Что лучше: ребенок с гаджетом или без него?

Про мультики

Что касается мультиков, то с ними та же тема, что и с другими гаджетами. Очень часто родители видят в просмотре ребёнком мультиков чистое зло и не включают их ребёнку вообще. Лучше, говорят, я буду весь день с ребёнком заниматься, чем включать ему мультики.

А как же «Делу – время, потехе – час»? Безусловно, есть множество исследований о вреде мультиков и есть рекомендации по количеству экранного времени, которые необходимо соблюдать.

Но это не значит, что нужно выкидывать телевизор, как только в доме появился ребёнок. Во всём важна мера.

Мультики детям можно, но:

  • Мультики должны подходить по возрасту.
  • В них не должно быть откровенного насилия, убийств, крови и так далее.
  • Соблюдать рекомендации по экранному времени.

Вспомните себя в детстве. Кто не любил смотреть мультики? Кто из нас не бежал с утра пораньше к телевизору, потому что там начиналась любимая телепередача выходного дня? А чем ваши дети отличаются от вас? Они дети!

Помните, в детстве вы говорили, что никогда не станете запрещать своим детям смотреть мультики, когда ваши родители ругались из-за долгого просмотра мультфильмов? Запретный плод всегда сладок. Ограничивать – да. Запрещать – нет.

Что обычно делают родители, когда ребёнок настаивает и требует мультики, гаджеты и компьютерные игры?

  • Орут, угрожают, бьют и наказывают. Это не самый гуманный способ решения проблемы. Ребёнок будет бояться вас, будет смотреть мультики тайком, играть тайком в игры. Ребёнку нужно быть другом, а не самым большим страхом в жизни, с которым он потом будет ходить к психотерапевту во взрослости.
  • Читают нотации. Их никто не любит. Если кто-то читает нотации вам, вам, вероятно, тоже не нравится. Так почему это должно нравится вашему ребёнку?
  • Игнорируют ребёнка и обесценивают его проблемы. «Ребёнок сам по себе, где-то там и ладно. Нет у него никаких проблем же. И игры эти дурацкие, учат только плохому.» Знакомо? Хорошо ли это? Нет.

Ещё раз: гаджеты, телевизоры, игры, мультики – это способы реализации ребёнком его потребностей. Подумайте, чего не хватает ребёнку, что он готов часами смотреть мультфильмы, играть в планшет или телефон? Может, вашего внимания? Похвалы? Любви? Может совместных прогулок, игр и интересных занятий? Вместе с вами?

Влияние гаджетов на психику ребёнка

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Есть ли смысл контролировать время ребенка, которое он проводит в гаджетах?

Детский психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование на эту тему и получила интересные результаты. Семьи, принимавшие участие в исследовании, были поделены на три группы, в зависимости от позиции родителей:

Первая группа: родители четко назначают и контролируют время использования гаджетов ребенком.

Вторая группа: договоренность о времени есть, но строго не придерживаются.

Третья группа: ребенок пользуется гаджетами, сколько захочет — контроль отсутствует.

Затем родителям было предложено подсчитать, сколько времени ребенок использует гаджет (компьютер) в реальности. Такое же задание было дано и самим детям: зафиксировать реальное времяпрепровождение в киберпространстве. В итоге оказалось, что дети из всех групп «сидят» в гаджетах примерно одинаково — 21-24 часа в неделю. Как такое могло случится? Как дети из семей, где нахождение в гаджетах контролируется, например, час в день, смогли «добрать» остальное время? Психолог спросила об этом самих детей. Ответы были такими: «играл на продленке», «дал планшет старший брат», «утащил смартфон и „сидел“ в интернете всю ночь», «мама замоталась и забыла выключить компьютер».

Я бы еще добавила: «играл во время прогулки с друзьями». Иногда вижу детей, сидящих на детской площадке с телефонами в руках. Здесь нет контроля. А пока его нет, надо ловить момент. Я знаю семью, где сына на все каникулы отправляли на дачу к бабушке, чтобы отвлечь от гаджетов. Родители радовались: целый день катается на велосипеде. Потом выяснилось, что сын уезжал к дороге, ведущей в город, садился на остановке и целый день «рубился» в игры на телефоне.

Оказалось, что «бесконтрольные» дети из третьей группы играют меньше всех. Чаще серфят и общаются. Игры на первом месте у детей из первой группы со строгим контролем. Вот что пишет об этом Екатерина Мурашова: «Для третьей группы все это скорее путешествие в новый мир и новые встречи. Для первой — преимущественно игра. Для второй — приключение и возможность пообщаться с теми, кто тебя понимает».

Цифровая гигиена ничем не отличается от санитарной

— У меня впечатление, что дети еще говорить и ходить не научились, а уже тянутся к планшету.

— Да, это так. При этом в возрасте от нуля до трех гаджет точно не нужен, с ребенком надо общаться, читать, гулять. 

Понятно, что у каждого члена семьи сейчас свой экран, и не один. Дети проявляют к нему интерес практически с рождения, потому что видят в руках у родителей 24/7.

Им, конечно, любопытно: что это за штука, которая так увлекает маму и папу? Сначала они хотят ее взять, потрогать, а потом понимают, что там внутри живут еще какие-то увлекательные картинки. Некоторые родители очень тревожатся, что ребенок чуть проснулся — и уже тянется к телефону. Но на самом деле ничего страшного в этом пока нет.

Задача родителей — на первоначальном этапе выстроить какие-то границы, а потом научить ребенка пользоваться функционалом гаджета так же, как они в какой-то момент учат его чистить зубы. Объяснять правила гигиеничного потребления этой информации, объяснять, для чего она и зачем. Это такой же процесс, как любое другое обучение в жизни. 

А если ребенок бросается на пол, начинает биться и рыдать, когда ты у него отбираешь телефон?

— Телефон тут ничем не отличается от любой другой игрушки. Ребенок выдает истерику, связанную с отказом

Неважно, гаджет это, машинка или вы налили ему воду не в ту кружку. Но как нельзя есть сладкое изо дня в день, так же нельзя смотреть мультики четыре часа напролет

Есть ли какая-то норма экранного времени, общая для всех детей младшего возраста? Или все индивидуально?

— В прошлом году появились рекомендации ВОЗ. Там прописано от нуля до двух полное ограничение, никаких экранных часов, от двух до пяти — не более часа в день. 

Но ситуации в разных семьях разные. Иногда поставить трехлетке мультик на 1,5 часа — это единственный способ отвлечься, приготовить ужин или принять душ в ситуации, когда ты с ребенком один. Если он раз в неделю смотрит мультики не час, а полтора, это точно не катастрофа. 

Как гаджеты влияют на развитие ребенка?

Перед тем как дать практические рекомендации по поводу гаджетов – давайте разберемся с пользой и вредом.

Как гаджеты могут навредить?

До 4 лет нервная система ребенка интенсивно развивается. Для этого необходимы специальные стимулы, которые ребенок получает из внешней среды.

Как думаете, когда лучше всего развивается воображение ребенка? Конечно, когда ему скучно. Например, он выходит на улицу и находит палку. Что можно делать с этой палкой? Ей можно копать, ей можно рисовать на песке и ей можно по чему-нибудь стучать, слушая звук. Ее можно превратить в волшебную палочку и заколдовывать свои игрушки. Видите, сколько всего можно придумать?!

А если большую часть времени ребенок проводит в гаджетах, такого развития не происходит. В результате снижается познавательный интерес, ухудшается концентрация внимания и способность к обучению.

Кроме того, снижается физическая активность, что приводит к различным нарушениям со зрением, опорно-двигательным аппаратом и пищеварительной системой. В итоге к подростковому возрасту ребенок уже сутулый, с лишним весом и в очках.

Но, повторимся, это происходит в случае, если ребенок будет проводить за гаджетами дни напролет.

С другой стороны – без гаджетов сегодня никуда. Они значительно упрощают нашу с вами жизнь. Стремительно развивается цифровое образование

Привычные книги и прописи сегодня уходят на второй план, уступая место обучающим играм и приложениям, которые не хуже, а то и лучше помогают развивать логическое мышление, внимание и память

Например, именно благодаря гаджетам и игровой методике мы в Kidskey можем обучать детей по всему миру чтению на русском языке. И именно благодаря гаджетам люди могут работать удаленно без привязки к фактическому местоположению.

Поэтому гаджеты – это просто инструменты и от родителей зависит то, как они будут использованы – во благо или во вред!

Гаджеты во благо: конкретные советы родителям!

Итак, первое, что необходимо сделать – перестать бороться с гаджетами. Все равно они победят. Таковы современные реалии. И это не плохо, нужно просто найти компромисс и научиться с ними жить.

1. Не запрещайте – ищите другие варианты

Хотите, чтобы ребенок отлип от планшета? Не кричите, не вырывайте гаджет из рук, а спокойно предлагайте альтернативу.

Например, позовите его помочь вам готовить или предложите вместе сходить в магазин. Такой подход избавит вас от ссор и истерик и поможет сохранить теплые отношения.

2. Научите использовать гаджет правильно

Например, вашему ребенку нравятся динозавры, но вы не можете в деталях рассказать ему события доисторических времен. Найдите в интернете документальный фильм или мультфильм про динозавров и пусть ребенок посмотрит, а вы займетесь делами.

После вы можете спросить у него, что интересного он узнал или предложить игру по теме. Например, можно попробовать нарисовать понравившегося динозавра или слепить его из пластилина.

Благодаря такому подходу ребенок будет учиться пользоваться интернетом и вместе с тем развиваться.

3. Установите определенный лимит времени

Ориентируясь на возраст ребенка, определите допустимое время, которое ваш ребенок может проводить в руках с телефоном. По мере взросления – это время можно увеличить. Но не забывайте также про реальную жизнь.

4. Воспитывайте в ребенке самостоятельность и ответственность

Например, вы разрешаете ребенку пользоваться гаджетом около 1,5 – 2 часов в день. Позвольте ему самостоятельно устанавливать таймер и отслеживать это время. При этом скажите, если он не справится сам, то вы сами будете контролировать его.

Ответственному ребенку проще будет расставить приоритеты и отложить гаджет в сторону. А если ребенок в нужный момент сможет оторваться от любимой игрушки, то и вреда от этого не будет.

5. Следите за контентом

Пусть ребенок использует гаджеты больше в образовательных целях. Следите, чтобы у него в приоритете были развивающие игры, документальные детские фильмы или мультики, которые развивают познавательный интерес и логическое мышление.

Таким образом, использование гаджета будет только во благо.

6. Предупреждайте об опасности

Главное – будьте примером. Правильно расставляйте приоритеты и откладывайте в сторону гаджеты, когда рядом с вами ребенок. И тогда не придется искать ответы на вопросы «Почему?» и «Как?», а врожденная мотивация к познанию окружающего мира не угаснет, а будет с вашей помощью переходить на новые уровни сложности. Ведь, гаджеты – не зло, если правильно их использовать!

Как легко и просто сформировать полезные привычки у детей?⠀

У меня очень активный ребенок, как все успевать и не выгорать!⠀

Чем опасны

Здоровому чаду со множеством не виртуальных увлечений гаджеты не причинят вреда, если использовать их ограниченно.

Ребенок младше двух лет знакомится с миром не только глазами, но и с помощью рук и даже рта. Чтобы понимать размеры, формы и другие особенности окружающих предметов, малышу нужно их потрогать и попробовать на вкус. Поэтому игры в планшете не могут заменить игру с посудой или кубиками.

Поэтому маленькому ребенку до двух лет рано знакомиться с планшетом или компьютером. Пагубное влияние на развитие зафиксировано вплоть до трехлетнего возраста:

Дети старшего возраста могут понемногу знакомиться с электронными технологиями, но есть одна опасность. Когда ребенок постоянно получает удовольствие только одним путем — через планшет или компьютер, детский мозг легко закрепляет связку планшет → удовольствие и так может развиться зависимость. К тому же у детей до 18 лет не развита сила воли. Поэтому им так сложно оторваться от планшета, даже если есть важные занятия и несделанные уроки.

Также гаджеты влияют на развитие фантазии ребенка. В планшете есть готовые образы и последовательность действий, там не надо придумывать истории для ролевых игр, такому ребенку становится скучно в реальном мире с обычными игрушками.

Чрезмерное использование гаджетов, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, может увеличить риск психологических проблем у ребенка: депрессии, тревожности, снижения концентрации и внимательности.

Рекомендации от Американской академии педиатрии

Эта уважаемая организация («Growing Up Digital») постоянно выпускает рекомендации и дает советы родителям, направляя и «подставляя плечо», когда это требуется. Все рекомендации составляют специалисты в различных областях науки, медицины, психологии. Такой симпозиум состоялся в октябре 2015 года и результатом стал выпуск обновленных рекомендаций для родителей.

Если первые такие советы относительно отношений гаджетов и детей были исключительно в духе «категорически нет», то по результатам прошлогоднего симпозиума многие запреты сняты и рекомендации стали более гибкими и прибрежными к реальности.

1. То, что осталось практически неизменным с 2011 года – возраст ребенка и время, проводимое перед экраном. Американцы не рекомендуют вообще давать гаджеты малышам до двухлетнего возраста, а для детей постарше ограничит время до 2 часов в день. Интересно, у кого в реальной жизни может это получиться…

2. Детей необходимо учить правилам работы с гаджетами, при этом польза возможна, только если родители все делают вместе с малышом, пока он осваивает новинку.

3. Устанавливайте границы и следите за их соблюдением. Ребенок должен знать, что существуют правила, и желательно, чтобы их придерживались все члены семьи – например, никаких телефонов во время еды или совместной прогулки.

4. Приобретайте развивающие приложения и игры, рассчитанные на возраст вашего ребенка и разработанные при участии специалистов – психологов, педагогов. Проходя уровни вместе с ребенком, вы помогаете его развитию и не лишаете реального контакта с родителями. Качественный программный продукт поможет развить память, социальные навыки, язык, математику и прочее, и тут врем пребывания перед экраном отходит на второй план (в разумных границах, конечно)

5. Ребенку старше 4-5 лет будут интересны игры и программы с интерактивным управлением, а еще лучше, если в процессе должны участвовать несколько человек. Научите ребенка пользоваться мессенджерами.

Фото: Fotolia

6. Отпуская ребенка в виртуальный мир, будьте всегда рядом – вы ведь не разрешите малышу самому переходить через дорогу, пока не будете уверены в том, что он знает все правила.

7. Умейте ослаблять контроль и демонстрируйте ребенку, что вы ему доверяете. Особенно актуально это правило когда ребенок приближается к пубертатному возрасту и у него появляется собственная личная жизнь.

8. По правилам соцсетей регистрироваться в них можно только по достижении 12 лет, однако научить ребенка правилам виртуального общения, не пугая, рассказать о возможных опасностях и как их избежать. Обязательно разъясните, что картина мира, которую он видит через ленту Facebok, не совсем соответствует реальности.

9. Проследите за собой. Вы сколько угодно можете рассказывать ребенку о том, что нельзя заменять живое общение гаджетами, но если вы сами постоянно в телефоне, результата от ваших увещеваний не будет.

10. Выделяйте не только время без гаджетов, но и зоны в квартире, куда заходить с планшетом или смартфоном нельзя. Это не обязательно должна быть целая комната, может быть детский уголок или зона отдыха.

А самое главное – не бойтесь новинок, просто нужно следовать принципу умеренности и здравого смысла и учить ребенка тому, что жизнь гораздо больше экрана, но понимать при этом, что гаджеты это уже полноценная часть этой жизни.

Что же делать?

Во-первых, перестать паниковать и успокоиться. Да, телевизор есть, планшеты, телефоны и прочие гаджеты есть, мы ими пользуемся и это нормально.

Во-вторых, не нужно сразу менять свою жизнь, выкидывая телевизор и другие гаджеты.

Всё, что нужно, это подавать пример ребёнку. Если родители круглыми сутками сидят в гаджетах, могут ли дети так не делать? Не могут. От осинки не родятся апельсинки. А мы помним, что дети, как зеркала – повторяют всё, что видят. Поэтому любую работу над ошибками начинаем с себя, сначала следим за собой, а потом подключаем ребёнка.

  • Идёте гулять? На прогулке не сидите в телефоне, а активно участвуйте в общении с ребёнком, вместе ищите интересные занятия, поиграйте в мячик, в догонялки. Вы же не берёте на прогулку телевизор? Потому что это не естественно. Телефон на прогулке – это тоже не естественно, ведь мы выходим двигаться, бегать, играть, а не сидеть на лавочке в обнимку с телефоном. Вы проведёте время с пользой и ребёнку с вами будет интереснее, чем с экраном.
  • Учите ребёнка правильно пользоваться гаджетами. Пусть эти игры будут совместным досугом: показывайте, рассказывайте, как правильно, озвучивайте, что нужно делать и так далее. Смотрите вместе, играйте вместе, в интернете сидите вместе. Отношения укрепятся, да и для ребёнка вы будете авторитетным проводником в виртуальный мир.
  • Границы нужно устанавливать, но делать это нужно, когда в этом есть необходимость. Нужно быть последовательным и логичным. Многие родители сами создают замкнутый круг, делая из гаджетов и поощрение за хорошее поведение, и запрет, если ребёнок в чём-то провинился. Ограничивать гаджеты имеет смысл, а точнее, делать на них запрет нужно в том случае, когда они действительно мешают развитию ребёнка: прогулкам, физической активности, обучению, полноценному сну, общению со сверстниками и с семьёй. Например, ребёнок просыпается, сразу берёт телефон или планшет, идёт с ним умываться, завтракать, гулять. Может идти и смотреть одновременно. Если вы пытаетесь забрать – злость, агрессия, крики, истерика. И так происходит каждый день.
  • Устанавливайте время на прогулки, на просмотры мультфильмов, на общение и игры без гаджетов. Выстройте график пользования.
  • Ничего не включайте и не смотрите во время еды. Ни себе, ни ребёнку. Телефон за обеденный стол брать нельзя. Можно пойти в какое-то интересное место и там пообедать.
  • Не жертвуем сном ради интересного мультика или игры.
  • Объяснить ребёнку, что есть время на телефон или просмотр мультиков, но это не должно быть в ущерб другим сферам жизни. То есть в долгой дороге смотреть мультфильм или поиграть в игру вполне нормально, или когда на улице плохая погода.

Главное: игры и мультики существует, иметь гаджеты и хотеть ими пользоваться – это нормально. Но всё нужно делать в меру, ко всему нужно подходить разумно. Наша задача, как взрослых, научить этому через общение, поведение, взаимодействие, через жизненные правила.

О дивный новый мир: 4 причины детской зависимости от технологий

Проблема увлечений детей всегда волновала их родителей. Так, еще 50–70 лет назад мамы и папы активно запрещали своим чадам читать, потому что это испортит зрение. А мальчишки и девчонки все равно самозабвенно погружались в книжки, читая их с фонариком под одеялом.

Потом такая же борьба была с комиксами — старшее поколение считало, что они отупляют детей и прививают им клиповое мышление. Сегодня родители идут войной на гаджеты, но сами при этом поминутно заглядывают в смартфон, проверяя сообщения в Вотсапе или ленту Инстаграма.

У некоторых взрослых это перерастает в настоящую зависимость — они чувствуют тревогу и дискомфорт, если выпадают из онлайн-жизни или на время оказываются без Интернета и телефона. При этом от детей они ждут осознанного отношения к гаджету и интереса к книгам, активным играм и встречам с друзьями офлайн.

Если такого рода зависимость возникает у взрослых, то что говорить про детей? Их увлечение гаджетами часто становится более серьезным, чем у родителей. На это влияет несколько факторов. Вот основные из них:

1. Дети не умеют себя контролировать

Дело не в отсутствии силы воли или стремлений, а в особенности работы головного мозга детей. В нем недостаточно сформированы участки коры, отвечающие за самоконтроль и умение сказать «нет» любому соблазну. Они полностью формируются только к окончанию подросткового возраста, то есть примерно в 20 лет.

2. Дети легко вовлекаются в то, что им интересно

Фото автора mirkosajkov: Pixabay

Вспомни, как твой малыш мог часами строить башню из кубиков, а подросток — рисовать картину или учиться играть на гитаре, стирая пальцы в кровь. Обычно ребенок бросает интересное ему занятие, если не получается добиться результата здесь и сейчас. Но смартфон с бесконечными играми и лентами социальных сетей предлагает развлечения на любой вкус. Надоело играть, можно поинтересоваться, что постят в «ТикТоке» или посмотреть мультики на Ютубе. Неинтересно смотреть видео, можно скачать новую игру. И так до бесконечности.

3. Дети предпочитают развлекаться, а не работать

В целом, это особенность не только детской, но и взрослой психики. При прочих равных любой человек предпочтет развлечение работе или обучению. А смартфон — бесконечный их источник.

Как возникает зависимость от гаджетов у детей

Особенность современных планшетов и телефонов — интуитивное управление — привела к тому, что малыши, которые не умеют читать, отлично справляются с ними. Раскрыть секреты устройства телевизионного пульта им тоже не составляет труда. До какого-то момента это вызывает гордость и умиление, но потом родители обнаруживают, что ребенок не может без мультфильмов и игровых приложений. Что делать?

Зависимость от электронных устройств имеет несколько причин, и одна из них — удобство такого детского времяпрепровождения для родителей. Мамам и папам поначалу действительно становится легче от того, что они получают час-полтора свободного времени, пока ребенок смотрит мультфильмы или играет на планшете. Но стоит ли этим злоупотреблять?

Чем вреден такой вид досуга?

  • Игры на планшете и телепередачи не дают малышу возможности двигаться.
  • Общение с персонажами игр сенсорно неполноценно.
  • Визуальные, звуковые и сюжетные впечатления, получаемые ребенком в игре, могут приводить к эмоциональному перенапряжению.
  • Опыт, полученный в игре, малыш не сможет применить в жизни или обогатить им отношения с людьми. А значит, это может повредить социальным взаимодействиям в будущем.

Конечно, родители сами выбирают для детей приложения, мультфильмы и телепрограммы и стараются ограничить время игр и просмотра телевизора. Но как делать это грамотно?

Плюсы и минусы использования гаджетов

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию

Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»

Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».

От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.

После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.

Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.

Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.

Ожирение

Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Как ограничивать

В первую очередь, дети ориентируются на родителей, поэтому если взрослые сами постоянно с телефоном в руке, то и ребенок считает это нормальным. В этом случае разговоры и ограничения могут не помочь. Если ребенок дошкольного возраста, то нужно четко проговаривать условия: после еды, только один мультфильм или один уровень в игре.

С более старшими детьми можно попробовать выделять общее время на планшет в неделю. Если ребенок провел все воскресенье у компьютера и истратил выделенное время за один день, значит на неделе использовать гаджеты можно только для учебы. Так постепенно подросток учится контролировать время самостоятельно и развивает силу воли. Хорошо, если у ребенка есть другие занятия: кружки, спорт, прогулки с друзьями, настольные игры по вечерам с родителями. Все, что позволяет заметить, как много интересного в реальном мире.

Есть программы для контроля времени, проведенного у компьютера, но дети быстро учатся их обходить. Поэтому родителям лучше самим следить за состоянием ребенка.

Наши эксперты солидарны во мнении, что гаджеты не должны быть устройством, благодаря которому о ребенке можно забыть на некоторое время.

Когда стоит ограничивать

Ограничения по времени нужны любому ребенку, редкие дети могут самостоятельно отложить планшет и сесть за уроки.

По словам Марии Фадеевой, каждые 20 минут нужно делать перерыв. Во время перерыва ребенок должен отвлечься, чтобы посмотреть на предметы на расстоянии 6-7 метров, а также встать и сделать разминку.

Кроме того, желательно отказаться от просмотра мультфильмов во время еды. Во время приема пищи ребенку 1-3-х лет необходимо сосредоточиться на содержимом его тарелки для формирования здорового пищевого интереса. Более старшие дети во время просмотра могут больше есть и заработать проблемы с лишним весом.

В любом возрасте стоит отменить просмотр мультфильмов или уменьшить время на компьютер, если ребенок становится капризным, у него ухудшается сон или он перестает играть в обычные игры и все время требует гаджет, без которого не знает чем заняться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий