Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому  дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например ). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус

Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру «Узнай персонаж сказки». Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы — это игры «Назови положительных героев и их качества», «Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся».

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра «Назови, что это?». Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Занятие по художественной литературе для младших дошкольников (дети 3-4 лет) «В гостях у сказки»

Цель: Умение узнавать знакомые сказки.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей пересказывать знакомые сказки.
  2. Развивать умение слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы по содержанию сказок, связную речь.
  3. Развиваем мелкую моторику рук, артикуляционную моторику.
  4. Использование в комплексе здоровьесберегающие технологии, формировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
  5. Закрепить основные цвета. Воспитывать умение эмоционально откликаться на события сказок, выражать свое отношение к героям сказок, интерес к народному творчеству.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на гостей в группе, предлагает со всеми поздороваться. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей). Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей)

Воспитатель: — Много сказок есть на свете, сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

Сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по сказкам на нашем сказочном паровозике ( предлагает детям сесть на стульчики, звучит музыка «Паровозик из Букашкино»).

1 Остановка «Цветочная»

(Звучит музыка «Аленький цветок».) Музыкотерапия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые цветочки, какой герой сказки их мог забыть? Цветы красивые и очень вкусно пахнут. Предлагает детям понюхать цветы. (Ароматерапия.)

Предлагает детям найти героя сказки. Подводит детей к мольберту с картиной к сказке «Маша и медведь». (картина закрыта на половину), воспитатель предлагает узнать какая здесь изображена сказка. Ответы детей.

Беседа по картине:

Что случилось с Машей, как она попала к медведю в дом? Что ей сказал медведь? Как Маша обманула медведя? Что медведь сделал?

Правильно, медведь помог Маше вернуться к бабушке и дедушке домой.

Маша свои цветочки потеряла давайте поможем ей, соберем для нее цветочки.

Предлагает детям сесть за стол.

№ 1 Задание:

Занятие по художественной литературе для дошкольников

Дети на карточках собирают цветы, по силуэту из крышек. (Или игра «Подбери цветок по цвету горшочка».)

Дети выполнили задание, воспитатель предлагает продолжить путешествие на сказочном паровозике.

2 Остановка «Дождливая»

( Звучит музыка «Дождя») музыкотерапия

Воспитатель: Дети прослушайте это песенка дождя. Покажите, как дождик капает? ( дети по ладошкам стучат пальчиками) Пальчиковая гимнастика.

Давайте спрячемся под зонтик ( дети встают под зонтик).

Дождь закончился, вокруг много луж, как же мы попадем в следующую сказку?

Смотрите, мостик. Давайте пойдем по мостику, чтоб не намочить наши ножки (Гимнастика для ног ( хождение по ребристой дорожке).

Художественная литература для детей 3-4 лет

Воспитатель подводит детей мольберту с картиной к сказке «Курочка Ряба» (картина закрыта на половину), воспитатель предлагает узнать какая здесь изображена сказка. Ответы детей.

Беседа по картине:

Кто был у деда с бабой? Какое яичко курочка снесла? Что случилось с яичком?

Правильно, мышка проказница разбила яичко. Посмотрите ребята, мышка на столе перемешала все крупы. Давайте бабушке и дедушке поможем, разобрать крупы в разные чашки.

№ 2 Задание:

Дети разбирают крупы (горох и фасоль) в разные чашки.

Художественная литература для младших дошкольников

Дети выполнили задание, воспитатель предлагает продолжить путешествие на сказочном паровозике.

3 Остановка «Лесная»

(Звучит музыка «Голоса птиц») музыкотерапия

Воспитатель:Ребята, послушайте, как красиво поют птички в лесу. Где же они спрятались? Давайте посмотрим глазками вверх, есть там птичка? А теперь вправо, влево. (гимнастика для глаз)

Подводит детей к мольберту с картиной к сказке «Колобок». Давайте отгадаем что это за сказка. Ответы детей.

Беседа по картине:

Кто это изображен? Кто испек колобка? Куда колобок покатился? Кого он встретил в лесу? Какую он песенку пел? (Ребенок поет песенку в шапочке колобка) Кто Колобка съел?

Давайте у нашей сказки будет хороший конец.

Мы Колобку поможем, сделаем ему дорожку чтоб он смог вернуться к деду с бабой.

№3 Задание: Пластилинотерапия.

Дети из пластилина выполняют дорожку. ( предлагает детям сесть на стульчики, звучит музыка «Паровозик из Букашкино»).

Молодцы.

Литература для дошкольников от 4-5 лет

Особенности развития детей 4-5 лет: книги о ровесниках

Малыши начинают активно интересоваться сверстниками. Их игры усложняются. Появляются первые ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Детям начинают нравиться произведения о ровесниках. По-прежнему они очень любят детские стихи. В этот возрастной период некоторых детей начинают учить чтению.

*Теперь их можно понемногу вовлекать в процесс – просить найти буквы, которые ребенок знает, прочитать междометия, короткие слова.#

Дети начинают любить волшебные сказки, активно развивается воображение.

Произведения для детей 4-5 лет

1. Корней Чуковский. У Чуковского можно брать произведения для любых возрастов. В 4-5 лет подойдут «Робин-Бобин», «Скрюченая песня», «Айболит», «Федорино горе», «Бармалей

2. Виктор Драгунский – советский писатель, описавший моменты детства своего собственного сына в юмористической форме. «Денискины рассказы» выбирайте те, где Дениска еще маленький.

3. Алан Милн – английский писатель, создатель самого известного любителя мёда. Книга «Винни-Пух и все, все, все».

4. Народные сказки(русские. французские, финские и т.д.)

5. Эдуард Успенский «Приключения крокодила Гены».

6. Лев Толстой и его известное детское произведение «Три медведя».

7. Борис Житков «Что я видел».

8. Григорий Остер, создатель Вредных советов. Для возраста 4-5 лет подойдет «Котенок по имени Гав».

9. Михаил Пляцковский «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке».

10. Виталий Бианки и его чудесные рассказы о животных.

11. Братья Гримм «Сладкая каша».

12 . Туве Янссон, сказки о Мумий-троллях.

Дистанционные курсы для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

3.Стихотворения о зиме. Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Февраль

Февраль

4.Потешки народов мира. Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Февраль

Февраль

Март

Март

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Март

2.Песенки и потешки народов мира. Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Март

Апрель

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Апрель

Апрель

Апрель

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Май

Май

Май

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Май

1.Ты, трава ль моя, травинушка. Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

  • Технологическая карта коррекционного занятия учителя дефектолога в школе

      

  • Аналитические умения воспитателя в доу

      

  • Правила сбора грибов которые помогут избежать отравления обж 8 класс кратко

      

  • Мероприятия направленные на толерантное отношение в школе

      

  • Дух и сознание в философии это кратко и понятно

Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.

Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства – литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.

Структура литературного праздника сходна с построением утренника:

  1. Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
  2. Показ концертных номеров.
  3. Демонстрация выставки книг.
  4. Завершение.

Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.

Декламация стихов – неотъемлемая часть литературного праздника

Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы – игрушки, картинки, различные предметы.

Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).

Важность художественной литературы для старших групп ДОУ

Художественная литература, по мнению ведущих психологов и педагогов, является важнейшим средством воспитания детей. Исследования показали, что это действенное средство освоения детьми окружающей действительности, а также средство усвоения норм поведения, норм морали.

Развитие посредством художественной литературы

Важно! Литература имеет большой потенциал для развития детей, поэтому педагог должен быть компетентен в вопросах ее применения. Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

  • развиваются художественные способности детей,
  • выявляются их интересы,
  • формируются нравственные чувства, нормы нравственного поведения,
  • воспитывается эстетическое восприятие,
  • развивается речь и грамотность.

В целом художественная литература дает детям уже готовые языковые формы и словесные характеристики. Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи

Это важно для интеграции на более высокую ступень обучения начальной школы

Воспринимая произведение на слух, дошкольник проникает в его содержание

Дети в старшем дошкольном возрасте не всегда умеют читать, поэтому очень важной является интерпретация произведения взрослым. При этом прочтение — это не только его техническое чтение, но и его понимание, проникновение в самую суть того, что автор хотел донести до читателя

При этом педагог должен стремиться сформировать у детей именно полноценное восприятие, поскольку только оно способствует развитию у детей:

При этом педагог должен стремиться сформировать у детей именно полноценное восприятие, поскольку только оно способствует развитию у детей:

  • возможности сопереживать герою и автору произведения;
  • оценивать динамику эмоций в тексте;
  • воспроизводить в своем воображении представляемые автором картины;
  • размышлять над мотивами и последствиями поступков персонажей, оценивать такие поступки и отстаивать свою внутреннюю позицию.

Полезно знать! Любое произведение должно найти отклик в душе воспитанника, чтобы наиболее полно сформировать те качества, на которые было нацелено чтение конкретного произведения.

Сегодня существуют различные жанры художественной литературы и для полноценного чтения необходимо использовать их разнообразие при организации НОД.

Как спланировать и провести занятие по ЧХЛ

Планирование мероприятий по чтению художественной литературы необходимо начинать с начала учебного года. На первоначальном этапе используются легкие произведения: потешки, песенки, а затем подключаются народные сказки.

Подбор иллюстраций для работы

Обязательно в процессе подготовки к мероприятию подбираются игровые приемы для сопровождения чтения. Дети могут слушать одно произведение несколько раз, сохраняя эмоции. Но только при условии, если ребенок эмоционально вовлечен в процесс.

Интересно! Игровые приемы при чтении литературы обязательны в старших группах

План занятия по ЧХЛ:

  • подготовить список литературы и подобрать яркие цветные иллюстрации;
  • рассмотреть книгу и иллюстрации с ней с подгруппам детей, задать вопрос: «О ком (о чем) сказка?» и т. д.;
  • составить конспект мероприятия с выделением проблемных моментов, с включением игровых приемов и техник;
  • выбрать наиболее благоприятное время для проведения ЧХЛ.

Знание основных задач ознакомления с художественной литературой не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду, направленной на создание условий для формирования личности ребенка и его речевого развития, согласно требованиям ФГОС

Картотека литературы с целями по ФГОС

Как было сказано выше, детям в старшем возрасте необходимо читать рекомендуемые педагогами книжки. Именно поэтому, в каждой группе должна быть картотека литературы с целями по ФГОС.

Картотека литературы в старшей группе

Представим примерный список литературы для картотеки:

  • нравственное воспитание: «Лиса и кувшин», «Господин Ау», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «А что у вас», «Живая шляпа», «Ребёнок в обществе», «Что такое этикет», «Вовка добрая душа», «Чук и Гек», «Дело было вечером»;
  • самообслуживание и труд: «Мойдодыр» «По щучьему велению» «Федорино горе»;
  • основы безопасности: «Дядя Стёпа — милиционер», «Машины на нашей улице», «Профессии»;
  • ознакомление с социальным миром: «А что у вас», «Рассказ танкиста», «Детский сад», «Сон и слон»;
  • знакомство с миром природы: «Сова», «Кот-ворюга», «Лев и собачка», «Черёмуха», «Приобщение к искусству», «Лето красное», «Как весна и зима спорили», «Осень», «Про космос».

Как видим, программа включает различные жанры и авторов. Это необходимо для того, чтобы дети максимально полно формировали навыки восприятия художественной литературы. Кроме того, средства художественной литературы должны быть использованы в каждой образовательной области, например, в познавательной, речевой, физической и т. п.

Зачем читать сказки в подготовительной группе перед сном

Многие родители часто задаются вопросом зачем читать детям книги перед сном?

Чтение на ночь детям — это не просто милая семейная традиция. Читая малышу на ночь сказки, родители не только доставляют ему удовольствие, но и выполняют несколько важных задач:

  1. Укрепляют и гармонизируют отношения с ребенком

В суете дневных дел привязанность между взрослым и малышом постоянно подвергается испытаниям. Времени на поддержание близких, доверительных отношений остается не так уж много. Чтение книг перед сном становится незаменимым ритуалом, создающим атмосферу любви, гармонии, радости от общего дела.

Нужно ли читать детям сказки в подготовительной группе перед сном

  1. Успокаивают ребенка и настраивают его на сон

Чтение книжек детям перед сном — это следующий этап вечерних детско-родительских отношений после периода грудного вскармливания и маминых колыбельных. Малыш взрослеет, но это не значит, что он должен засыпать без проявлений внимания, ласки и нежности взрослых. Голос мамы навсегда остается для ребенка самым родным и желанным звуком, который хочется слышать чаще. Совместное чтение сказок перед сном расслабляет ребенка, дарит ему приятные эмоции — залог чудесных сновидений. Кроме того, наличие определенного вечернего ритуала также помогает детям засыпать быстрее.

  1. Развивают интеллект малыша

Чтение книг — это значимый инструмент раннего развития ребенка. Читать, разумеется, полезно и утром, и днем. Но вечером человеческий организм наиболее расслаблен, в то время как мозг практически без усилий воспринимает информацию. Известно, что люди легко воспроизводят утром то, что узнали или прочитали перед сном. Это значит, что ребенку будет проще понять и проанализировать именно то, что он услышал во время вечернего чтения.

Важно! Нужно вместе с ребёнком обсуждать происходящее в книге, задавать вопросы и фантазировать о том, что будет дальше! Польза такого досуга для интеллекта ребенка неоценима

  1. Прививают ребенку любовь к книге

В современном мире, захваченном электронными технологиями, можно заметить следующую тенденцию: дети и подростки всё меньше читают, но при этом обожают компьютерные игры, часами могут просиживать перед экраном телевизора, компьютера или планшета. Для того чтобы привить любовь к гаджетам, много труда не надо. Сложнее сделать так, чтобы малыш полюбил книгу и продолжал с удовольствием читать, когда научится делать это самостоятельно.

Как развить уверенность в себе ребенка и укрепить его самооценку

Обратите внимание! Чтение книг детям на ночь — простой и эффективный способ формирования любви ребенка к книге в будущем

  1. Формируют здоровую психику и мировосприятие

Сказкотерапия — давно известный воспитательный метод. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урока». Благодаря сказке малыши представляют себе различные жизненные ситуации, ставят себя на место сказочных героев, совершая вместе с ними хорошие и не очень поступки, фантазируют, учатся сочувствовать, проживают разнообразные эмоции и состояния, отвечают для себя на какие-то вопросы. Читая детям книги перед сном, родители, даже не задумываясь о сказкотерапии, успешно применяют этот методику.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий