Картотека бесед в средней группе с целями

Беседы в средней группе детского сада, картотека с целями по ФГОС, ситуативный разговор, конспекты на различные темы

Одним из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Для их реализации педагог составляет картотеки бесед.

Теоретические нюансы проведения бесед в средней группе

Прежде чем рассматривать виды и тематики бесед в средней группе, сделаем небольшой экскурс в теорию вопроса, чтобы понять основные направления в работе с детьми 4–5 лет.

Главными особенностями беседы в средней группе является опора на жизненный опыт малышей и направленность на развитие диалогической речи

Картотеки бесед

Беседа может проводиться и на прогулке, особенно если она носит ситуативный характер

. В ДОУ также практикуются беседы узкой направленности, например, индивидуальный разговор ребёнка, испытывающего трудности в общении со сверстниками, с психологом. Такие беседы носят терапевтический характер и находятся в ведении узких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.

Педагог обычно составляет общую картотеку бесед на год, то есть перспективный план, о котором пойдёт речь ниже. Однако для полноценного использования этого методического приёма в работе, то есть составления полноценного конспекта проведения беседы с целями, воспитатель готовит тематические блоки разговоров — картотеки.

С примером картотеки утренних бесед, составленной по тематике недели, можно ознакомиться в публикации Н.В. Жарковой, воспитателя МБОУ «Ермаковская начальная школа-детский сад» (Джанкойский район, Республика Крым), которая представлена здесь.

Образец составления картотеки бесед по безопасности можно найти здесь, автор работы — И.С. Балашова, воспитатель МБДОУ д/с № 7 (Кавказский район, Краснодарский край).

Пример составления картотеки бесед о здоровье Н.И. Арекатаевой, воспитателя МБДОУ д/с «Марьинский» (г. Бронницы, Московская область), можно увидеть здесь.

В работе Н.В. Гармоновой, воспитателя МДОУ д/с №4 (Талдомский, рабочий посёлок Северный, Московская область), представлена картотека бесед по экологическому воспитанию.

Перечень тем и целей проведения бесед на нравственные темы, которые могут стать основой составления картотеки индивидуальных разговоров, можно увидеть в подборке О. Попковой, воспитателя МАДОУ ЦРР д\с № 22 (Кавказский район, Краснодарский край), представленной здесь.

. Картотека ситуативных бесед составляется на основе подходящих тем из блоков разговоров разных направлений.

Составление картотек бесед является частью методической подготовки педагога

Перспективный план бесед в средней группе

В средней группе в среднем проводится 2–3 беседы в неделю. При этом индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. При проведении тематических недель, а также накануне праздников, беседы могут организовываться ежедневно.

Как составить конспект обобщающей беседы

Структура организации беседы в средней группе не зависит от её разновидности и возраста воспитанников. Единственное отличие будет в хронометраже этапов разговора, так как с детьми 4–5 лет беседа длится до 15 минут. Таким образом, время распределяется между тремя этапами:

  • вводным (до 3 минут), на котором педагог подбирает вопросы для включения детей в работу над темой, наглядные материалы, а также продумывает роль персонажа, если он вписывается в тему (например, в итоговой беседе о зиме это рано проснувшийся Мишка);
  • основным (до 10 минут), предполагающим разработку темы беседы в играх, прослушивании сказок, рифмовок, а также практической деятельности (например, создании рисунков, аппликаций, поделок);
  • заключительным (до 2 минут), обычно включающим формулирование педагогом совместно с ребятами выводов по теме.

Беседа включает три этапа работы, каждый из которых подразумевает максимальное включение ребят в обсуждение

Обобщающая беседа с детьми средней группы «Воздушная среда обитания»

Название: «Воздушная среда обитания» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , игровые занятия, Средняя группа Чакилева Ангелина Леонидовна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад «Ёлочка»

Месторасположение: г. Кудымкар Пермский край

Обобщающая беседа с детьми средней группы

Тема: Воздушная среда обитания.

Цель: Углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы .

Задачи: Учить детей делать обобщающие выводы.

Формировать умение классифицировать.

Развивать логическое мышление и монологическую речь.

Прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за птицами. Просмотр презентаций и видеороликов о животных, птицах и рыбах.

Оборудование: Схемы с изображением водной, воздушной, наземной среды обитания; карточки с изображением вороны, воробья, голубя, ласточки, волка, лисы, зайца, белки, щуки, карася, ерша, налима; веер, перо птицы, изображение летящей птицы; игрушка Обезьянка, стакан с водой, тонкий лист бумаги, трубочка, воздушный шар.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии нас ожидают необычные животные. Посмотрите пожалуйста на рисунки и расскажите к какой среде обитания они относятся. (водная, наземная, воздушная).

— водная: голубая вода на дне камешки , водоросли.

— наземная: зеленый лес, деревья, кусты, трава.

— воздушная: голубое небо, белые облака, желтые лучи солнца.

Присаживайтесь за столы. На каждом столе есть изображение необычного животного. Вы должны определить, кто же спрятался за этой схемой. А сейчас, Костя, покажет вам свою схему и расскажет, кто спрятался в ней и где он будет жить (определяем среду обитания).

-птицы (ворона, воробей, голубь, ласточка)

-животные (волк, лиса, заяц, белка)

-рыбы (щука, ёрш, окунь, налим)

Многие животные приспособились большую часть времени проводить в воздухе. Посмотрите на картинки и выберите животных, которые умеют летать по воздуху и ходить по земле. (ворона, бабочка, воробей, волк, щука…)

Мы наблюдали на прогулках за воронами, воробьями, голубями.

— Расскажите, что делает птица, когда ей надо взлететь? (расправляет крылья).

— Что делает крыльями, когда летит? (машет крыльями).

— Что делает крыльями, когда опускается на ветку? (складывает крылья).

Крылья у птиц складываются как веер. ( продемонстрировать веер).

Рассмотрите внимательно рисунок с изображением летящей птицы: у неё большие крылья и маленькое туловище.

— Чем покрыто туловище и крылья птицы? (перьями). Они очень лёгкие (продемонстрировать летящее перо).

Сравните, пожалуйста всех летающих животных. Что у них общего? (большие крылья и маленькое туловище).

— Смогли бы летать эти животные с маленькими крыльями и большим туловищем? (нет). Почему? (маленькие крылья не могут поднять в воздух большое туловище). Этих животных можно объединить в одну группу. Их назовем летающими, наземно – воздушными.

— Почему их называют наземно – воздушными? (летают по воздуху и ходят по земле).

— Для чего летают птицы? (ищут корм, место для жилья, спасаются от врагов).

— Только ли для этого нужен воздух? (еще нужен для дыхания).

Неожиданно появляется обезьянка и беспокойно что – то ищет.

Обезьянка: Где же они? Я скоро умру, я больше не могу жить. Я задыхаюсь без бананов.

— Что случилось? Что – то я не могу понять, почему ты не можешь дышать без бананов?

Обезьянка: А как же я дышу? Я только бананами и дышу.

— Впервые слышу. Давай спросим у ребят. Как вы думаете, дети, без чего не может дышать обезьянка?

Дети: Без воздуха.

Обезьянка: Что такое воздух? Где он? Я ни чего не вижу! А вот бананы я вижу хорошо.

— Воздух не имеет формы, он прозрачный его можно услышать, его можно почувствовать, воздух имеет силу.

Обезьянка: Да как же вас понять, то нельзя увидеть, то можно услышать?

-Мы откроем лабораторию и проведем опыты с воздухом ( готовим стакан с водой, трубочку, тонкий лист бумаги, воздушный шар).

— Ребята, как можно показать обезьянке невидимый воздух.

Дети: Дуть через соломку, опущенную в воду – идут пузырьки.

— Покажите, как можно услышать воздух.

Дети: Дуть на тонкий лист, поднесенный к губам и услышать звук.

— А как обнаружить силу?

Дети: Надавить на воздушный шар.

— Я не знаю, как можно взвесить воздух, но для опыта у меня есть пустой и надутый шары. Спросите своих родителей об этом и расскажите мне.

Итог: Ребята, вспомните, какой же воздух и кому он нужен.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий