Что такое бессознательное подсознание человека?

Примеры проявления бессознательного

Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.

К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.

Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.

Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.

К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.

Понятие сознания и подсознание.

Что такое сознание? А что такое подсознание? Скорее всего, у каждого эти понятия ассоциируются с мышлением, пониманием, памятью, принятием решений, а значит с функцией головного мозга. Так оно и есть. Только функционируют и участвуют они во всех этих процессах немного по-разному. Что-то – явно, а что-то скрытно; что-то больше, а что-то – меньше. Но то и другое используется ежедневно.

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Само по себе сознанием пользуется нами в активное время суток – в состоянии бодрствования. Во время сна сознание нам неподконтрольно. Оно находится в своеобразном сонном режиме.

Подсознание — устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления.

Подсознание же функционирует постоянно и без отдыха. Днем мы его почти не замечаем – нам кажется, что все свои действия мы совершаем осознанно. Ночью подсознание проявляется в виде снов.

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Не смотря на то, что сознание и подсознание – это две части одного целого, им часто сложно найти верные точки взаимодействия. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет до 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, алкоголизм) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждении, верование, установку.

Сознание и сознательные процессы

Сознание – эта область нашей психики, в рамках которой мы можем осуществлять управляемое и целенаправленное мышление

Внимание, которым мы можем управлять, является ключевым элементом сознания

Всё, что мы можем понять, о чём можем подумать, что можем представить и вообразить, дать чему-то оценку, всё, что мы помним, всё, к чему мы можем сформулировать своё отношение и свои суждения, – всё это наше сознание. Так же неотъемлемой частью нашего сознания является внутренний диалог.

Именно наше сознание, как правило, мы принимаем за самих себя, принимаем за свою личность, но наше сознание – это лишь маленькая лодочка в огромном океане наших бессознательных и неосознаваемых процессов.

Например, мы можем взглянуть на цветок, который нам понравится, и мы запомним его образ, наши чувства к нему, наши эмоции. Теперь мы можем его вспомнить, можем о нём думать и представлять его, можем прийти к выводу, что такой цветок понравится любимой девушке и так далее. Это всё сознательные процессы.

Все описанные в примере выше процессы становятся следствием того, что нам цветок понравился, и этот факт мы можем запомнить, оценить, о нём мы можем размышлять. Но причина, по которой данный цветок нам понравился, находится намного глубже нашего сознания.

Сознание во многом является местом, где видны только последствия внутренних процессов, и где происходит их разбор. Как в примере с цветком – он нам понравился, и мы не понимаем почему, всё, что мы можем в своём сознании делать, так это следовать за этим, пытаться понять, запомнить, но всё это лишь следствие причины, которая находится в нашей психике глубже сознания – в бессознательных и неосознаваемых процессах.

Например, что-то вызывает у нас страх. В своём сознании мы только реагируем на возникший страх, можем пытаться понять его причину, можем бороться с ним, либо пробовать оправдать то, почему мы ему поддаёмся, но всё это лишь следствие страха, возникшего помимо нашей воли и желания.

Сознание в этом смысле самый поверхностный уровень нашей психики и самый зависимый от происходящих внутри нашей личности процессов. Сознание похоже на поверхность воды, по которой расходятся круги от того, что со дна поднялся пузырёк и лопнул на её поверхности.

Ключевым элементом сознания является такое явление как внимание. Именно способность сознания обращать своё внимание на различные объекты, как внутри психики человека, так и снаружи, отделает его от бессознательных процессов

Логика и внутренний диалог являются важными элементами нашего сознания. Логика, как механизм мышления, и логика, как наука, это воспроизведение общих законов мироздания на понятном для нашего сознания языке, и обучение нашего сознания работе по этим принципам. Использование логики человеком во многом зависит от его интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу информации, а также от располагаемых им знаний.

Сознание можно сравнить с фонариком или прожектором, который внутри нашей личности подсвечивает определённые области, которые мы и осознаём. Иное же находится за пределами света прожектора, нам не видно, для нас не очевидно, скрыто от нашего взора.

Проекция и рационализация

Для продолжения повествования мне придется снова пояснить некоторые термины. На progressman.ru есть давняя статья о неврозах, где я описывал защитные психические механизмы: проекцию и рационализацию. Здесь немного повторюсь.

Популярный пример рационализации можно найти в басне о лисице, которая потерпев неудачу в добыче винограда, рационализировала свое отступление низким качеством еще зеленой ягоды. То есть, чтобы не принимать ограниченность собственных возможностей, лиса обхитрила себя мнимым отсутствием интереса к желанному объекту. Реальный мотив, бьющий по лисьей самооценке, остался в бессознательном. На поверхности сознания его подменила лживая рационализация – удобное пояснительное оправдание своих действий. Рационализация в психоанализе – это бессознательная «самозащита» эго, ограничивающая восприятие и мышление до формы, где собственное поведение кажется хорошо контролируемым и оправданным.

Яркий пример проекции можно проследить в известном анекдоте, где Винни-Пух безосновательно воображает, что рядом идущий Пятачок думает про него разные нелицеприятные вещи, за что решается своего друга ударить. То есть, чтобы не принимать собственную беспочвенную злость, Винни-пух спроецировал ее на Пятачка. Таким образом, реальный мотив злости остался в бессознательном. А на поверхности сознания его подменила лживая проекция – выгодное списание собственных неугодных мыслей и чувств на чужой счет. Проекция в психоанализе – это «самозащита эго», которая позволяет собственные неприемлемые чувства бессознательно приписывать окружающим.

Так вот, к чему это все? Описание Зигмундом Фрейдом проекции и рационализации я лично считаю его гениальным открытием. Но сам при этом понимаю их по-своему. В моем субъективном и ненаучном взгляде эти защитные механизмы работают беспрерывно и затрагивают глубочайшие пласты личности. Можно даже сказать, что сама личность базируется на фундаменте этих защитных механизмов. Все наше мышление – это безостановочная рационализация необъяснимой, хаотичной реальности здесь и сейчас, которую мы знаем исключительно за счет личных проекций.

Продолжаем строить необоснованно смелые гипотезы.

Выше я уже говорил, что все шевеления личностной сферы управляются невидимым «кукловодом» бессознательного. Ощущение личной воли, возможно, главнейшая рационализация нашего реального безволия. Ум делает все, чтобы сохранить иллюзию контроля.

Ощущение внешней, отдельной от нас, реальности, вероятно, лишь проекция нашего внутреннего раскола, где маленькая сознательная часть отделяется от необъятной бессознательной. Нам мерещится, что мы отделены от внешнего мира. На деле – это отделение от своей же глубинной сущности. Ощущаемый внешний мир во всем своем многообразии и есть наши собственные бессознательные черты. Иных способов констатировать реальность для нас нет.

Многие члены общества полагают, что мысли и чувства формируются не изнутри, а «снаружи» – внешними событиями. Дескать, то не наша персона такая обидчивая, а там, снаружи, обижают и сердят. Все многообразие жизни – «где-то там». Вот так и формируется инфантильная безответственность за себя вкупе с хроническим чувством несправедливости жизни.

Детский подход – верить во внешнюю причину собственных мыслей и чувств. Зрелый – в личную. Следующая стадия – стирание рамок между внешним, отдельным и личным, внутренним. Есть просто жизнь, а все разделения – лишь реалистичные мысли, на которых формируется фундамент эго.

На словах все условно. Божья воля – это, условно говоря, неосознаваемая «воля» нашего бессознательного. Этот божественный кукловод не только управляет нашим умом, он же формирует ощущение внешней среды. Да, можно поспорить и сказать, что формирует он не внешнюю реальность, а лишь ее восприятие. Но никакой иной реальности, помимо возникающей в нашем восприятии, для нас и нет.

Я тоже свято верю в отдельный от меня внешний мир. Но обучился проекции «возвращать». То есть, я могу ясно ощутить, что «вот этот» живой человек рядом со мной – лишь мое восприятие, которое можно воспроизвести повторно в любое время. Пока получается только при намеренном сосредоточении. Ничего особенно сложного в этом не вижу. Уверен, при должной тренировке этот «трюк» может освоить почти каждый.

Если возникают вопросы о том, как быть, если от нашей личности, вроде как, «ничего не зависит», отсылаю к статье о выборе и спонтанности.

Бессознательное в работах К.Г.Юнга


Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное(индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному еще коллективное, последнее есть совокупность статичных форм(эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами(устар.)), которые являются врожденными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несет в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы

, лишенные содержания, такие формы Юнг назвалпроформами (синонимично архетипу) . В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные(полностью или частично) сознанием(в силу этого, они оказывают аттрактивное влияние на сознание).Коллективное бессознательное не познается и никогда не бывает частью сознания у здоровых людей.

Что такое «бессознательное» ?

Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.

Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.

З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.

Бессознательные процессы или подсознание

Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания

Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть

Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.

К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.

Например, в действе нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.

В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.

Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.

Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.

Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.

Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.

К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.

Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Возвращаясь к классическому психоанализу

Зигмунд Фрейд по праву считается основателем данного направления психологии, однако следует упомянуть, что отдельные элементы того, что мы сейчас называем психоанализом, появлялись и ранее, в работах разных философов.

Например, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым кто четко сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он считал, что вселенная состоит из множества монад – нематериальных субстанций, способных к восприятию действительности. При этом человек, точнее его душа – это тоже монада, обладающая высоким уровнем восприятия, достигающего уровня сознания. При этом, он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает (деятельность «малых перцепций»).

Идеи Г. Лейбница о бессознательном получили дальнейшее развитие в работах Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, большой вклад в систематизировании идеи о бессознательном внес немецкий психолог В. Вундт.

Значительно изменил и расширил идеи о бессознательном и Зигмунд Фрейд. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов.

Помимо разделения психики на области сознательного и бессознательного, он также ввел понятие о трех психических инстанциях – структурах психики, преобладающих в той или иной областях. Эти структуры он назвал «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Эти и некоторые другие идеи легли в основу теории психоанализа, поэтому о них и пойдет речь дальше.

Сознание и подсознание – в чем разница?

Не смотря на то, что сознание и подсознание – добрые соседи, живущие в одной голове, найти им друг с другом общий язык и договориться бывает нелегко. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения.

При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет ДО 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, курения) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать!

Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознание – это как оперативная память компьютера. Она маленькая. В ней хранится только информация, актуальная «на сейчас» и ближайшее время. Все остальное находится в подсознании.

Оно похоже на жесткий диск и его объем несравнимо больше. Там находится, в том числе, и информация, что нам (почему-то) нужно, например, есть много сладкого или нужно (зачем-то) курить. Что поделать? Так там записано.

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно (по своей воле) в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Многие даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждение (откроется в новой вкладке), верование, установку.

Силой своего сознания мы способны «вытаскивать» из недр подсознания вредную для нас информацию и заменять ее другой, более полезной. О том, как это делать, читайте ниже.

Самозащита бессознательного — проекция и рационализация

А теперь поговорим о таких “вкусняшках”, как проекция и рационализация.

Рационализация — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая ограничивает мышление и восприятие до рамок, внутри которых собственные поступки, выводы и поведение кажутся удобоваримыми и оправданными, даже если на деле это не так.

Проекция — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая переводит подсознательные, в основном, негативные эмоции на окружающих.

То есть, если где-то в глубинах бессознательного в тебе накопилась уйма злости, то твоё подсознание, чтобы злость эту выплеснуть наружу, может нашептать тебе, например, что прошедший мимо тебя человек как-то нехорошо на тебя посмотрел. И вот результат — у тебя сжимаются кулаки, ты окрикиваешь прохожего, ругаешься, лезешь в драку, думая, что всё происходящее имеет рациональное объяснение, хотя на самом деле — нет.

Так, это всё хорошо, но при чём тут это? А к тому, что рационализация и проекция — это важные психические процессы самозащиты, постоянно действующие в фоновом режиме, и ответственные за множество качеств нашей личности. В каком-то смысле это можно назвать кирпичиками в фундаменте нашего мышления. То есть, так или иначе, на протяжении всей нашей жизни мы постоянно рационализируем наши поступки и проецируем наши эмоции на других.

Всё это означает, что само чувство личной воли есть не что иное, как рационализация, самообман. То есть, наш мозг словно бы против нас самих — с одной стороны, он не даёт права выбора, с другой стороны, он это мастерски камуфлирует, чтобы мы даже не догадывались, как мало мы творим по воле собственной, а не по правилам подсознательного, почти что как животные.

Важно, кто мы в глубине души

Я вновь хочу подчеркнуть: большое значение имеет, что собой представляет человек в глубине души, — каждый человек, каждый из нас. Как мы мыслим, как действуем. Также очень значимо наше глубинное отношение к единственной подлинной реальности, которая есть Бог, а затем — и к любой другой реальности

Правильную ли мы занимаем позицию или нет? Это важно не только в миру, где у нас часто нет возможности и средств, необходимых, чтобы добиться некоторых духовных успехов, но даже и в пустынях, и в монастырях. Например, можно увидеть подвизающегося человека: он молится, читает духовные книги, старается, не спит ночами

И что из этого выходит? Он ничего не может добиться. Причем, повторяю, это происходит не только в миру, но и в жилище отшельника. Один пустынник бдит, не смыкает глаз, постится, ничего не ест, придерживается самого строгого устава, и все-таки кажется, что его не касается благодать Божия. А с другой стороны, мы видим обычного монаха, который, может быть, даже утруждает себя меньше, чем другие молчальники, совершает меньше подвигов, чем его братья-пустынники, но все же благодать Божия посещает его более других. Почему так? Потому что вопрос не в том, кто что делает. «Я делаю то и это, и еще вот это, потом подсчитываю все вместе, и в сумме все это делает меня таким-то». Нельзя так ставить вопрос. Вопрос в том, какое отношение у моего глубинного «я» к Богу, к любви Божией, к действиям Божиим и к внешней реальности. То же самое говорит нам и современная психология.

Из книги «Знаешь ли ты себя? Психологические проблемы и духовная жизнь». — М.: Никея, 2021

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий