Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?
Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.
Далее нужно начинать предпринимать меры:
- Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
- Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.
Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:
- Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
- Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.
Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:
- Департамент образования.
- Прокуратуру.
- Уполномоченному по правам человека в городе.
Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:
- Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
- Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
- Подаем иск в суд.
Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.
Что делать, чтобы мой ребенок не был задирой?
Это другая сторона буллинга — если ваш ребенок обижает других
Если на него жалуются, в первую очередь обратите внимание на отношения в семье — именно там ребенок берет пример, как вести себя в обществе. Агрессивные дети чаще всего растут там, где между родителями и детьми большая дистанция, недостаточно любви и тепла, где мало интересуются развитием детей, где наказывают силой
Постарайтесь адекватно оценить себя и решить эти проблемы.
В подростковом возрасте авторитеты сдвигаются в сторону сверстников. То есть ребенок ориентируется по большей части на поведение друзей, чем на родителей. Нужно понимать, что у него за друзья и чем они вместе занимаются
Старайтесь осторожно контролировать и направлять. Тут главное, чтобы у него уже были занятия вне школы
Дети с большим количеством различных интересов привлекают к себе похожих друзей. Умеренно загрузите ребенка, тогда будет меньше шансов, что он попадет в плохую компанию.
Не бойтесь отдавать детей в агрессивный спорт. Тренер ММА уверен, что боевые искусства не делают ребенка агрессором, а учат защищаться.
— Мы сразу объясняем, что силу можно применять только в качестве самообороны. Каждый тайский боксер приносит клятву: я никогда не буду кичиться и задирать слабых, я буду уважать старших и тренеров, я буду уважать соперника на ринге и вне ринга. Надир Ашуров, тренер ММА
Психолог утверждает, что телевидение и интернет повышают агрессивность ребенка. Когда он видит, как на экране конфликты решаются силой, он считает, что это норма, и начинает вести себя так в реальной жизни. Так что постарайтесь разумно ограничивать детей от воздействия медиа. Но смиритесь: полностью оградить от информации не удастся, запрещенные родителями фильмы и ролики они могут посмотреть и вне дома.
Как распознать, что над тобой пошутили или это буллинг?
Допустим, сосед по парте пошутил над твоей новой кофтой. Тебя это не задело, а о случае ты сразу забыл. Тогда это не буллинг. Комментарии одноклассника мешают учиться и вызывают тревогу? На переменах ребята пытаются тебя пнуть или поставить подножку? К сожалению, ты столкнулся с травлей. Давай разберёмся, какие виды буллинга бывают.
Вербальный буллинг — словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов. Например, кто-то в классе говорит: «Как можно быть такой заучкой», «Ты жирная» и так далее.
Физический буллинг — запугивание силой в виде ударов, пинков, толчков или неприятных прикосновений. Например, девочке на уроке прилюдно поднимают юбку.
Социальный буллинг — изоляция жертвы. Например, тебя намеренно не пускают за стол на обеде, объявляют бойкот или отказываются играть вместе во время физкультуры.
Будь осторожным в киберпространстве
Неправильное поведение в Интернете нередко приводит к печальным последствиям. Травля в виртуальном пространстве уже стала причиной нескольких самоубийств. Поэтому необходимо быть предельно внимательным к тому, с кем и какой информацией ты делишься. Не сообщай личные сведения и не отправляй компрометирующие тебя фотографии незнакомцам.
Если к тебе все же цепляются, пишут оскорбительные письма и оставляют злобные комментарии, то задумайся: не лучше ли совсем отказаться от соцсетей. В реальном мире намного больше интересных вещей, которыми ты можешь заняться. Не готов на столь решительный шаг? Тогда просто пересмотри настройки безопасности или заведи анонимный аккаунт.
Айджа Майрок: «Самое тяжелое в сетевых нападках — их количество и частота. Зачастую непонятно, кто льет на тебя всю эту грязь: один человек или пятьдесят разных людей. Тебе кажется, что с тобой что-то не так, и поэтому тебя все ненавидят. Если погрязнуть во всем этом, в конце концов теряешь частичку себя и в реальном мире. Твой профиль в соцсети становится важнее тебя самого и постепенно пожирает твою жизнь. Надо уметь останавливаться».
Ответственность за буллинг
Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:
- Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
- Статья 213 часть – хулиганство.
- Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
- Статья 158 – кража
- Статья 161 – грабеж.
- Статья 162 – разбой.
- Статья 163 – вымогательство.
- Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.
С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:
- Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
- Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
- Статья 116 – нанесение побоев.
- Статья 119 – угроза убийством.
- Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
- Статья 117 – истязание физическое или психологическое.
Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.
Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.
Поговорить с ребёнком и поддержать его — самое важное
Если ребёнок пришёл с жалобой, нужно его выслушать. Иногда родители могут смотреть на детские и подростковые конфликты как на ерунду, которую просто надо переждать. Но это происходит сейчас — это жизнь ребёнка, в которой кто-то его недолюбливает: портит его вещи, унижает или даже бьёт
То, что он поделился переживаниями, говорит о доверии, его важно сохранить. Отшучиваться и игнорировать нельзя
Юлия Бурмистрова
детский психолог
Нельзя высмеивать и обесценивать переживания
Пример: сын пришёл из школы, плачет из-за того, что один мальчик сказал: «Я тебя убью». Я взрослый человек, понимаю, что он хотел испугать, он не принесёт в школу оружие. Но для сына это реальная угроза, он верит, что его могут убить незаметно для окружающих. Ему нужно знать, что родители на его стороне, они его поддерживают.
Родителям не стоит паниковать и бежать разбираться с обидчиком. Такая бурная реакция может напугать ребёнка, и в следующий раз он будет менее откровенен.
Что делать, если ребёнок пожаловался:
- Выслушать, дать выговориться. Не стыдить за слёзы, за чувствительность. Нет разницы, кто жалуется, мальчик или девочка. Если уместно, то обнять.
- Задать вопросы, чтобы узнать детали проблемы. Лучше задавать открытые вопросы, на которые нужно отвечать развёрнуто. Не задавать наводящие вопросы, не навязывать ответы. Разговор не должен быть допросом, комфортнее будет поговорить на прогулке или за чаем.
- Спросить у ребёнка, какое он видит решение. Возможно, он скажет, что хочет, чтобы мама или папа вмешались. Либо наоборот, решит, что хочет сам разобраться.
Чего делать нельзя:
- Навязывать своё решение, диктовать: «Ударь в ответ» или «Скажи: „Сам дурак, отстань от меня!“»
- Звонить родителям обидчика или самому обидчику, чтобы разобраться. Это не улучшит ситуацию: родители обидчика, скорее всего, будут защищать своего ребёнка, а разговаривать с чужим ребёнком без его родителей нельзя. При травле проблема заключается не в отношениях между двумя детьми, а в том, что класс поддерживает её.
Как я узнаю, что над моим ребенком издеваются?
Дети, которые страдают от буллинга, часто не осмеливаются открыто говорить об этом. Они боятся «стучать» и потом еще больше страдают.
Так что следите за следующими признаками. Они могут указывать на то, что ваш ребенок стал жертвой издевательств:
Признаки того, что над вашим ребенком издеваются
Ваш ребенок вдруг больше не хочет ходить в школу или детский сад, хотя раньше ему нравилось туда ходить и нет других причин (например, смена воспитателя)
ваш ребенок часто жалуется на «психические» заболевания, такие как головные боли или боли в животе
ваш ребенок все чаще страдает от потери аппетита
у вашего ребенка часто проблемы со сном
успеваемость в школе вдруг резко падает
ваш ребенок становится все более и более тревожным и застенчивым
ваш ребенок часто кажется подавленным и подавленным
ваш ребенок очень неуравновешенный и нервный или быстро злится/агрессирует
ваш ребенок все больше и больше замыкается в себе и почти не контактирует со сверстниками
у вашего ребенка часто отсутствуют/сломаны вещи или даже телесные повреждения
Все это может быть признаком издевательств, поэтому вам следует внимательно следить за ними и задавать вопросы.
Если вы что-то подозреваете, не стесняйтесь сначала поговорить с ребенком. Если ваши опасения подтвердятся или ваш ребенок не хочет об этом говорить, немедленно свяжитесь с его учителем или воспитателем.
Как выбирают жертву
Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…
По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.
По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.
Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.
Помощь взрослых
Учителя
Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе
Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей
- Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
- Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
- Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
- Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
- Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.
Родители
Родителям нужно избегать двух крайностей:
1. Тотальный контроль
Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.
2. Безразличие.
С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.
Что делать?
- Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
- Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
- Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
- Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
- Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
- Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
- Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
- Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
- Спрашивайте:
- «Как прошёл твой день в школе?»,
- «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
- «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
- «Что сегодня давали в столовой?».
- Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.
- Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
- Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
- «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
- «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
- «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
- Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
- Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
- Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
- Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
- Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.
- Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
- Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
- Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.
Что делать родителям?
Сначала нужно прислушаться к ребенку: вполне возможно, что ему станет интересно, по какой причине над ним стали издеваться. Может, он первым чем-то задел сверстников. Тогда решение проблемы будет простым –малыш постарается исправить свое поведение.
Но если повода для оскорблений не было, виноватыми будут, конечно, обидчики
И здесь важно суметь правильно повести себя, чтобы разрешить конфликт:
Узнать, над чем именно смеются одноклассники. Если это внешний вид, из-за которого он комплексует, объяснить, что он здесь ни при чем
На самом деле детям не важно, как и кто выглядит. Они унижают только неуверенных в себе
Остальные детали: полнота или худоба, плохая учеба, неумение одеваться и т.п
– только повод для насмешек.
Предложить помощь, ведь ребенку необходима поддержка, он должен понять, что его любят, что он нужен таким, какой есть.
Заинтересовать ребенка каким-либо занятием, чтобы он перестал думать о негативных отношениях со сверстниками, переключился на более радостные мысли.
Можно организовать общий праздник для одноклассников, чтобы помирить детей, помочь им подружиться.
Посоветовать ребенку не обращать внимание на издевки и насмешки. Даже если украли какую-то вещь, не стоит за нее бороться
Лучше сделать вид, что безразлично или попросить вернуть, когда надоест. Детям нужна реакция, а не сама вещь, поэтому «наиграются» они очень быстро.
Разобрать ситуацию с ребенком
Ведь конфликт мог родиться из неосторожно брошенного слова или намека. Дети долго помнят обиды и могут жестоко ответить, когда наступит подходящий момент.
Не нужно скрывать от педагога о конфликте в классе
Полезно будет и его подключить к воспитательной работе: классные часы, просмотр тематических фильмов тоже могут дать нужный результат.
Учитель должен реагировать на любую жалобу ребенка и принять меры по его защите от нападок сверстников, внимательнее следить за ними во время перемен. Ведь издеваются чаще всего тогда, когда взрослые не обращают внимания на детей вне уроков. Даже если школьник вел себя не совсем адекватно (полез в драку, ответил обидчикам), педагог не должен самоустраняться от разрешения конфликта.
Если никакие действия не помогают, и гонения продолжаются, а преподаватель никак не желает помогать, нужно обращаться к администрации. А если имели место побои или угрозы, то нужно писать заявление в полицию.
Важно ни в коем случае даже намекать на то, что в конфликте виноват сам ребенок. Виноватыми будут именно сверстники: это они решили самоутвердиться за чужой счет и отыграться за собственные комплексы, это они обзывали и унижали ребенка, забирали вещи и били
Те, кто высмеивает слабость других, сами слабы. И они боятся, что другим это станет известно.
Переводить в другую школу — или не переводить?
Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?
В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.
Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.
Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.
И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки
В погоне за статусом
Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.
В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.
Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».
Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.
Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.
При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.
У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.
Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.
Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.
Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.
Заключение
Школьная травля – действительно серьёзная проблема, о которой многие мальчики и девочки предпочитают не говорить. Что делать, если над тобой издеваются одноклассники? Ты можешь сидеть сложа руки и ждать выпускного, но намного эффективнее встать и начать действовать.
Попробуй не поддаваться на провокации, расскажи о проблеме родителям или учителям, давай сдачи, работай над собой и общайся по максимуму с друзьями. Если тебя сильно обижают или даже бьют, попроси родителей отвести тебя к детскому психологу или перевести в другую школу. Твоё спокойствие и здоровье – это главное на данный момент.