Направления Психологии

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

Что такое психология, ее предмет и задачи

Психология – это раздел науки, изучающий объективные закономерности, механизмы развития и функционирования человеческой психики, социальных групп.

Понимание психологии и ее предмета менялось с течением времени.

Сначала объектом внимания исследователей была душа (нематериальная сущность), позже – сознание и поведение. Но эти субъективные понятия было сложно описывать и измерять, что привело к кризису.

Лишь в начале XX в. ученые пришли к пониманию: материя первична, а психика является отражением свойств и связей объективного мира. Поэтому предметом современной психологии считается совокупность психических характеристик, состояний и познавательных процессов, неотделимых от работы мозга, организма в целом.

Краткий обзор предметной области психологии, меняющейся с течением времени, удобно представить в виде таблицы.

Предмет психологииКомпоненты
ДушаРассматривается как целостная единица
СознаниеКачества сознания: активность, объективный и субъективный опыт
ПоведениеПотребности, мотивы, ожидания
Психика в целомМыслительные способности (генетически обусловленные и приобретенные), личный опыт, поведение, бессознательное

Психология решает несколько последовательных задач:

1
Описание психических процессов, поведения
Это позволяет исследователям обнаруживать закономерности человеческого поведения. Например, подробно описав реакцию собак на разные раздражители, советский физиолог И. Павлов смог разработать принципы обучения, которые легли в основу классической теории обусловливания.
2
Интерпретацию явлений
Описание общих поведенческих законов позволяет найти причины возникновения психических состояний, процессов.
3
Предсказание поведенческих реакций
На основе результатов эмпирических исследований психологи способны спрогнозировать состояния и поступки в будущем.
4
Изменение поведения
После того как описано, правильно интерпретировано и спрогнозировано поведение человека, специалисты могут корректировать и контролировать его. Например, интенсивность фобий постепенно уменьшают посредством снижения чувствительности (систематической десенсибилизации) к предметам, событиям, людям, вызывающим страх. Этот метод основан на принципах классической теории обусловливания.

Чем отличается от психотерапии или психиатрии

Психологи, как психиатры и психотерапевты, работают в области психического здоровья. Но их базовая подготовка и методы работы существенно отличаются.

Психологи обладают высшим образованием в области психологии. Компонентами их профессиональной деятельности являются исследования и тестирования с целью определения свойств психики, а также консультации клиентов по вопросам повышения личной эффективности или разрешения сложных социальных ситуаций.

Психиатры и психотерапевты получают высшее медицинское образование.

В список их профессиональных обязанностей входят не только психологическое консультирование, но и лечение пациентов с психическими расстройствами или тяжелыми патологиями. Они имеют право назначать пациентам курс медикаментозной терапии.

Психологи получают право проводить психотерапию после прохождения специализации по психотерапии. Они применяют немедикаментозные терапевтические методы, например психоанализ, гипноз и пр.

Основные разделы психологииФото: sutadimages / Сайт shutterstock.com

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология – это направление в психологии, которое исследует человеческую природу за пределами обыденного сознания

Основное внимание уделяется духовным и трансцендентным аспектам опыта, таким как мистические переживания, пиковые состояния, транс и глубокие медитативные состояния

Трансперсональная психология стремится к пониманию расширенных состояний сознания, включая сверхчеловеческие и духовные аспекты. Она исследует такие явления, как просветление, мистические переживания, измененные состояния сознания, глубокие трансцендентные опыты.

Фотограф: Jocelyn Morales

Одной из ключевых идей трансперсональной психологии является понимание человека как более глубокого и многомерного существа, чем это можно охватить только обыденным сознанием. Она помогает расширить границы понимания самого себя и мира в целом.

Представители данного направления, такие как Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Кен Уилбер, разработали концепции, объединяющие психологию, философию и духовные учения. Трансперсональная психология находит применение не только в клинической практике, но и в областях саморазвития, духовной практики и понимания глубинных аспектов человеческой природы.

Позитивная психология

Позитивная психология – это научное направление, которое фокусируется на изучении сильных сторон человеческой психики и способов повышения общего благополучия. В отличие от традиционных психологических подходов, акцент здесь делается на потенциале для роста, развития и достижений.

Основной интерес позитивной психологии – это изучение таких явлений, как оптимизм, счастье, смысл жизни, силы характера и психологическая устойчивость. Она помогает людям понять, как использовать свои индивидуальные ресурсы для достижения лучших результатов в жизни.

Одной из ключевых идей этого подхода является акцент на развитии положительных эмоций и качеств, таких как благодарность, сострадание, толерантность. Позитивная психология признана эффективной в снижении стресса, улучшении отношений и повышении самооценки.

Важным аспектом позитивной психологии является работа над собой и личностным ростом. Она помогает выявить сильные стороны, развивать навыки решения проблем и достижения целей, а также повышать уровень счастья и удовлетворенности жизнью.

Позитивная психология находит применение не только в личной жизни, но и в образовании, бизнесе и медицине. Ее методы способствуют созданию позитивной атмосферы, повышению мотивации и эффективности, а также снижению психологических проблем.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек — часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт-психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года — в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Фототерапия

Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

Потребность личности в позитивном внимании

Наиболее важным фактором считалось, насколько позитивно личность оценивает сама себя. Но что формирует эту оценку в процессе роста? Роджерс говорил, что основным для личности в процессе роста является то, насколько ее любят и принимают другие люди

Обобщенно это и есть то, что он называл позитивным вниманием. Одобрение приводит к позитивному внутреннему состоянию, а недовольство к фрустрации. Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я

Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я.

Это очень важный для понимания момент, на котором следует остановится подробнее. Например, почти любой ребенок гиперактивен и порой его активность, эмоциональные проявления и последующее поведение является раздражающим фактором для родителей. Такое поведение почти всегда не одобряется и подавляется. Это означает, что для того, чтобы получить одобрение значимого окружения ребенку необходимо подавить свои естественные порывы, что приводит к тому, что переживаемый им опыт идет в разрез с естественным состоянием Я. С точки зрения Роджерса, такие события в жизни ребенка представляли из себя самое существенное препятствие для формирования личности, оценивающей себя с позитивной стороны, а значит, никак не способствовали появлению психологически зрелого взрослого.

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения — взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой — у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

Обзор направлений

Фотограф: Prophsee Journals

В мире психологии, как в океане возможностей, существует множество захватывающих направлений, каждое из которых призвано раскрывать тайны человеческой психики. Подобно множеству цветов в радуге, эти направления придают науке разнообразие и глубину. Давайте погрузимся в этот волшебный мир и рассмотрим некоторые из наиболее увлекательных видов направлений в психологии:

Психоанализ: Этот старейший и загадочный подход, созданный Зигмундом Фрейдом, исследует скрытые и неосознаваемые аспекты психики.

Анализ снов, фобий и даже неврозов помогает раскрывать глубинные конфликты, формирующие поведение человека.

Поведенческая психология: Сосредотачиваясь на изучении наблюдаемого поведения, этот подход анализирует, как окружение влияет на реакции и действия человека

Эксперименты в этой области помогли понять, какие стимулы формируют определенные ответы.

Гештальт-подход: Эта теория утверждает, что целое больше, чем сумма его частей
Она фокусируется на восприятии и понимании структуры информации, а также обращает внимание на важность контекста в интерпретации ситуаций.

Когнитивная психология: Изучая процессы мышления, этот подход исследует, как люди воспринимают, обрабатывают и интерпретируют информацию. Это помогает понять механизмы принятия решений, образования памяти и решения проблем.

Эволюционная психология: Сосредотачиваясь на исследовании, как эволюция влияет на психологические процессы, эта область пытается объяснить, какие аспекты поведения и мышления являются результатом адаптации к окружающей среде.

  • Социальная психология: Этот подход изучает, как люди взаимодействуют друг с другом, какие факторы влияют на формирование групповой динамики, восприятие себя и других, а также как социальная среда формирует поведение.
  • Позитивная психология: В отличие от многих других направлений, сосредотачивающихся на проблемах и расстройствах, позитивная психология стремится изучить факторы, способствующие счастью, благополучию и реализации потенциала личности.
  • Трансперсональная психология: Это направление исследует более высокие состояния сознания и духовные аспекты человеческой психики. В ней рассматриваются мистические и трансцендентные опыты, а также попытки понять смысл жизни.

В этой краткой экскурсии мы только коснулись поверхности многогранности психологии. Каждое из этих направлений – как цвет в палитре художника, добавляющий яркость и глубину картине человеческой души.

Структурализм

Основателем структурализма является английский ученый Э.Б. Титченер, который был сторонником психологии Вундта. Однако, после переезда в США он создал свою собственную теорию, которую назвал структурализмом. Данная теория получила широкое распространение в США и играла важную роль в развитии психологии.

Главной задачей исследований Титченера являлся поиск элементов сознания, которые формируют его структуру. Предметом психологии служило изучение сознательного опыта, так как по мнению Титченера он зависит от испытуемого субъекта.

В своих работах Титченер использовал методы наблюдения, эксперимента, измерения, а также самонаблюдение.

Зарубежные направления психологии

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение

Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Гештальтпсихология – направление в зарубежнойпсихологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура) – пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать — не самая бесполезная. Все люди мечтают — кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой — мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.


В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий