Быт, труд, бой. О репродуктивном труде

Особенности трудовой деятельности

Трудовая деятельность направлена на создание вещей, продуктов, ценностей, необходимых отдельному человеку и всему обществу. Кроме того, она может быть направлена на создание определенных услуг: страховых, ритуальных, туристических, медицинских, информационных. В современном мире все больше возрастает потребность в трудовой деятельности, направленной на создание услуг, нежели товаров, вещей.

Трудовая деятельность человека характеризуется рядом особенностей:

  1. Она совершается осознанно, направлена на достижение определенной цели;
  2. Результаты труда несут ценность, полезность для общества;
  3. Успешное выполнение деятельности возможно благодаря специальной подготовке, выработке навыков, умений, развитию способностей;
  4. Результатом труда является денежное вознаграждение либо моральное удовлетворение (если это волонтерская трудовая деятельность).

Это интересно! Животные тоже умеют трудиться. Но в отличие от них, человек способен не просто использовать дары природы, а преобразовывать их в новые вещи, предметы, механизмы, он может создавать и творить.

Выделяют следующие виды трудовой деятельности человека:

  • Хозяйственная деятельность (материальная) – направлена на создание многообразных материальных благ, преобразование природных ресурсов (строительство домов, производство тетрадей, создание двигателей);
  • Духовная деятельность – связана с производством нематериальных ценностей, поиском смысла жизни, формированием представлений об окружающем мире (съемка фильма, написание книги, создание произведений искусства);
  • Общественная – деятельность, направленная на преобразование социума, борьба за права отдельных групп людей, продвижение собственных интересов в общество (такую деятельность осуществляет Гринпис, Фонд защиты детей).

Виды профессиональной деятельности человека определяют в зависимости от видов труда: физического, интеллектуального, смешанного. Физический труд не требует специальных навыков, знаний, только хорошую физическую подготовку. Умственным трудом могут заниматься прошедшие обучение, освоившие специальные знания, выработавшие определенные навыки.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял, дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах, организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей – скоморохи и гусляры.

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой, смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Работа дураков любит

Работа дураков любит.

Работа не волк – в лес не убежит.

Работа по душе солнца ярче.

Работай до поту, поешь в охоту.

Работающей мельнице некогда замерзать.

Работу делают умением, трудность
преодолевают согласием.

Ранняя птичка носок прочищает, а
поздняя глаза продирает.

Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Рукам работа – душе праздник.

С мастерством люди не родятся, но
добытым мастерством гордятся.

С молитвой в устах, с работой в руках.

С ремеслом и увечный хлеба добудет.

Сажает в печь хлебы, как пышки, а
вынимает, как крышки.

Свое изделие изъяна не имеет.

Сделал дело – гуляй смело.

Сегодняшней работы назавтра не
откладывай!

Сеют – плачут, молотят – скачут.

Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается.

Скучен день до вечера, коли делать
нечего.

Слаще всех плодов – плод человеческого
труда.

Слезами делу не поможешь.

Служба трудна, да мошна не скудна.

Смотреть на цветы легко, вышивать их
трудно.

Сокол растет оперением.

Сотня советов не заменит пары опытных
рук.

Спозаранку трудиться – душу радовать.

Сталь закаляется в огне, человек – в
борьбе и трудностях.

Станешь лениться, будешь с сумой
волочиться.

Старание и труд свое возьмут.

Сто искусств не стоят совершенства в
одном искусстве.

Сто ударов иголыцика не сравнятся с
одним ударом кузнеца.

Стоило одному мост построить, как и
другой взялся за дело.

Стоимость золота и серебра знает
золотых дел мастер.

Столяры да плотники от Бога прокляты;
за то их прокляли, что много лесу перевели (шуточ.)

Суди о человеке по его труду.

Счастье в воздухе не вьется – оно
трудом дается.

Так работаем, что недосуг нос утереть.

Такое ремесло, что к черту занесло.

Там и хлеб не родится, где кто в поле
не трудится.

Там счастье не диво, где трудятся не
лениво.

Терпенье и труд все перетрут.

Терпя, в люди выходят.

Только опыт создает настоящего
мастера.

Только упорный может устоять против
ветра.

Топор своего дорубится.

Торопливая работа вкривь идет.

Торопливость делу не помогает.

Тот и господин, кто все может сделать
один.

Тот ничего не боится, кто честно
трудится.

Труд – отец счастья.

Труд все побеждает.

Труд всегда дает, а лень берет.

Труд кормит и одевает.

Труд кормит, а лень портит.

Труд при учении скучен, да плод от
учения вкусен.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд, труд и труд – вот три вечных
сокровища.

Труда много, а добычи мало.

Труда не терпев, и чести не будет.

Трудно тому, коли беда придет к кому.

Трудовая денежка – мозольная.

Трудовая денежка всегда крепка.

Трудовая денежка всегда крепка.

Трудовая денежка до веку живет, а
нетрудовая всегда прахом идет.

Трудовая денежка до веку живет.

Трудовая денежка плотно лежит, чужая
ребром торчит.

Трудовая копейка в кармане лежит, а
шальная – ребром торчит.

Трудовая копейка велика.

Трудовая копейка впрок идет.

Трудовая копейка до веку живет.

Трудовое беспорочно, хоть мало, да
прочно.

Трудовое добро ни в воде не тонет, ни
на огне не горит.

Трудолюбив как муравей.

Трудолюбивый за что ни возьмется – все
заблестит.

Трудом праведным не наживешь палат
каменных.

Трудясь, много узнаешь.

Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.

Труд облагораживает человека (Виссарион Белинский)

В одном из самых известных своих высказывании известный литературный критик Виссарион Белинский касается роли труда в формировании человеческой личности. Автор высказывания убеждён: труд всегда оказывает благотворное, облагораживающее влияние на человека.

Я согласен с мнением Белинского лишь частично. Дело в том, что монотонный, тяжёлый и подневольный труд, выполняемый лишь ради того, чтобы заработать на пропитание, отнюдь не облагораживает человека. А наоборот – убивает в нём стремление к физическому и интеллектуальному совершенствованию. На это у человека попросту не остаётся времени и сил. Он постепенно деградирует, утрачивая чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себе. Вот если труд приносит и удовольствие, и хороший доход – лишь тогда он облагораживает человека, и в этом случае Белинский, безусловно, прав.

Обратимся к теоретическому смыслу данного высказывания. В школьном курсе обществознания труд характеризуется как деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, при помощи использования физических или умственных способностей. Труд – это один из важнейших факторов производства, а также показатель социальной сущности человека. Результатом трудовой деятельности могут быть не только товары и услуги, но и произведения духовной культуры. Труд влияет на формирование мировоззрения личности: совокупности знаний и представлений о мире, природе, социуме.

Ярким примером человека, для которого труд является важнейшей частью жизни, является известный тележурналист Владимир Познер. Он не раз говорил о том, что для него работа имеет колоссальное значение. Что ему повезло в жизни: он нашёл своё предназначение. Даже после 80 лет Познер продолжает свою трудовую деятельность, постоянно повышает уровень своего развития и профессиональных умений.

В качестве отрицательного примера, взятого из отечественной истории, можно упомянуть рабский труд крепостных крестьян на земле своего помещика, в дни барщины. Эксплуатируемые землевладельцами крестьяне находились в прямой зависимости от них. Рутинная подневольная работа на барина не приносила им ничего положительного. Они не имели никакого интереса к ней и выполняли её лишь «из-под палки». Ни о каком облагораживании и самосовершенствовании речь в данном случае не шла. Крестьяне думали лишь о том, как прокормить свои семьи, и проводили всю жизнь в необразованности и невежестве.

Подводя итог своим рассуждениям, хочу подчеркнуть: изречение Белинского справедливо только в том случае, если: человек трудится по своей воле; занимается делом, которое ему нравится; видит достойные результаты своей работы и пользуется ими.

Выбери ответ

Как боролись с кризисом

Москвичи 1931 год

Правительство понимало ситуацию, которая происходила в стране на тот момент и старались выполнять следующие задачи:

Усилить мощность промышленных центров.

Поднять уровень сельскохозяйственной сферы.

Ускорить развитие экономики в стране в целом.

Такие действия стали причиной того, что экономика тех времен начала нести характер государственно-административного социализма. В основе этого лежало огосударствление всех сфер промышленности. Эта идеология стала даже выше, чем сами цели, то есть она была даже важнее, чем возрастание самой экономики. Да, индустриализация СССР прошла успешно, но за 30 годы уровень жизни населения страны сильно упал. К концу десятилетия власти страны объявили, что теперь общество состоит из трех рабочих классов:

Обычные работники на заводе.

Работники колхоза.

Интеллигенция.

Ликвидация кулачества

Во времена правления царей (они также существовали в первые годы СССР) среди людей были так называемые кулаки. Это крестьяне, которые умели создавать и продавать товары так, чтобы неплохо зарабатывать на этом (то есть частные продавцы). Кулак получал большую прибыль, он мог даже построить себе дом. Но в начале 30 годов началась массовая ликвидация этих людей. Началась массовая коллективизация труда и все больше людей шли работать в колхоз.

5% всего населения страны были кулаками. И если бы они стали конкурентами рыночного производства, это было бы опасно для правительства. Было решено ликвидировать кулачество на основе сплошной коллективизации. 

Коллективизация начала давать первые результаты уже в начале 30-х годов. Ближе к 32 году кулаков среди населения было не более 1%. Колхозы позволили полностью заменить товарное производство кулацких хозяйств. 

Ситуация в 30 годы действительно была критической. Да, цены на продукты питания не были слишком высокими, купить все необходимое могли даже обычные работники на заводе. Но вот если вопрос касался одежды, не каждый мог позволить себе купить зимнее пальто и ботинки. Кроме того на тот момент люди столкнулись с острым дефицитом товаров и продуктов питания.

Отношение к тунеядству

Стало модным употреблять слово «тунеядец». Это был человек, который официально нигде не работал. Сейчас его бы назвали фрилансером. Мало того, за тунеядство была предусмотрена статья в законодательстве страны, по которой следовали административные и судебные взыскания.

То есть существовал культ труда. Было стыдно не работать. В определенные годы в СССР даже проводились рейды отрядов добровольных народных дружин (ДНД), которые «выискивали» тунеядцев среди рабочего дня в кинотеатрах, скверах и прочих местах.

А с огромных плакатов и экранов телевизоров народу улыбались румяные победители социалистических соревнований, символы пятилеток, ударники и герои комсомольских строек. Такой труд в обществе, созданном социалистической революцией, действительно делал человека благородным. И в его собственных глазах, и, что важнее, в глазах сознательной общественности!

Известно много других высказываний о труде. Например, у А. Блока: он говорит, что слово «труд» написано на революционном знамени. Труд священен, он дает людям возможность жить, воспитывает характер.

И. Айвазовский говорил о том, что для него жить значит работать. А также он писал о легкости, которая может быть получена «тяжелым трудом».

Если труд – удовольствие, то жизнь – наслаждение

Если труд – удовольствие, то жизнь –
наслаждение.

Если умело обращаться – и дурак, и
тупые ножницы могут пригодиться.

Есть терпение – будет и умение.

Жарко ковать, холодно торговать.

Жердочка тонка, да козочка прытка.

Живи своим умом, а честь расти трудом.

Живой не без промысла.

Жизнь измеряется не годами, а трудами.

Жнущий серп всегда блестит.

За все браться – ничего не сделать.

За один раз дерева не срубишь.

За свой труд попал в хомут.

За труд не бьют, а награды дают.

За трудовую копейку бейся, нетрудовой
копейки бойся.

За что возьмешься с трудолюбием, все
заблестит.

Завтра, завтра, не сегодня – так
ленивцы говорят.

Зажиточно жить – надо труд любить.

Заклинатель змей распознает змею по
чиханью.

Заработанный ломоть лучше краденого
каравая.

Захочешь папы – протянешь лапы.

Здоров в еде, да хил в труде.

Землю солнце красит, а человека –
труд.

Земля труд любит.

Земля, в которую не вложен труд, имени
не имеет.

Знай ремесла, но умей их и забывать.

Знание и труд новый быт дают.

Золото не в золото, не побыв под
молотом.

И гладко стружит, и стружки кудрявы.

И зноем дня не будет опален тот, кто в
терпенье гордом закален.

И медведь костоправ, да самоучка.

И чужую работу делай, как свою.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Иголка берет верх над портным.

Из одного дерева икона и лопата.

Из семи озер воду в одно сливать (т.е.
прилагать нечеловеческие усилия.)

Из семи печей хлебы едал (т.е.
опытен.)

Иной стреляет редко, да попадает
метко.

Искусная мастерица может прясть хоть
на ноге осла.

Источники благополучия – трудолюбие и
спокойствие.

Способы ознакомления детей с пословицами о труде

Пословицы о труде — это очень короткие предложения, в которых заложен глубокий смысл. Пришли они к нам из далёких времён. Ежедневные трудовые действия народа позволяли выделять что-то искромётное и полезное.

Затем свои наблюдения в процессе выполнения разных работ люди перекладывали в фольклор. Так появился жанр пословиц и поговорок.

Для ознакомления с трудом можно использовать следующие способы.

Обсуждение пословицы о труде

Выбирается пословица и обсуждается в беседе с ребёнком. Малыша просят объяснить, о чём говорится в пословице. Можно попросить ребёнка подставить в пословицу своё имя и составить противоположную пословицу.

Например.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. 

Вопросы:

О чём говорится в пословице? — О рыбке, о пруде, о том, как ловить рыбку.

Что нужно, чтобы поймать рыбку? — Нужен пруд, нужен труд.

А теперь расскажи про себя, как ты можешь поучаствовать в этом труде.

Иван отвечает: 

Иван пошёл к пруду /речке ловить рыбку.

Иван должен потрудиться, чтобы поймать рыбку.

 Рисование пословицы

Следующий способ позволит задействовать ещё одно любимое занятие детей — рисование.

Выбирается пословица. Ребёнка поощряют нарисовать то, о чём рассказывается в пословице.

Разновидностью этого способа может быть дорисовывание. Например, на листе бумаги взрослый рисует пруд, а ребёнка просят дорисовать недостающие детали и догадаться о какой пословице пойдёт речь.

Как вы уже догадались, для этого задания я опять выбрала пословицу про рыбку, упомянутую чуть выше.

Инсценирование пословицы о труде

Третий интересный способ, на мой взгляд, это изображение пословицы жестами или сценой. Взрослый или старший брат/сестра изображают действие пословицы. А малыш угадывает, какую пословицу изображают.

Для начала предлагается прочитать три пословицы, а лишь затем изображать одну из них для отгадывания.

Как вариант, можно после прочтения трёх пословиц попросить ребёнка самого изобразить на выбор одну из них, а взрослые должны угадать, что изображает малыш.

Как правило, эти три способа ознакомления с пословицами о труде очень увлекают детей. Так пословицы запоминаются надолго. А когда возникает подходящая ситуация, то дети декларируют их с большим удовольствием.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель: К какому миру относятся все эти предметы : к природному или рукотворному?

Дети: (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.)

Воспитатель: А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети : Любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель: Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки:

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Физкультминутка: “ Как живешь?”

Воспитатель. Как живешь?

Дети. Вот так! (показать большой палец)

Воспитатель. А плывешь?

Дети. Вот так! (плывут любым стилем)

Воспитатель. Как бежишь?

Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)

Воспитатель. Вдаль глядишь?

Дети. Вот так! (руки “козырьком”)

Воспитатель. Ждешь обед?

Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)

Воспитатель. Машешь в след?

Дети. Вот так!

Воспитатель. Утром спишь?

Дети. Вот так! (руки под щеку)

Воспитатель. А шалишь?

Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)

Воспитатель: Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов: одни предметы он придумал сам, а другие увидел в природе.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту».

Воспитатель: Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Игра «Кому нужен?», Направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. ( Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает : «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети:

Не подходить близко к работающей газовой плите.

Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.

Не трогать руками светящую лампочку.

Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.

Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!

Труд — смысл жизни?

В чем смысл жизни и что делать — извечные вопросы, терзающие умы мыслящих людей. Из вышесказанного становится понятно, что нужно искать работу по душе. Если это произойдет, человеку будет интересно просыпаться каждое утро, чтобы скорее приступить к работе. Он станет развиваться и становиться качественно другим человеком! Сам собой отпадет вопрос деградации, не будет пьянства и тунеядства. Наградой за такой труд вселенная ответит хорошим здоровьем и материальным благополучием.

Считается, что когда человек находится в гармонии с самим собой, у него все получается. Задача родителей и государства — все устроить таким образом, чтобы дети с ранних лет интересовались многими вещами и определялись с будущим выбором. Ни в коем случае нельзя навязывать «чадам» свои нереализованные мечты!

В этом и есть смысл жизни — вырастить счастливых людей, которые смогут трудиться и развиваться (облагораживаться). Но не в одном лишь труде.

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

  • ближневосточные племена, разводящие коней, верблюдов, ослов – курды, пуштуны, бахтияры;
  • пустынные арабские территории, в том числеСахара, где в основном используют верблюдов – бедуины, туареги;
  • восточноафриканские саванны – масаи, динка;
  • высокогорья Азии – тибетские, памирские территории, а также южноамериканские Анды;
  • аборигены Австралии;
  • северные народности, которые разводят оленей – чукчи, эвенки;
  • степные народы центральной Азии – монголы, тюрки и другие представители алтайской языковой группы.

Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Также к ним относились:

  • казахи;
  • киргизы;
  • тувинцы;
  • буряты;
  • калмыки;
  • авары;
  • узбеки.

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики. 

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.

В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

О труде в социалистическом государстве

Человек труда в СССР был государственным фетишем. Пропаганда ударных строек шла полным ходом: по радио и на телевидении в программе «Время» транслировали новости о темпах и ходе работ. БАМ, Днепрогэс и другие проекты забирали на себя львиную долю внимания и пропаганды. Государству было нужно много недорогой рабочей силы для возведения крупнейших промышленных объектов.

Более того. Развивалось движение «Ударник социалистического труда». Выпускали и вручали награды — ордена и медали. По всему миру тогда гремели имена знаменитых шахтеров, комбайнеров, доярок. Их имена увековечивались в картинах, о них снимали киноленты и писали книги. Тот, кто сказал «Труд облагораживает человека», сделал большое дело, внес вклад в политическую жизнь страны.

Можно ли оправдать пренебрежительное отношение к труду?

  1. Шухов, герой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», занимается не свободным, а подневольным трудом в лагере. Заключенные должны сохранять баланс в работе: не перенапрягаться и не отлынивать. Перенапрягаться нечего – премии не дадут, а отлынивать – время долго идет и пайку могут урезать еще больше. Заключенные могли бы относиться пренебрежительно к их тяжелому труду, но для них это – необходимость, особенно холодной зимой.
  2. Нельзя оправдать пренебрежительное отношение к работе врача. Такое, как в рассказе М.Зощенко «История болезни». Врачам и сестрам абсолютно плевать на больных: героя привели к ванне с какой-то старухой, его случайно положили у окна, а посуду мыли настолько плохо, что рассказчик заразился коклюшем от ребенка из соседнего отделения. Также от небрежности жене героя сообщили, что он умер. Это была ошибка, но разве можно оправдать такие неточности?

Отношение к тунеядству

Стало модным употреблять слово «тунеядец». Это был человек, который официально нигде не работал. Сейчас его бы назвали фрилансером. Мало того, за тунеядство была предусмотрена статья в законодательстве страны, по которой следовали административные и судебные взыскания.

То есть существовал культ труда. Было стыдно не работать. В определенные годы в СССР даже проводились рейды отрядов добровольных народных дружин (ДНД), которые «выискивали» тунеядцев среди рабочего дня в кинотеатрах, скверах и прочих местах.

А с огромных плакатов и экранов телевизоров народу улыбались румяные победители социалистических соревнований, символы пятилеток, ударники и герои комсомольских строек. Такой труд в обществе, созданном социалистической революцией, действительно делал человека благородным. И в его собственных глазах, и, что важнее, в глазах сознательной общественности!

Известно много других высказываний о труде. Например, у А. Блока: он говорит, что слово «труд» написано на революционном знамени. Труд священен, он дает людям возможность жить, воспитывает характер.

И. Айвазовский говорил о том, что для него жить значит работать. А также он писал о легкости, которая может быть получена «тяжелым трудом».

Творчество

Творчество это отдельный вид деятельности человека, но многие относят его к труду. Разберемся, так ли это. Главное отличие творчества от остальных видов деятельности – появление чего-либо совершенного нового, не виданного раньше обществом. Примеры творческой деятельности:

  • Поэт пишет стихи;
  • Художник рисует женский портрет;
  • Изобретатель создает новый вид двигателя;
  • Программист изобретает компьютерную программу, способную определять настроение человека.

В каждом случае результат творческой деятельности имеет определенную ценность, полезность обществу. Она совершается осознанно, и направлена на достижение цели. Таким образом, творчество – один из видов нематериальной трудовой деятельности.

Чтобы заниматься творчеством, нужны воображение, талант, творческие способности, оригинальный подход. Результатами творческой деятельности являются предметы искусства, художественные произведения, шедевры живописи, кинематографа, музыки.

Пища

Все крестьяне соблюдали
церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в
разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.  

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые
тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса
готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она
позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Труд — смысл жизни?

В чем смысл жизни и что делать — извечные вопросы, терзающие умы мыслящих людей. Из вышесказанного становится понятно, что нужно искать работу по душе. Если это произойдет, человеку будет интересно просыпаться каждое утро, чтобы скорее приступить к работе. Он станет развиваться и становиться качественно другим человеком! Сам собой отпадет вопрос деградации, не будет пьянства и тунеядства. Наградой за такой труд вселенная ответит хорошим здоровьем и материальным благополучием.

Считается, что когда человек находится в гармонии с самим собой, у него все получается. Задача родителей и государства — все устроить таким образом, чтобы дети с ранних лет интересовались многими вещами и определялись с будущим выбором. Ни в коем случае нельзя навязывать «чадам» свои нереализованные мечты!

В этом и есть смысл жизни — вырастить счастливых людей, которые смогут трудиться и развиваться (облагораживаться). Но не в одном лишь труде.

Татарские пословицы о труде

Кем эшләми — шул ашамый.Кто не работает — тот не ест.

Матурлык туйда кирәк, эшчәнлек көн дә кирәк.Красота нужна на свадьбе, а трудолюбие каждый день.

Агачныы яфрак бизи, кешене хезмәт бизи.Дерево украшают листья, а человека труд.

Хезмәте каты — җимеше татлы.Твердый труд – плод сладкий.

Яхшы эш үз — үзен мактый.Сам сделал – сам похвалил.

Эштә — эшләки, сүздә — сандугач.В работе не годен, а на словах — соловей.

Оста кулда балта да — пәке.Все в руках мастера – нож.

Осталык — иң зур байлык.Мастерство – это самое дорогое.

эш беткәч уйнарга ярый.Работу закончил — играть можно. (Кончил дело – гуляй смело).

Булыр кеше эшеннэн билгеле.По работе мастера видно.

Кырмыска кебек эшчэн.Работящий как муравей.

Плансыз эш — тозсыз ашНепродуманная работа, как суп без соли.

Сүз күп җирдә эш аз була.Где много слов, там мало дела.

Тик торганга шайтан таягын тоттырган.Бездельнику черт дал свою палку подержать.

Тирләп эшләсәң, аш тәмле була.Заработанное потом, вкусным бывает.

Эш башына юньсез кеше килсә, эш кирегә китәр.Если работой руководит незнающий человек, работа не ладится.

Эш кешене төзәтә, ялкаулык — боза.Работа человека исправляет, а лень портит.

Эш сөйгәнне ил сөйгән.Кто любит работу, того любит страна.

Эше юк әтәч булып кычкырыр.У кого нет работы, как петух закукарекает.

Эшең калса иртәгә, чуан чыгар җилкәңә.Если отложишь работу на завтра, чирей выскочит на плече.

Эшле кешегә иң зур җәза — тик тору.Для работящего человека самое большое наказание — это безделье.

Эшле килер — эш арттырыр, эшсез килер — эш калдырыр.Работящий придет – работу перевыполнит, неработящий – забросит.

Эшлегә көн җитми, эшсезгә көн үтми.Для работящего дня не хватает, а для бездельника день бесконечен.

Эшлисе килмәгәннең эче авыртыр.Кто не хочет работать, у того живот заболит (смысл в том, что кто не хочет работать, придумает любую причину)

Эшләгән туңмас, эшләмәгән уңмас.Кто работает – не замерзнет, а кто не работает, тому не повезет.

Дуслык ашта беленми, эштә беленә.Ученье не за столом, ученье — в труде.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий