Влияние театральной деятельности на развитие речи дошкольников

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

ПРОЕКТ:«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». ВОСПИТАТЕЛЬ: ГОРШКОВА Г.М.

Актуальность:
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге – раскрытию творческого потенциала ребенка.
      Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: творческий, игровой.
Участники проекта: дети подготовительной группы родители, педагоги.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май 2021 – 2022 уч.г.).
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
– создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
– приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);
– совершенствовать артистические навыки участников проекта;
– развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
– обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;
– создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности;

Слайд 3В настоящий период с изменением социально – экономических условий, проблема связной

речи дошкольников наиболее  актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.   Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Дети стали больше времени проводить у мониторов компьютеров, планшетов, телефонов, играть в виртуальные игры. Беседы, рассматривание художественной литературы, проведение совместных семейных вечеров уходит в прошлое.  Дети не умеют играть, сопереживать, сострадать, общаться друг с другом

Следовательно, их психические процессы недостаточно развиты, отсюда слабая память, мышление, речь,  рассеянное внимание.  Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача развития  связной речи   – одна из главных

Это задача состоит из ряда специальных, частных, задач:- воспитание звуковой культуры речи;- закрепление, обогащение и активизация словаря;- развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Слайд 9Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют

впоследствии, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.Распределяя роли в игре – драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы

Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Слайд 4Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную

речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Кукольный театр в развитии речи старших дошкольников

Театрализованная деятельность с использованием кукол-марионеток как в настоящем кукольном театре, в качестве средства развития речи доступна не ранее, чем в старшем дошкольном возрасте.

Младшим дошкольникам не под силу управлять марионеткой, да еще при этом говорить за нее

Для этого требуется умение распределять внимание и развитые речевые навыки. А малыши полностью поглощены тем, что кукла в их руках может сделать движение. Старшие дошкольники с удовольствием разыгрывают кукольные мизансцены

Им нравятся мини-постановки с куклами, так как подобные театрализованные игры практически всегда являются экспромтом и не требуют мучительного заучивания ролей, которое так не любят дошкольники

Старшие дошкольники с удовольствием разыгрывают кукольные мизансцены. Им нравятся мини-постановки с куклами, так как подобные театрализованные игры практически всегда являются экспромтом и не требуют мучительного заучивания ролей, которое так не любят дошкольники.

Кукольным представлением обязательно должен руководить взрослый. Первым делом, каждый участник представляет своего героя в соответствии с принятым правилом:

  1. Кто это?
  2. Какой он (по характеру, какими качествами обладает)?
  3. Что любит?
  4. Чем ему нравится заниматься?

Примерный перечень вопросов задает некий план высказывания ребенка. Участники не могут ограничиться одной фразой. Они рассказывают о своем герое, заодно и сами знакомятся со своей куклой.

В таких представлениях сюжет рождается «на ходу». Задача взрослого состоит в том, чтобы найти место каждому герою и предоставить возможность то поучаствовать в диалоге, то что-то рассказать. Театрализованные игры с куклами развивают речевые навыки и умение вступать в диалог в межличностном общении.

Речь, как и любой психический процесс, развивается в тренировках. Театрализованная деятельность практически идеальная тренировочная среда для дошкольника, потому что она всегда разная, отличается от заорганизованного монотонного занятия. И польза очевидна. Наряду с тем, что у детей обогащается речь и развиваются навыки связно высказываться, они начинают лучше слышать друг друга, становятся более артистичными и раскрепощенными.

Игра как самый эффективный способ воздействия на детей

Начиная с младшей группы детского сада, ребята учатся играть в дидактические игры. Для раннего развития отлично подходят хороводы, когда каждый имеет возможность видеть воспитателя и других участников. Повторение слов помогает развивать память и речь, обогащать словарный запас новыми выражениями, воспитывает ситуационное поведение.

Игра с родителями

Для хороводной игры легко подобрать сюжет из народных сказок, отличающихся простотой текстов, многократными повторениями и возможностью сопровождать каждое слово действием.

Например:

Стоит в поле теремок, теремок (дети поднимают руки над головой в виде треугольной крыши),

Он не низок, не высок (приседают на корточки, вытягивают ручки и показывают расстояние от пола 20-30 см).

Или использовать детские стихи, в которых встречается много слов, поддающихся театрализации:

Мишка, косолапый

По лесу идёт (дети идут вразвалочку, изображая походку косолапого медведя),

Шишки собирает,

Песенку поёт (нагибаются, собирают невидимые шишки, укладывают их в воображаемую корзину).

К сведению! В группу могут прийти няня с воспитателем в образе знакомых сказочных героев, персонажей книг и мультфильмов. Вместе с ними ребята узнают новые понятия, дадут им наставления и советы.

Театральное представление

Начиная со средней группы ДОУ, для ребят проводятся тематические утренники, частью которых становится представление с участием юных артистов. Воспитатель проводит дидактические занятия, содержащие в себе навыки для будущих самостоятельных детских игр. «Кукла заболела», «Построим дом для Чебурашки», «Игрушки едут в отпуск» и многие другие темы помогают развивать навыки общения со сверстниками, умение проговаривать свои действия, желание взаимодействовать в социуме.

Например, воспитатель в роли путешествующего странника стучится в воображаемые двери. Дети в роли гостеприимных хозяев встречают путника, приглашают войти, угощают, предлагают отдохнуть. В игре могут возникать новые повороты и отрабатываться уже полученные ранее знания.

Постепенно развиваясь, игры усложняются, и к моменту окончания детьми садика они должны представлять собой полномасштабные развёрнутые сюжеты. Роль воспитателя в них сводится к позиции наблюдателя, следящего за безопасностью происходящего.

К сведению! По статистике, только 5-7 % воспитанников подготовительных групп умеют самостоятельно играть в развёрнутую игру.

Помочь в поисках нового образа для игр детям могут разные источники вдохновения:

  • значимые события (дни рождения, праздники, каникулы, поездки и т. п.);
  • сезонные изменения (уличные игры напрямую зависят от погоды);
  • литература (персонажи книг, желание продолжить любимую сказку, обыгрывание ситуации, описанной в книге, с другими героями);
  • слайды, фото и видео материалы.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольника

Занимаясь разыгрыванием сюжета, дети воссоздают придуманную ситуацию. Исполняя импровизированные роли, они формируют качества, необходимые для развития полноценного внутреннего мира:

  • интеллект;
  • воображение;
  • способность выражать задуманное словами;
  • умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • желание контактировать со сверстниками.

Развитие речи через театрализованную деятельность

Одна из возможных форм ролевой игры — это участие в театре. Разыгрывая знакомые истории и участвуя в постановках, юные артисты не только обогащают словарный запас и улучшают воображение, благодаря роли у исполнителя появляется возможность прочувствовать несвойственные ему черты характера.

Театр

Обратите внимание! Трусишка может сыграть храбреца, а малыш с плохим аппетитом изобразить Робина Бобина Барабека. Одному актёру следует перестать шептать и вырабатывать умение говорить открыто и уверенно. Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса

Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса.

Исполнение пьесы, разбитой на реплики, заставляет всех артистов следить за происходящим, чтобы не пропустить свои слова. Это учит быть внимательным к разговору собеседника, не перебивать, следить за общим ходом беседы.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи? Занятия театром во многом влияют на развитие артикуляционного аппарата ребёнка. Посредством репетиций исправляется нечёткость произносимых звуков, невнятность употребляемых слов, неумение говорить достаточно громко.

Важно! Заучивание ролей помогает связному изложению мысли, делает детскую речь более яркой, эмоционально окрашенной. Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:. Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:

Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:

  • стоячих;
  • пальчиковых;
  • марионеток;
  • перчаточных.

Движения пальцев и кистей рук сами по себе способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания. Слова должны соответствовать действиям кукол.

Сцена кукольного театра всегда намного меньше, чем пространство, предназначенное для театра живых людей. Поэтому юные артисты находятся очень близко друг к другу. Любое необдуманное движение способно разрушить декорацию или помешать спектаклю. В таких условиях вырабатывается умение координировать свои действия, быть терпеливым и внимательным.

Кукольный спектакль

Зачем приобщать детей к театру?

Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.

Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.

Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.

Как приобщить ребёнка к театру

Театр — удивительная форма досуга, интересная для всей семьи. Традиция проведения домашних спектаклей обязательно найдёт отклик в детской душе. Взрослые могут разыграть сказку на дне рождения или вместе с детьми устроить театрализованную постановку для бабушки. Зимой интересно показывать театр теней, а летом сложить персонажей из бумаги с помощью техники оригами, взять их с собой на дачу.

Театралы

Главный секрет прост — все дети хотят и любят делать то, чем занимаются их родители. Искренняя заинтересованность взрослых, их участие и неподдельный интерес к происходящему помогут ребёнку научиться красиво и грамотно говорить.

Слайд 7Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них

ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Слайд 2В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания

и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.  Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С.3 Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.Хорошая речь – основное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Роль театра в воспитании ребёнка

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.

Формы театрализованной деятельности в речевой практике детей

Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможности театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.

Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй. Сказка — поистине эффективный учитель в жизни ребенка и может активно использоваться для развития речи.

Рассказывание сказок с дополнением

Те же любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если малыш приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной  деятельности.

наглядно образному мышлению

Причем, ребенок стремится дополнять, подражая стилю рассказа. Литературный текст демонстрирует ребенку грамматический строй речи, развивает звуковую культуру, помогает почувствовать красоту звучания и богатство языка. И дошкольник пытается соответствовать, чтобы его импровизированные вставки звучали подобным образом.

Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать дошкольника соответствующими вопросами. Например:

  • Как мог поступить наш герой?
  • Почему главный герой совершил такой поступок?
  • Кто бы мог еще прийти на помощь?

В старшем дошкольном возрасте можно практиковать групповое сочинение своих коллективных сказок. Каждому ребенку предстоит придумать небольшую часть (2-3 предложения). От этого задача становится посильной даже для тех дошкольников, которые испытывают речевые затруднения.

Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.

Участие в театрализованном обыгрывании сюжета

Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в дошкольном возрасте любой атрибут помогает войти в роль

Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик…

В таких условиях говорить и сложнее, и проще одновременно. Сложнее, потому что нужно формулировать отражающие содержание фразы, подбирать подходящие слова. Если это монологическая речь, то она должна быть связной, чтобы окружающие понимали смысл сообщения. Проще, потому что есть готовый текст, много раз рассказанный-пересказанный. А значит, многие фразы воспроизводятся малышом автоматически.

У маленького артиста благодаря  разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты.

Как заинтересовать ребёнка театром?

Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.

Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.

С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.

Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной

составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным

Слайд 5Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы,

специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий