диагностической деятельности;
Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.

Замечание 1

Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.

Необходимость профессионального развития воспитателя

Перед воспитателем, составляющим план по самообразованию, стоят сложные цели по формированию и воспитанию подрастающего поколения.

Уделять внимание развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Использовать все возможности для раскрытия творческого потенциала малыша

Поддерживать живой интерес дошкольника к сезонным изменениям, природным явлениям и экологии окружающего мира. Развивать с каждым ребёнком социальные навыки общения. Учить беречь и охранять своё здоровье. Формировать устойчивые представления о ЗОЖ, последствиях вредных привычек и безопасном поведении. Воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям, истории и традициям своего народа. Знакомить с культурными ценностями, проводить мероприятия, направленные на повышение эстетического воспитания.

Поведение ребёнка за столом — часть воспитательного процесса

Важно! Готовя план по самообразованию воспитателя, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)

Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)

Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС).

Готовый план работы по самообразованию воспитателя старшей группы

При планировании работы по развитию речи дошколят первую половину года обычно оставляют на повторение и отработку ранее полученных знаний и умений, а второе полугодие — на знакомство с новыми понятиями и навыками.

В пятилетнем возрасте воспитанники старшей группы должны:

  • уметь отвечать развёрнутыми предложениями;
  • понятно объяснять свою мысль;
  • уметь задавать при необходимости вопрос;
  • понимать различия в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • активно пользоваться словарным запасом;
  • заучивать и выразительно рассказывать стихи;
  • описывать увиденное;
  • пересказывать услышанное.

Для усовершенствования всех перечисленных умений особенно хорошо подходят такие формы обучения как театрализация, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов по картинкам.

 Хороводная театрализованная игра

После прослушивания литературных произведений у ребят должна быть возможность обсудить и пересказать услышанное. Задача воспитателя — донести до каждого родителя необходимость расспрашивать своё чадо о событиях прожитого им вне дома времени. Задавать вопросы, побуждающие вспомнить важные моменты, а также детали.

Надо помнить! Научиться красиво и внятно говорить можно только разговаривая.

Именно в этом возрасте ребёнок учится не просто говорить, а беседовать. Он должен понимать, что в разговоре полезно уметь слушать собеседника, не перебивать, разговаривать спокойно и дружелюбно.

Все эти и другие правила поведения будут работать, если так общаются окружающие ребёнка взрослые — родители и педагоги.

Участие в родительских собраниях педагога психолога поможет родителям избежать типичных ошибок и разобраться в наиболее продуктивных воспитательных приёмах.

Подбирая темы для обсуждения, нельзя забывать о таком виде деятельности, как наблюдения.

Это касается сезонных изменений природы, наблюдений за развитием отдельного растения или повадками и характером домашнего питомца.

Наблюдая процессы и явления, пытаясь их описать, ребенок развивает аналитические способности, необходимые в изучении точных наук.

Для чего ведётся работа по самообразованию

Хорошего педагога от просто педагога отличает состояние профессионального непокоя: когда воспитатель в курсе всех новаторских психолого-педагогических идей, имеет представление об актуальных методах и приёмах работы с детьми разного возраста.

Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями — основа основ самообразования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно данному документу, самообразование — это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.

Цели самообразования педагога

Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает:

  • знакомство и овладение передовыми педагогическими технологиями;
  • систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми первой младшей группы;
  • создание оптимальных условий для всестороннего физического, творческого и эмоционального развития детей и укрепления их здоровья.

Задачи самообразования

Для достижения поставленных целей педагогу предстоит решить следующие задачи самообразовательной деятельности:

  • оценить возрастные особенности подопечных (с целью определения рациональности применения тех или иных педагогических технологий);
  • сформулировать проблемные моменты, которые встречаются в работе с детьми первой младшей группы (например, довольно большая разница в речевом развитии у сверстников, некоторые малыши уже неплохо разговаривают, а другие молчат, что усложняет работу в группе);
  • познакомиться со всеми методическими новшествами в работе с 2–3-летними детьми (например, определить круг возможностей, которые предоставляет использование ИКТ на занятиях).

    Использование тех или иных средств наглядности, в частности, ИКТ, не должно полностью замещать традиционные формы, например, картинки

Принципы работы

Самообразование педагога первой младшей группы строится на следующих принципах:

  1. Непрерывность. Работа над выбранной темой продолжается в течение всего учебного года, а иногда и 2 лет (если темы тесно взаимосвязаны, их можно объединять).
  2. Взаимосвязь. Каждая последующая тема для самообучения продолжает предыдущую. Например, если педагог занимается изучением дидактических игр, подходящих для детей 2–3 лет, то следующая тема может сузить круг вопросов до рассмотрения игрового комплекса для обучения основам математики.
  3. Соответствие общей стратегии образовательного процесса дошкольного учреждения. Это касается детских садов или отдельных групп, которые работают с детьми с отклонениями в развитии или проблемами со здоровьем, например, нарушением зрения. В этом случае обучение пересказу сюжета сказок по картинкам можно заменить тренировке навыка продолжать сюжетную линию на основании услышанного отрывка произведения.
  4. Доступность. Практический аспект темы должен быть реальным для воплощения его в работе с малышами, то есть не стоит в качестве одного из приёмов обучения нетрадиционным способам рисования добиваться от детей элементов аппликации техникой пластилинографии. Для этого у маленьких подопечных ещё не на достаточном уровне развита мелкая моторика.

    Все используемые методы, приёмы, предлагаемые той или иной педагогической технологией, должны соответствовать возрасту подопечных

Самообразование предполагает самостоятельную работу над выбранной темой. Однако для всестороннего её рассмотрения педагогу нужно выстроить работу с:

  • детьми в процессе учебно-воспитательной деятельности и досуга (в виде занятий, игр, на прогулках);
  • родителями (в форме консультаций, круглых столов, педагогических тренингов);
  • коллегами при организации мастер-классов, выступлений на педагогических советах и заседаниях методического объединения воспитателей детского сада (в виде презентаций, докладов, статей в профильные периодические издания, публикаций на сайтах, посвящённых работе воспитателя детского сада).

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
Я много читаю.
Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
Мне нравится изучать и познавать новое.
Возрастающая ответственность не угнетает меня.
Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий