Ход занятия:
Приветствие:
В: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
В: Ребята,посмотрите на мольберт: что вы на нём видите? Да, здесь приколот цветок. Какой он?
Как вы думаете, чего не хватает этому цветку?
В: В какие цвета вы бы хотели бы их раскрасить? У вас есть любимые цвета? Назовите их.
В:Но вот беда:у вас есть три цвета: красный жёлтый, и синий. Нам явно нехватает цветов, не так ли?
В: Ребята,я вам открою секрет: среди красок есть главные или основные цвета, и те, которые получаются при их смешивании. Так вот, красный, жёлтый и синий- это основные цвета. А если смешать краски, то в результате получается другие цвета, или неосновн
ые или производные. Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать красочную картинку,не обязательно и иметь большую палитру с красками: многие цвета можно получить с помощью смешивания. Вот этим мы сегодня и займёмся: получение новых красок.
А сейчас я вам загадаю загадки про цвета.
Самый цвет прекрасны
Это саков цвет
Яркий он и ясный,
Лучше цвета нет! (красный)
Из скорлупок из пелёнок,
Вылез маленький цыплёнок
Ой, смешной какой ты
Наш комочек. (жёлтый)
Им часто море называют.
Кто цвет возьмёт и отгадает (синий)
В : Присаживайтесь за столы.
В: Перед вами растворы трёх основных цветов. Возьмите пипетку, можмите её пальцами, опустите в раствор, разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой баночки.
1. Красный и жёлтый.
В:Посмотрите внимательно : какой получился цвет?
В:Значит можно сделать вывод: что при смешивания красного и жёлтого получится оранжевый цвет.
В: Теперь так же смешайте два других цвета”
2. Синий и жёлтый.
В:Посмотрим внимательно: какой получить цвет?
В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и жёлтого получить зелёный цвет.
В: Теперь так же смешайте ещё два цвета.
3. Синий красный.
В:Посмотрите внимательно: какой получить цвет?
В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и красного получится фиолетовый цвет.
В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и скажите, какой цвет получится?
В: Ребята, а теперь подумайте, и скажите, как получится из наших красок более светлый оттенок?
В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в игру ” Смешайте краски”.
Малоподвижная игра “Краски”
В: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в удивительную игру “,Краски”
Ход игры:Сейчас вам надо выбрать одного из ведущих- продавца и одного покупателя- монаха.
Остальные дети будут красками, участники краски сидят в углу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах – покупатель не должен знать цвет краски.Монах приходит в магазин краски обращаются к продавцу:
-Я Монах в синих штанах, пришол за краской.
-За какой?
Монах называет цвет краски (например,синий). Есть такой краски нет, то продавец отвечает.
Нет такой краски! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найди сапожки, пройди уточкой, вприсядку или как – то по другому.
Если название краски а магазине присутствует, то продавец отвечает монах.
Есть такая!
Сколько стоит?
Пять рублей (монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке название краски вскакивает со своего места и бежит во круг шеренги остальных детей.
Монах пытается её догнать. Если он догоняет краску, то сам становится красной краской и становится покупателем монахов и игра продолжается. Если монах не смог поймать, то игра начинается сначала.
В: А теперь идите к столам, мы с вами смешаем краски и раскрасим наш цветок.
Для удобства я вам даю карту- схему, на которой видно, как получатся новые цвета.
Заключение:
Вам нравится ваш цветок?
Что нового вы сегодня узнали?
Вывод: Вы поняли, что всего из трёх основных цветов можно получить новые цвета. И получить более светлые оттенки, если добавить белый цвет.
Направления организации экспериментальной деятельности старших дошкольников
Экспериментальная деятельность старших дошкольников ориентирована, прежде всего, на развитие навыков самостоятельного познания, что особенно актуально в этот период. Ребенок готовиться к школе и учиться мыслить и действовать самостоятельно.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
- Эксперименты с живой природой: ее объектами и процессами. Здесь, проводится изучение сезонов года и их характеристик, живых организмов, их многообразия и отличительных качеств, местоположения в природе и ее процессах.
- Эксперименты с неживой природой. Осуществляется проведение исследований воды, воздуха, песка, камней, света, теплоты и т.д.
- Эксперименты с человеческим организмом. Они связаны с исследование строения и функций организма, его возможностей.
- Эксперименты с предметной средой. Они связаны с изучением различных предметов, созданных руками человека, их параметрами и преобразованием. Исследуются разнообразные материалы, их свойства, строение рукотворных предметов и т.д.
Список литературы
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Норма, 2011. 95 с.
Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1-6.
Алиева Т.А. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. 2015. №9. С. 113-119.
Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. М.: Учитель, 2017.187 с.
Ефимова И.А. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности: Научно-квалификационная работа (диссертация). Тольятти. 2018. 166 с.
Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет: методическое пособие. М.: Вентана-Граф. 2015. 440 с.
Козлова С.А., Флегонтова Н.П. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2021. 202 с.
Козырева Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Стандарты нового образования. Науч.-практ. журн. НИИСО МГПУ. 2014. №2. С. 24-29.
Комарова О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №4. С.34-36.
Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование. 2006. № 7. С. 123-127.
Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера. 2011. 320 с.
Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 21-30.
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Учебная литература. 2007. 32 с.
Савенков А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2012. № 2. С. 4-15.
Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2021. 121 с.
Тарасенко Т.В., Подолина Н.Ю. Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях детской экспериментальной лаборатории // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С. 147-151.
Хорева А.В. Становление и развитие интереса в учебно-познавательной деятельности. М.: Русайнс, 2020. 160 с.
Черненко М.А., Лашкова Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (73). С. 70-77.
Akimоvа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J, 2014. 11(10). P. 574-577.
Cameron A., Trudel M., Titah R., Leger P., Blakey P. The live teaching case: a new IS method and its application // Journal of Information Technology Education. 2012. Vol. 11. P. 27-42.
Cools W., De Martelaer K., Samaey C. & Andries, C. Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context // Journal of Sports Sciences. 2011. 29(7). P. 649-660.
Какие опыты можно делать с детьми 5-6 лет в детском саду
Дети 5-6 лет уже достаточно взрослые, поэтому рекомендуется проводить с ними опыты, которые будут полезными им при подготовке к занятиям в школе. Основной акцент должен делаться на то, что с дошкольниками скоро начнут общаться, как с взрослыми и поэтому можно поиграть с детьми в работников лаборатории.
Уделите основное внимание опытам на наблюдение за живым миром и на познание вещей по типу действия магнита, таяния льда или изучение строения песка или минералов. Может быть, для первого класса такие знания в области физики детям еще не пригодятся, но для общего развития они окажутся очень полезными
В любом случае, воспитателю следует подбирать такие исследования, чтобы заинтересовать всех детей в группе.
Правила безопасности при проведении опытов в детском саду
Воспитатели должны помнить о том, что дав ребенку полную свободу действий при работе в лаборатории, от него нужно спрятать все колющие и режущие предметы. Если же опыт предполагает использование подобных инструментов, работать с ними ребенок должен только в присутствии воспитателя и под его надзором. Перед началом эксперимента необходимо напомнить детям о том, что пить жидкости из скляночек ни в коем случае нельзя, а с выданной посудой нужно обращаться аккуратно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.
При наличии живого уголка в детском саду стоит удостовериться, что наблюдаемое животное ведет себя спокойно и что оно не начнет кусаться или царапаться, если ребенок возьмет его на руки. Если животное по какой-то причине все-таки стало вести себя агрессивно, педагог должен «взять удар на себя» и утихомирить зверя.
Повторять проведение опыта детям можно только после того, как его покажет педагог. Оповестите детей, что излишняя инициатива может испортить эксперимент и привести к травмам. Каждый опыт должен рассматриваться отдельно от остальных, а работу с детьми следует организовывать либо в индивидуальном порядке (вызывая детей по одному), либо задействовать их для работы подгруппами.
Экспериментирование в старшей группе
Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.
Полезно наблюдение за животными
К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.
Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- умения сотрудничать со сверстниками;
- анализировать полученные результаты.
Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.
Эксперименты в ДОУ развивают
Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.
К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.
Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.
Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.
Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:
- Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
- Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
- Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.
Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат. Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа
Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия
Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.
В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.
Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
Разберем, как можно обустроить лабораторию в детском саду. Главным критерием при создании такого уголка будет являться конечно же безопасность. Все предметы, используемые в опыте должны хорошо прятаться, чтобы каждый эксперимент проходил под надзором воспитателя и самостоятельно дети ничего не могли бы «нахимичить».
Каждый ребенок должен быть обеспечен своим собственным рабочим местом. Каждый раз, когда дети будут экспериментировать, обеспечьте их средствами защиты. Хорошим подспорьем для юных исследователей будет наличие живого уголка в группе или детском саду в целом, где они смогут наблюдать местной живностью и изучать поведение птиц и животных.
Из оборудования нужно приобрести лупы, микроскопы, компасы, термометры, песочные часы, магниты. Все приспособления их этого перечня считаются предметами-помощниками, без которых сложно провести даже самый простой опыт. Сюда же входят различные емкости в виде колб, сосудов, стаканчиков и т.д. Пригодятся салфетки, совочки, ложечки и прочая атрибутика.
Звуковое сопровождение в виде магнитофона или его альтернативы позволит детям слушать звуки живой природы, учиться различать птиц по пению и многое другое. Также неплохо иметь в детсадовской лаборатории различные минералы, образцы почвы, песка и глины, части ракушек без заостренных краев, картон различных цветов с бумагой и куски пластилина.
Все вышеперечисленное даст необходимый минимум для проведения экспериментов с детьми и их дальнейшего развития.
Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?
Опыты помогают увидеть и получше рассмотреть этот мир. Если описывать каждое явление словами, ребенку может быть что-то непонятно т.к. он не сможет это явление визуализировать. Также процесс обучения без наглядных пособий скучен и однообразен, Вспомните себя на уроках физики или химии, гораздо интереснее наблюдать за тем, как учитель проводит опыты, чем слушать о формулах и задачах. Так же и для детей визуальное сопровождение какого-либо действия усвоится гораздо лучше, чем простой разговор или объяснение.
Например, представить, что такое магнитное поле, ребенку 5-6 лет практически невозможно. И явление намагничивания или примагничивания двух металлических предметов словами объяснить пытливым умам вряд ли удастся. А если вы объясните малышу свойства магнита, показав его действие практически и дав попробовать сделать это ему самостоятельно, то лишних вопросов точно не останется. Зато появятся другие: уточняющие, наводящие – но это и правильно. Если у детей нет вопросов, значит то, о чем им рассказывают, их не увлекает.
Игры-эксперименты
Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.
Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.