Занятия по карточкам
Рассмотрим несколько упражнений, способствующих развитию у ребенка математических способностей. Для их проведения потребуются карточки с числами от 1 до 10. Конечно, родители смогут быстро и без труда изготовить их. Однако куда лучше вовлечь в этот процесс ребенка, доверив ему самую интересную и ответственную работу. Итак, готовим обучающие карточки. Предлагаем дошкольнику самостоятельно поделить альбомный лист на четыре равные части и вырезать по линиям карточки. Отсчитав 10 штук, даем их ребенку и просим написать на каждой по числу и нарисовать соответствующее количество картинок. Это могут быть круги, цветочки, сердечки и т.д. Если ребенок затрудняется в написании каких-либо чисел, следует помочь ему в этом. После того как карточки будут готовы, можно приступать к занятиям:
«Разложи по порядку»
Данное упражнение поможет ребенку вспомнить числовые значения и понятия «больше – меньше». Просим дошкольника разложить по порядку карточки, начиная с наименьшей и заканчивая наибольшей цифрой. Упражнение не только способствует закреплению изученного материала, но и отлично тренирует память и воображение.
«Сравни числа»
Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала дошкольник называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.
«Сосчитай предметы»
Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.
«Пропавшие числа»
Ребенок держит карточки в своих руках. Взрослый называет ему два числа, к примеру, 1 и 4. Юный ученик находит эти карточки и выкладывает на стол в некотором отдалении друг от друга. Теперь он должен заполнить пробелы между числами и отыскать два пропущенных звена. Соответственно это будут карточки с цифрами 2 и 3.
Виды занятий по ФЭМП
Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.
Интегрированные занятия
Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике
Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.
Открытые занятия
На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.
Открытый урок по ФЭМП
Занятия с палочками
Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки
Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц
Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.
Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.
Ориентировка на листе бумаги
Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».
Лист для тренировки ориентировки
Итоговое занятие
Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.
Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.
ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий
Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.
Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.
При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.
Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе
Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:
- Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
- Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
- Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
- Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
- Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
- Организация самостоятельной деятельности детей.
- Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
- Подведение итогов.
Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.
Предварительный просмотр:
Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;
Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;
Ориентирование на листе бумаги;
Узнавание и называние геометрических фигур;
Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;
Дни недели, части суток;
Ход занятия
: Дети приветствуют друг друга и гостей, слова сопровождаем движениями рук:
«Я, вас – люблю, я всех – люблю и всем привет горячий шлю!»
Ребята поиграем, в математику? (Отв. детей). Посередине группы стоит «Барабан» (стол), со стрелкой на нем задания. Воспитатель крутит стрелку, она указывает на задание, дети его выполняют.
Задание №1
Дети подходят к «Барабану». «Разминка для гибкости ума» ,Дети сидят на лавочках.
1. Дом для рыбок на столе (Аквариум)
2. Какой сегодня день недели, какой он по счету, какой был вчера, перечислите все дни недели по порядку.
3. Сколько углов у треугольника (три)
4 .У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)
5. Какие части суток вы знаете (утро, день вечер, ночь)
6. На какую цифру похожа цифра 6(9)
7. Поднимите правую руку, возьмитесь за правое ухо, левую руку поставьте на пояс
8. Какие времена года вы знаете (весна, лето, осень, зима)
9. Сколько ног у осьминога (восемь)
10. Какое время года прошло (зима)
11. Сколько хоботов у 4-х слонов (четыре)
12. Папа сорвал 4 яблока, раздели их поровну между сыном и дочерью, ск. Яблок получили дети?
13. Сколько лучей у звезды (пять)
14. Как называется страна в которой мы живем (Россия)
15. Что это за знаки: «+,-,=» (плюс, минус, равно)
16. «Мама купила 5 конфет. Как их разделить между братом и сестрой? »
17. По ним сверяют время (часы).
Молодцы, ребята с заданием справились.
Задание№2 Дети подходят к числовому ряду:
Счет прямой и обратный;
– «Цифра потерялась»;
Назови соседей числа;
– «Посчитай на слух»;
Увеличь цифру на 1 единицу и уменьши на 1 единицу.
Молодцы, ребята, а сейчас поиграем в игру: «Найди себе пару» Детям раздаются цифры и геометрические фигуры, пока играет музыка, дети двигаются по группе, как только музыка прекращается каждый из детей ищет себе пару (игра повторяется два раза).
Игра: «Отгадай-ка»
Маша прожила уже 4 весны, 4лета, 4осени, 4зимы. А Гриша -4года. Кто из детей старше?
Молодцы.
Подходим к «Барабану»
Крутим стрелку.
Задание№3 Работа за столом.
Дается 3- разных задания:
Раскрась столько клеточек сколько указано цифрой;
Примеры на сложение и вычитание;
Закрась карточку с нужной цифрой.
Ориентирование на листе бумаги.
1. Найдите середину листа, нарисуйте – круг;
2. В правом верхнем углу напишите цифру-1;
3. В правом нижнем углу напишите цифру-5;
4. В левом верхнем углу напишите цифру-4;
5. В левом нижнем углу напишите цифру – о.
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Дети встают из-за столов.
Физкультурная минутка. Дети руками показывают величину.
«Мы летаем высоко – руки вверх
Мы летаем – низко – руки вниз
Мы летаем далеко – руки от себя
Мы летаем – близко – руки к себе
Будет нужно долетим, мы туда, куда хотим.
Очень сложен человек – указательный палец ко лбу
Двое глаз и двое век – указывают на глаза и веки
И внимательно смотри
Уха два и две ноздри
А вот пальчиков по пять чтобы ими все держать -растопыривают пальчики на двух руках и показывают хватательные движения.
Итог:
Ребята, вы сегодня просто молодцы, хорошо и правильно отвечали.
Интегрированное занятие
Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.
Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики – все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.
Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком “з”, решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.
Английский язык для дошкольников — Технологическая карта занятия по английскому языку в старшей группе
Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) в старшей группе «Приветствие» Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) в старшей группе на тему «Приветствие» Цель: Развивающие: 1. учить детей умению слушать педагога; 2. развивать навыки восприятия иностранной речи с ноутбука; 3. пробудить интерес к изучению иностранного языка.
Проект по английскому языку для старших дошкольников «Столица Великобритании» Анна Гарибян Проект по английскому языку для старших дошкольников «Столица Великобритании» Проект «Столица Великобритании». Английский в детском саду Гарибян А.М. Педагог дополнительного образования Проект по английскому языку для подготовительной группы детского сада Вид.
Конспект открытого занятия по английскому языку для детей старшей группы «Happy birthday» Конспект занятия в старшей группе по теме «Happy birthday». Цель: 1) научиться считать по-английски до девятнадцати; 2) сообщать другим, сколько им лет; 3) называть по-английски сладости, посуду; 4) поздравлять других с днем рождения и отвечать на поздравление. Оборудование и.
ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС
Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.
Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП
Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.
Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.
Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий – сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.
Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.
Методы освоения элементарной математики в ДОО
Метод
Характеристика
Практический
Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.
Игровой
Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников – ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику
Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:
игры-путешествия – раскрывают обыденное через необычное;
игры-загадки – требуют расшифровки понятий;
игры-предложения – развивают фантазию и логическое мышление;
игры-беседы – строятся на диалоге детей с воспитателем.
Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.
Словесный
Опирается на диалог с детьми и не является ключевым
Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).
Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:
- оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
- учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
- комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
- сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
- методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.
Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:
- преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
- реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
- расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
- помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.
Предварительный просмотр:
Подтема : Весёлая карусель
Цель : закрепление лексики по теме : « Животные » ( Домашние животные )
-о рганизовать устную тренировку обучающихся по оперированию изученным лексическим материалом в речи по теме : « Животные » ( Домашние животные )
— уметь представлять животных и называть какого они цвета, используя речевой образец It is
• Развивать умение работать в коллективе ;
• Развивать и тренировать внимание, память, мышление;
• Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
• Воспитывать у детей интерес к английскому языку
• Воспитывать уважительное отношение друг к другу;
• Воспитывать бережное отношение к животным.
• Воспитывать культуру речи.
-Воспитывать выдержанность, умение ждать своей очереди во время игры.
Форма проведения : урок закрепления знаний;
Формы работы : Фронтальная, индивидуальная, коллективная
Оснащение и оборудование:
— Пособие «Easy English» ( авторы: Т.Жирова , В. Федиенко )
- Картинки животных (или игрушки)
- Смайлики, показывающие настроение
игровые модули, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, динамическая пауза, продуктивная и творческая деятельность детей,загадки,рифмовки, подведение итогов.
1. Орг. момент. Приветствие:
-Good morning, children! -Good morning!
T: I’m glad to see you !
T: How are you today? Ребята ,как ваше настроение ? (ответ детей)
2. Сообщение темы , цели занятия:
Сегодня мы продолжаем говорить о братьях наших меньших.
Вас на занятии ожидает много игр и интересных заданий.
Вы расскажете о своих игрушках и животных.
1. Актуализация знаний:
Т.: Ребята , давайте вспомним названия животных , с которыми мы уже познакомились:
А) На столе стоят игрушки животных (домашние – собака, кошка, поросенок, корова;). Учитель показывает игрушку и называет ее по-английски (dog, cat, pig, cow,и т. д.), ученики повторяют.
Б) .Show me. ( Покажи мне )
(Учитель называет ,а ребята показывают на картинку животного в книжке)
2 .Закрепление лексики:
А) Контроль усвоения лексики по теме. Педагог: – Ребята! Вы уже познакомились с домашними животными, которые живут на английской ферме. Мне очень хочется узнать, хорошо ли вы их запомнили. Попробуйте отгадать англо-русские загадки! 1. Кто залез ко мне в буфет, Слопал парочку котлет И улёгся на подушке? Догадались? Это… (cat) 2. Он всю ночь заснуть не мог, Охраняя наш порог, И совсем-совсем не лаял. Кто это, ребята? – ( dog) 3. Без будильника живём. Утром без звонка встаём. Кто разбудит точно в срок? Догадались? Это… ( cock) 4. По двору весь день ходил И всё время землю рыл. В лужу – плюх! И через миг Кто стал грязным? Это… (pig) 5. Кто возил телегу с сеном, По дороге быстро бегал, Ел и травку, и овёс? Вы узнали? Это… (horse) Б) А теперь вспомним стишок про животных ( повторение рифмовки хором –стр.11)
I am a cow .I am a cock…
А теперь , ребята , пришла пора отдохнуть.
a)Дети выполняют команды учителя :(p.16)
Go! Run! Jump! Swim! Fly! Sit! Stand ! Look!
b) Game : Изобрази животного( учитель называет животного , а дети изображают его , как могут )
Well Done ! Молодцы , ребята ! Sit down, please.
4.Работа с лексикой: описание животного
Ребята , давайте расскажем о наших любимых игрушечных животных
(учитель объясняет, показывает ,затем ребята ,держа перед собой принесённую из дома любимую мягкую игрушку рассказывают друг другу монолог. Например: « It is a cat. It is white »).
5. Тренировка лексики в игре:
« Угадай животного…»( Дети по очереди изображают животных , как могут ,а другие отгадывают и называют)
Умницы ! Хорошо поиграли ! — You are great! (похвалить детей)
1. ( подводим итоги занятия )
How are you now ? Как ваше настроение в конце занятия ? (ответ детей)
2 Оценка деятельности детей. Похвалы
The lesson is over, you may be free. Good bye !
Если ребенок отказывается считать
Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике. Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество. Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?
Запастись терпением
Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению. Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать. Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.
Использовать метод «принуждения убеждением»
Если дошкольник обладает способностями к математике, но попросту не хочет учиться, нужно донести до него необходимость данного процесса. Ведь без навыков счета никак не обойтись. Об этом нужно говорить как можно чаще, демонстрируя данный факт на жизненных примерах. Так, передвигаясь с ребенком по городу на автобусе, мама может сказать ему «Помоги мне, пожалуйста, у меня заняты руки. Достань из кармана моей куртки мелочь, отсчитай пятнадцать рублей и заплати за проезд. Ах, я же совсем забыла, ты не умеешь считать. Придется справляться самой». Периодически создавая подобные ситуации, можно постепенно убедить ребенка в том, что пора учиться считать.
Устраивать «числовые атаки»
Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками
Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче. Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком
Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д. Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.
Проводить «сладкие занятия»
Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.
Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.
Диагностика по ФЭМП в старшей группе
Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.
Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:
Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.
Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название
- Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
- Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
- Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
- Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
- После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.
Дети построились в колонну
- Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
- Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».
Математические игры
Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:
«Сосчитай хлопки»
Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.
«Фокус-покус»
Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.
«Найди лишнее»
Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.
«Назови число»
Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.
Рисование по точкам
Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.
Игры-ходилки
Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.
«Магазин»
Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.
Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».