Дедукция (Дедуктивный Метод): Что Это Такое?

Методы мышления

Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.

Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.

Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.

Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.

Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот

При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова. И всё это затем, чтобы понять, как она работает

И всё это затем, чтобы понять, как она работает.

Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.

Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.

Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.

При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять. Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими

А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса

Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими. А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.

Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.

В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.

Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.

Это интересно

Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.

А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:

«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немнож­ко неестест­венно».

Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.

С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.

Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.

Практические примеры и области применения

Индукция и дедукция – это два основных метода, которые используются в логике и науке для выведения общих закономерностей и вывода конкретных утверждений из общих принципов. Оба метода нашли широкое применение в различных областях жизни и научных исследований. Рассмотрим несколько практических примеров и областей применения данных методов.

Наука и исследования

Индукция и дедукция являются неотъемлемой частью научного метода и нашли применение в различных научных дисциплинах:

  • В физике индукция используется для вывода общих законов, например, закона Гука или закона всемирного тяготения, на основе наблюдений и экспериментов.
  • В химии индукция и дедукция применяются для выведения общих законов реакций и взаимодействий различных веществ.
  • В биологии индукция используется для выявления общих закономерностей в биологических процессах, например, закона наследования или законов развития организмов.
  • В экологии индукция может использоваться для изучения влияния различных факторов на биологические сообщества и экосистемы.

Философия и логика

Индукция и дедукция также активно применяются в философии и логике:

  • В философии индукция используется для обоснования основных принципов и утверждений на основе наблюдений и опыта.
  • В логике индукция и дедукция помогают проводить рассуждения и делать выводы на основе логических предпосылок.
  • В математике дедукция применяется для вывода новых математических теорем на основе аксиом и предыдущих утверждений.

Практическое применение в повседневной жизни

Методы индукции и дедукции также находят практическое применение в повседневной жизни:

  • В экономике и бизнесе индукция может быть использована для анализа данных и выявления общих закономерностей в различных экономических процессах.
  • В психологии индукция и дедукция помогают выявлять причинно-следственные связи и делать выводы на основе экспериментов и наблюдений.
  • В образовании индукция и дедукция используются для развития логического мышления и критического мышления у студентов.
  • В медицине индукция и дедукция могут быть использованы для диагностики заболеваний и принятия решений о лечении пациентов.

Таким образом, индукция и дедукция имеют широкое практическое применение в науке, философии, логике и повседневной жизни. Эти методы позволяют нам систематизировать и обобщать информацию, делать выводы и принимать рациональные решения на основе логических предпосылок и доказательств.

Развитие дедуктивного метода мышления

Доказано, что механическая деятельность замедляет работоспособность мозга. Наша задача заставить его активно работать, а значит необходимо привлечь новые события, которые требуют анализа.

Выполняя различные техники, перечисленные ниже, можно научиться искать нестандартные решения поставленных вопросов, применяя дедуктивный метод мышления.

  • Использование сенсорики. К примеру, в момент поглощения еды прикройте глаза и вдохните её запах. Подумайте о ней, а затем коснитесь рукой, если это позволяет блюдо.
  • Развитие гибкости мышления. Безвыходных ситуаций не существует. Поэтому рекомендуется рассматривать задачу под разным углом. Например, можно выслушать точки зрения других людей, посмотреть на свой опыт в решении данных вопросов, а затем совместить данные, использую метод дедуктивного мышления, т.е. построение логических цепочек.
  • Обязательным условием является нахождение связи не только между событиями, но и мыслями.

Учение и развитие. Невзирая на возраст и род занятий нужно постоянно развиваться, осваивать новые хобби или спортивные увлечения. Даже попытки понять работу какого-то механизма, помогают развитию способностей дедукции

Важное правило – не прекращать процесс обучения, т.к. Вы преследуете цель развить такую функцию мозга, как анализ.
Изменение хода событий в течение дня

К примеру, возвращаясь, домой после трудового дня – идите по другой дороге. Посещая кафе, выберите то блюдо, которые вы ранее не решались попробовать.
Путешествие – это еще одно полезное увлечение. Познавая мир, человек узнает много нового, общается с разными людьми, живущих в другой культуре и обладающих отличным от вашего темпераментом. Цель каждого путешествия – погружение в культуру другого народа и приспособление к их условиям жизни. В такое время задействуются такие мозговые функции, как анализ, память, восприятие.

С помощью данных упражнений Вы не только изучите метод дедуктивного мышления, но и приятно проведете досуг, занимаясь интересными делами. Чтобы достичь хорошего результата, нужны непрерывные тренировки.

Примеры

Разумеется, все, что выглядит просто на бумаге, в теории громоздко и непонятно. Возможно, многие уже просто не понимают, как же овладеть этими методами и есть ли среди них хоть один, которым возможно овладеть простому человеку. Ответ – да, и особенно простой для этого является дедукция. Примеры, однако, для полной картины будут приведены для всех трех способов мышления.

Дедукция. Возьмем для примера мешок с яблоками. Мы точно знаем, что в нем они исключительно красного цвета. Вынимаем из мешка одно яблоко. Второе наше знание основывается на том, что мы точно можем сказать – плод из той самой емкости. Из этого мы делаем простой вывод, что в любом случае яблоко окажется красным.

Индукция. Мы знаем, что яблоко, которое мы достали, из конкретно этого мешка. Также мы видим, что оно красного цвета. С помощью метода неполной индукции мы можем выдвинуть теорию – все яблоки в мешке этого цвета.

Полной — мы достигнем, если вытащим еще, например, пять яблок, и все они будут одинакового цвета. Так мы можем уже с почти полной уверенностью сказать, что все плоды в мешке – красные.

Абдукция. Мы имеем на руках яблоки и мешок, наполненный ими. Плоды в нашей руке красного цвета. Мы можем предположить, что они, скорее всего, из мешка. Если эта гипотеза подтвердится, то мы можем выдвигать следующую – все яблоки в мешке красные.

Понятие абдукции

Абдукция – это самостоятельное ответвление стадии научных поисков, которые задают общий вопрос: «Каким путем человек может создать истинную и проверяемую теорию об окружающем мире?». Как появились те или иные суждения в уме человека, на базе каких мыслительных процессов и данных?

Дедукция доказывает, что предсказываемый результат – это очевидное следствие функционирования общего правила по отношению к конкретному случаю. Абдукция же позволяет выстроить новую объяснительную гипотезу на базе общего правила и выявленного факта.

История метода

Сам термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием («Введение в категорический силлогизм», 1492), первый систематический анализ одной из разновидностей дедуктивных умозаключений – силлогистических умозаключений – был осуществлён Аристотелем в «Первой Аналитике» и существенным образом развит его античными и средневековыми последователями. Дедуктивные умозаключения, основанные на свойствах пропозициональных логических связок, исследовались в школе стоиков и особенно подробно в средневековой логике.

Были выделены такие важные типы умозаключений:

  • условно-категорические (modus ponens, modus tollens)
  • разделительно-категорические (modus tollendo ponens, modus ponendo tollens)
  • условно-разделительные (лемматические)

В философии и логике Нового времени имели место значительные расхождения во взглядах на роль дедукции в ряду других методов познания. Так, Р. Декарт противопоставлял дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.

Ф. Бэкон, а позднее другие английские «логики-индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. Ст. Милль, А. Бэн и другие), особо отмечая, что в заключении, полученном посредством дедукции, не содержится никакой «информации», которая не содержалась бы в посылках, считали на этом основании дедукцию «второстепенным» методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. В этом смысле дедуктивно-правильные рассуждения рассматривались с теоретико-информационной точки зрения как рассуждения, посылки которых содержат в себе всю информацию, содержащуюся в их заключении. Исходя из этого, ни одно дедуктивно правильное рассуждение не приводит к получению новой информации – оно всего лишь делает явным неявное содержание его посылок.

В свою очередь, представители направления, идущего в первую очередь от немецкой философии (Хр. Вольф, Г. В. Лейбниц), также, исходя из того, что дедукция не даёт новой информации, именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полученные путём дедукции знания являются «истинными во всех возможных мирах», чем и определяется их «непреходящая» ценность, в отличие от полученных индуктивным обобщением данных наблюдения и опыта «фактических» истин, верных «лишь в силу стечения обстоятельств». С современной точки зрения вопрос о подобных преимуществах дедукции или индукции в значительной мере утратил смысл. Наряду с этим, определённый философский интерес представляет вопрос об источнике уверенности в истинности дедуктивно правильного заключения на основании истинности его посылок. В настоящее время принято считать, что этот источник – значение входящих в рассуждение логических терминов; таким образом, дедуктивно правильные рассуждения оказываются «аналитически верными».

Как развить дедукцию?

Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.

Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:

1. Решать задачи

Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

2. Расширять кругозор

Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

3. Проявлять дотошность

Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат

Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра

4. Развивать гибкость мышления

Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

5. Быть наблюдательным

В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно – вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

6

Развивать произвольное и непроизвольное внимание. Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы

Непроизвольное внимание – это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне

Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы

Непроизвольное внимание – это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке

Например, при другом освещении или звуковом фоне.

Произвольное внимание – это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут

Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

7. Совмещать дедукцию и индукцию

Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. – и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.

Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.

Что такое дедуктивный метод и как он работает?

Дедукция — это способ мышления, при котором основной вывод получается от общих рассуждений к частным. Напомним ситуацию, которая описана в знаменитом рассказе о Шерлоке Холмсе «Знак четырех». Завязка была в следующем: друг Шерлока Холмса, доктор Ватсон, решил проверить, какие выводы он может делать, наблюдая достаточно простые вещи. Ватсон дает Шерлоку Холмсу свои часы и говорит: «Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?»:

видя старинные часы с выгравированными инициалами «Г. У.», сыщик понимает, что они семейные и, скорее всего, были приобретены отцом Ватсона;
в то время часы считались драгоценной вещью и передавались по наследству, по правилам — старшему сыну. Но часы появились у Ватсона недавно, хотя отец умер много лет тому назад

Значит, у Ватсона был старший брат;
на крышке часов вмятины, следовательно, брат был неаккуратный (особенно если учесть важность такого подарка, как памятные часы от умершего отца) и т.д.

Как видите, знаменитый сыщик просто анализировал общие факты и применял их к частной ситуации, к часам доктора Ватсона. Что интересно, после того, как сыщик поделился с другом своими умозаключениями, тот пришел в такой шок от точного ответа, что обвинил Шерлока в шпионаже. Мол он заранее все прознал и теперь пользуется ситуацией.

Причина такой реакции достаточно проста. В своем уме Холмс проделал достаточно большой анализ и произвел не менее огромный логический вывод. Поэтому, зная исключительно начальный шаг вывода («Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?») и конечный результат (который Холмс озвучил Ватсону), но при этом не видя каждый отдельный, промежуточный шаг (процесс формирования вывода: выгравированные инициалы — отец Ватсона, вмятины — неаккуратность и т.д.), итоговому умозаключению действительно можно поразиться.

Чтобы получить корректный конечный результат, необходимо обосновать каждый отдельный шаг вывода так, чтобы при внимательном рассмотрении было видно, что он сделан корректно.

Что такое дедукция?

В переводе с лат. deductio означает — выведение, также дедуктивное умозаключение (силлогизм). Метод мышления, следствием которого является логический вывод. В ходе мыслительного процесса человек делает определённый вывод. Он двигается от общего к частному. Такая методика приводит к неоспоримым умозаключениям, которые объясняют те или иные ситуации.

Дедуктивный метод – это одна из форм логических рассуждений. Метод дедукции – это то, что применяют на практике люди, чья деятельность связана с рассуждениями, логикой. В частности, научные работники, детективы, полицейские используют приём очень широко.

В его применении есть свои преимущества. Прежде всего, экономятся временные и физические затраты. Человек, поразмыслив логически, может не выходя из дома (кабинета), понять, что же происходит на самом деле на другом конце города (страны, планеты). Ему не приходится совершать поездки, прибегать к сложным исследованиям. Двигаясь в определённом направлении, он приходит к логическому концу и понимает суть вещей.

Простыми словами, дедукция – это способность человека выделить общее для частного, основываясь на присущих для общего, характеристиках, то есть если вы располагаете знаниями о тех или иных предметах, то они применимы и для одного предмета этого класса.

Таким образом, становится понятно, что дедуктивный метод позволяет обобщить определённые знания о свойствах того или иного предмета, явления и на основе обобщения предположить, что единичный предмет (явление) обладает таким же свойством.

Дедукция в психологии также используется, впрочем, как и в других науках. Знания о свойствах психики человека, помогают специалистам утверждать, что некие состояния конкретного индивида объясняются теми же причинами, которые воздействуют на массу. Все матери тяжело переживают смерть ребёнка. Пользуясь дедуктивным методом, мы сделаем вывод о том, что конкретная женщина испытает горе, если с ребёнком случилось непоправимое несчастье.

Противоположность дедукции – индукция. В этом случае наоборот, двигаются от частного к общему, предполагая, что если нечто характерно для одного вида явлений или предмета, то такие же черты найдутся и у ряда аналогичных явлений и предметов.

Навыки дедуктивности можно развивать на протяжении жизни. Вообще, некоторые специалисты, когда говорят о дедукции, подразумевают накопленный личностью опыт. Используя полученные знания, индивид, пользуясь мышлением и логикой, делает определённый вывод. Такой процесс позволяет избежать многих жизненных ошибок. Как следствие, его судьба складывается более счастливо.

Но правило о дедуктивном мышлении работает не всегда. Существуют и исключения. Возьмём пример с матерью, потерявшей ребёнка. К сожалению, не все женщины искренне переживают гибель детей. Тому находятся логические объяснения. Возможно, что мать испытывает облегчение, так как ребёнок был тяжело болен и мучился при жизни или она сама ведёт недостойный образ жизни, и потомство является для неё обузой.

Развиваем мышление

Итак, как развить дедукцию? Научиться этому несложно. Для этого можно наблюдать, играть, решать задачи и расширять свои познания. Давайте рассмотрим все предложенные способы более подробно.

1. Наблюдайте

Очень важно научиться замечать все детали и подробности

Так, общаясь в повседневной жизни с людьми, обращайте внимание на их мимику и жесты, голос, походку, стиль в одежде

Все это помогает понять характер и намерения собеседника. Когда идете по улице, смотрите на прохожих и размышляйте о том, куда может идти человек, в каком настроении он находится, что его могло расстроить или рассмешить, каково его семейное положение и т.д.

2. Играйте. В развитии памяти очень хорошо помогают всевозможные игры, такие как судоку, шахматы, пазлы и другие.

3. Узнавайте новое

Человеку важно работать над тем, чтобы постоянно расширять свой кругозор, узнавать новую информацию, и не только по своей специальности или по работе, но и в разных других областях

4. Будьте дотошными. Если вы начинаете изучать что-либо, то делайте это максимально всесторонне и тщательно

Важно, чтобы этот предмет вызывал у вас интерес, только тогда появится необходимый результат

5. Решайте задачи и примеры. Можете просто взять школьный учебник математики или физики и заняться его изучением. Также советуем приобрести сборник нестандартных заданий и головоломок, которые позволяют взглянуть на проблему с новой, необычной стороны.

6

Развивайте внимание

Важно, чтобы внимание не отвлекалось на другие предметы, когда вам нужно сосредоточиться на решении поставленной задачи. Также важно тренировать непроизвольное внимание и замечать то, что обычно не вызывает у вас никакого интереса

Для этого просто наблюдайте привычные вещи в необычной обстановке

Также важно тренировать непроизвольное внимание и замечать то, что обычно не вызывает у вас никакого интереса. Для этого просто наблюдайте привычные вещи в необычной обстановке

Мышление – сложный психический процесс, с помощью которого мы познаем окружающий мир.

Дедукция – метод мышления, при котором умозаключения выводятся путем логики из общего.

Например, на небе всегда есть солнце, следовательно, оно есть на небе каждый день. При использовании дедуктивного метода, наше мышление становится более точным. В основе его лежит частное умозаключение, которое совершается из общих предпосылок. Дедуктивный метод дает возможность делать правильные умозаключения, на основе точных и неоспоримых фактов.

Сейчас почти каждый человек развивает и пользуется им. С помощью дедуктивного метода мышления можно до мелочей продумать свои действия на много шагов вперед.

Дедукция – достоинства и недостатки

Чтобы лучше понять возможности дедуктивного метода мышления, нужно разобраться в его преимуществах и недостатках.

  1. Помогает экономить время и уменьшать объем излагаемого материала.
  2. Можно использовать даже, когда нет предварительных знаний в конкретной области.
  3. Дедуктивные умозаключения способствуют развитию логичного, доказательного мышления.
  4. Дает общие знания, понятия и умения.
  5. Помогает проводить проверку исследовательских гипотез, как правдоподобных объяснений.
  6. Улучшает причинное мышление практикующих людей.
  1. Человек в большинстве случаев получает знания в готовом виде, то есть не занимается изучением информации.
  2. В некоторых случаях сложно конкретный случай подвести под общее правило.
  3. Нельзя использовать для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез.

Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.

Индукция или Индуктивное рассуждение — это метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны.

Подведя итог, можно сказать что:

Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория

Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов

Воплощение живого и гибкого ума Шерлок Холмс – вымышленный персонаж. Его прототип Джозеф Белл был врачом и наставником Конан Дойла. Навыки дедуктивного мышления будут полезны не только сыщикам – журналисты, диагносты, исследователи – каждый найдет применение методу в своей профессии.

В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений — дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция — это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.

Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля , которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.

Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего — полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному — рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.

  • все металлы способны проводить ток;
  • серебро — это металл;
  • следовательно, серебро тоже проводит ток.

Методу дедукции противостоит метод индукции — когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:

  • реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
  • реки Енисей, Иртыш и Лена — сибирские реки;
  • следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины — обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины — лентяи».

В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем — наверно, он куда-то опаздывает. Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер. Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.

Роль методов мышления в психологии

Дедукция и индукция — методы мышления, которые нужно применять в комплексе. Изучение психических процессов, отвечающих за развитие, взаимосвязь и взаимодействие мыслительных процессов — одна из задач психологии. Форма проявления дедукции и индукции в психологии называется дедуктивным мышлением.

Люди, обращающиеся к психотерапевту, используют неполную индукцию и получают ошибочные выводы. Например, у изменившей мужу жены волосы рыжего цвета, значит все женщины с рыжими волосами — изменщицы. Иногда, выводы, полученные в результате дедуктивного мышления, настолько оторваны от реальности, что несут угрозу жизни пациента. Если человек решит, что для него опасна вода, он полностью откажется от ее использования. Без лечения он погибнет. Вода для него — источник стресса, вызывающий паническую реакцию. Самостоятельно справиться с такой нагрузкой на психику человек не может и в момент эмоционального всплеска он становится опасен для окружающих.

Такое неосознанное применение индуктивного мышления называется фиксацией. Способом избавления от фиксации станет правильное дедуктивное мышление, но его развитие, как и любой другой метод терапии, должен проходить под наблюдением психотерапевта.

Психологи рекомендуют людям, склонным к нервозности, развивать у себя дедуктивное мышление. Для этого используются простые способы:

  1. Решение логических задач. Классический метод дедуктивного мышления — это математическое мышление. Чтобы решить задачу, человек использует логику, а это способствует развитию навыка отличать ложное суждение от правдоподобного.
  2. Расширение кругозора. По сути, это пополнение багажа знаний любой информацией, которая интересна конкретному человеку. Для этого необязательно читать учебники. Новую информацию можно получить, просматривая фильмы или сайты, общаясь с другими людьми, путешествуя.
  3. Развитие точности. Умение конкретизировать помогает подобрать правильный критерий, по которому оценивается явления.
  4. Гибкость ума. Малый объем знаний способствует закостенелости ума. Имея ограниченный набор типовых ситуаций, человек выбирает не наиболее вероятную, а ту, которая вспомнится ему первой. А поскольку выбор у него невелик, она вряд ли будет подходящей.
  5. Наблюдательность. Это инструмент, с помощью которого человек пополняет внутреннюю копилку личного опыта. Именно на его основе, делаются умозаключения.

Иногда, можно встретить термин «психологическая индукция», но у него нет конкретного определения. Часто, под индукцией подразумевают проявление некоторых психических заболеваний или аффективное состояние.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий