Беседы в средней группе детского сада, картотека с целями по ФГОС, ситуативный разговор, конспекты на различные темы
Одним из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Для их реализации педагог составляет картотеки бесед.
Теоретические нюансы проведения бесед в средней группе
Прежде чем рассматривать виды и тематики бесед в средней группе, сделаем небольшой экскурс в теорию вопроса, чтобы понять основные направления в работе с детьми 4–5 лет.
Главными особенностями беседы в средней группе является опора на жизненный опыт малышей и направленность на развитие диалогической речи
Картотеки бесед
Беседа может проводиться и на прогулке, особенно если она носит ситуативный характер
. В ДОУ также практикуются беседы узкой направленности, например, индивидуальный разговор ребёнка, испытывающего трудности в общении со сверстниками, с психологом. Такие беседы носят терапевтический характер и находятся в ведении узких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.
Педагог обычно составляет общую картотеку бесед на год, то есть перспективный план, о котором пойдёт речь ниже. Однако для полноценного использования этого методического приёма в работе, то есть составления полноценного конспекта проведения беседы с целями, воспитатель готовит тематические блоки разговоров — картотеки.
С примером картотеки утренних бесед, составленной по тематике недели, можно ознакомиться в публикации Н.В. Жарковой, воспитателя МБОУ «Ермаковская начальная школа-детский сад» (Джанкойский район, Республика Крым), которая представлена здесь.
Образец составления картотеки бесед по безопасности можно найти здесь, автор работы — И.С. Балашова, воспитатель МБДОУ д/с № 7 (Кавказский район, Краснодарский край).
Пример составления картотеки бесед о здоровье Н.И. Арекатаевой, воспитателя МБДОУ д/с «Марьинский» (г. Бронницы, Московская область), можно увидеть здесь.
В работе Н.В. Гармоновой, воспитателя МДОУ д/с №4 (Талдомский, рабочий посёлок Северный, Московская область), представлена картотека бесед по экологическому воспитанию.
Перечень тем и целей проведения бесед на нравственные темы, которые могут стать основой составления картотеки индивидуальных разговоров, можно увидеть в подборке О. Попковой, воспитателя МАДОУ ЦРР д\с № 22 (Кавказский район, Краснодарский край), представленной здесь.
. Картотека ситуативных бесед составляется на основе подходящих тем из блоков разговоров разных направлений.
Составление картотек бесед является частью методической подготовки педагога
Перспективный план бесед в средней группе
В средней группе в среднем проводится 2–3 беседы в неделю. При этом индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. При проведении тематических недель, а также накануне праздников, беседы могут организовываться ежедневно.
Как составить конспект обобщающей беседы
Структура организации беседы в средней группе не зависит от её разновидности и возраста воспитанников. Единственное отличие будет в хронометраже этапов разговора, так как с детьми 4–5 лет беседа длится до 15 минут. Таким образом, время распределяется между тремя этапами:
- вводным (до 3 минут), на котором педагог подбирает вопросы для включения детей в работу над темой, наглядные материалы, а также продумывает роль персонажа, если он вписывается в тему (например, в итоговой беседе о зиме это рано проснувшийся Мишка);
- основным (до 10 минут), предполагающим разработку темы беседы в играх, прослушивании сказок, рифмовок, а также практической деятельности (например, создании рисунков, аппликаций, поделок);
- заключительным (до 2 минут), обычно включающим формулирование педагогом совместно с ребятами выводов по теме.
Беседа включает три этапа работы, каждый из которых подразумевает максимальное включение ребят в обсуждение
Обобщающая беседа с детьми средней группы «Воздушная среда обитания»
Название: «Воздушная среда обитания» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , игровые занятия, Средняя группа Чакилева Ангелина Леонидовна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Месторасположение: г. Кудымкар Пермский край
Обобщающая беседа с детьми средней группы
Тема: Воздушная среда обитания.
Цель: Углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы .
Задачи: Учить детей делать обобщающие выводы.
Формировать умение классифицировать.
Развивать логическое мышление и монологическую речь.
Прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за птицами. Просмотр презентаций и видеороликов о животных, птицах и рыбах.
Оборудование: Схемы с изображением водной, воздушной, наземной среды обитания; карточки с изображением вороны, воробья, голубя, ласточки, волка, лисы, зайца, белки, щуки, карася, ерша, налима; веер, перо птицы, изображение летящей птицы; игрушка Обезьянка, стакан с водой, тонкий лист бумаги, трубочка, воздушный шар.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии нас ожидают необычные животные. Посмотрите пожалуйста на рисунки и расскажите к какой среде обитания они относятся. (водная, наземная, воздушная).
— водная: голубая вода на дне камешки , водоросли.
— наземная: зеленый лес, деревья, кусты, трава.
— воздушная: голубое небо, белые облака, желтые лучи солнца.
Присаживайтесь за столы. На каждом столе есть изображение необычного животного. Вы должны определить, кто же спрятался за этой схемой. А сейчас, Костя, покажет вам свою схему и расскажет, кто спрятался в ней и где он будет жить (определяем среду обитания).
-птицы (ворона, воробей, голубь, ласточка)
-животные (волк, лиса, заяц, белка)
-рыбы (щука, ёрш, окунь, налим)
Многие животные приспособились большую часть времени проводить в воздухе. Посмотрите на картинки и выберите животных, которые умеют летать по воздуху и ходить по земле. (ворона, бабочка, воробей, волк, щука…)
Мы наблюдали на прогулках за воронами, воробьями, голубями.
— Расскажите, что делает птица, когда ей надо взлететь? (расправляет крылья).
— Что делает крыльями, когда летит? (машет крыльями).
— Что делает крыльями, когда опускается на ветку? (складывает крылья).
Крылья у птиц складываются как веер. ( продемонстрировать веер).
Рассмотрите внимательно рисунок с изображением летящей птицы: у неё большие крылья и маленькое туловище.
— Чем покрыто туловище и крылья птицы? (перьями). Они очень лёгкие (продемонстрировать летящее перо).
Сравните, пожалуйста всех летающих животных. Что у них общего? (большие крылья и маленькое туловище).
— Смогли бы летать эти животные с маленькими крыльями и большим туловищем? (нет). Почему? (маленькие крылья не могут поднять в воздух большое туловище). Этих животных можно объединить в одну группу. Их назовем летающими, наземно – воздушными.
— Почему их называют наземно – воздушными? (летают по воздуху и ходят по земле).
— Для чего летают птицы? (ищут корм, место для жилья, спасаются от врагов).
— Только ли для этого нужен воздух? (еще нужен для дыхания).
Неожиданно появляется обезьянка и беспокойно что – то ищет.
Обезьянка: Где же они? Я скоро умру, я больше не могу жить. Я задыхаюсь без бананов.
— Что случилось? Что – то я не могу понять, почему ты не можешь дышать без бананов?
Обезьянка: А как же я дышу? Я только бананами и дышу.
— Впервые слышу. Давай спросим у ребят. Как вы думаете, дети, без чего не может дышать обезьянка?
Дети: Без воздуха.
Обезьянка: Что такое воздух? Где он? Я ни чего не вижу! А вот бананы я вижу хорошо.
— Воздух не имеет формы, он прозрачный его можно услышать, его можно почувствовать, воздух имеет силу.
Обезьянка: Да как же вас понять, то нельзя увидеть, то можно услышать?
-Мы откроем лабораторию и проведем опыты с воздухом ( готовим стакан с водой, трубочку, тонкий лист бумаги, воздушный шар).
— Ребята, как можно показать обезьянке невидимый воздух.
Дети: Дуть через соломку, опущенную в воду – идут пузырьки.
— Покажите, как можно услышать воздух.
Дети: Дуть на тонкий лист, поднесенный к губам и услышать звук.
— А как обнаружить силу?
Дети: Надавить на воздушный шар.
— Я не знаю, как можно взвесить воздух, но для опыта у меня есть пустой и надутый шары. Спросите своих родителей об этом и расскажите мне.
Итог: Ребята, вспомните, какой же воздух и кому он нужен.