Как воспитать ребенка личностью

Значение воспитания для формирования ценностных ориентаций

Ценностные ориентации, формирующиеся в процессе воспитания, играют важную роль в жизни человека. Они определяют его отношение к окружающему миру, к себе и другим людям. Человек, имеющий развитые ценностные ориентации, способен осознанно принимать решения, где важным фактором являются моральные и этические соображения. Ценности формируют определенный жизненный стиль и регулируют поведение в различных ситуациях.

Воспитание направлено на формирование таких ценностей, как честность, справедливость, трудолюбие, уважение к окружающим, ответственность и другие. Человек, воспитанный в соответствии с этими ценностями, способен вносить позитивные изменения в общество и быть активным и востребованным членом общества. Он стремится к развитию своих способностей и к достижению личных и общественных целей, при этом учитывая моральные и нравственные принципы.

Ценности, полученные в процессе воспитания, помогают человеку противостоять влиянию различных негативных факторов и принимать решения на основе этических принципов. Они также являются основой для формирования индивидуальной моральной системы, которая помогает определить, что является правильным или неправильным, благим или вредным.

Таким образом, значение воспитания для формирования ценностных ориентаций заключается в создании основы для развития моральных и нравственных принципов у человека. Через воспитание осуществляется передача ценностей и формирование навыков, необходимых для принятия осознанных и морально обоснованных решений в различных сферах жизни.

Функции воспитания

Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
— диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
— организация учебно-воспитательной деятельности детей;
— использование положительных факторов в развитии качеств личности;
— содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
— формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
«Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического». Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. «Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия». Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Роль воспитания в формировании личности

Обычно все начинается с родительского дома. Образовавшаяся семейная пара начинает воспитывать юного человека. И здесь появляются варианты дальнейшего развития.

1. Если люди живут осознанно; придерживаются основ психологии; хорошо понимают типичные проявления детей в разном возрасте; знают о причинах детских кризисов – тогда вариант развития личности скорее будет благополучный, если при этом нет ограничивающих факторов. Например, таких, как, неблагоприятные условия жилья или наследственность. Помимо прочего, нужно учитывать тот факт, что каждый ребенок по своему поддается воспитанию. Кому-то может потребоваться особый индивидуальный подход.

2. Более распространенный способ воспитания – не вдумываясь, отталкиваться от основ, которые люди получили от своих мам, пап, бабушек и дедушек. Те, в свою очередь, могли не быть грамотными педагогами. Последствия могут быть разными.

Безусловно, многое зависит от самого человека. Каждая личность может влиять на свою жизнь, если начнет самосовершенствоваться и менять сформированные убеждения.

Так что же такое личность?

Итак, личностью можно с уверенностью назвать человека, который:

  • управляет своей жизнью, хорошо знает, чего хочет;
  • может самостоятельно ставить цели, умеет выбирать средства и способы их достижения;
  • способен получить результат и не останавливается на достигнутом;
  • умеет и не боится отвечать за свои поступки;
  • имеет активную позицию, отстаивает её, не пасуя перед трудностями;
  • не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей жизнедеятельности.

Воспитать такого достойного человека можно только в том случае, если не забывать, что, то, каким он вырастет, во многом зависит от того, с какого момента мы начнем уважать ростки этих черт его характера.

Постарайтесь научиться уважать в совсем ещё крошечном человечке Личность. И вы действительно воспитаете достойного Человека!

К сожалению, не всегда получается проводить с ребенком всё свое время. Бывают обстоятельства, когда необходимо оставить малыша бабушке с дедушкой или просить помощи знакомых. Которые так же ограничены в свободном времени.

Если вдруг, вам понадобиться помощь профессиональной няни, вы всегда можете найти самую лучшую, среди объявлений на сайте БАЗАОБЪЯВЛЕНИЙ)

  • Как правильно говорить в школе

      

  • План работы музейной комнаты в доу

      

  • Керчь школа 26 педагогический состав

      

  • Как формируются группы в детском саду по возрасту закон

      

  • Лаборант в школе какое образование должно быть

Развитие индивидуальности

Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:

  • индивидуального – персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
  • социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.

Важно Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.

Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:

Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:

  1. Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
  2. Внешняя (социальная) концепция – если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.

Стиль №1: авторитарный

Родители, склонные к этой модели поведения с ребенком, устанавливают для него жесткие правила и не позволят отклоняться от них ни на шаг. Они считают, что “знают лучше”, во сколько и что ребенку есть, когда идти гулять и с кем дружить. Как правило, “авторитарные” родители руководствуются таким принципом: ребенок вырастет достойным и порядочным человеком, только если его держать в жестких рамках и требовать максимальных результатов в учебе, спорте и т.д.

В подобной авторитарности выражается высокий уровень тревожности родителей – что само по себе не плохо и даже имеет свои плюсы: такое воспитание последовательно формирует границы “можно” – “нельзя”. Но все же минусов больше: ребенок часто становится более непослушным из чувства протеста, воспринимает родителя как деспота, а когда сопротивление подавлено, перестает развиваться как самостоятельная личность.

Как скорректировать воспитание?

Если вы хотите быть авторитетом для ребенка, но в то же время сформировать доверительные, дружеские отношения, попробуйте следовать таким советам:

Обращайте вниамние на чувства ребенка, ставьте себя на его место. Старайтесь говорить с ним спокойно, но выражая теплые чувства и доброжелательность, даже когда что-то запрещаете. При этом важно объяснять ребенку причину запрета или отказа.
Распределите вопросы по уровню ответственности: 1) небольшой круг непреложных законов, принимаемые исключительно взрослым 2) вопросы, в которых решающее слово за взрослым, но которые обсуждаются с ребенком 3) вопросы, в которых решение принимает ребенок, но консультируясь со взрослым и 4) вопросы, которые ребенок волен решать сам. Изобразите эти круги графически вместе с ребенком.
Раз и навсегда откажитесь от категоричности в разговорах с ребенком. Даже если это непреложный закон, сделайте вид, что вы предлагаете ребенку его исполнить и объясните, почему нужно поступить именно так. Это не касается, конечно, случаев, когда речь идет о безопасности ребенка: тут возможны и однозначные приказы. Но в целом ведите себя мягко: так у него будет вырабатываться привычка следовать правилам осознанно, он будет прислушиваться к вашему мнению.
Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту. Его достоинства и достижения отмечайте особо, а на недостатки и ошибки реагируйте тактично. Например, если уличили ребенка во лжи, говорите ему не “Ах ты врун”, а “Мне очень неприятно, что ты сказал неправду”.

К чему приводит неграмотное воспитание:

Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.

Неконтролируемое поведение

Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.

Отсутствие эмпатии к другим

Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.

Проблемы с привязанностью

Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам. Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми. Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.

Что такое воспитание?

Фото автора cottonbro: Pexels

Воспитание – это комплекс мер, направленных на развитие личности. Любые воздействия могут быть как намеренными, с конкретным представлением о цели достижения, так и неумышленными, когда пример поведения человека берется за основу и воспринимается как единственно правильный вариант действия.

Целью воспитания является помощь в развитии личностных качеств, формировании индивидуальности, а также поддержка в обретении социальных навыков. Также, намеренное воспитание родителями воспринимается, как попытка передать детям свои лучшие качества и свой опыт.

Воспитание начинается в семье. Именно семья формирует в ребенке все основные механизмы взаимодействия с миром и самим собой. Там он учится понимать свои потребности, желания, свою ценность. Также происходит закладка основ межличностного общения, рождаются все основные установки, взгляды на жизнь, морально-этические нормы.

Уровни развития личности

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

Развитие личности в ребёнке: советы психологов

Советы психологов по развитию личности касаются создания особых условий в семье:

Фото: Pixabay

  1. Создавайте условия для самовыражения. Ребенку нужно давать возможность выразить свою личность, это делается путем предоставления ему разных возможностей. Например, можно предложить ребенку заняться творчеством или позволить ему самому подобрать себе одежду.
  2. Помогайте развивать самооценку. Ребенок должен понимать, что он делает успехи. Поощряйте его хотя бы словесно.
  3. Учитывайте возрастные особенности. Развитие личности у детей происходит постепенно, не нужно раньше времени чего-то от ребёнка ждать или требовать. Родители должны учитывать возрастные особенности и адаптировать свой подход к воспитанию.
  4. Создавайте доверительные отношения. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и проявлял свою личность, ему нужно чувствовать доверие к родителям. Родители должны способствовать открытому диалогу.
  5. Развивайте эмоциональный интеллект. Ребенок должен уметь управлять своими эмоциями и понимать эмоции других людей. Родители могут помочь ему в этом, участвуя в обсуждении эмоциональных ситуаций и показывая, как лучше реагировать в том или ином случае.

Ваш ребёнок – не «пуп земли»

К сожалению, наша страна всё ещё насчитывает немалое количество семей, где ребёнку прививается – прямо или косвенно – эгоцентризм. Взрослые всячески потакают таким детям, стремясь для них «сделать всё». При этом свои личные и насущные вопросы такие родители откладывают «до лучших времён», лишь бы их дорогое дитя чувствовало себя как рыбка в аквариуме – у которой нет никаких вопросов и проблем.

Прививайте своим детям умение вкладывать силы в то, что они в итоге дадут людям. Глупо ждать чего-то от окружающих, ничего не выдавая взамен. Это – одно из фундаментальных правил, помогающих впоследствии ставшему взрослым человеку поставить себя в правильные рамки.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Влияние воспитания на развитие творческого потенциала

Воспитание играет решающую роль в формировании и развитии творческого потенциала человека. От раннего детства до зрелого возраста, воспитание направлено на развитие и стимулирование творческого мышления, воображения, и способностей.

Через воспитание, человек получает опыт, знания и навыки, которые содействуют развитию его творческого потенциала. В детстве, воспитание может направляться на развитие интереса к искусству, музыке, литературе. Взрослые, педагоги и родители играют важную роль в формировании ребенка, направляя его к развитию творческих способностей.

Результаты исследований показывают, что дети, получающие творческое воспитание, имеют больше возможностей для развития своего творческого потенциала в будущем. Это связано с умением видеть мир и проблемы с разных сторон, находить новые и оригинальные решения, искать альтернативные подходы к решению задач.

Воспитание, направленное на развитие творческого потенциала, также влияет на самооценку и уверенность в себе. Люди, которые были воспитаны с уклоном на развитие творческих способностей, чаще испытывают чувство удовлетворения и достижения. Они более смело и открыто выражают свои идеи и мнения, что способствует их профессиональному и личностному росту.

Творческий потенциал человека может быть развит и без особого воспитания, но воспитание играет важную роль в раскрытии и развитии этого потенциала. Оно помогает человеку расширить свои горизонты, приобрести новые навыки и способности, и создать собственный неповторимый творческий вклад в общество.

Влияние воспитания на развитие творческого потенциала:
— Формирование интереса к искусству и творчеству
— Развитие творческого мышления и воображения
— Стимулирование поиска новых и оригинальных решений
— Открытое выражение своих идей и мнений
— Повышение самооценки и уверенности в себе

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиляОписание
Кумир семьиКапризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
ЗолушкаРебенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
ГиперопекаЧрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий