Художественная литература и ее чтение в подготовительных группах ДОУ

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского «Жаворонок», А. Пушкина «Птичка», В. Орлова «Ты лети к нам, скворушка». Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, «Зима», П. Соловьева, «Подснежник», Ф. Тютчев, «Зима недаром злится», Я. Аким, «Апрель», П. Воронько, «Лучше нет родного края», Л. Станчев, «Осенняя гамма».

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

тренировать внимание и память;
развивать мышление и речь;
воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности

Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д

Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

Литература для дошкольников от 2.5 до 4 лет

Восприятие детей 4-5 лет: появление интереса к чтению

Если до этого возраста родители прививали интерес к книжкам, то приблизительно к 3 годам у ребенка сформирован интерес к процессу чтения.

*Самые легкие для восприятия произведения – это стихи.#

Детям нравится ритм, они легко их запоминают. Рифмы в детских стихах простые и четкие.

Детских поэтов знает каждый взрослый. На этих стихах выросло не одно поколение. Произведения современных авторов также попадаются достойные, но перед покупкой необходимо полистать книги и ознакомиться с содержанием.

Список литературы для дошкольников 3-4 лет

Стихи 

1. Агния Барто. У нее имеются стихотворения для малышей, это «Идет бычок качается», «Уронили мишку на пол» и т.д. 

2. Самуил Маршак. Малышам будет интересен цикл «Детки в клетке». 

3. Владимир Маяковский стихотворение «Что такое хорошо…». 

4. Корней Чуковский отечественный писатель, автор «Ежики смеются», «3 хорошенькие свинки» и т.д. 

5. Ирина Токмакова. «Медведь», «10 птичек – стайка» 

6. Борис Заходер. «Кискино горе», «Мохнатая азбука», «Подарил мне папа льва». 

Проза 

1. Владимир Сутеев – советский писатель и иллюстратор. Написал короткие рассказы «Под грибом», «Кто сказал Мяу?», «Цыпленок и утенок» и др. 

2. Геннадий Цыферов писал детские рассказы и сказки в советское время. Малышам рекомендуется почитать «Про чудака лягушонка». 

3. Мария Кутова «Сказки от слез 

4. Русские народные сказки – это сказки на все времена. Самые известные – «Колобок», «Лиса и волк», «Теремок». 

5. Лев Толстой, как известно, тоже писал для детей. Рассказы из Азбуки будут интересны современным дошкольникам. 

6. Константин Ушинский – известный русский писатель и педагог. Написал «Рассказы о животных»,которые до сих пор являются классикой детской литературы. 

7. Евгений Чарушин – детский советский писатель. Его произведения отличаются особой добротой и теплом. Рассказы «Кошка», «Как Томка учился плавать».

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру “Узнай персонаж сказки”. Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы – это игры “Назови положительных героев и их качества”, “Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся”.

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра “Назови, что это?”. Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.

Рассказывание русской народной сказки

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Ушакова стр. 156

Беседа о А.С. Пушкине

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В. Гербова стр. 25

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

Ушакова стр. 168

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

« О чем печалишься осень».

Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Ушакова стр. 158

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Ушакова стр. 161

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ушакова стр. 169

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ушакова стр. 166

Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-po-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury-v-podgotovitelnoi-grupe.htmlhttp://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.htmlhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/26/perspektivnyy-plan-chtenie-hudozhestvennoy-literatury-podgotovitelnaya

голоса

Рейтинг статьи

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило – как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога “Не плюй в колодец – пригодится воды напиться”. Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках – “Кот в сапогах”, “Дюймовочка” Х. Андерсена, “Айога” и других.

Сказки для детей. Все сказки по названиям – Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе…» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской области Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «А». Тема «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей…

Коллективная работа детей подготовительной группы к проекту «Сказки о народных куклах» Представляю вашему вниманию, уважаемые коллеги, нашу новую ( и в каком то смысле первую работу) «Рябинушка» по сказкам нашей дорогой сказочницы Татьяны Кирюшатовой. Этой работой мы с ребятами начинаем одноименный с Таниными сказками проект «Сказки о народных куклах». Такой…

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей подготовительной группы детского сада «В гостях у сказки» Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: • закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; • прививать любовь к устному народному творчеству; • развивать память, мышление, наблюдательность, речь; • воспитывать такие качества как…

Сказки для детей. Все сказки по названиям – Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа)

Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.

Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:

Бианки В. В. – Литературно-экологический досуг в подготовительной группе по произведениям В. В. Бианки

Публикация «Литературно-экологический досуг в подготовительной группе по…» Задачи:- Закрепить знания детей о жизни и творчестве русского писателя В.В.Бианки. – Учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов автора. – Углубить знания детей о животном мире через произведения писателя. – Доставить детям радость и удовольствие от игр…

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Театр на ложках по сказке В. Бианки «Хвосты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Королёв Московской области Детский сад компенсирующего вида №23 «Чебурашка». 141070 Московская область, г. Королёв, ул. Гагарина, д.26 Б. Тел. 8 (495) 516-60-58 ds23-korolev@yandex.ru…

Чтение литературы природоведческого содержания «Первая охота» В. В. Бианки для детей старшего дошкольного возраста с беседой Зада чи: 1. Формировать первичные представления о животных и насекомых дикой природы; 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, воображение. Понятия, формируемые в процессе чтения: Формировать представления о диких животных и насекомых леса (выпь, удод,…

Конспект литературной викторины «Вопросы тётушки Совы» по творчеству В. В. Бианки для подготовительного возраста Конспект литературной викторины на тему: «Вопросы тётушки Совы» по творчеству В.В.Бианки (для детей подготовительного к школе возраста) ЦЕЛЬ: Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к творчеству В.В. Бианки. Задачи: – в игровой форме обобщить знания, полученные…

Бианки В. В. – Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Этап НОДСодержание этапа
Цель и задачиФормировать представление о честности.

  • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление,
  • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам,
  • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
Оборудование
  • текст сказки,
  • портрет Л.Н. Толстого,
  • иллюстрации к сказке,
  • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
Вступительная частьПриветствие и настрой на работу.– Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.– Как ваше настроение?Игра «Найди косточку»– Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.Знакомство с портретом писателя.– Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
Основная частьВоспитатель читает рассказ.Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня?— Кто заметил, что сливы не стало?— Почему Ваня решил съесть сливу?— Почему он не признался?— Почему беспокоился папа?— Как Ваня должен был поступить?ФизкультминуткаВоспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:

  • Раз, два, три, четыре, пять!
  • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
  • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
  • Раз, два, три.
  • Наклонился левый бок.
  • Раз, два, три.
  • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
  • И дотянемся до тучки.
  • Сядем на дорожку (присели на пол),
  • Разомнём мы ножки.
  • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
  • Раз, два, три!
  • Согнём левую ножку,
  • Раз, два, три.
  • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
  • И немного подержали.
  • Головою покачали (движения головой).
  • И все дружно вместе встали (встали).

— Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».— Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?Словарная работа.— В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?— Что означает слово «сочла»? Горница — это что?

Заключительная часть— Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?— Почему он так называется?— Как бы поступили вы на месте Вани?— Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, “Лизочек”, С. Маршак, “Кошкин дом”, Л. Левин, “Сундук”.

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского “Жаворонок”, А. Пушкина “Птичка”, В. Орлова “Ты лети к нам, скворушка”. Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, “Зима”, П. Соловьева, “Подснежник”, Ф. Тютчев, “Зима недаром злится”, Я. Аким, “Апрель”, П. Воронько, “Лучше нет родного края”, Л. Станчев, “Осенняя гамма”.

Цели и значение сказок в подготовительной группе

Сегодня люди читают значительно меньше, чем раньше. Различные электронные носители вытесняют книги. Однако сказки до сих пор пользуются огромным успехом у детей. Ее можно назвать одним из первых представителей устного народного творчества. Она, как человеческая мудрость, передавалась из поколения в поколение. За сказочным вымыслом всегда скрываются реальные проблемы. Сказки для подготовительной группы очень важны.

В подготовительной группе

В настоящее время у изучения сказки в подготовительной группе есть несколько целей.

  • Приобщение к миру литературы. Дети учатся сами читать. Уже понимают, нравится ли им или нет, могут сами выделить мораль.
  • Увеличить лексический запас ребёнка.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы — рассказов и сказок — закрепляет эти навыки

Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы — это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи. В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память

При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Читать русские народные сказки.

Морской царь и Василиса Премудрая Сказка о молодильных яблоках и живой воде Колобок Репка Медведь и лиса Кот и лиса Лиса и козел Коза — дереза Нет козы с орехами Звери в яме Терем мышки Зимовье зверей Кот — серый лоб, козел да баран Хитрый козел Овца, лиса и волк Волк и коза Медведь и собака Заяц — хваста Зайцы и лягушки Байка про тетерева Журавль и цапля Ворона и рак Сказка о рыбаке и рыбке Лиса и заяц Лиса и журавль Лиса — исповедница Как лиса училась летать Лиса и кувшин Лиса и рак Петушок — золотой гребешок Думы Лиса и тетерев Лиса и дрозд Бобовое зернышко Кочеток и курочка Пузырь, соломинка и лапоть Старик и волк Мужик и медведь Медведь — липовая нога Маша и медведь Снегурушка и лиса Кузьма Скоробогатый Гуси — лебеди Терешечка Морозко Лутонюшка Глупый жених Как дела в Ростове? Кашица из топора Хорошо, да худо Хлыст и Подлыгало Марья Моревна Сивка-бурка Сестрица Аленушка и братец Иванушка Дочь и падчерица Хаврошечка Мальчик с пальчик Лев, щука и человек Петушок — золотой гребешок Война грибов Мизгирь О щуке зубастой Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове О Ваське-Муське Глиняный парень Как старуха нашла лапоть Яичко Скатерть, баранчик и сума Чивы, чивы, чивычок Кривая уточка Чернушка Девушка в колодце Козел Иван-царевич и серый волк Беззаботная жена Брат и сестра Горшок Шемякин суд На суде Финист — ясный сокол Царевна — лягушка Иванушко — дурачок Иванушка и домовой За дурной головой — ногам работа Заяц Завещание Жена — спорщица Неумелая жена Беспамятный зять Белая уточка Солнце, Месяц и Ворон Воронович Притворная болезнь Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что Арысь — поле Рифмы Привычки Солдат и чёрт Солдатская школа Как Иван-дурак дверь стерег Солдат и пельмени Разговор

Особенности восприятия литературы дошкольниками

В современной психологии и социологии чтения термин” читатель” распространяется и на ребёнка─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восп риятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению.

Дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Обратите внимание! Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора

Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.

Как воспринимают литературу дошкольники

Очень популярны у детей «толстые» книжки полные, хитросплетений, интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино „Дж. Родари, “ Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, ” Дядя Федор пес и кот« Э. Уcпенского и др.). Они удовлетворяют потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный, проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову.

Обратите внимание! У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово но и осознавать его роль в тексте

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий