Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления

Можно записать малыша в продуктивный центр развития творчества детей, в котором специалисты-педагоги помогут развить творческое мышление ребёнка, его воображение, но куда важнее уделять внимание развитию малыша в семье. Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата

Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата.

Развитие творческих способностей детей в семье

Обратите внимание! Главным условием развития творческих способностей у ребенка в семье является родительский пример. Если родитель считает и озвучивает, что всё это ерунда, пустая трата времени и лучше заняться чем-нибудь серьезным и полезным, то вряд ли ребёнок с удовольствием возьмётся за фломастеры или начнёт лепить из пластилина

Нужно найти занятие по душе и уделять ему хотя бы небольшое количество свободного времени. В этом случае, даже если малыш не проявляет никакого интереса к творчеству, рано или поздно начнёт интересоваться, чем же так увлечённо занимается папа, мама, старший или младший брат, а потом и сам начнёт включаться в процесс.

Совместное творчество развивает лучше

Методики развития творческих способностей дошкольников

Методика это система инструментов, действий воспитателя, направленных на развитие творческих способностей малыша.

К сведению! Основной метод для детей такого возраста будет, конечно же, игровой. Актуальность его никогда не пройдёт. Именно через игру дети легко усваивают новые знания и получают умения. Для них эта методика является самой эффективной, увлекательной и продуктивной.

Также существует группа методик:

  • словесная;
  • практическая;
  • наглядная.

Развитие ассоциативности в игре

Упражнения для детей, направленные на формирование ассоциаций (взаимосвязь между объектами, событиями), положительно влияют на умственное развитие, развивают мышление и фантазию.

Игры по ФГОС для развития ассоциативности весьма простые, например, можно выбрать объект «собака» и вместе с малышом назвать или написать слова, которые можно связать с собакой (ошейник, намордник, поводок, косточка, хвостик, будка, лай и т.п.). Либо подобрать карточки таким образом, чтобы у каждой была пара, потом перемешать их и дать ребёнку возможность воссоединить пары (зонт – дождь, ночь – сон, зубная щётка – зубная паста, музыкальный инструмент – нота, презентация – проектор, рисование – кисть, собрание – родители, техник – инструмент и другие).

Развитие системного мышления

Системное мышление это то, что освободит ребенка от запоминания большого объёма информации, которая большую часть времени бывает невостребованной. Развитое системное мышление позволяет соотносить объекты между собой, видеть мир как совокупность частей, имеющих взаимосвязи между собой, выделять эти части, позволяет обобщать, делать выводы и умозаключения на основании имеющихся фактов. Развить системное мышление помогают специальные упражнения.

К сведению! Важно приучать ребенка играть так, чтобы он мог придумать с одним объектом много интересного. Приобретать лучше всего многозадачные игрушки, с которыми можно придумать несколько игр, например, стаканчики, которые складываются друг в друга

Их можно использовать, вкладывая друг в друга, ставя друг на друга, как пирамидку, играть с ними в песке, в воде, изучать цвета, счёт, понятие размера, больше, меньше, среднее и многое другое.

Родители должны подавать пример

Диалектичность дошкольников

Диалектичность, очень интересное свойство, заключающееся в том, что человек может обнаруживать нестыковки, противоречия, особенности. Оно является неотъемлемой частью критического мышления. Развивать диалектичность эффективно с помощью игры «Плюсы и минусы». Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается выделить положительные и отрицательные стороны какого-либо персонажа или события.

Не столь важно, если у малыша не всегда получается достичь определенного результата после занятий творчеством. Главную пользу он получит в процессе творческой деятельности

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством. 

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни

Анализ реализованных мероприятий

 Цель: проверка эффективности формирующего этапа экспериментальной работы.

На этом этапе была проведена повторная диагностика формирования творческого воображения дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Использованы методики констатирующего этапа эксперимента.

Результаты исследования по методике по методике Е.Торрента представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования творческого воображения по методике по методике Е.Торрента на контрольном этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа640,0640,0320,0
контрольная группа16,7746,7746,7

Как показывают результаты исследования по методике по методике Е.Торрента, высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы —  6,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%.  Дети за определенное время придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом творческом воображении.

Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%.  Дети нарисовали нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческого воображения. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы – 46,7% и 3 испытуемых экспериментальной группы — 20%. Дети за отведенное время не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова на контрольном этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа746,7640,0213,3
контрольная группа16,7746,7746,7

Как показывают результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова, высокий уровень творческого воображения показали 1 испытуемый контрольной группы —   6,7% и 7 испытуемых экспериментальной группы – 46,7%.  Дети быстро придумали свои идеи, в которых была отмечена оригинальность ответов.

Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%. Дети долго не могли придумать идеи, в ответах были элементы оригинальности на основе знакомых ситуаций.

Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы —  46,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы -13,3%.  Дети не смогли ничего придумать.

Как показывают результаты исследования творческого воображения, большинство детей экспериментальной группы дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительные результаты диагностики творческого воображения дошкольников на констатирующем и контрольном этапах, в %

ГруппаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Конст.эт.Конт.эт.Конст.эт.Конт.эт.Конст.эт.Конт.эт.
Экспериментальная группа6,746,7404053,313,3
Контрольная группа6,76,746,746,746,746,7

Как показывают результаты проведенного на контрольном этапе эксперимента исследования, 46,7% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности творческого воображения. В экспериментальной группе низкий уровень творческого воображения не выявлен.

Высокий уровень творческого воображения был выявлен у 46,7% дошкольников экспериментальной группы, что значительно выше результатов констатирующего этапа эксперимента. Как видим, после проведения эксперимента уровень творческого воображения у детей экспериментальной группы повысился.

Дети научились легко придумывать основные действия сказки, в их играх прослеживается четкий сюжет; дети представляют себе не просто некоторую схему событий, но и создают яркие образы героев; дети легко отступают от знакомых стандартов и создают свои собственные произведения, продукты воображения.

Таким образом, результаты повторной диагностики подтвердили эффективность проведенной работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников.

Условия тестирования

Малыши, посещающие детский сад регулярно при переходе в новую, более старшую группу проходят плановое обследование. В том числе и у детского психолога. Данный специалист определяет уровень развития в разных направлениях, в т. ч. и воображения.

Для этого существуют методики  по которым проводиться диагностика воображения дошкольников. В свое время, все эти тесты   и игровые-тренажеры были разработаны психологами и педагогами.

К сожалению, такие исследования проводят не во всех учреждениях, а дети, находящиеся на домашнем воспитании вообще лишены такой возможности. Так что же делать таким родителям? Брать инициативу в свои руки, сосредоточиться и провести диагностику самостоятельно.

Однако объективность не единственный параметр, который необходим для диагностики умственных способностей.

Например, один малыш, описывая картинку с подтаивающим снеговиком расскажет, что наступила весна, сходит снег и начинает появляться зеленая травка. Другой поведает изумленной маме, что пришли злые дети и разгромили снеговика. Так вот, последний ответ говорит не только легкой тревожности, но и  о собственной агрессии, либо об агрессии в отношении себя.

Особенности воображения дошкольника

Богатое воображение или…

Так зачем же все это дополнительно развивать? Зачем будить «спящего медведя» и провоцировать появление воображаемых друзей и несбыточных грез?

Тем не менее, профессиональные педагоги-психологи предупреждают об опасности таких суждений. Так как дети, в большинстве случаев — это не маленькие музыканты, художники и поэты с богатой, красочной, живой фантазией.

Вполне возможно, рассказанная вами сказка будет занимать малыша несколько дней. Более того, он придумает множество вариантов развития событий. При этом игрушки оживут, элементарные предметы превратятся в фантастических животных и проч.

Характерные черты

Итак, отличительные черты детских фантазий:

  1. Невозможность четкого разделения сказочного от реального. Поэтому-то дети и увлекаются вымышленными историями и персонажами. Для них сказка – это реальная история, она вполне может случиться и с самим малышом и с другом соседом.
  2. Представление различных сюжетов отличается необыкновенной яркостью. Это происходит не от богатого воображения, а, наоборот – от недостаточной психологической насыщенности жизни, уже увиденное или рассказанное возведено в гротеск.
  3. Ребенок любит сказки не потому, что они волшебные, а потому что простые и понятные. Если читать более сложные «фентези», он начнет скучать именно по причине неразвитого воображения и скудного опыта.
  4. Наделение человеческими особенностями и способностями любых предметов. Даже если ребенок уже распознает одушевленные и неодушевленные предметы, он все равно наделяет последние знакомыми качествами.
  5. Увлеченность разнообразными играми – это не богатое воображение, а активность и подвижность, любопытство и желание постигать мир. Психологи предлагают понаблюдать за  игрой детей. Вы удивитесь, как они мало изобретательны.

Если родители и воспитатели не принимают дополнительных мер по развитию воображения, ребенок вырастет, исчезнут мечты, и он превратится в обыкновенного прагматика (в лучшем случае) или пессимиста  (если все сложится плохо).

Практические методики для диагностики

Итак, предлагаем несколько тестовых тренажеров  для практического определения уровня фантазийного мышления и воображения ребенка. Они с успехом подойдут для деток 4 — 7 лет. Однако следует  помнить, что данные тесты имеют условный характер.

Они помогут примерно сориентироваться и разработать дальнейшее направление развития воображения.

Первый тест

«Рисунок», определяет художественный уровень развития воображения.

Задание: малышу дают альбомный лист, фломастеры или карандаши не менее 6 шт. в упаковке. Необходимо нарисовать картинку. Время 10 мин.

Оценивают:

  • скорость создания рисунка;
  • оригинальность (малыш не рисовал такого раньше либо с другими деталями);
  • разнообразие деталей и форм;
  • глубина или эмоциональность

Второй тест

«Речевая фантазия», определяет вербальное развитие.

Задание: рассказать короткую сказку. Условия: на создание сюжета отводят 1 мин, на сам рассказ до 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Третий тест

«Скульптура»

Задание: выдают пластилин или полимерную глину, нужно слепить любую фигурку за 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Четвертый тест

«Угадай и спрогнозируй», определяет уровень любознательности, воображения, прогнозирования.

Задание: взять картинку и изображением какой-либо конкретной ситуации. При этом ребенок должен рассказать предысторию, а затем спрогнозировать последствия (что было до, и что будет после).

Наилучший результат у детей представивших более полный рассказ, со множеством деталей, с выдвижением различных гипотез и вариантов развития событий.

Пятый тест

«Необычное применение»

Задание: берут любой предмет, или представляют. Необходимо описать, как еще можно его использовать.

Чем больше вариантов использования, тем лучше развито воображение. Со временем, при регулярной практике, ребенок сможет за небольшое количество времени, выдать более 5 вариантов.

Тест шестой

«Где, кому не место?» (методики с картинками).

Вот еще один проверочный тест для дошкольников. При его выполнении малышу придется мысленно смоделировать воображаемую ситуацию применительно к определенной картинке. Для этого берут рисунок (мы предлагаем вам образец, но вы можете выбрать свой):

На отдельном листе вырезаются следующие картинки-вставки:

Задание: рассмотреть предложенный рисунок и расположить кружечки-вставки в то места, где их не может быть. Но при этом размещение не должно быть хаотично, его сопровождают пояснительные истории. Например, груши кладут в коляску, потому что в этом году был большой урожай, и обитателям домика их было легче собирать и перевозить.

Подводим итоги

Результат теста разделен на три уровня:

  1. Дошкольник испытывает затруднения и большинство кружочков (или все) расставляет на «правильные» места. Груша на дереве, т. к. они там растут; ребенок в коляске, потому что спит; утка на клумбе, потому что спряталась и т. д.
  2. Ребенок не испытывает трудностей с расстановкой вставок на «неправильные» места, но объяснить почему все расставлено именно так, не сможет. Или все объяснения будут логически выверены и реально обоснованы: кошка на грушевом дереве – видел такое на даче, утка в небе – птица, поэтому летает и т. д.
  3. Малыш без труда расставляет рисунки-вставки, дает связанный объяснительный рассказ.

Вся работа по тесту разделена на блоки:

  • обдумывание задания
  • придумывание воображаемой истории,
  • рассказ сюжета.

В данном случае ребенок берет на себя и играет различные роли, например, рассказчика, кошки, раскачивающегося грушевого дерева, волшебного мяча, спрятавшегося в будку и т. д. При этом он может связанно собрать в одно повествование все сюжеты.

По сути это высокий уровень развития воображения. При том малыш хорошо и с воодушевлением рассказывает свои придуманные истории.

Наконец,  уникальный курс для детей 3-5 лет для развития воображения на видео:

На сегодня это все.

Следовательно, и диагностика воображения дошкольников, и методики должны применяться индивидуально. И если ему не нравиться дорисовывать картинки и придумывать сказки, то предложите ему послушать музыку, что-то сконструировать или слепить что-нибудь из пластилина. А может он просто будущий великий аналитик?

До свидания, до новых интересных тем. Подписываетесь на рассылку и обязательно делитесь и обсуждайте в соц. сетях с друзьями.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Диагностика позволяет оценить задатки ребенка в творческой области, выявить наиболее перспективные направления для развития.

Критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой

Н. В. Шайдуровой была разработана уникальная методика, с помощью которой можно определить, насколько художественно одарённым является дошкольник, насколько он развитый. Суть этой методики заключается в том, что проводится консультация, в ходе которой выполняются задания с расположением геометрических фигур, ИЗО и прочего с дальнейшей оценкой его по бальной системе. Количество баллов определяет один из трёх описанных уровней (высокий, средний или низкий).

Творчество должно быть развито у малышей

Игры и упражнения для развития творчества

Мы подобрали игры и упражнения, способные развивать способности к творчеству с раннего дошкольного возраста.

  1. Разнообразный предмет. Возьмите самый обычный предмет и предложите ребенку назвать необычные способы его применения. Помогайте ребенку, предлагая свои варианты, если он затрудняется. Чем более оригинальна идея, тем лучше. Эта игра помогает развивать гибкость мышления, воображение, креативность.
  2. Загадочная свечка. Вечером, перед отходом ко сну, зажгите свечу и поиграйте с ребенком, придумывая, на что похожи тени от свечи. Можно даже составить целый рассказ. Поощряйте особенность сюжета.
  3. Ковёр-самолёт. Предложите ребенку представить, куда бы он отправился, будь у него волшебный ковёр-самолёт. Будет ли это какое-то реальное место или выдуманное, полетит один или с кем-то, чем там займется, что увидит. Чем больше вопросов, тем больше простора для фантазий.
  4. Истории игрушек. По типу мультфильма «История игрушек» предложите ребенку пофантазировать про его игрушки. Что делают игрушки, когда никого нет дома? Кто с кем из игрушек дружит, а кто – одиночка? Скучают ли они, когда с ними долго не играют?
  5. Необычная клякса. Капните на лист бумаги каплю краски и предложите ребенку превратить её во что-то, что ему захочется. Он может дорисовать пальчиком или же на высохшей краске нарисовать контуры. Вместе придумайте историю, как из кляксы получилось что-то новое.
  6. Какой характер у предмета. Предложите ребенку придумать, какой может быть характер у неодушевлённого предмета, например, холодильника, кисточки, расчески. Можно составить рассказ, как этот предмет очутился в руках вредного мальчика, и как поменялось настроение у предмета.
  7. Крокодил. Предложите семье поиграть в крокодила, где ведущий загадывает, что необходимо изобразить, а остальные отгадывают. Игра поистине увлекательна и не требует особой подготовки, при этом отлично развивает актерские способности ребенка.

Метод «Где чье место?»

Необходимо научиться отходить от реальности и моделировать в своем сознании ситуацию в целом. В этой игре приходится переносить функции одних объектов на другие, видеть целое раньше, чем замечать его детали. Другими словами, ребенок должен задействовать собственное воображение.

Этот принцип и лежит в основе указанной игры. Смысл ее психологического воздействия на детей заключается в том, чтобы смотреть, умеет ли дошкольник проявлять свое воображение в конкретных предметных ситуациях.

Инструкция. Пожалуйста, посмотри внимательно на картинку и с помощью кружочков обозначь необычные места.

Ответ оценивается в зависимости от того, какой уровень воображения ребенок смог проявить при решении поставленной задачи.

Первый уровень. Дошкольнику сложно выполнять это задание. Он расставляет фигурки на традиционные места. А объяснения его сводятся к подобным ответам: собака находится в конуре, потому что это ее дом.

Когда же взрослый ставит кружочки в другие места, малыш весело смеется и не может объяснить, как это они там оказались. Если же получится добиться от ребенка каких-либо объяснений, то это будут шаблоны и стереотипы: кошка просто прячется на клумбе, собачка в пруду просто прячется.

Второй уровень. У детей не возникает особых сложностей в выполнении этого задания. Им не трудно поставить кружочки с персонажами на неклассические места. Но вот объяснить свой выбор они не могут.

Иногда дети даже начинают ставить фигурки обратно на свои места, если преподаватель просит объяснить, почему было выбрано другое место. Обычно дети с этим уровнем развития креативности пытаются доказать то, что их рассказы имеют под собой реальное основание.

Третий уровень. Самый высокий. Дошкольники легко расставляют кружочки на «неродные» места и могут объяснить свой выбор. Они могут даже обдумывать ту задачу, которую перед ними поставил взрослый.

Некоторые дети специально отводят взгляд от картинки, встают подальше и начинают ее рассматривать со стороны, чтобы лучше ее увидеть. В результате ребенок даже может взять на себя роль, чтобы объяснить свой выбор. К примеру, «Я волшебник, поэтому оживляю картинку». И затем они начинают фантазировать и рассказывать, объясняя необычное местоположение тех или иных предметов.

После того, как ребенок поразмышлял, он может что-нибудь придумать. «На столе была картинка. Вдруг подул сильный ветер и все кружочки разлетелись». Затем начинается сказочный сюжет. Обычно дети с этим уровнем воображения могут связывать в своих рассказах разные эпизоды в один сюжет.

Еще одна особенность заключается в том, что они легко объясняют лишь те места предметов, которые размещали самостоятельно. Но испытывают сложности в том, чтобы объяснить размещение предметов, расставленных кем-то другим.

Это связано с тем, что с самого начала они руководствуются своим замыслом, когда расставляют картинки. И им сложно объяснить чужой замысел, о существовании которого они не знают.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: креативность

Креативность это качество, которое пригодится ребёнку и во взрослой жизни, поэтому его развитию необходимо уделять достаточно внимания.

Специалисты предлагают несколько способов для развития креативности:

Давать ребёнку свободное время. Постоянно играть с малышом, развлекать его. Придумывать для него игры не пойдёт на пользу для развития его фантазии. Отказаться от большого количества современных игрушек. Эти вещи не дают малышу фантазировать. Когда же игрушка простая, ребенок вынужден додумывать какие-то элементы или нетрадиционный способ её использования. Меньше контроля. Необходимо дать чаду простор для фантазии. Пусть он без неусыпного контроля занимается тем, что ему нравится. Развивать таланты. Семья должна помочь малышу найти занятие по душе. Посредством посещения различных кружков, поиска увлечений можно будет заинтересовать кроху. Творческая атмосфера

Для ребенка важно, чтобы у него была своя детская комната или креативный уголок, территория, на которой он волен делать все, что захочет. Пусть он собирает там модели из конструктора, играет в подвижные игры, главное, не мешать его творческим порывам

Необузданная фантазия

Полезно фантазировать и сочинять разные истории с малышом. Можно посмотреть с ним мультфильм или прочитать сказку, а потом пофантазировать, как бы он поступил на месте того или иного героя. Хорошо развивает фантазию театрализованный семейный вечер. Подавать пример. Бесполезно учить чему-то кроху, если он не будет видеть пример в семье. Родителям необходимо самим заняться каким-то творчеством и творить в присутствии малыша, повышать свой уровень.

Креативности уделяется особое внимание

Значение и виды творческой деятельности

Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она способствует развитию речи малыша.

Обратите внимание! Это связано с тем, что творчество стимулирует развитие мелкой моторики рук (способность совершать мелкие и точные движения), а моторика непосредственно влияет на речевой центр в мозге. Основными видами творчества являются:. Основными видами творчества являются:

Основными видами творчества являются:

  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Некоторые авторы выделяют ещё и спортивное творчество, целью которого является выполнение нормативов.

Целью художественного творчества является создание произведения искусства (песни, картины, стихотворения и прочего).

Целью научного творчества является получение новых знаний через открытия, эксперименты, исследования.

Целью технического творчества является создание механизмов.

Моторика должна развиваться

Как создать условия для педагогического процесса формирования креативности

Задача педагога постоянно развиваться, совершенствоваться. Развивая креативность, фантазию своих воспитанников, он не должен забывать и про себя. Создать условия для педагогического процесса формирования креативности помогут:

Постоянное саморазвитие и «самокопание», оценивание себя как личности и профессионала. Стоит улучшать изобразительный, художественный, песенный вкус. Занятие творчеством совместно с детьми. Посещение открытых занятий других педагогов, форумов, семинаров

Важно обновлять дидактический материал, можно написать курсовой проект, исследовательскую работу, совершенствовать свою деятельность, составить план работы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий