Что Такое Критическое Мышление: Почему Это Важно?

6 ключевых навыков критического мышления

Ключевыми навыками критического мышления являются:

  • Выявление предубеждений
  • Вывод
  • Исследование
  • Идентификация
  • Любопытство
  • Оценка релевантности

Давайте рассмотрим эти шесть навыков критического мышления, которым вы должны научиться, и почему они так важны для процесса критического мышления.

Выявление предубеждений

Этот навык критического мышления необходим для метапознания, которое является пятой характеристикой критического мышления. Он включает в себя знание того, когда у других есть когнитивное искажение, и когда оно есть у вас самого.

Предубеждения могут влиять на то, как кто-то понимает представленные ему факты. Но когда вы осознаете эти предубеждения, вы можете задаться вопросом об этих предубеждениях и рассмотреть другие точки зрения.

Выявление предубеждений особенно важно для людей, которые принимают решения о найме. Это связано с тем, что предубеждения против групп меньшинств могут привести к неравенству на рабочем месте, если их не выявить

Например, представьте, что менеджер по найму сравнивает два резюме. Их интуиция может заставить их отказаться от одного из резюме из-за предвзятого отношения к противоположному полу. Но допустим, этот менеджер по найму понимает, что у них есть эта предвзятость. Затем они могут задать себе вопрос, влияет ли эта предвзятость на их суждения.

Вывод

Вывод — это способность делать выводы на основе имеющейся у вас информации. Без умозаключений может быть трудно действовать после того, как вы проанализировали представленные вам факты. Обработка информации является ключом к вынесению обоснованного суждения.

Например, давайте вернемся к бухгалтеру, пытающемуся присвоить правильную категорию деловым расходам. Они могут анализировать другие подобные ситуации и на основе этой информации выбирать наиболее логичную категорию.

Исследование

Прежде чем анализировать факты и делать выводы, необходимо выяснить, что это за факты. Навыки исследования позволяют вам находить факты и цифры, необходимые для аргументации.

Не во всех ситуациях вам будет доступна необходимая информация. Навыки исследования необходимы, чтобы разобраться в ситуации и собрать информацию, необходимую для критического мышления.

Некоторые ситуации не требуют дополнительных исследований. Например, сотрудник службы экстренного реагирования, прибывший на место автомобильной аварии, не будет проводить дальнейшие исследования. Им придется проанализировать то, что они видят перед собой, и решить, какие травмы требуют срочной помощи.

С другой стороны, кто-то, кто проводит анализ рынка, должен будет изучить конкурентов и собрать информацию, прежде чем высказывать мнение.

Идентификация

Идентификация отличается от вывода и исследования. Это включает в себя возможность определить проблему, а также то, что влияет на эту проблему.

Короче говоря, идентификация необходима для того, чтобы кто-то понял, что ему нужно критически подумать о чем-то. Без надлежащих навыков идентификации кому-то будет трудно понять, когда пришло время проанализировать ситуацию.

Допустим, вы вводите числа в электронную таблицу. Цифры выходят не так, как обычно. Без навыков идентификации вы могли бы легко продолжать работу, не осознавая наличия проблемы. Но когда вы понимаете, что происходит, вы можете увидеть, что что-то не так в формуле электронной таблицы.

Только после того, как вы обнаружите, что формула не работает, вы можете начать анализировать, что происходит, чтобы решить проблему.

Любопытство

Не бойтесь задавать вопросы и исследовать то, что вам интересно. Это потому, что интеллектуальное любопытство является ценным навыком, особенно когда речь идет о критическом мышлении.

Один из способов практиковать любопытство — перенять образ мышления новичка. Когда вы входите в любую ситуацию с мышлением новичка, вы можете сохранять непредвзятость. Вы сможете воспринимать вещи, которые вы, возможно, не замечали, когда ваш разум был закрыт.

Оценка релевантности

Не вся информация одинаково актуальна

Чтобы вынести критическое суждение, важно уметь оценивать релевантность имеющейся у вас информации

Возьмем, к примеру, базовые навыки онлайн-исследований. У вас есть доступ к огромному количеству информации практически по любой мыслимой теме. Но проведение онлайн-исследований требует от вас постоянной оценки актуальности того, что вы видите.

Без оценки релевантности вы потратите слишком много времени на детали, которые не так важны для конечного желаемого результата. Но когда вы сможете определить, что является наиболее важным, вы сможете придать этой информации больший вес, когда будете критически мыслить.

Как развить критическое мышление

Образовательные учреждения всего мира ставят перед собой цель — развить критическое мышление у обучающихся. Не просто дать какой-то объём информации, которую неизвестно куда ученик сможет приложить, а развить интеллектуальные способности человека, которые позволят ему учиться самостоятельно.

Учебные пособия о развитии критического мышления предлагают пройти три стадии:

I. Вызов. Для начала нужно пробудить познавательный интерес, сформировать желание добывать новую информацию и углублять полученные знания. Изучая какой-то предмет, преподаватель сначала «вызывает на поверхность» имеющиеся знания у учеников, затем побуждает к обмену мнениями.

II. Осмысление. Получая новые знания, ученики систематизируют её, формулируют вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этой стадии происходит «мозговой штурм» и формирование у каждого собственной позиции по вопросу.

**III. Рефлексия.**Новые знания наслаиваются на первичные представления учеников о предмете и либо дополняют их, либо вовсе перестраивают. Здесь в идеале должен случиться запуск бесконечной череды операций «узнать новое» — «ощутить необходимость узнавать новое».

Прикладной характер критического мышления позволяет учащимся проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники информации, с которыми они сталкиваются, формировать собственное мнение, замечать свои эмоции и свои ошибки, которые мешают рационально мыслить. Это пригождается не только в обучении, но и в общении, в бытовых делах — на любом этапе жизни.

Научиться критическому мышлению можно с помощью специальных упражнений. Например, попытаться доказать какое-то научное, социальное или экономическое утверждение, а затем «перейти» на сторону оппонентов, попытаться доказать обратное. Например, сначала подобрать аргументы за‎‎ то, чтобы запретить в России аборты, а затем перечислить аргументы за то, чтобы оставить всё как есть.

У нетренированного мозга перейти к критическому мышлению сразу не получится, но здесь важны частота и упорство в «тренировках». Нужно постоянно активно работать с информацией: искать её, интерпретировать, оценивать и сравнивать. Возможно, придётся специально учиться, и точно — систематически применять навыки, иначе мозг их забудет.

Тем, кто хочет критически мыслить, важно расширять социальный кругозор — регулярно общаться с теми, чьи взгляды не близки, и пытаться понять их позицию. Для развития критического мышления также полезно:

Для развития критического мышления также полезно:

  • читать качественный нон-фикшен,
  • брать паузу перед принятием важных решений,
  • искать ошибки в своих рассуждениях и действиях и признавать их.

Чтобы научить ребёнка критически мыслить, можно проводить домашние дебаты, где оттачиваются умения:

  • рассуждать;
  • анализировать и проверять информацию;
  • опираться на аргументы, а не на чьё-либо личное мнение;
  • критиковать чужие доводы, но при этом уважать чужие границы и не переходить на личности.

Почему мы мыслим «неправильно»

Наш головной мозг иногда сам подталкивает к неверным решениям. Причиной тому являются когнитивные искажения ― «баги» в мыслительных процессах, которые мешают реагировать на действительность объективно и воспринимать ее такой, какая она есть на самом деле. 

«Работа» когнитивных искажений направлена на усиление какой-либо эмоции, чаще всего негативной. При этом голос в голове звучит уверенно и твердо, что только усиливает нерациональную установку. Когда вы говорите себе «у меня ничего не получается», то начинаете возводить ситуацию в абсолютную категорию ― если в чем-то одном вы не смогли добиться успеха, значит, и в другом начинании обязательно потерпите неудачу. 

В качестве примеров искажения можно назвать:

  • фильтрацию: человек сосредоточен на негативе, не замечает положительные аспекты ситуации, зацикливается на неприятных моментах и в результате теряет возможность объективно оценивать обстановку;
  • черно-белое мышление: у человека есть только два критерия (плохо / хорошо) и нет золотой середины. Он впадает из крайности в крайность, не видя других вариантов решения проблемы;
  • обобщение: ситуация оценивается по одному моменту и не рассматривается в целом;
  • поспешные выводы: собеседник еще не успел ничего сказать, а мы уже «знаем», почему он повел себя так, а не иначе;
  • нагнетание: есть люди, которые постоянно живут в ожидании ужаса, катастрофы, при этом их вообще не заботит, что происходит здесь и сейчас. Узнав о какой-то проблеме, они сразу начинают «примерять» ее на себя: «А вдруг это произойдет со мной? Что делать, если случится трагедия?»;
  • олицетворение: человек с этим когнитивным искажением уверен, что слова и действия окружающих направлены исключительно на него. Он постоянно сравнивает себя с другими, теряя самооценку и уверенность;
  • обвинение: есть люди, которые считают, что ответственность за их боль и неудачи несет общество. Другие, профессионально владеющие приемами самобичевания, склонны винить в проблемах себя. И то, и другое мешает смотреть на ситуацию объективно;
  • мне все должны: мы склонны верить и ждать, что окружающие будут подстраиваться под нас и выполнять наши требования. А для этого нужно лишь нажать или, наоборот, «приласкать». Из-за стремления изменить других людей нам кажется, что собственное счастье зависит от того, будут ли они подчиняться или нет. 

Кроме этого, в категорию когнитивных искажений входят навешивание ярлыков, убеждение в своей исключительной правоте, ложные выводы о контроле, справедливости, переменах. Избавиться от них быстро и навсегда не получится, однако сгладить острые углы помогает именно умение мыслить критически.

Логика

Логика ― сложная наука, но ее принципами мы часто пользуемся в повседневной жизни. Не всегда получается устанавливать правильные причинно-следственные связи. Нелогичные рассуждения и выводы, которые мы делаем, являются следствием недостатка аргументации и фактов.

Мы совершаем ошибки, когда принимаем решение или делаем вывод, руководствуясь общими обстоятельствами и принятым мнением, упуская из зоны внимания мелкие детали. Именно они порой играют решающую роль в сложившихся обстоятельствах. Человеку не свойственно собирать статистику, а ведь вероятность повторения единичного успеха ничтожно мала. Если знакомый заработал миллион, ведя собственный видеоблог, это не значит, что и вы сможете укрепить свое финансовое положение таким же способом. 

Еще одна ошибка, которая заставляет объединять события в систему «причина ― следствие» ― неумение отличать «после» от «вследствие / из-за». Если приятель выучил иностранный язык и переехал жить за границу, то это вовсе не означает, что у него получилось только в результате прохождения курсов. 

Эмоции

Когда событие касается непосредственно вас, думать «трезвой головой» становится очень трудно. Если ваш отчет оценивает директор компании, а ребенок выступает на городском конкурсе, вы обязательно будете ожидать высокой и при этом положительной оценки, ведь только вы знаете, сколько времени и сил было потрачено на пути. Это нормально, ждать одобрения. При этом человек склонен видеть только те аргументы и факты, которые будут подтверждать его правоту. Он будет использовать определенные слова и выражения, чтобы вызвать соответствующие эмоциональные реакции у собеседника. Если реальность не совпадет с ожиданиями, наступит сильное разочарование. 

Чтобы справляться с подобными ситуациями, требуется развивать в себе навык самоконтроля. Нам всем необходимо уметь проводить объективный анализ проблемы и учиться слушать окружающих, которые, возможно, имеют совершенно иную точку зрения. 

Технология критического мышления

Как бы странно это ни звучало, но критическое мышление в современном обществе нередко и само подвергается критике: «Как вы смеете говорить об этой книге иначе, чем хорошо?», «Ты критикуешь власть, но чего добился ты сам?» и т.п.

Подобные высказывания со стороны тех или иных людей говорят об их податливости и доверчивости. Человек, не имеющий критического мышления, – это потенциальная жертва для любого обмана или мошенничества, ведь он не способен противостоять никакому давлению извне.

Важно понимать, что критическое мышление не является врожденным свойством. Оно может развиваться и расти, или распадаться и угасать

Критически мыслить получится лишь в том случае, если у человека будет определенный багаж знаний или информации, чтобы ее можно было сравнивать, оценивать и анализировать, то есть подвергать критике.

Поэтому те люди, которые сознательно отказываются от критического мышления, скорее демонстрируют интеллектуальную деградацию, чем высокую духовность. Духовность в их понимании заключается в бездумном подчинении ритуалам и беспрекословному повиновению любому, порой даже очень сомнительному авторитету.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: критическое мышление представляет собой процесс анализа информации, свойственный высокоразвитым индивидам.

К сожалению, наблюдая за многими людьми, вы можете обнаружить, что многие из них попросту не хотят развивать критическое мышление.

Простые способы развить критическое мышление у ребёнка

Простые игры, правильные вопросы и мягкая мотивация — этого достаточно. Дети по природе своей любознательны и креативны, так что от вас потребуется только небольшой толчок в нужную сторону. Как организовать обучение критическому мышлению, не превращая учёбу в рутину? Мы собрали для вас простые и весёлые лайфхаки.

А сам что думаешь?

Ребёнок пришёл к вам с очередным вопросом? Не спешите отвечать всеобъемлющим определением. На вопрос «Почему облака висят в небе?» лучше ответить другим вопросом: «Как ты сам думаешь?». Подтолкните ребёнка к самостоятельному мышлению, пусть подурачится или серьёзно подумает. Любая гипотеза от «Они слишком лёгкие, чтобы упасть» до «Потому что они нарисованные, а небо твёрдое» — это акт мышления. Объяснение он успеет получить когда угодно, а вот научить его мыслить самостоятельно — ваша задача.

Потом, когда гипотеза будет построена, а причина найдена, дайте ему правильный ответ, поверьте, так он запомнит его намного лучше.

Ура, мы ошиблись!

Большинство людей всё ещё воспринимает ошибку как катастрофу, а не как новый и полезный опыт. Но ошибка — это прекрасная возможность научить ребёнка азам критического мышления. Откуда на асфальте дыры? Скажите ребёнку с самым серьёзным видом, что их проели коровы. Пусть подловит вас на ошибке, подберёт аргументы против и торжествует победу. Он действительно выиграл, он научился оспаривать авторитеты.

Важно в процессе такой игры не заходить слишком далеко, пусть обсуждение протекает в лёгком и приятном ключе, и не забудьте похвалить ребёнка за то, что он заметил ошибку

У меня тут вопрос

Задавайте ребёнку «правильные вопросы». Умение ставить вопросы — это один из ключевых элементов критического мышления. Вот 5 вопросов, которые помогут вам развить критическое мышление у ребёнка.

  1. Откуда ты об этом узнал?

Этот вопрос побуждает ребёнка задуматься о том, является ли его источник информации авторитетным.

  1. Что бы ты сделал на его / их месте?

Поиск творческих решений общих проблем — ценный жизненный навык. Умение поставить себя на место другого человека поможет ребёнку освоиться в социуме и сделает его ум гибким.

  1. Как ты думаешь, почему так произошло?

Ответ на этот вопрос учит рефлексировать, обобщать и делать выводы.

Почему это важно?

Независимо от того, говорим ли мы об историческом событии, математической концепции или походе в кино, нужно, чтобы ребёнок мог сформулировать сущность проблемы.

  1. Я не понимаю, можешь привести мне пример?

Придумывание примера или использование опыта, чтобы поделиться реальным — это отличный способ применить навыки критического мышления.

Вы можете задавать эти вопросы и миллионы других по любому поводу. Ребёнок рассказывает о мультике, происшествии во дворе или в школе, приключениях книжных героев? Вперёд.

Как развивать критическое мышление?

Формирование и развитие критического мышления — процесс небыстрый. Чтобы перестроиться, нам придется пересмотреть многие свои старые убеждения, получить новые знания и на их основе сформировать новые. Рассказываем, как развить свое умение мыслить критически.

  1. Следите за своим распорядком дня

Начать можно с этого просто упражнения. Проанализируйте, на что вы тратите свое время, что из этого приносит пользу, а что нет, какие ошибки в планировании допустили и как этого можно было избежать

Возможно, вы осознаете, что у вас есть проблемы с тайм-менеджментом, и сможете с ними бороться.  Внимание — ограниченный ресурс, которым лучше распоряжаться правильно

  1. Отсеивайте ненужную информацию 

Критически мыслить — это не только сомневаться в поступающей информации, но еще и умение отсеивать ненужное, но проверять любую мелочь долго и утомительно. Учитесь задавать вопрос: «Зачем мне это нужно?». Возможно, от каких-то фактов вам нет никакого толку. 

  1. Задавайте вопросы

Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Чем больше вы узнали — тем лучше вы поняли. Не отвергайте любые чужие идеи. Подходите к вопросу с разных сторон, избегайте крайностей. 

  1. Больше читайте

Это отличный способ потренировать свое критическое мышление. Ищите альтернативные точки зрения. Будьте готовы к тому, что вы начнете испытывать когнитивный диссонанс гораздо чаще. Тщательно отбирайте то, что вы читаете. 

Чем больше знаний — тем лучше мы можем составлять логические цепочки, сопоставлять факты, анализировать информацию и определять ее достоверность. 

Для развития критического мышления можно почитать эти книги:

  • «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки», Роберт Сапольски 
  • «Искусство мыслить», Бертран Рассел
  • «Критическое мышление», Том Чатфилд
  • «Диалоги», Платон
  • «Защита от тёмных искусств», Александр Панчин

4. Проверяйте новости

Критическое мышление можно потренировать на новостях. Академик Майкла Колфилда советует во время чтения делать небольшой фактчекинг: проверять издание, искать информацию по вопросу в альтернативных источниках, сопоставлять утверждения и цитаты с оригинальным текстом. Часто информация, вводящая в заблуждение, вырвана из контекста, это подрывает доверие к материалу.

6. Играйте

Сейчас множество способов потренировать свою эрудицию, логику и сообразительность в игровой форме: ходите на квизы, играйте в настолки, шахматы, решайте ребусы. 

7. Учитесь новому

Топ-5 книг, чтобы прокачать свое критическое мышление

  1. «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить» Дэвид МакрэйниПлюс книги в том, что такие сложные понятия, как «эвристические ошибки», «когнитивные искажения» и пр., поданы простым и понятным языком. Макрэйни легко и весело говорит о сложных темах, поэтому читать книгу – одно удовольствие. В 48 главах рассказано о 48 видах логических заблуждений и предрассудках. Книга помогает читателю получить знания о своем внутреннем мире. По мере прочтения у вас изменится мнение о себе.
  2. «Укрощение обезьяньего ума» Тхубтен Чодрон

    «Укрощение обезьяньего ума» Тхубтен Чодрон

    Книга рассчитана на читателя, имеющего представление о буддизме. С другой стороны, она будет интересна и тем, кто хочет получить новые знания об этой религии. Автор простым языком объясняет суть буддийского взгляда на жизнь. С помощью примеров из жизни показано, как обуздать свой гнев, вспыльчивость, чрезмерную эмоциональность.

    Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
    для жизни в Потоке

    • Если ты:
    • чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
    • испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
    • ничему не радуешься.
    • Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
    • стать эмоционально устойчивой,
    • получить заряд энергии
    • наладить энергообмен с миром.

    Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 24 февраля 10:00

    Главы можно читать в любом порядке: каждая из них несет свою информацию. Например, третья глава рассказывает о значениях буддийских храмов, церемоний или праздников. А вторая глава повествует о том, как добиться хороших отношений с окружающими людьми.

  3. «Психология критического мышления» Дайана ХалпернДайана Халперн – американский врач-психолог и бывший президент Американской психологической ассоциации (АПА). Автор, опираясь на новейшие достижения и свой уникальный опыт, демонстрирует эффективную программу обучения критическому мышлению. Знания, полученные из книги, можно использовать как для саморазвития, так и в практике психологам, педагогам, философам.Книга богата фактическими данными. Методики, представленные в ней, охватывают психологию мышления со всех сторон. Это делает книгу интересной широкому кругу читателей.
  4. «Азбука системного мышления» Донелла МедоузКнига о понятии «система» (экономическая система, футбольная команда как система и т. п.) и о том, как воздействовать и взаимодействовать с системами. Автор – американская исследовательница-специалистка по охране окружающей среды, учительница и писательница. Свое произведение она не зря назвала «Азбука», ведь в ней изложены основы, которые помогают найти ключ к успеху почти во всех областях нашей жизни.
  5. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковский

    «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковский

    Пусть вас не смущает название, книга не про волшебство. В романе специалиста по искусственному интеллекту используется научный метод, который адаптирует историю о Гарри Поттере. Вместе с героем читатель постигает основные понятия психологии, учится подходить к фактам критически.Книга представляет собой качественный сплав художественной и научно-популярной литературы. Содержит много упоминаний о научных статьях, но в то же время простым языком, объясняет, какие ошибки может допускать наш мозг и каким образом их избегать.

Критическое мышление – это умение рассуждать. Если вы решили развивать у себя такой навык, то не переставайте совершенствоваться. Затраченные силы и терпение окупятся. Ведь в итоге вы станете самодостаточным, уверенным в себе человеком, мнение которого будут ценить окружающие.

Для чего нужно критическое мышление

Критическое мышление пригодится и для экзаменов SAT и ACT. Без этого навыка будет сложно получить максимальный балл за чтение, письмо и математику.

Тесты по критическому мышлению при поступлении

Тест используют для отбора абитуриентов в университет. Например, его требуют при поступлении в Оксфорд на направления психологии, философии и лингвистике.

Вузы, которые используют TSA

  • University College London (UCL), Великобритания.
  • University of Cambridge, Великобритания.
  • University of Oxford, Великобритания
  • Ashoka University, Индия.
  • Stockholm School of Economics, Швеция.
  • Universiti Teknologi PETRONAS (UTP), Малайзия.

Другие тесты для оценки критического мышления

  • College Student Success — тест для студентов первого года обучения

Как развивать критическое мышление у взрослых

Как развить критическое мышление у взрослого человека – задача сложнее. Чем старше человек, тем он менее гибок в эмоциональном, психологическом, интеллектуальном плане. Но даже у абсолютно безнадежных консерваторов есть шансы на свободу мысли.

Итак, какие приемы предлагают психологи людям в возрасте, чтобы они смогли натренировать свой ум на критичность и независимость:

  1. Завести органайзер и записывать буквально каждый шаг, но не до, а после прожитого дня. Ничто так не помогает адекватно оценивать свою жизнь, полезное или бесполезное время, как наглядное свидетельство того, что день этот прожит зря и бесцельно.
  2. Завести дневник, где буквально по дням расписать, какие проблемы нужно решить завтра, послезавтра, через месяц и так далее. Так вы упорядочите свою жизнь, избавитесь от ненужных тревог.
  3. Читать художественную или публицистическую литературу. Это развивает абстрактное мышление. Кроме того, вспомните и примените к себе приемы, которые используют учителя литературы и истории в школе.
  4. Время, проведенное в соцсетях или у телевизора, свести к минимуму или отказаться от этого вовсе, чтобы не засорять мозг чужими готовыми выводами, или, как вариант, все услышанное и прочитанное подвергать сомнению.

Учитесь не поддаваться общественному мнению, старайтесь на любое событие смотреть с точки зрения всех его участников. В конце концов, попытайтесь представить себя в роли Шерлока Холмса или доктора Хауса – уже кого-кого, а их в отсутствии критического мышления упрекнуть никак нельзя.

Внимание!

Что такое критическое мышление?

Существует множество определений критического мышления, более сложных, чем приведённое, потому что процесс это непростой. Но прежде чем разбираться, что это такое, давайте поймём, чем критическое мышление не является, а заодно рассмотрим основные его принципы.

Вот ученик заучивает наизусть стихотворение. Запоминание — очень важный навык, но, несмотря на происходящую мыслительную работу, мышлением он не является. Компьютер может «запомнить» и воспроизвести по команде огромное количество информации, но мыслить он пока ещё не может.

Понимание — тоже задействует ресурсы мозга, но и оно не является критическим мышлением. Ребёнок, постигающий азы алгебры, напряжённо умственно трудится, но умение воспринимать сложные идеи, гуманитарные они или технические, не делает человека критическим мыслителем. Когда мы вкладываем силы в восприятие чужой идеи, пусть и очень сложной, наше собственное мышление находится «в режиме сохранения энергии».

Интуитивное, творческое мышление, тоже нельзя отнести к критическому. Спортсмен, художник, музыкант проделывают огромную мыслительную работу, но сами они её не осознают. Простой пример: когда вы учитесь водить машину, ваш мозг постоянно занят анализом: «Могу ли я повернуть налево? Что означает этот знак? Главная дорога моя или я должен пропустить машину?» Чуть позже, когда вы уже научились водить и получили немного опыта, вся работа уходит в подсознание. Она по-прежнему происходит, но вы её уже не замечаете. Когда Монсеррат Кабалье исполняет арию, она не задумывается над тем, как ей напрячь связки, и не размышляет о том, как на её месте пела бы Шакира. Если её решение выбрать чёрное платье сознательное, то напряжение связок автоматическое, это результат огромного количества работы, в том числе и мыслительной, но не имеющий отношения к критическому мышлению.

Критическое мышление — самостоятельно. Никто не может критически оценить информацию, сформулировать выводы и прийти к решению за нас. Соответственно, критическим может быть только мышление индивидуальное. И дети, и взрослые должны думать собственной головой, учитывая мнения авторитетов, но не подчиняясь им слепо. Коротко говоря, полезно знать, что, по мнению литературоведа Белинского, «Катерина — луч света в тёмном царстве», но верить этому утверждению просто потому, что так сказали в школе, не стоит.

Информация — это то, с чего начинается процесс размышления. Даже у первоклассника достаточно опыта и знаний, чтобы мыслить критически. Полученный на уроке или из другого источника факт должен не закрывать познавательную потребность, а подталкивать ученика к размышлениям.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и конкретизации проблемы.

Дети любопытны по своей природе, и второклассником, разбирающим машинку, и двухлеткой, сующей в рот песок, движет одно и то же — любопытство. Малыши бесконечно засыпают родителей вопросами, они наполовину уже мыслят критически, потому что им интересно, как всё устроено. Если ребёнок научится формулировать проблему, задавать к ней правильные вопросы и находить ответы, то будет сделано ещё полдела. В основе каждого открытия, каждого рывка прогресса лежит вопрос: «Почему яблоко падает на землю? Почему коровы не умирают от оспы? Почему молоко киснет на солнце?»

Критическое мышление строится на аргументации. Ученик находит проблему, задаёт к ней правильные вопросы, находит ответы и использует их в своих аргументах.

Критическое мышление социально. Педагоги, обучающие студентов критическому мышлению, часто проводят дебаты, открытые обсуждения и семинары, на которых студенты могут отточить свои идеи, поделиться ими с учебной группой, принять и опровергнуть возражения. Любой, даже гениальный мыслитель, живёт в социуме и должен уметь воспринимать чужое мнение и учитывать его в своих аргументах.

Таким образом, критическое мышление — это индивидуальное, свободное, социальное мышление, которое позволяет анализировать проблемы и явления с формулированием аргументированных выводов, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Где учиться критическому мышлению — подборка курсов

Многие вузы включают курсы по критическому мышлению в учебные программы по разным специальностям. За рубежом такие занятия можно встретить в расписании почти любой гуманитарной специальности.

В России курсы критического мышления также постепенно входят в учебный план. Например, в Высшей школе экономики и РАНХиГС на факультетах социологии и социальных наук в учебной программе есть отдельный курс «‎Критическое мышление»‎. Там изучают логические парадоксы, структуру доказательств, правила и ошибки аргументации.

Помимо этого, университеты выпускают бесплатные курсы по критическому мышлению на онлайн-платформах. Мы собрали для вас небольшую подборку.

КурсУниверситетПродолжительность (часов)
Оксфорд4
Государственный университет Фейетвилл24
IsraelX54
Квинслендский университет24
Рочестерский технологический институт18
Saylor Academy40
Смитсоновский институт64
Монтеррейский технологический институт32
Квинслендский университет36
Гонконгский университет12
Квинслендский университет28
Стэнфорд3
Стэнфорд3
ВариативноВариативно
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий