Космополитизм: Что Это Означает?

Историческая справка о космополитизме

Проследим основные вехи данного философского течения:

  • Первым космополитом считается древнегреческий философ Диоген, который называл себя гражданином мира. Концепция была достаточно смелой для Греции того времени, которая строилась на полисной идентичности;
  • Во времена Древнего Рима идеи Диогена были забыты, поскольку империя не предполагала равенства входящих в нее народов;
  • Лишь с началом эпохи Просвещения философы вновь обратились к идее трансгуманизма. Иммануил Кант выдвинул идею всеобщего гостеприимства и предложил разработать космополитическую Конституцию;
  • Другие французские мыслители, Эммануэль Левинас и Жак Деррида полагали, что взаимоотношения между людьми должны строиться без привязки к каким-либо изданным официально законам или кодексам. Им принадлежит идея универсального морального закона, единого для всех на Земле;
  • Трагедия Второй мировой войны вызвала к жизни обсуждение о необходимости отмены границ и государственного национализма. Была разработана Всеобщая декларация прав человека, созданы ООН и ЮНЕСКО – первые шаги в создании глобальной инфраструктуры.

Значение космополитизма для современной культуры

Космополитизм играет важную роль в современной культуре, способствуя развитию толерантности, открытости и межкультурного взаимодействия. Вот несколько основных аспектов, которые можно выделить в значении космополитизма для современного общества:

  1. Межкультурное понимание: Космополитизм поощряет взаимодействие и обмен между различными культурами и народами. Это помогает людям лучше понимать и уважать разнообразие культурных традиций, языков, обычаев и верований. Благодаря этому возникает более глубокое взаимопонимание и сотрудничество на глобальном уровне.
  2. Толерантность и уважение: Космополитизм способствует развитию толерантности, которая является основой уважения и принятия иных культур. За счет признания и понимания различий между людьми, возникает возможность сотрудничества и обмена знаниями, что способствует прогрессу и развитию общества.
  3. Космополитический образ жизни: Космополитизм предлагает осмысленный подход к порядку и организации общества. Главной идеей космополитического образа жизни является признание своей принадлежности к глобальному сообществу и ответственность перед ним. В связи с этим, люди, придерживающиеся космополитических принципов, стремятся к международному сотрудничеству, мирному решению конфликтов и созданию справедливого общества.

В современной культуре космополитизм играет значительную роль в формировании открытого и многообразного общества, где ценятся интернациональность, разнообразие и межкультурный диалог. Космополитизм способствует глобализации культур, оказывает влияние на литературу, искусство, музыку, моду и образ жизни в целом.

Преимущества космополитизма для современной культуры:Примечание
Межкультурное пониманиеПозволяет развивать диалог и сотрудничество между культурами
Толерантность и уважениеЗащищает права и достоинство различных культурных групп и индивидуумов
Космополитический образ жизниСтремится к созданию глобального общества равноправия и справедливости

Таким образом, космополитизм играет ключевую роль в становлении и развитии современной культуры, способствуя взаимопониманию, толерантности и уважению к различным культурам и их представителям. Космополитические принципы актуальны для создания гармоничного и многообразного мирного общества, которое стремится к достижению справедливости и прогресса.

↑ Космополитизм, истоки и толкование

Итак, космополитизм. Возник он, разумеется, не сегодня. Корни этого явления уходят в глубокую древность, в античную Грецию. Началось все во многом с одного из самых чудаковатых философов античности – Диогена Синопского, яркого представителя философии кинизма. Про него рассказывали массу небылиц и анекдотов, хотя некоторые из них при внимательном прослушивании вовсе не кажутся смешными. И когда однажды Диогена спросили откуда он родом, то получили ответ: «Я гражданин мира». Так родилось слово «космополит». В сущности, оба слова, его составляющие, являются тоже греческими по происхождению.

Космосом греки называли мироздание, Вселенную, гармоничный порядок. Полис – город-государство. В политическом отношении Греция делилась на множество полисов, соперничавших друг с другом за верховную власть в государстве. В сумме как раз и получается – «мировой полис». Везде, где человеку хорошо, там и находится на данный момент его родина. И слово это пишется уже с маленькой буквы. Поскольку таких «родин» за всю жизнь человек меняет несколько. Всплеском космополитических настроений была отмечена деятельность итальянских гуманистов эпохи Возрождения и мыслителей Просвещения. В этом были своя историческая логика и положительное значение.

Например, благодаря космополитизму сурово осуждались любые проявления национализма и шовинизма. Действительно, ни одна нация, какой бы многовековой историей и культурным наследием она не обладала, не имеет права ставить себя выше всех других и диктовать с этой искусственной вершины свои условия остальным. Космополитизм послужил отправной точкой для возникновения интереса к культуре других стран и народов, поиску культурных универсалий. Так начался диалог культур, продолжающийся и по настоящее время, даже в условиях глобализации и превращения человечества в одну «большую деревню».

С другой стороны, увлеченность космополитическими настроениями приводит к значительному снижению чувства патриотизма и гордости за собственную страну. Ведь под национальными идеями не только совершались величайшие преступления, но и происходили освободительные революции. Через «малую Родину» мы приходим рано или поздно к осознанию своей страны как целого, как большого.

В Советском Союзе, где граждане воспитывались в духе преданности марксистским и ленинским идеям, где им надлежало постоянно демонстрировать свою верность строительству коммунизма и лично вождям, время от времени устраивались шумные погромные кампании против «безродных космополитов». Почему-то в эту категорию попадали лица еврейской национальности, тогда как именно евреям присуще особенно острое чувство патриотизма и Богоизбранности.

Сегодня космополитизм не встречает осуждения ни на уровне правительств, ни на уровне общественно-политических организаций. Быть космополитом модно и престижно. И, напротив, замыкаться в пределах своей нации считается сектантством и проявлением консерватизма. Слово «патриот» звучит как ругательство в устах космополита.

Безродный космополит[]

Бывший коммунист, Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), ставший безродным космополитом.

Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям). Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:

Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:

В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин.
В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм».

Космополиты Википедия

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.

История

Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген. В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.

В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.

Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию. Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.

Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма. В 1921 году Эжен Ланти основал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году опубликован основной документ ассоциации — «Манифест Безнационализма».

После Второй мировой войны космополитизм успешно развивается в капиталистических странах: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «

Космополиты – это люди нового времени

Космополит – это человек, пользующийся
преимуществами XXI века. Являясь гражданином одной страны, он
работает в другой, налоги платит в третьей, а проживает и отдыхает
– в четвертой и пятой. Быть «вечным туристом» – удобно и не
стыдно.

Но важно учитывать, что в кризисный период легко обрываются
межгосударственные соглашения, позволяющие подобное существование.
А попытки отстоять право на космополитизм нередко становятся
клеймом и поводом для обвинений в предательстве интересов
родины. Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • История
  • Общество
  • Политика
  • Что это значит?

Космополитизм своими словами для детей

Космополитизм — это идея, которая говорит о том, что мы все являемся гражданами всего мира, а не только одной страны. Она отрицает идею, что мы должны быть ограничены только своей национальностью и патриотизмом. Вместо этого, космополитизм призывает нас ценить и уважать культуры и традиции других стран.

Когда мы говорим о своей самобытности, это означает, что каждый из нас уникален и имеет свои собственные идеи и мнения. Космополитизм призывает нас сохранять и развивать эту индивидуальность, несмотря на то, что мы живем в мире, где многие люди имеют разные взгляды.

Важно понимать, что космополитизм не означает, что мы должны забыть о нашей родной стране. Мы все имеем место, где мы родились и выросли, и это часть нашей идентичности

Космополитизм просто призывает нас смотреть на мир с широкой перспективы и не ограничиваться только своим национальным опытом.

Космополитизм может быть сложной идеей для детей, но можно объяснить ее с помощью примеров. Например, можно рассказать им о том, что в мире существует много разных культур и языков, и все они заслуживают уважения и понимания. Можно также поиграть в игру, где дети будут представлять разные страны и делиться информацией о своей культуре.

Главная цель космополитизма — создание более толерантного и уважительного мира, где люди будут ценить и принимать друг друга, несмотря на свои различия

Это очень важное понятие, которое помогает детям понять, что они часть большого и разнообразного мира, и что каждый из них имеет значение и может внести свой вклад в общую культуру и прогресс

Используемая литература:1. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2005. – 287 с.2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997 – 495 с.3. Гегель Л.А., Бадаева Н.Н., Балакина Т.И. и др. История России: Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.Ф.Васильева, Потатурова В.А. 3-е изд., доп. и испр. М.: Академический проект. 2005. – 752 с.4. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России. Словарь-справочник. М.: Зевс, 1997. – 447 с.5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М.: Просвещение, 1995. – 366 с.6. История России. учебник. Перераб. дополн. / Под ред. А. С. Георгиева, В. А. Сивохина, А. С. Орлова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2003.– 520 с.7. История России. ХХ в. учебн. пособие./ О. А. Янковский, С. В. Позняк, В. И. Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005.– 704 с.8. История Отечества. Учебник для вузов / Под ред. Б.Б. Поляка 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000. – 655 с.9. История Отечества: учебн. пособие. / Под ред. В.Н. Шевелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 608 с.10. История России с древнейших времен до кон­ца XVII в. / Отв. ред.. А.Н. Сахаров, А.П. Новосель­цев. М.: АСТ, 1996. – 576 с.11. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М.: АСТ, 1997. – 707 с.12. История России. Новейшее время. 1945-1999. М.: Олимп Апрель, 1999. – 464 с.13. История России: Вторая половина 19 – 20 вв. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УрГУ, 1995. – 304 с.14. Милов Л.В., Флоря Б.Н., Козлова Н.В. История России с древнейших времен до конца ХVII в.: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Милова Л.В. М.: ЭКСМО, 2009. – 766 с.15. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. – 532 с.16. Некрасова М.Б. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим специальностям. М.: Высшее образование, 2008. – 378 с.17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России IX-XX вв. Учебник. М.: Проспект, 2000. – 528 с.18. Отечественная история (с 1917 г. до конца наших дней) : учебник /Отв. Ред. проф. И. М. Узнародов. М. : Гардарики, 2004. – 368 с.19. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М.: Интерпракс, 1999. – 623 сЗначение термина Космополитизм на academic.ru

Определение слова «Космополитизм» по БСЭ:

Космополитизм (от греч. kosmopolнtes — космополит, гражданин мира)идеология т. н. «мирового гражданства». реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.Со времени своего возникновения понятие К. имело различное определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. киренаиков выражен в словах:«ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому«патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями. Буржуазный К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль.«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Буржуазный К. не исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве.Космополитические идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией к образованию национальных государств. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазной политической науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организаций). экономической теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики). права (теории международной правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.Пролетарский Интернационализм противоположен буржуазному К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции. Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2. их же, Немецкая идеология, там же, т. 3. их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т.4. Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25. его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27. его же, О карикатуре на марксизм и об«империалистическом экономизме», там же, т. 30. Модржинская Е. Д., Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций, М., 1958. Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность?, М., 1969. Социологические проблемы международных отношений, М., 1970.Е. Д. Модржинская.

Мировое гражданство: что это такое и зачем оно нужно

1. Что такое космополитизм и как он возник?

Космополитизм — это идеология мирового гражданства, которая утверждает, что человек не должен быть привязан к месту своего рождения, к стране, из которой он происходит, или к какой-либо национальной или этнической принадлежности. Космополитизм призывает к солидарности и сотрудничеству между всеми людьми, независимо от их различий. Космополитизм имеет древние корни в философии древней Греции, особенно в учении стоиков, которые считали, что весь мир — это единое целое, а человек — часть природы. В современном виде космополитизм развивался под влиянием просвещения, гуманизма, либерализма, универсализма и глобализации.

2. Кто такие космополиты и как их узнать?

Космополиты — это люди, которые видят себя частью глобального сообщества, которое преодолевает национальные границы. Космополиты открыты для общения и обмена с людьми разных культур, языков, религий и традиций. Космополиты заинтересованы в изучении мира, его истории, географии, политики, экономики, науки и искусства. Космополиты уважают разнообразие и толерантны к различным точкам зрения. Космополиты также стремятся к улучшению мира, поддерживая глобальные ценности, такие как права человека, демократия, мир, справедливость и экология. Космополитов можно узнать по их поведению, интересам, ценностям и отношению к другим людям и к миру в целом.

3. Какие преимущества и недостатки космополитизма?

Космополитизм имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно назвать следующие:

  • Космополитизм способствует расширению кругозора, обогащению знаний и развитию критического мышления.
  • Космополитизм укрепляет межкультурный диалог, взаимопонимание и сотрудничество между людьми и народами.
  • Космополитизм поддерживает глобальную солидарность, ответственность и действие в интересах всего человечества и планеты.

Среди недостатков можно выделить следующие:

  • Космополитизм может приводить к потере национальной идентичности, корней и принадлежности.
  • Космополитизм может вызывать неприятие, недоверие и конфликты со стороны тех, кто придерживается национализма, патриотизма или фундаментализма.
  • Космополитизм может быть использован как инструмент доминирования, эксплуатации и культурной гомогенизации со стороны сильных и богатых стран и групп.

4. Какие вызовы и перспективы космополитизма в современном мире?

Космополитизм сталкивается с рядом вызовов и перспектив в современном мире. Среди вызовов можно отметить следующие:

  • Космополитизм должен справляться с ростом национализма, популизма, ксенофобии и экстремизма, которые угрожают международному порядку, безопасности и сотрудничеству.
  • Космополитизм должен учитывать различия и неравенства между странами и регионами, которые затрудняют доступ к ресурсам, возможностям и правам для многих людей.
  • Космополитизм должен адаптироваться к быстрым изменениям в технологии, экономике, образовании и культуре, которые создают новые возможности, но и новые риски и проблемы.

Среди перспектив можно назвать следующие:

  • Космополитизм может способствовать решению глобальных проблем, таких как изменение климата, бедность, голод, болезни, миграция, терроризм и пролиферация оружия.
  • Космополитизм может усиливать роль и влияние гражданского общества, неправительственных организаций, международных институтов и сетей в формировании глобальной повестки дня и действий.
  • Космополитизм может создавать новые формы идентичности, общности и культуры, которые будут отражать многообразие и взаимозависимость мира.

5. Как стать космополитом?

Стать космополитом — это не просто вопрос выбора или решения, но и процесс обучения и развития. Для того, чтобы стать космополитом, нужно сделать следующее:

  • Изучать мир, его историю, географию, политику, экономику, науку и искусство, используя различные источники и методы.
  • Общаться и обмениваться с людьми разных культур, языков, религий и традиций, участвуя в межкультурных программах, проектах и путешествиях.
  • Уважать разнообразие и толерантно относиться к различным точкам зрения, признавая, что нет

Негативная окраска термина

В марте 1945 г. Александров опубликовал статью в журнале «Вопросы философии». В ней он обвинял в антипатриотических настроениях таких видных деятелей, как Троцкого, Милюкова, Бухарина. Космополитами, по его мнению, были и левые эсеры и коммунисты, в особенности перешедший к фашистам во время войны генерал Власов. Именно с этой статьей многие историки связывают появление яркой негативной окраски термина. Космополиты сравнивались с «врагами народа» или «изменниками Родине». Александров в своей статье называл конкретные фамилии. В числе них был и главный редактор «Вопросов философии» – того журнала, где она была напечатана. С этого момента борьба с безродным космополитизмом перешла в литературу.

Противники и сторонники идеологии

Несмотря на наличие множества сторонников, у этой идеологии есть масса критиков и контраргументов к рассматриваемому подходу. Один из самых популярных — это эрозия национальных культур и угроза идентичности. Ведь идея проповедует глобальные ценности, в ущерб межнациональным различиям.

Некоторые ученые считают, что принципы идеологии хорошо выглядят в теории, но на практике реализовать их очень трудно. Ведь в этом случае потребуется полная перестройка отношений на международном уровне, а также изменения в структуре власти.

В глобальном смысле реализовать идею сложно, поскольку нет моральных универсальных рамок, общего понимания новых правил и то, как будут распределяться обязанности между государствами. Как результат, решить глобальные проблемы будет сложно или практически невозможно.

Оптимальное решение для реализации идей — это поиск баланса между глобальными ценностями, а также интересами национального уровня

То есть важно учитывать специфику культур, сочетать внутренние и глобальные требования. Это позволит космополитизму внести свой неоценимый вклад в создание стабильного, а также справедливого мира

Что значит космополитизм?

Слово космополит происходит от политической и философской идеи космополитизма: вера в то, что все люди в мире являются частью одного сообщества , независимо от их национальных, культурных или географических различий. Людей, которые следуют этой философии, или даже места, где ее наиболее реально применить на практике, называют космополитами

Последний термин происходит от греческих слов kósmos – вселенная и politis – гражданин, то есть универсальный гражданин, и часто называется мировым гражданством

Гражданин мира, космополит, это тот человек, который чувствует себя как дома в любом регионе планеты

Это может быть потому, что он привык к общению с представителями разных культур , или потому, что он просто много путешествовал и настолько хорошо знаком с человеческими различиями, что может даже не принимать их во внимание. Происхождение космополитизма трудно определить точно

Согласно греческому историку Диогену Лаэрцию (180-240), это был известный философ-циник Диоген Синопский (ок. 412-323 a.до н.э.), который на вопрос о своем происхождении ответил, назвав себя гражданином мира, чтобы указать, что у него нет ни дома, ни национальности

Происхождение космополитизма трудно определить точно. Согласно греческому историку Диогену Лаэрцию (180-240), это был известный философ-циник Диоген Синопский (ок. 412-323 a.до н.э.), который на вопрос о своем происхождении ответил, назвав себя гражданином мира, чтобы указать, что у него нет ни дома, ни национальности

Однако, в силу своей политической концепции, космополитизм был очень похож на древнеримский мир. Для римлян civitas – это совокупность римских граждан, независимо от того, где они находились, в то время как греки понимали полис (и polites, гражданин) в рамках конкретного города и территории

Возможно, именно поэтому римский юрист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) провозгласил, что Вселенная Вселенной – единственная в своем роде в мире. До н.э.) провозгласил, что Universus hic mundus una civitas existimanda, то есть весь этот мир – единое сообщество граждан. Эта идея сохранилась в более поздние времена и вновь появилась в ius cosmopoliticum, предложенном философом Иммануилом Кантом (1724-1804) в его эссе 1795 года ‘О вечном мире’

Этот космополитический закон был предложен как право, которое защитит людей от жестокостей войны , в соответствии с принципом всеобщего гостеприимства, ибо, по словам Канта,.право на поверхность земли, принадлежащую человеческому роду в целом, наконец, приблизит человеческий род к космополитической конституции

Нечто похожее на видение Канта о космополитическом праве было впервые реализовано на практике после Второй мировой войны , когда был создан международный трибунал для суда над нацистскими лидерами. Судили не только за военные преступления, но и за преступления, чудовищность которых была настолько велика, что они представляли собой оскорбление всего вида. Это были обвинения в преступлениях против человечества или преступлениях против человечности

Космополитизм сегодня является важной тенденцией в воображаемой глобализации , хотя последняя также порождает многочисленные формы националистического или фундаменталистского сопротивления. Но, в принципе, человечество еще никогда не было так близко к формированию глобального гражданства, как в начале 21 века

Старый идеал космополита

На рубеже XX–XXI веков космополитизм претерпел долгожданную смысловую перемену. Если в предыдущие три столетия философы, говоря о нем, атрибутировали отсутствие религиозных, национальных, классовых или культурных различий, то теперь, с созданием ООН и сакрализацией прав человека, ведущим космополитическим идеалом стал общечеловеческий идеал.

Среди самых известных теоретиков современного космополитизма следует отметить двух американских философов: Кваме Энтони Аппиа и Марту Нуссбаум.

Аппиа в книге Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers (2021) предложил два принципа современного космополитизма. Первый — это интеллектуальная открытость неизвестному, непривычному и даже чуждому; говоря иначе, отсутствие воображаемого Другого. Второй принцип, следующий из первого, — это уважение к различию, причем не к национальному или культурному, а к личностному различию. Из этих принципов Аппиа образует смысловое ядро гуманистического космополитизма — плюрализм, или признание разнообразия как фундаментального устройства Вселенной.

Нуссбаум придерживается схожих взглядов. В знаменательной статье «Патриотизм и космополитизм» она вступила в публичный спор с философом-постмодернистом Ричардом Рорти и сторонниками национализма, высказав мысль, что моральным идеалам справедливости и равенства «лучше может служить <…> старый идеал космополита, человека, преданного прежде всего сообществу людей во всем мире».

Детальнее всего Нуссбаум описывает применение космополитизма в образовании. Американских школьников, по ее мнению, следует учить не тому, «что они прежде всего являются гражданами Соединенных Штатов», а тому, «что они прежде всего граждане мира и что, хотя им самим довелось жить в Соединенных Штатах, они должны делить этот мир с гражданами других стран». Отсюда вытекает ее стремление к мультикультурному уважению человека вне зависимости от нации, вероисповедания, социального статуса, цвета кожи, гендера и т. д. Контрпозиции — национализм или этноцентризм — внушают ей опасения:

Известные представители

Среди тех, кто выступал за ликвидацию национальных границ, встречались как весьма достойные, так и эпатажные личности:

  1. Эразм Роттердамский. Один из виднейших деятелей эпохи Возрождения, судьба и творческая деятельность которого прошла во всех великих европейских державах того времени: Франция, Швейцария, Англия, Священная Римская империя;
  2. Одним из известнейших граждан мира был Лев Толстой, никогда не питавших особенно теплых чувств к тому месту, в котором ему пришлось обитать;
  3. Архитекторов русской революции (Ленин, Троцкий, Бухарин) царская охранка также считала пасынками Родины. Прошло время, и новая власть стала трактовать их деятельность совершенно в ином ключе;
  4. Эксцентричная Валерия Новодворская, не скупившаяся на острое словцо для своего отечества, нередко подвергалась за это критике;
  5. Из более современных примеров – Павел Дуров, который сам себя неоднократно называл космополитом. В отличие от Новодворской, Дуров в своей критике не щадит ни Россию, ни Запад. Так, после откровений Сноудена он признался, что разочаровался в правительствах развитого мира.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий