Аутизм: Расстройство Аутистического Спектра

Симптомы аутизма

Степень тяжести симптомов аутизма может отличаться в каждом конкретном случае. У некоторых людей нет нарушений интеллектуального развития и функционального языка, но они могут испытывают серьезные трудности в социальном взаимодействии и поддержании функциональных форм поведения. У других, расстройство аутистического спектра может сочетаться и с интеллектуальной недостаточностью и с нарушениями речи.

Иногда детей с аутизмом сравнивают со снежинками, потому что каждый из них уникален и значительно отличается от других набором симптомов и трудностей, с которыми сталкивается. Однако, можно выделить общие для большинства признаки и черты расстройства аутистического спектра:

Проявление аутизма у детей в возрасте от 9 месяцев до 5 лет

Ребёнок избегает, не поддерживает или поддерживает избирательно зрительный контакт с окружающими. 

К 9 месяцам не реагирует на призыв по имени.

К 12 месяцам не играет в простые интерактивные игры

Предпочитает использовать предметы и игрушки необычным образом: крутит, вертит, щупает, нюхает.

К 12 месяцам почти нет невербального общения (не использует жесты, не кивает, соглашаясь, не мотает головой, отказываясь).

К 18 месяцам нет эмоционального обмена и совместного внимания со взрослыми  (не указывает на заинтересовавшие его предметы пальцем, пытаясь привлечь внимание окружающих).

К симптомам аутизма в 2 года относится то, как ребёнок не замечает, когда другие обижаются или расстраиваются,

К 2 годам почти нет функциональной речи (не может словами попросить то, что ему надо), не вовлекается в диалог, не понимает обращенную речь в полном объеме.

К 2 годам отсутствуют имитационная деятельность и элементы социального общения,

К 2,5 годам не стремиться присоединяется к другим детям в игре.

К 3 годам игра не развивается, сохраняются манипулятивный характер игры.

К 3 годам не следует социальным правилам в группе сверстников, не понимает их.

Симптомы заболевания у детей в 4 года проявляются в том, что ребёнок не играет в ролевые и сюжетные игры, 

К 5 годам не демонстрирует желания показать вам, как он умеет петь танцевать, играть.

Примеры ограниченного или повторяющегося поведения детей с РАС и интересов, могут включать:

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда порядок нарушается.
  • Повторяет слова или отдельные фразы, не всегда осознавая их смысл (эхолалия).
  • Желает разговаривать только на одну определенную тему (например, только про динозавров).
  • Ходит на носочках, трясет руками, раскачивается, прыгает, кружиться на месте и эти действия носят навязчивый характер, ребенка трудно переключить на другую деятельность.
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково, стереотипно.
  • Фокусируется на отдельных частях игрушек и предметов (например, в машинках интересуют только колеса).
  • Расстраивается из-за незначительных изменений в привычном распорядке дня, стремиться всегда следовать рутине.
  • Ребёнок с РАС болезненно реагирует на шум, яркий свет, большое количество людей. звуки работающей бытовой техникой, резкие запахи и другие сенсорные стимулы.
  • Испытывает трудности с управлением эмоциями (часто закатывает истерики и они бывают продолжительными, проявляет агрессию к другим людям, стремиться поломать подвернувшиеся предметы).
  • Требует соблюдения определенных процедур и ритуалов (например, по дороге в сад, надо обязательно три раза скатиться с горки и покачаться на качеле, одеваться только в определенном порядке).
  • Избирателен в еде.

Прогноз и профилактика

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью. В этом плане наибольший процент положительного исхода определяется у больных с синдромом Аспергера. Профилактика аутистических расстройств не разработана, потому что ведущую этиологическую роль играет генетический фактор, а экзогенные причины предположительны. Детям из групп риска рекомендуется проходить скрининг задержек развития в 9 и 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.

Причины развития аутизма

Как показали исследования, на возникновение аутизма влияет множество различных факторов: генетических, биологических, экологических, социальных. К сожалению, на данный момент, все еще нет однозначного ответа на вопрос: “Что вызывает аутизм?”, но мировое научное сообщество сходится в одном: причины его развития кроются в сочетании генетических, биологических и средовых факторов. Научно доказано, что причинами возникновения аутизма у детей не являются прививки, присутствие в крови тяжелых металлов и эмоциональная холодность родителей.

Генетическую природу аутизма подтверждают следующие факты: 

  • Наличие в семье ребенка с таким заболеванием повышает вероятность рождения последующих детей с РАС до 18% (по сравнению с семьями, где нет диагностированных детей).
  • Исследования близнецов показывают, что когда один идентичный (монозиготный) близнец страдает аутизмом, существует 77% вероятность того, что другой близнец тоже будет диагностирован.
  • На сегодняшний день ученые идентифицировали более 200 генов, участвующих в исследовании РАС. Около 70% этих генов приводят к заболеванию через мутации de novo (то есть, мутации, возникшие впервые у ребенка с аутизмом и, отсутствующие у его родителей).
  • В ходе секвенирования генома 35 000 человек с РАС и их ближайших родственников, было выявлено большое количество генетических вариаций, ассоциированных с аутизмом, но основной вывод, который удалось сделать: это гетерогенное расстройство и у каждого человека в механизм формирования расстройства вовлечены разные генетические факторы.

Пожилые родители могут быть одним из факторов развития аутизма у детей

Возраст биологических родителей старше 45 лет повышает вероятность рождения ребенка с аутизмом (причем возраст матери влияет на хромосомные аберрации, н-р синдром Дауна, а возраст отца влияет на возникновение спонтанных мутаций, н-р РАС).

Аутизм во время беременности и родов

Было обнаружено, что ожирение, диабет, бактериальные или вирусные инфекции у матери и ее иммунный ответ во время беременности могут повышать риск развития аутизма или усиливать его черты.

Экологические причины

Исследования показывают, что определенные воздействия окружающей среды, такие как загрязнение воздуха и применение пестицидов,  могут, в сочетании с генетическими факторами, увеличивать риск развития аутизма.

Почему рождаются дети с аутизмом?

Любые трудности при рождении, приводящие к кислородному голоданию мозга, экстремальная недоношенность, низкий вес при рождении тоже могут повышать вероятность аутизма, при наличии генетических факторов.

Признаки аутизма

Первые признаки наблюдаются уже в 1-й год жизни. Дети с РАС поздно садятся, не откликаются на имя, не проявляют эмоций, контактируя с родителями. Игрушки их не интересуют. Возможна чувствительность к некоторым звукам. Резкая смена освещения вызывает напряжение, агрессию.

Дети могут быть пассивными, малоподвижными и вялыми либо гиперактивными. Степень опасности ситуации самостоятельно оценить не могут.

Даже если взрослый объяснит, почему делать чего-либо не стоит, ребенок может совершить поступок, ставящий его здоровье или жизнь под угрозу. Например, играть с зажигалками, выходить на проезжую часть или наступать на крышки люков.

Отсутствие социальных навыков

Дети с аутизмом испытывают сниженную потребность в контактах с окружающими, а иногда и совсем не нуждаются в общении, могут вести себя неадекватно ситуации.

Если не заинтересованы в продолжении диалога, поддерживать его не станут. Часто ведут себя так, будто не слышат другого человека, даже если тот обращается к ним по имени, напрямую.

Прикосновений люди с РАС не любят, избегают. Если все же другой человек их коснется, сильно нервничают, могут устроить истерику. Особенно бурной реакция будет, если физический контакт инициирует незнакомец.

Некоторые признаки аутизма.

Полезная рассылка

Как психологу-консультанту развиваться в профессии, искать клиентов и увеличить заработок, а также о распространенных ошибках начинающих психологов.
Подписаться

Полное отсутствие или ухудшение навыка речи

Некоторые люди с аутизмом совсем не говорят. Не используют они и письменную речь. При этом могут иметь навыки самообслуживания. У других речь упрощена или своеобразна, часть слов может быть выдумана.

Иногда говорят на придуманном языке. В других случаях происходит копирование чужих высказываний без понимания их смысла, которое может сохраняться и во взрослом возрасте. Лишь небольшой процент лиц с РАС не имеет проблем с речью.

Избегание зрительного контакта

Дети с аутизмом избегают взглядов в глаза. Если заставлять их смотреть на вас во время диалога, могут разозлиться, запаниковать или устроить истерику.

При разговоре трудно понять, слушает ли вас ребенок. Он может отворачиваться и никак не реагировать на сказанное

Внимание на собеседнике не фокусируется, отвлекается на посторонние предметы

Сложности с различением эмоций

При аутизме человеку затруднительно определить, что чувствует другой человек. Непонимание чужого эмоционального состояния, настроения приводит к трудностям во взаимодействии с людьми.

Узкий круг интересов

Круг интересов ограничен. Даже при высоком интеллекте человек с аутизмом развивается в выбранной сфере, мало интересуясь остальным миром.

Повторение одних и тех же действий

Совершение повторяющихся однообразных действий, ритуалов, движений помогает снизить напряжение, успокоиться. Ритуалы появляются в раннем детстве и могут сохраняться до самой смерти.

Непонимание юмора или сарказма

Юмор, сарказм или ирония ребенку непонятны. Сказанное воспринимается буквально или не понимается совсем. Анекдоты, розыгрыши не вызывают смеха. Сам обучиться шутить человек тоже не может.

Любовь к одиночеству

Свободное время аутисты предпочитают проводить в одиночестве. В уединении им комфортнее, чем в обществе. С раннего возраста ребенок занимает себя самостоятельно, не требует участия взрослых в его играх.

Развлечения чаще всего однотипные (например, перемещение машинки вперед и назад). Необходимость долгое время оставаться в обществе быстро утомляет, провоцирует агрессию, истерики, неадекватное поведение.

Аутисты чувствуют себя спокойно в одиночестве.

Классификация аутических расстройств

В настоящее время вместо термина “аутизм” врачи обычно используют понятие “расстройство аутического спектра” (РАС). Оно объединяет несколько заболеваний со схожими симптомами, но отличающихся степенью выраженности проявлений.

Синдром Каннера

“Классическая” форма аутизма. Другое название – ранний детский аутизм. Характеризуется всеми вышеперечисленными симптомами. Он может протекать в легкой, средней и тяжелой форме в зависимости от выраженности проявлений.

Синдром Аспергера

Это относительно легкая форма аутизма. Первые проявления возникают примерно в 6-7 лет. Нередки случаи постановки диагноза уже во взрослом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера могут вести вполне нормальную социальную жизнь. Они мало чем отличаются от здоровых людей и при благоприятных условиях способны устроиться на работу и создать семью.

Для данного расстройства характерны следующие признаки:

  • развитые интеллектуальные способности;
  • внятная разборчивая речь;
  • зацикленность на каком-то одном занятии;
  • проблемы с координацией движений;
  • сложности с “расшифровкой” человеческих эмоций;
  • способность имитировать нормальное социальное взаимодействие.

Люди с синдромом Аспергера часто демонстрируют незаурядные умственные способности. Многие из них признаются гениями и достигают невероятного уровня развития в конкретных областях. Они могут, например, обладать феноменальной памятью или производить в уме сложные математические вычисления.

Синдром Ретта

Это тяжелая форма аутизма, вызванная генетическими нарушениями. Страдают ей только девочки, так как мальчики погибают еще в утробе матери. Характеризуется полной дезадаптацией индивида и умственной отсталостью.

Обычно до года дети с синдромом Ретта развиваются нормально, а потом случается резкое торможение развития. Происходит утрата уже приобретенных навыков, замедление роста головы, нарушение координации движений. У больных отсутствует речь, они полностью погружены в себя и дезадаптированы. Данное расстройство практически не поддается коррекции.

Неспецифическое первазивное нарушение развития

Этот синдром еще называют атипичным аутизмом. Клиническая картина болезни стерта, что сильно затрудняет постановку диагноза. Первые симптомы, как правило, появляются позже, чем при классическом аутизме, и могут быть менее выраженными. Нередко этот диагноз ставят уже в подростковом возрасте.

Атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, а может протекать без утраты интеллектуальных способностей. При легкой форме этого заболевания больные хорошо социализируются и имеют шанс прожить полноценную жизнь.

Детское дезинтегративное расстройство

Для этой патологии характерно нормальное развитие ребенка до двух лет. Причем это касается как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Малыш учится говорить, понимает речь, приобретает двигательные навыки. Социальное взаимодействие с людьми не нарушено – в общем, он ничем не отличается от своих ровесников.

Однако после достижения им возраста 2 лет начинается регресс. Ребенок утрачивает выработанные ранее навыки и останавливается в умственном развитии. Это может происходить постепенно на протяжении нескольких лет, но чаще происходит стремительно – за 5-12 месяцев.

Сначала могут наблюдаться изменения в поведении, такие как вспышки гнева и паники. Потом ребенок теряет моторные, коммуникативные, социальные навыки. В этом главное отличие данного заболевания от классического аутизма, при котором ранее приобретенные навыки сохраняются.

Вторым показательным отличием является утрата способности к самообслуживанию. При тяжелой степени детского интегративного расстройства больные не могут самостоятельно питаться, мыться, ходить в туалет.

К счастью, встречается это заболевание очень редко – примерно 1 случай на 100 000 детей. Нередко его путают с синдромом Ретта из-за схожести симптомов.

Симптомы аутизма у взрослых

Эмоции и поведение

Эмоциональные и поведенческие симптомы у взрослых с аутизмом схожи с детскими. Это может быть повторяющееся поведение, необычно сильная реакция или её отсутствие на сенсорные раздражители (прикосновения, звук, свет, запахи). Кроме того, у взрослых людей с РАС эмоциональная реакция на разочарования или смену обстановки может выражаться сильнее.

Коммуникация

У взрослых пациентов с РАС могут быть проблемы с речью: она может быть жёсткой, похожей на робота — таким пациентам сложно менять тон голоса (например, понизить голос, если это необходимо). Речь у человека с аутизмом может быть повторяющейся, построенной с помощью одних и тех же словосочетаний. При этом словарный запас увеличен в тех областях, которыми заинтересован пациент. Он гиперфокусирован на одной сфере, хочет постоянно говорить о ней с другими.

Взрослые пациенты с аутизмом могут не понимать сигналы от собеседника, такие как жесты, мимика или язык тела. Они также избегают или не чувствуют необходимости смотреть в глаза оппоненту. При этом человек с РАС не всегда замкнут, он может любить общение.

Существует мнение, что у людей с аутизмом отсутствует эмпатия. Но, по данным ряда исследований, эмпатия у пациентов с РАС есть, им просто нужно научиться её «включать».

Координация движений

У некоторых взрослых с аутизмом, как и у детей, встречается неуклюжесть, им сложно выполнять простые задачи — например, ходить или завязывать шнурки. Этот симптом не учитывают при диагностике, так как присутствует не всегда.

Есть ряд особенностей людей с РАС, которые можно расценивать как позитивные: это удивительная концентрация, внимание к деталям, способность долго и скрупулёзно заниматься одним делом

Аутизм у детей

«Ребенок дождя» — так ласково называют аутистов. Родители списывают некоммуникабельность и задержку в речи на индивидуальные особенности ребенка. Однако неспособность вовремя признать наличие аутизма приводит к тому, что малыш мучается в мире нормальных детей. Аутизм у детей – это:

  1. Бурный плач или испуг на незначительные раздражители.
  2. Искаженная реакция на дискомфорт.
  3. Отсутствие положительной реакции на кормление.
  4. Отсутствие удовольствия после еды.
  5. Слабые реакции на раздражители.
  6. Трудность в распознавании чувств и лиц.
  7. Склонность к одиночеству. Некоторые специалисты говорят о том, что ребенок стремится к уединению по причине отсутствия отношений и эмоционального контакта с окружающими, из-за чего исчезает возможность благоприятной связи.

К признакам раннего аутизма добавляются следующие симптомы в уже более взрослом возрасте:

  • Заинтересованность только одним видом деятельности.
  • Отсутствие интереса к общению, стремления с кем-либо разговаривать.
  • Паника при изменениях в окружающей среде.
  • Повторение одного и того же слова или звука.
  • Трудности в восприятии учебных навыков, например, писать или читать.

Уже в подростковом возрасте ребенок научается общаться с людьми, однако продолжает предпочитать одиночество. Агрессивность или депрессивность становятся спутниками в данный период.

Ребенок избирателен в еде. Он предпочитает кушать лишь то, что ему нравится, полностью отказываясь от остальной еды.

Лечение проводится только врачами. Помимо этого сайт психиатрической помощи psymedcare.ru рекомендует ежедневно проходить изучение одного и того же материала, придерживаться одинакового распорядка дня. Опекунам аутиста периодически требуется отдых.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран в области содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.

В этой связи усилия ВОЗ сосредоточены на следующих аспектах:

  • содействие принятию правительствами стран целенаправленных мер для повышения качества жизни людей с аутизмом;
  • выработка рекомендаций в отношении мер политики и планов действий, направленных на решение проблемы аутизма в более широком контексте охраны физического и психического здоровья, здоровья головного мозга и оказания помощи людям с инвалидностью;
  • помощь в расширении возможностей медицинских работников в области обеспечения надлежащего и эффективного ухода за людьми с аутизмом и достижения ими оптимального уровня здоровья и благополучия; и
  • содействие созданию инклюзивной и благоприятной среды для людей с аутизмом и другими нарушениями развития и оказание поддержки лицам, осуществляющим уход за ними.

Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. и резолюция WHA73.10 Всемирной ассамблеи здравоохранения  «Глобальные действия по борьбе с эпилепсией и другими неврологическими расстройствами» содержат призыв к странам устранить существующие значительные пробелы в раннем выявлении, обеспечении ухода, лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами и расстройствами, обусловленными нарушениями развития нервной системы, к числу которых относится и аутизм. Резолюция также призывает страны принимать меры по удовлетворению социальных, экономических, образовательных и прочих потребностей людей, живущих с психическими и неврологическими расстройствами, и членов их семей, а также развивать эпиднадзор и соответствующую научно-исследовательскую деятельность. 

Библиография

1. Global prevalence of autism: A systematic review update. Zeidan J et al. Autism Research 2022 March.

2. Wakefield’s affair: 12 years of uncertainty whereas no link between autism and MMR vaccine has been proved. Maisonneuve H, Floret D. Presse Med. 2012 Sep; French.

3. Lancet retracts Wakefield’s MMR paper. Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010.

4. Kmietowicz Z. Wakefield is struck off for the “serious and wide-ranging findings against him” BMJ 2010; 340 :c2803 doi:10.1136/bmj.c2803.

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность. 

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными. 

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут —  природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными⁴.

Причины аутизма

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

  • нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
  • результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
  • экология;
  • нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».

Бугайский Станислав Евгеньевич

эксперт

Клиника «Будь здоров»

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом  в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни. 

Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

  • рождение ребенка от поздней беременности;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • радиационное воздействие;
  • «сбои» в обмене веществ;
  • нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
  • патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1). 

Прививки и аутизм: есть ли связь?

В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵

Мифы об аутизме

В то время как аутичное сообщество составляет более 2% населения, многие люди неправильно понимают это состояние, из-за чего возникают мифы и стереотипы.

Аутизм вызван вакцинами

Это один из самых больших мифов, который до сих пор используют антипрививочники. Безопасность прививок неоднократно проверялась на больших группах людей. Высококачественные исследования с участием сотен тысяч человек показали, что прививки не вызывают аутизм.


Кадр: фильм «Нетипичный» / Netflix

Миф родился в 1998 году, когда в крупном медицинском журнале The Lancet была опубликована статья врача Эндрю Уэйкфилда. Автор писал, что вакцина против кори вызывает воспаление в кишечнике, а затем и аутизм. В своей работе Уэйкфилд выступал за отказ от комплексной вакцинации против краснухи, паротита и кори и настаивал на использовании моновакцин. В то же время за год до выхода статьи он запатентовал свою вакцину против кори.

Уэйкфилда уличили во лжи и фальсификации и лишили права заниматься медициной. Журнал отозвал статью. Множество учёных по всему миру исследовали последствия вакцинации и никакой связи между ней и аутизмом не нашли.

Однако история продолжает жить, и её до сих пор используют антипрививочники как причину не вакцинироваться. Скорее всего, этот миф подкрепляется совпадением возраста ребёнка в момент прививки и возраста, когда появляются первые признаки аутизма.

Аутичные люди антисоциальны

Люди с РАС могут испытывать трудности в общении, но большинство из них стремится к коммуникации и хочет иметь друзей. Однако сложности действительно могут возникать: особенно тяжело таким людям считывать позу и выражение лица собеседника, а также шутки, сарказм и использование слов в переносном значении.

Некоторые люди с аутизмом застенчивые и избегают социальных ситуаций. Другие, наоборот, слишком много говорят и изо всех сил стараются вести беседу, заставляя остальных чувствовать неловкость.

Человек с аутизмом может не смотреть в глаза при общении. Так ему легче слушать, однако многие воспринимают это так, будто собеседнику неинтересно то, о чём ему говорят. Если вам некомфортно, лучше честно обсудить этот момент.

Аутичные люди обладают особым талантом

У людей с РАС выдающиеся способности встречаются с той же частотой, что и у остальных. Как правило, люди с аутизмом достигают в чём-то особых успехов из-за того, что сильно на нём сфокусированы. Это называется «специальный интерес». Они тратят много сил и энергии на развитие именно в той области, которая их интересует.

Аутизм бывает только у мальчиков

Аутизм действительно в четыре раза чаще диагностируется у мальчиков. В то же время девочки лучше адаптируются и обучаются навыкам взаимодействия и жизни в обществе, из-за чего не получают официального диагноза.

Аутизм можно вылечить

Аутизм — это не болезнь, а расстройство развития, которое сохраняется всю жизнь. От него нет лекарств, но при определённой поддержке люди с аутизмом могут вести нормальную жизнь, работать и иметь семью

Для каждого аутичного человека важно подобрать подходящую программу обучения, которая будет компенсировать дефициты и развивать сильные стороны.

Иногда врач может назначить препараты, но они будут лечить сопутствующие симптомы, а не сам аутизм.


Кадр: фильм «Нетипичный» / Netflix

Аутизм вызван плохим воспитанием

Это не так. Воспитание как раз может помочь аутичному ребёнку лучше справляться, но точно не является причиной развития состояния.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий