Проблема содержания психологического образования в вузе

Как правильно выбрать профиль подготовки

Как видим, направлений и профилей в области психологии предостаточно, и каждый из них имеет свои особенности, требует тех или иных качеств и способностей от будущего специалиста.

Далеко не каждый способен стать психологом. Помимо искреннего интереса к людям и любви к общению, необходимо обладать еще и рядом других качеств:

  • умением внимательно слушать;
  • развитой эмпатией;
  • лояльностью к человеческим недостаткам;
  • внимательностью;
  • терпением;
  • эмоциональной устойчивостью;
  • любовью к постоянной учебе, стремлением к саморазвитию.

Кроме того, каждая отдельная специализация диктует свою специфику.

Поэтому неудивительно, что самостоятельно разобраться во всех этих моментах не так-то просто, и, несомненно, при выборе как профессии, так и узкого профиля, совсем не лишней будет помощь грамотного и осведомленного специалиста.

Грамотная профориентация — это не просто пара тестов, которые вы заполните, а комплексная услуга, которая внесет ясность в следующие вопросы:

  • выбор профессии, которая вам подходит и востребована на рынке труда;
  • грамотный выбор специализации (профиля);
  • выбор учебного заведения, программы обучения.

Квалифицированный специалист учтет ваши вводные данные, включая средний балл аттестата, и поможет выбрать учебное заведение, поступить в которое для вас будет реально. Таким образом, после консультации вы будете действовать наверняка и с большой вероятностью поступите с первой попытки.

Важно!

В любой ситуации, когда вы испытываете неуверенность касаемо выбора вуза, факультета, поступления, не оставайтесь наедине со своими сомнениями; обращайтесь к специалисту по профориентации, получайте консультацию, и вы увидите, насколько ситуация стала проще и понятнее. Если вы уже сделали свой выбор, карьерное планирование вам тоже, как минимум, не повредит, потому что объективный взгляд может обнаружить какие-то моменты, на которые вы не обращали внимания. Поступление в вуз, приобретение специальности — это очень важный и затратный в плане времени, сил и финансов этап в жизни, и пускать его на самотек, по меньшей мере, легкомысленно. После карьерного ориентирования вы определитесь, куда и как вам поступать, и вам не придется в будущем жалеть об этом выборе.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Перечень направлений подготовки и специальностей

Обучение по специальности «Психология»

Предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях. Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную.

Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер

  1. Общая психология.
  2. Психология личности.
  3. Социальная психология.
  4. Политическая психология.
  5. Психология менеджмента
  6. Юридическая психология.
  7. Психология труда.
  8. Клиническая психология.
  9. Психофизиология.
  10. Специальная психология.
  11. Психология развития и акмеология.
  12. Педагогическая психология.
  13. Психологическое консультирование.
  14. Психология социальной работы.
  15. Спортивная психология.

Обучение по специальностиПедагогика и психология

Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую; социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную; управленческую.

Обучение по специальности «Клиническая психология»

Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Обучение по специальности «Клиническая психология

Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

  • диагностическую;
  • экспертную;
  • коррекционную;
  • профилактическую;
  • реабилитационную;
  • консультативную;
  • научно-исследовательскую;
  • культурно-просветительную;
  • учебно-воспитательную.

Цели обучения

Сформировать у учащихся представления о качестве образования и диагностике усвоения психологических знаний.

Задачи обучения

  1. Конкретизировать психологическое содержание выделенных показателей качества знаний через соотнесение мыслительных учебных действий, лежащих в основе проявления этих качеств.
  2. Проанализировать состояние управления качеством образования в учебных заведениях.
  3. Рассмотреть актуальные вопросы управления качеством образования.

Ход занятия:

  1. Критерии эффективности качества психологических знаний.
  2. Методы оценки дидактической эффективности преподавания в вузе.
  3. Методики развивающего эффекта изучения психологии в школе.

§4 Основные тенденции современного психологического образования в мире

     Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными  системами образования, историческими  традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

     Рассмотрим  типичные тенденции, характерные для  современного психологического образования  большинства стран Европы и Америки.

     Интерес студентов к психологическому образованию  в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др.

     Во  многих европейских и американских университетах и специальных  институтах студенты, имея возможность выбора предметов для изучения, выбирают психологию. К этому их побуждает, прежде всего интерес к этой области знания, поскольку психология накопила достаточно много фактов, интересных и полезных не только для ученых. Чаще всего студенты изучают курсы общей психологии и прикладные отрасли психологии, необходимые для их будущей профессиональной деятельности . В России студенты учатся в соответствии с учебными планами, разработанными администрацией вузов на основе государственных образовательных стандартов. Поэтому именно от администрации вуза зависит, будет ли изучаться психология. Деканаты и кафедры все чаще и чаще включают психологию в учебные планы студентов.

Специфика обучения в высших учебных заведениях

В вузах учащиеся не только получают знания и используют их для преобразования жизнедеятельности других людей, но и направляют эти знания на себя (осознанное обучение). Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.

Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность. Российское высшее психологическое образование, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов.

Как поступить в вуз на факультет психологии

В СНГ для того, чтобы поступать на психолога, необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и биологии. Затем вы смотрите на свои баллы и сравниваете их с проходными баллами на факультете психологии в выбранном вузе за прошлый год. Если ваших баллов достаточно, вы, скорее всего, пройдете по конкурсу (хотя конкурс от года к году может отличаться, обычно в пределах 10–20 %) и сможете получить высшее образование бесплатно. Если баллов не хватило, можно отправиться на платное отделение.

Чтобы поступить в немецкий вуз, необходимо в строго установленные сроки отправить в приемную комиссию пакет документов. Звучит просто, но на деле в этой процедуре много тонкостей, причем у каждого вуза они свои. Конечно, с наскоку в них не разобраться; велика вероятность что-то забыть, перепутать, не так понять и в итоге не поступить. Но если поступать с поддержкой специалиста, шансы на поступление уверенно стремятся к 100%.

Критерии эффективности качества психологических знаний

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Индивидуальный. При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. 
  • Групповой. При групповом контроле учащиеся временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
  • Фронтальный. При фронтальном контроле задания предлагаются всему учащимся. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

В состав психологической культуры входят такие качества, как:

  • систематическое самовоспитание;
  • навыки конструктивного межличностного и делового общения:
  • навыки психологической саморегуляции;
  • творческий подход к делу;
  • умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии в вузе

Формы и методы контрольной деятельности преподавателя психологии непосредственно связаны со средствами контроля эффективности учебного процесса. В связи с этим можно выделить следующие группы методических средств:

  • средства проверки уровня обученности, обеспечивающие самостоятельную контрольную деятельность обучаемых;
  • средства текущего контроля;
  • средства итогового контроля успеваемости и качества подготовки студентов;
  • средства государственной итоговой аттестации выпускников.

Самопроверка студентами уровня усвоения, как правило, основана на использовании тестовых заданий. Тесты — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Это:

  1. Заполнить пробелы в предложениях с пропущенными ключевыми словами и словосочетаниями.
  2. Согласиться с утверждением или опровергнуть его.
  3. Выбрать правильный вариант ответа.

Такая форма заданий значительно облегчает работу обучаемых за счет формализации процедуры проверки правильности ответов.

Для контроля успеваемости используются различные формы устного и письменного опроса, а также следующие методические средства:

  • учебный диалог с обучаемым, позволяющий оценить степень усвоения и осмысления пройденного материала;
  • контрольные вопросы к аудитории, когда каждый обучаемый поднятием руки может заявить о своей готовности к ответу;
  • практические задания по выполнению определенных действий;
  • карточки наблюдения за уровнем учебной активности участников занятия.

Устный опрос проводится в ходе семинаров и практических занятий и оценивается непосредственно по итогам ответов.

Для письменного опроса, как правило, предлагается определенное задание, выполнение которого в полном объеме и свидетельствует об успешности занятия. Результаты своей работы обучаемые оформляют в виде письменных отчетов. Преподаватель собирает и после занятия проверяет эти работы на предмет полноты и правильности выполнения. На занятиях по психологии в виде таких отчетов могут быть представлены итоги овладения теми или иными исследовательскими методиками.

Итоговый (курсовой, семестровый) контроль должен определить степень достижения учебных целей по конкретной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета осуществляется в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Зачет с оценкой может быть вынесен на период экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее одного дня.

Проблема качества образования

Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы.

Введение учебного предмета «Психология», выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом.

Здесь можно выделить несколько критериев: 

  • Создание особого психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеал гуманистической психологии и педагогики;
    • перестройка методической работы вуза;
    • психолого-педагогическое просвещение преподавателей, администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги);
    • перестройка педагогического мышления и стиля общения коллектива преподавателей;
    • изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к обучаемым (субъект-субъектное отношение).
  • Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других.
  • Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др.

Преодоление одиночества

 Учеба в высшем или среднем специальном учреждении часто связано с переездом в другой город. Это само по себе вызывает проблемы. Старый круг общения потерян, а новых друзей сразу завести удается не всегда. Родные далеко. Юноше или девушке часто просто не с кем не только посоветоваться, но и просто поговорить по душам. Может возникнуть острое чувство одиночества, подавленное настроение. А жизненного опыта преодоления трудностей практически нет.

 Как решить: обычно выход заключается в налаживании контактов со студентами своей группы или курса. Иногда удается найти земляков из родного города и даже села. Влиться в коллектив помогают совместные мероприятия, участие в различных соревнованиях, студенческих олимпиадах, занятия в спортивных кружках. Главное – не поддаваться унынию и верить, что все наладится.

Основные вопросы педагогической психологии

Определение 1

Обучение – это целенаправленный, организованный, систематический процесс по овладению и усвоению учащимися знаний и новых способов деятельности.

Вопросами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания занимается педагогическая психология, рассматривая их со стороны ученика и со стороны педагога.

Основными вопросами исследования психологии обучения являются не только вопросы закономерностей усвоения знаний, формирования у учащихся самостоятельного творческого мышления, но и вопросы доступности учебного материала, психологической эффективности методов обучения, психологических требований к учебникам.

В поле зрения педагогической психологии находятся и изменения в психике учащихся, происходящие под влиянием обучения.

Развиваясь, ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, а передает ему этот опыт обучение.

В психическом развитии роль обучения проявляется в овладении ребенком новыми действиями – сначала под руководством взрослого человека, а потом и самостоятельно.

Разница между тем, что ребенок делал с помощью взрослого и тем, что стал делать самостоятельно, получила название зоны ближайшего развития ребенка (ЗБР), которая является важным показателем обучаемости.

То, что ребенок способен делать сегодня – это актуальный уровень развития, который определяется с помощью наблюдения и тестовых методик, а перспективы развития – это потенциальный уровень.

Обучение должно в каждом возрасте давать то, что обеспечивает полный путь психического развития. Повышенная избирательная восприимчивость к разным видам обучения характерна для каждого отдельного возраста.

Выделяют сензитивный период, когда обучающие воздействия на ход психического развития оказывают очень сильное влияние.

Выделяют период очень быстрого и интенсивного развития, характерного для дошкольного возраста. В дальнейшем его темп замедляется.

Важную часть педагогической психологии занимает психология воспитания.

Определение 2

Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, при котором сознательно осуществляется стимулирование разнообразной деятельности по формированию личности.

Человек за короткий период времени усваивает культуру предыдущих поколений, их опыт и становится способным этот опыт преумножать.

Оба процесса – обучение и воспитание – между собой тесно связаны и находятся в единстве.

Различием между обучением и воспитанием является то, что в обучении акцент делается на усвоение знаний и способов деятельности, а воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного к ним отношения.

Под влиянием обучения и в процессе обучения складывается личность ребенка, его нравственный облик, волевые качества, характер.

В процессе правильного обучения происходит становление личности, её духовного роста.

В педагогической психологии в процесс обучения через содержание, его формы и методы органично включается воспитание.

Недостаточно денег

Стипендия часто составляет 1-2 тысячи рублей, что значительно меньше прожиточного минимума. Да и эти деньги получают не все. Кому из студентов не хочется пойти в клуб или кафе? Но часто денег может не хватать даже на полноценное питание.

Есть ли выход из этого состояния перманентного безденежья? Наиболее распространенный вариантом является подработка.

На младших курсах очных отделений, когда профессиональных навыков еще нет, приходится соглашаться на работу неквалифицированную и часто малооплачиваемую. Часто это работа в ночное время и не связанная с будущей специальностью. В итоге накапливается хроническая усталость, пропадает интерес к учебе. Финал известен: несданные зачеты и экзамены с последующим отчислением.

Как решить: разумный выход один – на время снизить уровень материальных притязаний и все-таки основное время уделять учебе. Особенно на младших курсах, когда лучше все-таки не работать.

Потом, когда свободного времени станет больше, можно найти работу, не связанную с физическим трудом, которая не выматывает. Это может быть копирайтинг, репетиторство, сетевой маркетинг, обслуживание компьютеров и другая подработка.

Где проходят практику

Теоретическая подготовка будущих психологов обязательно дополняется практикой. Практика предусматривает работу по специальности, обычно, в государственных организациях или в качестве помощника психолога.

В XXI веке психология вошла в топ-5 крупнейших научных направлений. Помимо огромных объемов научных исследований в области психологии, большое значение имеет и деятельность психологов, которые занимаются работой с людьми. Таким образом, работа психологов очень разнообразна, а грамотные специалисты очень востребованы. Первый шаг к тому, чтобы стать таким психологом — получение высшего образования. Немецкие вузы на сегодня предлагают очень комфортные условия: бесплатное обучение, поступление без ЕГЭ, возможность практиковать в Германии после окончания вуза. Поступить в немецкий вуз будет намного проще, если вы заручитесь помощью и поддержкой специалиста.

Поиск работы по специальности

Подработка на старших курсах обычно связана с будущей специальностью и помогает узнать различные нюансы будущей профессии, о которых редко рассказывают на лекциях. Но на хорошие должности и зарплаты обычно берут людей с опытом работы. Возникает замкнутый круг: на хорошее место не устроишься, потому что нет опыта, а опыт взять негде, поскольку на работу не берут.

Как решить: не сдаваться и проявлять настойчивость. На квалифицированную работу часто принимают по результатам собеседования. Нужно научиться не бояться этого. Ведь после окончания вуза опыт прохождения собеседований очень пригодится.

Ради получения опыта и стажа в выбранной специальности стоит соглашаться на небольшую зарплату, а в некоторых случаях поработать во время испытательного срока бесплатно. Такие бесплатные стажировки в престижных организациях давно уже широко распространены в Европе и США.

Иногда работа (а, скорее, подработка) не по специальности начинает нравиться и юноша или девушка даже задумываются о смене направления будущей профессиональной деятельности и даже о получении второго образования. В принципе, это нормально. Ведь все будущие президенты были когда-то строителями, юристами, преподавателями и даже разведчиками.

Психологические проблемы традиционного обучения

В системе российского образования до настоящего времени продолжаются значительные преобразования, государственные и иные реформы.

В школьном образовании существуют экспериментальные, авторские, инновационные разработки.

До недавнего времени массовым и широко распространенным было традиционное обучение, многие принципы которого и сегодня заслуживают сохранения и поддержания.

Характерные для него психологические проблемы являются классическими и всегда актуальными.

Одна из этих проблем связана с недостаточной активностью учащихся в процессе обучения.

Организация эффективной деятельности учащихся на уроке является задачей педагога. И учитель, и ученики на уроке должны работать в тесном содружестве и продуктивно. Добиться этого можно созданием целой системы обучения, при которой ученик не сможет в принципе быть неактивным.

Второй психологической проблемой традиционного обучения является объяснительно-иллюстративный характер. При использовании этого метода из работы учащихся исключается мышление, ученики «разучиваются думать». Безусловно, объяснять и иллюстрировать необходимо, если это подчиняется одной цели – пониманию и усвоению существа изучаемых предметов.

Творчество в традиционной системе обучения занимало небольшое место или отсутствовало совсем, загружалась память ученика, а мышление не получало развития. Между тем, материал можно вызубрить, но ненадолго, а знания, полученные за счет зубрежки непрочны и неприменимы на практике.

Кроме этого ученик не подготовлен к формам работы для будущей профессиональной практики – быстро находить нужную информацию и использовать творческое решение в сложных ситуациях.

Для традиционной системы характерна низкая управляемость процесса и результата обучения, потому что учитель может проконтролировать не ход учебной деятельности, а какой-то конечный результат. Как любая система, традиционная тоже имеет свои недостатки

Рисунок 1. Недостатки традиционного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Неуправляемым моментом остается приобретение и наращивание знаний. Неизбежную трудность проблемы вызывает ориентировка обучения на «середняка», которых всегда бывает больше, но при этом «страдают» и сильные и слабые учащиеся.

Замечание 1

Сегодня в общем среднем образовании страны остро стоит вопрос о необходимости и важности индивидуализации процесса обучения, необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Заключение

Профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.

Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основными показателями компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности: специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дельнейшему совершенствованию; социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения; индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.

Развитию профессиональной компетентности и служит профессиональное образование.

Подведем итоги

Проблем у современных студентов хватает. Меняется привычный образ жизни, часто приходится жить в чужом городе в окружении незнакомых людей, не у всех складываются отношения не только с одногруппниками, но и с преподавателями. И к этому практически всегда добавляются материальные трудности.

Что делать? Не паниковать. На младших курсах не стоит бросаться искать подработку, особенно если она связана с ночными сменами и тяжелым неквалифицированным трудом. Лучше больше времени уделить учебе, в конце концов, абитуриент поступал в учебное заведение учиться, а не подрабатывать.

Чтобы преодолеть чувство одиночества, нужно постараться найти новых друзей, наладить контакты с одногруппниками. Возможно, именно в вузе удастся встретить будущую «вторую половинку».

И самое главное – не терять оптимизма. Студенческие годы нелегки, но у большинства они остаются в памяти, как лучшее время в жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий