Как Улучшить Технику Чтения У Ребенка 2 Класса?

Важность улучшения техники чтения во 2 классе

Улучшение техники чтения во 2 классе помогает ребенку освоить навык скорочтения, что позволяет ему быстрее воспринимать информацию и эффективнее усваивать учебный материал. Кроме того, правильная техника чтения обеспечивает правильную речь, обогащение словарного запаса и развитие памяти.

Улучшение техники чтения во 2 классе поможет ребенку не только стать лучше в учебе, но и расширить его кругозор. Книги являются настоящим сокровищем знаний, и читающий ребенок получит доступ к миру представленному в книгах, которые помогут ему понять и прочувствовать различные аспекты жизни и человеческого опыта.

Таким образом, улучшение техники чтения во 2 классе является важным этапом в развитии ребенка. Это не только помогает ему успешно академически обучаться, но и способствует его развитию в целом, открывая новые горизонты и возможности.

Основные этапы в обучении

Школьника нужно подготовить к чтению. Понятно объяснить, что такое слово, предложение и словосочетание. Можно поиграть в интересную игру – хлопать в ладоши столько раз, сколько слов было сказано в предложении. Эту же игру с подсчетом слов можно заменить на «Посчитай на пальчиках, сколько слов в предложении». Научите ребенка считать звуки в словах. После того, как ребенок поймет основные понятия, то можно смело приступать к следующему этапу. Вниманию уделяют буквам, которые произносят только по звукам. Объясните, что многие буквы имеют другой звук, нежели как он есть в алфавите. Разберите внимательно каждую букву. Для такого обучения идеально подойдет магнитная доска. Начинайте разбирать буквы, как советуют логопеды, с самых легких, чтобы не напрягать речевые рецепторы детей с дефектами речи. На данном этапе детей учат произносить слог слитно. Звуки тянут до тех пор, пока он не скажет слог, по отдельности буквы произносить нельзя, техника будет нарушена

Родители рисуют дуги между буквами, чтобы малыш уделял внимание только данному слогу. Этап – чтобы научить ребенка быстро читать тренируйте произношение слогов, постоянно перечитывайте их, РА, РО, МА, и наоборот АР, ОР, АМ

От простых слогов переходите к более сложным. Родители неправильно говорят: П и А, будет ПА. Будет правильнее тянуть слог и проговаривать это с ребенком ПППППА-ПППППА, МММММА-МММА.

Основные ошибки при чтении:

  • Ребенок неправильно произносит окончание слова, взрослый помогает ему, поправляет.
  • Буквы, схожие по звучанию, сливаются при произношении.

Огромную помощь при чтении выполняют дуги, которые объединяют слоги, многие дети запоминают его, как «домик для букв».

Родитеям на заметку

Частая ошибка многих родителей – научить ребенка читать как можно раньше. Только к шести годам ребенок более всего готов к чтению. До 6 лет мамам и папам лучше заняться общим развитием малыша, больше играйте в подвижные игры, рисуйте, лепите, тренируйте мелкую моторику.

https://www.youtube.com/watch?v=3G0J3m7aICI

Совет родителям – соберите всю волю в кулак и проведите занятие, как игру. Вспомните, что когда-то вы сами были маленькими детьми и тоже не умели читать и не знали букв. Будьте волшебниками и помогите ребенку попасть в страну книг. Объясните маленькому человеку, что учеба пригодиться ему стать во взрослой жизни, и он сможет прочитать любимую сказку столько раз, сколько захочет.

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным. По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение

Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.

Влияние техники чтения на успеваемость

Оптимальная скорость чтения, правильная дикция и выразительность помогают ученику быстрее усваивать информацию, что влияет на его способность справляться с заданиями, составлять тексты и успешно проходить контрольные работы.

Техника чтения также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей ребенка

Чтение позволяет улучшить словарный запас, развить логическое мышление, улучшить память и внимание

Разнообразные методы чтения и активное использование навыков рассказа о прочитанном способствуют развитию речи и эмоциональной сферы ребенка. Чтение книг, стихов, сказок и даже учебных текстов помогает формировать устойчивый интерес к культуре и знакомит с разными жанрами литературы.

Родители могут активно помочь развитию техники чтения у своего ребенка. Необходимо побуждать к чтению разнообразных текстов и общению о прочитанном

Поощрять интерес к книгам и библиотекам, обсуждать события из произведений литературы и поддерживать позитивное отношение к чтению как важному навыку для успешной учебы и личностного развития ребенка

Развитие правильной техники чтения во 2 классе имеет долгосрочное значение и оказывает положительное влияние на успеваемость ребенка в школе. Помогите своему ребенку развить и улучшить этот навык, и вы обеспечите ему хороший старт для успешной учебы и развития!

Техника чтения 2 класс – нормативы

Ученики начальной школы быстро улучшают навыки работы с текстом, а потому и нормативы при проверке техники чтения меняются от полугодия к полугодию. По завершении 2 четверти второклассники должны читать около 40-50 слов в минуту, а ближе к концу 2 класса эта норма возрастает до 50-70 слов. 

Скорость, с которой читает учащийся, важна, но помимо нее учитель обращает внимание и на другие факторы:

  • формирование навыков беглого воспроизведения. На втором году обучения ребята должны привыкнуть читать по словам или по фразам, а не по слогам. При этом, послоговое воспроизведение сложных словесных конструкций допускается.
  • качество усвоения текстового материала. Учащиеся должны понимать и запоминать суть даже тех отрывков, которые читаются на скорость. 
  • соблюдение пауз и интонаций. Воспроизводя отрывок, ребенок должен соблюдать паузы, правильно озвучивать восклицательные и вопросительные предложения, передавать интонацию персонажей.

Как создать благоприятную атмосферу для чтения

Создание благоприятной атмосферы для чтения помогает ребенку сосредоточиться на тексте, улучшает его внимание и усваивание информации. Вот несколько простых советов, которые помогут вам создать идеальную обстановку для чтения в доме:

  1. Создайте спокойное и уютное место для чтения. Выделите уголок, где ребенок сможет сосредоточиться и чувствовать себя комфортно. Убедитесь, что там достаточно света и положительной энергии.
  2. Используйте красочные и интересные книги. Предложите ребенку разнообразные книги, которые будут ему интересными и понятными. Это поможет развить его любовь к чтению и улучшить восприятие текста.
  3. Установите правильное время для чтения. Выберите определенное время, когда ваш ребенок будет заниматься чтением каждый день. Это поможет ему создать привычку и структурировать свое время.
  4. Вознаграждайте ребенка за чтение. Поддерживайте положительный настрой к чтению, предлагая маленькие вознаграждения или похвалу за его усилия. Это поможет укрепить мотивацию к чтению.
  5. Читайте вместе с ребенком. Участвуйте в чтении вместе с вашим ребенком, задавайте ему вопросы о книге и обсуждайте прочитанное. Это поможет ему лучше понять текст и развить свое мышление и воображение.

С помощью этих простых советов вы сможете создать благоприятную атмосферу для чтения и помочь вашему ребенку развить навыки чтения с удовольствием.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие — наработка, второе — закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю — 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе — пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Прыжок

Упражнение на внимательность и память – это «Прыжок». Оно отлично тренирует зрительную память. Поупражняться очень просто. Пусть ребенок читает текст в своем темпе, а потом остановите его. На слово: «Остановка!» он должен поднять глаза на родителей и оторваться от книги. Когда родители снова дают команду читать, школьнику необходимо быстро найти то место, на котором он остановился. В первое время будет получаться медленно, а малыш станет следить пальчиком по строкам в поиске нужно места. Но со временем вы натренируете его так, что он визуально запомнит часть страницы, конкретный абзац, а уже прочитанный текст станет узнавать.

Другие параметры техники чтения

1 класс

На конец I полугодия. Чтение плавное слоговое, осознанное и правильное, с четким проговариванием слогов и слов.

На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.

2 класс

На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Сложные слова допустимо прочитывать по слогам.

На конец II полугодия. Чтение осмысленное, правильное, целыми словами. С соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 класс

На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, при помощи которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.

На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.

4 класс

На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций,  ребенок не только выражает понимание смысла читаемого, но способен выразить свое отношение к прочитанному.

На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Нормы по технике чтения для 1−4 классов

  • 1 класс: 25−30 слов в минуту — норма после первого полугодия; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие. В первом классе навык чтения проверяется один раз в конце учебного года.
  • 2 класс: 40−50 слов в минуту — 1 полугодие; 50−60 слов в минуту — 2 полугодие.
  • 3 класс: 60−70 слов в минуту — 1 полугодие; 70−80 слов в минуту — 2 полугодие.
  • 4 класс: 80−90 слов в минуту — 1 полугодие; 100−120 слов в минуту — 2 полугодие.

Что бы подтянуть технику чтения школьника, а заодно и общую успеваемость ребенка, обязательно нужно читать летом! Списки рекомендованной литературы от Минобразования для внеклассного чтения летом уже опубликованы на нашем сайте:

  • список литературы для чтения школьника летом после 1 класса
  • список литературы для чтения школьника летом после 2 класса
  • список литературы для чтения школьника летом после 3 класса
  • список литературы для чтения школьника летом после 4 класса

И помните главное! Нельзя заставлять ребенка читать! Нужно вызвать интерес к чтению!

Подберите интересные книги

Чтобы повысить интерес ребенка 2 класса к чтению, важно подобрать для него интересные книги. Ребенку будет гораздо легче и интереснее читать книги, если они соответствуют его возрасту и предпочтениям

Определитесь с жанром, который предпочитает ваш ребенок. Это может быть фэнтези, приключения, детективы, научно-популярная литература и многое другое. Учтите, что дети в этом возрасте часто привлекают книги с яркими иллюстрациями, смешными сюжетами и интересными героями.

Рассмотрите разные варианты, начиная с популярных серийных книг, которые часто пользуются успехом у детей. Например, серия «Приключения Капитана Врунгеля» или «Дневник слабака». Эти книги захватывают детей своими занимательными историями и интересными персонажами.

Не забывайте обязательно учесть интересы и предпочтения своего ребенка. Если он, например, увлекается футболом, то можно подобрать книги о приключениях футбольной команды или жизни футболистов. Если ребенок интересуется природой, можно выбрать книги о животных или о путешествиях в экзотические уголки мира

Важно учесть его интересы и предоставить ему выбор

Также стоит обращать внимание на уровень сложности текста. Возьмите книгу, в которой ребенок сможет разобраться самостоятельно, но с некоторыми трудностями

Это поможет развить его навыки чтения и побудит к осмысленному чтению.

Не забывайте участвовать в чтении вместе с ребенком. Это создаст атмосферу взаимного интереса и поддержки. Постарайтесь быть доступным для обсуждения прочитанного, задавайте вопросы о сюжете и персонажах, чтобы показать ребенку, что его мнение и впечатления важны.

Выбор интересных книг для вашего ребенка поможет не только улучшить его навыки чтения, но и погрузить его в увлекательный мир книжных приключений!

Техника чтения во 2 классе: рекомендации для родителей

Улучшение навыков чтения во втором классе играет важную роль в развитии ребенка. В этом возрасте дети начинают осваивать более сложные тексты и активно учатся понимать прочитанное. Родители могут сыграть значительную роль в помощи своим детям на этом этапе.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам улучшить технику чтения вашего ребенка:

1. Регулярная практика

Планомерная практика имеет ключевое значение для совершенствования навыков чтения. Время, затраченное на чтение каждый день, поможет вашему ребенку улучшить скорость, понимание и концентрацию. Установите регулярное время для чтения и поощряйте детей выполнять это каждый день.

2. Предоставьте разнообразные материалы для чтения

Предоставление вашему ребенку разнообразных материалов для чтения поможет ему развить интерес к чтению и расширить словарный запас. Включите книги, журналы, комиксы, газеты и даже интересные онлайн статьи в ежедневный список чтения вашего ребенка.

3. Обсуждение прочитанного

Одной из важных частей техники чтения является понимание прочитанного материала. После прочтения текста, обсудите его с вашим ребенком. Задавайте вопросы о сюжете, героях и моральных уроках, чтобы убедиться, что ваш ребенок понял содержание текста.

4. Вознаграждение и похвала

Поощряйте и похвалите своего ребенка за достижения в чтении. Создайте специальные награды или систему поощрений, чтобы мотивировать ребенка на практику чтения и постепенное развитие его умения.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете помочь своему ребенку развить и улучшить его навыки чтения во втором классе. Помните, что практика и поощрение играют важную роль в успешном усвоении этого ключевого навыка.

Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

Все цело или целиком

Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью нужно находить слова с выделенной буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорочтение до 500–1000 слов в минуту.

Найти такие разработки ( слова перевертыши, лесенки слов или обучающие тексты для быстрого чтения целиком) не просто, но можно их сделать и самим. Если вы экономите время Вы можете их приобрести на сайте >>>Скорочтение для детей

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Чтобы ребенок хорошо сдал проверку техники чтения, нужно заниматься с ним дополнительно. Для этого школьник должен регулярно практиковаться, знакомясь с подходящими по сложности текстами. Для 2 класса подойдут те из них, в которых незнакомые для учащегося слова содержатся в минимальном количестве или же вовсе отсутствуют. 

Также не стоит выбирать отрывки, в которых встречаются длинные прилагательные, содержатся диалоги и другие сложные для воспроизведения речевые конструкции. Избегать нужно и текстовых материалов с картинками – иллюстрации будут отвлекать ученика, могут помешать ему сосредоточиться.

Чтобы не ошибиться с выбором текстов для проверки техники чтения во 2 классе, родители могут найти в интернете или в книжном магазине подходящие методические материалы. Текстовые отрывки в них разбиты по полугодиям, чтобы ребенок мог тренироваться на тех примерах, которые точно подходят ему по сложности.

Результаты ученика нужно регулярно отслеживать, чтобы в дальнейшем он смог хорошо сдать проверку. Работать нужно не только над скоростью, но и над качеством усвоения материала. 

Практикуйте громкое чтение

Громкое чтение позволяет ребенку уловить повторяющиеся шаблоны и звуки в словах, что облегчает процесс распознавания и понимания текста. Кроме того, громкое чтение помогает укрепить уверенность и самооценку ребенка, так как он слышит свой голос и видит свои достижения.

Для проведения громкого чтения выберите интересный и понятный текст, подходящий уровню чтения вашего ребенка. Начинайте с небольших отрывков и постепенно увеличивайте объем текста. Поощряйте ребенка делать свои голосовые акценты, менять интонацию и ударения в словах.

Вы можете проводить громкое чтение вместе с ребенком, попеременно читая отрывки текста. Это не только поможет ему развить навыки чтения, но и создаст положительную атмосферу и зажжет интерес к чтению.

Не забывайте спрашивать ребенка о содержании прочитанного, обсуждать интересные моменты и отвечать на его вопросы. Таким образом, громкое чтение станет не только полезным упражнением, но и отличным способом налаживать общение с ребенком.

Техника чтения

При чтении ученик должен воспринимать и запоминать текст, правильно проговаривать слова и выразительно излагать читаемый материал. Одновременно при беглом чтении школьник выполняет две функции – смысловая и техническая.

В первом классе изучаются основы правильного чтения:

  • Слоги и слова;
  • Скорость;
  • Правильное произношение слов и окончаний, четкое проговаривание каждого слова, без искажений и замены;
  • Ребенок должен понимать, что он прочитал и быстро ответить на вопрос по тексту;
  • Интонация, соответствующая знакам препинания;
  • Паузы, в конце предложения.

С 1 по 4 класс у учеников проверяют технику чтения. В течении одной минуты школьник читает текст. Нормативы:

  • К концу 1-го класса ребенок должен читать более 30 слов в минуту;
  • К концу 2-го класса более 50 слов в минуту;
  • К концу 3-го класса более 70 слов в минуту;
  • К концу 4-го класса более 100 слов в минуту.

Нормативы в разных учебных заведениях значительно отличаются.

Как читать быстро и понимать прочитанное

Человеку, который читает медленно, как правило, мешают сразу несколько факторов:

  • Проговаривание текста про себя сильно снижает скорость чтения, ведь последующее слово воспринимается лишь тогда, когда предыдущее уже произнесено.
  • Регрессивное чтение, заставляющее возвращаться к тому месту, которое уже было прочитано. Оно также влияет на скорость восприятия текста.
  • Ограниченное поле зрения позволяет охватывать только небольшой объем текста, поэтому человек может читать только по горизонтали. Тренировки позволяют научиться фокусироваться на нескольких строках или даже абзацах, в связи с чем чтение происходит сверху вниз.

Скорочтение позволяет избавиться от основных проблем, тормозящих восприятие информации

Но получив этот навык, важно не зацикливаться на техническом чтении. Ведь главная цель – не просто быстрее прочитать, а быстрее уловить суть текста

Только в случае осмысленного чтения ребенок сможет лучше учиться, прочесть большее количество книг, развить другие способности интеллекта. 

Для того, чтобы скорочтение не оставалось только техническим навыком, а перешло в разряд осмысленного, стоит придерживаться некоторых правил

Во-первых, очень важно концентрироваться на тексте. Лишь вникая в него, можно понять суть

Во-вторых, стоит пользоваться вопросами. До начала чтения нужно понять, что читающий хочет узнать из текста. Также после прочтения книги или статьи важно проанализировать полученную информацию. В-третьих, следует запоминать прочитанное. Для этого нужна хорошая память, способная зафиксировать самое важное из текста. 

Бывают случаи, когда совсем не обязательно использовать навык быстрого чтения, например, при знакомстве с художественным произведением. Иногда хочется расслабиться и не спеша прочесть увлекательный роман ради развлечения. В этом случае уже имеющиеся навыки скорочтения не помешают читать размеренно, но зато очень помогут тогда, когда потребуется быстро усвоить материал из учебной литературы. Поэтому чаще всего умение быстро воспринимать информацию применяется в практических целях. Выделяют следующие виды скорочтения:

  • Поисковое. Предполагает чтение с целью поиска нужной информации в большом объеме текста. Считается самым быстрым.
  • Аналитическое. Используется в случае необходимости прочесть большой текст, но в то же время проанализировать его. Считается самым трудным.
  • Ознакомительное. Применяется в тот момент, когда нужно прочесть текст поверхностно, не вникая в него. Считается самым легким.

Активные методы обучения чтению: игры и упражнения

Для того чтобы развить навыки чтения у детей во 2 классе, можно применять активные методы обучения. Они позволяют сделать уроки более интересными и увлекательными, что способствует лучшему запоминанию материала.

Одним из самых эффективных активных методов обучения чтению является использование игр и упражнений

Это помогает детям научиться сосредоточиваться на тексте, улучшать внимание, развивать навыки анализа и синтеза информации

Одной из игр, которая помогает развить навыки чтения, является «Собери слово». Для этой игры необходимо подготовить набор карточек с буквами. Детям нужно собрать слова, использовав предложенные буквы. Эта игра помогает развить у детей умение образовывать слова из букв.

Еще одна игра, которая помогает улучшить навыки чтения, — это «Найди пару». Для этой игры нужно подготовить карточки с изображением различных предметов и соответствующими им названиями. Детям нужно найти пары картинок и слов, что помогает развить у них навыки связывания звуков и букв с изображениями.

Важно помнить, что игры и упражнения нужно проводить регулярно, чтобы достичь наилучших результатов. Постепенно увеличивайте сложность игр и упражнений, чтобы поддерживать интерес ребенка и продвигать его вперед

Пример игрыПример упражнения
Собери словоНайди пару
Классная комнатаСтол — письменный стол
Рабочая тетрадьКнига — читать

Создание домашней библиотеки для развития любви к чтению

Как создать домашнюю библиотеку, которая будет стимулировать интерес к чтению и способствовать развитию ребенка? Вот несколько простых шагов, которые помогут вам начать:

Выберите книги с различными жанрами и уровнями сложности

Важно расширить кругозор ребенка и предоставить ему возможность выбирать книги по своим интересам. Романы, приключения, фэнтези, детективы, научно-популярная литература — предложите разнообразие, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему нравится.
Организуйте удобное и привлекательное место для хранения книг

Установите полку или книжную полку, где ребенок сможет видеть все книги и легко доставать нужные.
Постепенно пополняйте библиотеку новыми книгами. Посещайте библиотеки, книжные магазины, фестивали книг. Подарите ребенку книги в подарок на праздники или дни рождения.
Введите регулярное чтение в расписание вашего ребенка. Назначьте определенное время для чтения книг, будь то перед сном или после школы. Создайте привычку чтения и сделайте его неотъемлемой частью ежедневной жизни.
Обсуждайте прочитанное с ребенком. Спрашивайте у него о его впечатлениях, попросите рассказать о главных героях и сюжете. Таким образом, вы поможете ребенку лучше понять и анализировать текст и развить критическое мышление.

Создание домашней библиотеки — это прекрасный способ развить любовь к чтению и стимулировать развитие у ребенка. Не забудьте поддерживать интерес вашего ребенка к чтению, предлагая ему новые книги и проводя время вместе с книгой. Помните, чтение — это путешествие в другие миры и отличный способ расширить свой кругозор!

Улучшение техники чтения

Низкие результаты техники чтения — не повод расстраиваться, а лишь сигнал о том, что нужно приложить дополнительные усилия для улучшения навыка. Можно заниматься с ребенком самостоятельно или обратиться к специалисту, который проанализирует слабые места и подберет подходящие упражнения. Проводите дополнительные занятия с ребенком в режиме «щадящего чтения» без давления. Важнее соблюдать регулярность и частоту занятий: 10-20 минут ежедневно.

Как можно мотивировать ребенка читать:

  1. Награждайте за старание наклейками, звездочками.
  2. Отмечайте прогресс визуально — создайте доску успеха, чтоб ребенок мог наглядно видеть свой прогресс
  3. Проводите занятия в форме игры, например, «поход в библиотеку» или «чтение любимым игрушкам».
  4. Выбирайте интересные ребенку книги и тексты.
  5. Пусть ребенок читает домашним животным, они — благодарные и принимающие слушатели. Читая им, ребенку не страшно ошибиться, он расслабляется и преодолевает страх неудачи.
  6. Устройте соревнование по чтению между сверстниками, братьями и сестрами.

Для улучшения скорости чтения поможет:

  1. Чтение по слоговым таблицам.
  2. Многократное чтение. Читайте один и тот же текст несколько раз, увеличивая темп. Со второго раза у ребенка получится читать быстрее.
  3. «Буксир». Взрослый ведет пальцем по строчке, задавая темп. Ребенок старается читать в заданном темпе.
  4. «Вершки да корешки». Ребенок читает слова, закрывая линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  5. Чтение в книге, перевернутой вверх ногами.
  6. «Молния». Чередования чтения в комфортном темпе с чтением с максимально возможной скоростью в течение 20 секунд по команде «Молния!».
  7. «Спринт». Соревнование на скорость чтения между одноклассниками.
  8. Работа на расширение поля зрения по таблицам Шульте.
  9. Чтение с окошечком для устранения «регрессии» — возвратных движений глаз, приводящих к повторному прочтению.

Для правильности чтения:

  1. Поработайте над четкой дикцией, занимайтесь артикуляционной гимнастикой.
  2. Читайте чистоговорки и скороговорки.
  3. Предложите ребенку исправлять деформированные предложения: «Погода хорошая улице на».
  4. «Мнимое слово». При чтении произносится неправильное слово, ребенок должен его исправить.

На понимание прочитанного

  1. «Чтение волной». Сначала ребенок читает вслух, потом пересказывает прочитанное.
  2. Составление плана прочитанного.
  3. Школьник читает про себя в комфортном темпе, рассказывает, что понял и почувствовал, о чем подумал
  4. Обсуждайте непонятные слова и выражения.
  5. Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку.
  6. Попросите рассказать, чем понравился текст, чем запомнился.

Для выразительности чтения

  1. Чтение по ролям, инсценирование.
  2. Устройте «радиоспектакль».
  3. Выразительное декламирование стихотворений.
  4. Тренировка гибкости голоса. Умение говорить тише-громче, выше-ниже.
  5. Чтение под дирижирование, указывающее тон или силу голоса.
  6. «Живая картинка». Один читает, другой реагирует мимикой.

Совершенствование навыка чтения в начальной школе очень важно. Именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является основой успешного обучения ребенка в будущем

Эта подробная инструкция по контролю техники чтения поможет Вам отследить и улучшить формирования навыка у Вашего ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий