Автоматизация звука C

Занятие 19

1. Попеременно произнеси с рукой на горле, сопоставь звуки С-З, З-С, С-З и т.д., постарайся ощутить наличие или отсутствие вибрации («дрожит или не дрожит горло») и разницу на слух.

2. Произнеси слоги

са-са-са-за-за-за

зо-зо-зо-со-со-со

су-су-су-зу-зу-зу

зы-зы-зы-сы-сы-сы

3. Запомни и повтори слоги

са-са-за                         за-са-са                       со-со-зо                        зо-со-со

са-за-за                         за-за-са                       со-зо-зо                        зо-зо-со

са-за-са                         за-са-за                       со-зо-со                         зо-со-зо

су-су-зу                           зу-су-су                       сы-сы-зы                       зы-сы-сы  

су-зу-зу                           зу-зу-су                       сы-зы-зы                        зы-зы-сы

су-зу-су                           зу-су-зу                       сы-зы-сы                        зы-сы-зы

4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком З и наоборот.

са-са-са-за-за-за                                                           Зоя-соя

со-со-со-                                                                       коза- 

су-су-су-                                                                        зайка-

сы-сы-сы-                                                                      зуб-

сэ-сэ-сэ-                                                                        Зойка-

5. Повтори скороговорки на звук С.

6. Спряжение в настоящем времени.

ПАСТИ СТАДО КОЗ

СТОЯТЬ В КУЗОВЕ

(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).

7. Игра «10-8-7-2» со словами САЙКА, ЗАЙКА, КОСА, КОЗА.

Занятие  20

1. Попеременно произнеси с рукой на горле С-З, З-С, С-З .Определи, какой звук глухой, а какой — звонкий.

2. Припомни пары слов на С — З.

Игра «Подарим слова в подарок Соне и Зое» (Соне — на С, Зое — на З).

3. Игра «Поможем Зое и Соне составить предложения» — составь предложения с «подаренными » словами.

4. Закончи слово со слогами СА и ЗА, СЫ и ЗЫ.

ва —                                          во — 

ко —                                           ве —

кас —                                         бу —

зано —                                       та —

5. Проговори слова со звуками С и З.

сазан                  записка                 сказать

засуха                 засов                    высказать      

занавеска           засада                   записывать

заносы               закуска                  засыпать

6. Игра «1-9-5-2» со словами ЗАНАВЕСКА, ЗАПИСКА.

7. Спряжение в настоящем времени

ЗАПИСЫВАТЬ СКАЗКИ В ЗАПИСНУЮ КНИГУ

(я.., ты…, он.., она…, мы…, вы…, они…). 

8. Проверь, назови и впиши последнюю согласную С или З в словах:

но.  (носы)       ве.              насо.

та.                   га.              анана.

ле.                    ква.           автобу.

во.                    обо.            зака.

Занятие 21

1. Повтори звуки С-Ц, произнеси попеременно.

2. Различи на слух звуки С-Ц.

а) взрослый произносит слоги, ребёнок хлопает на звук С:

СА, УЦ, СКА, ОСТ, ЦМА, ЦЫ, ОСК, ЕЦ, ЦЛО, СТЫ;

б) взрослый произносит слова, ребёнок хлопает на звук Ц:

ЦАПЛЯ, СКОВОРОДА, ЦИРКУЛЬ, КРЫЛЬЦО, ПОСЫЛКА, ЦИФРЫ, СЛОГИ, СЛОВА, ДВОРЕЦ, САХАР, КОЛБАСА.

3. Различение в проиношении — проговаривание слогов:

ас-ас-ас-ац-ац-ац                                                      ца-ца-ца-са-са-са

ос-ос-ос-оц-оц-оц                                                      цо-цо-цо—со-со-со

ус-ус-ус-уц-уц-уц                                                        цу-цу-цу-су-су-су

ыс-ыс-ыс-ыц-ыц-ыц                                                    цы-цы-цы-сы-сы-сы

4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком Ц, а звук Ц звуком С.

ос-оц                   ца-са                        сок-цок

оц-                       со-                           бац-

ус-                         цу-                          цвет-

ыц-                        сы-                          сабля-

5. Запомни и повтори слоги.

ас-ас-ац          ац-ац-ас                        ца-са-са                   са-са-ца

ас-ац-ац          ац-ас-ас                         ца-са-ца                  са-ца-са

ас-ац-ас           ац-ас-ац                        ца-са-са                   са-ца-ца

6. Проговори слова с обоими звуками (С и Ц)

станция                солнце

станица                 спица

супница                  колесница

заступница             лестница

спутница                сцена

7. Спряжение в будущем времени

ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА СПИЦУ В КОЛЕСНИЦЕ

(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).

8. Игра «Закончи слово» — догадайся и впиши С или Ц.

насо. (насосы)              кузне.              пё.             ледене.

пехотине.                     автобу.           но.             анана.

бое.                              птене.             зая.           фоку.

пылесо.                         коко.               песе.         кузне.         

Автоматизация звука С в словосочетаниях

Игра «Посчитай»

Работа ведется над закреплением звукопроизношения С и согласованием существительных с числительными.

Ребенку надо посчитать предметы изображенные на картинке — один кактус, два кактуса, три кактуса, четыре кактуса, пять кактусов….10 кактусов.

Речевой материал: кактус, насос, миска, солнце, сумка, совок, стул, свисток, колесо, лист.

Что на сковороде

На сковороде колбаски (сосиски), на сковороде мясо, на сковороде колбаса, на сковороде сыр, на сковороде капуста, на сковороде салат, на сковороде масло (подсолнечное), на сковороде рис.

Затем можно закрыть или перевернуть лист и попросить ребёнка вспомнить, какие продукты там были. Таким образом развиваем память и еще раз проговариваем слова с автоматизируемым звуком.

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.

Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

 Даже если ребенок уже взрослый, все же важно использовать чистоговорки при автоматизации звуков. Когда сначала произносятся слоги, настраивается правильная постановка органов речевого аппарата, чтобы затем без проблем произнести нужное слово. . Пример чистоговорок со звуком С:

Пример чистоговорок со звуком С:

  • Ас-ас-ас – Свет в домике погас.
  • Ос-ос-ос – Мы купили насос.
  • Ус-ус-ус – У куклы Маши много бус.
  • Ыс-ыс-ыс – Под столом жирный крыс.
  • Сы-сы-сы – У Кати две косы.
  • Са-са-са – Из-за куста смотрит лиса.
  • Со-со-со – Белка крутит колесо.
  • Су-су-су – Не обижай осу.

Чистоговорки на тренировку звука Сь:

  • Си-си-си – ягодки домой неси.
  • Се-се-се – Дай полетать осе.
  • Ась-ась-ась – Купается в реке карась.
  • Усь-усь-усь – У бабушки красивый гусь.
  • Ось-ось-ось – В море плавает лосось.

Чистоговорки-отвечалки:

  • Из чего покормим киску? Дайка миску, миску, миску!
  • Что же кушает Борис? Это рис, рис, рис!
  • Что не продает кассир? Это сыр, сыр, сыр!
  • Что же выпьем мы сейчас? Квас, квас, квас, квас!

Смешные чистоговорки с ошибками:

  • Са-са-са – на цветке сидит лиса. (Не лиса, а оса).
  • Са-са-са – траву скосила оса. (Траву косит каса).
  • Сы-сы-сы – у воробья видны усы. (Неправильно, спросите у ребёнка, а кто носит усы?)
  • Су-су-су – в поле я сову пасу. (Нет, надо сказать, я лошадку пасу или я коровку пасу).
  • Со-со-со – улыбнулось колесо. (Да нет же, поехало колесо, закрутилось колесо).

Советы родителям

Логопед обязательно дает домашние задания и беседует с родителями, объясняя всю важность работы. Ведь главная цель данного этапа – это закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи. Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно

Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук

Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно. Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук.

Родители могут разучивать с ребенком потешки, небольшие стихотворения – детям дошкольного возраста нравятся рифмованные фразы. Обязательно дома делают артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить правильный артикуляционный уклад. Родители должны следить за качеством своей речи: произносить все звуки четко и правильно.

На этапе автоматизации работают над правильным звукопроизношением, параллельно проводя коррекцию по другим направлениям. Только совместными стараниями логопеда и родителей у ребенка получится преодолеть дефекты, его речь будет красивой и грамотной.

Произносить слова со звуком С в середине слова:

Оса, усы,  бусы, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса,   босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль,    несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун, весы, носы, босые, косынка, посыпка, волосы, касса, масса, колёса.

Повторить словосочетания:

Сани у дома, сухой песок,  сонная сова, соты с мёдом, суп с салом, сытный суп, высокая осока, фасолевый суп, солью солят, усатый сом, полосатое платье, сухие волосы, умный судья, солёное сало.

 Повторить чистоговорки:

са-са-са –  у Сони длинная коса.

са-са-са – где живёт лиса?

Со-со-со – у машины колесо.

Су-су-су- в сумке сушки я несу.

Сы-сы-сы – у деда пышные усы.

Сы-сы-сы- на стене висят часы.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.

Автоматизация звука С в  чистоговорках, скороговорках,  пословицах и поговорках.

  • Сух сук нёс барсук.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани.
  • У лисы усы для красы.
  • Оса боса и без пояса.
  • У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
  • Сидит Алеся с печки ноги свеся.
  • Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.
  • Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
  • Евсей, Евсей, муку просей.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Саша Саше сшила шапку. Саша шапкой шишку сшиб.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.

Вася косил косилкой спелый овес.

 Пословицы и поговорки.

Проговариваем и учим ребенка задумываться (почему так говорят?)

– Не в свои санки не садись.

– Сколько волка ни корми, он  всё в лес смотрит.

– Береги нос в сильный мороз.

– При верной собаке сторож спит.

– Собака на того не лает, чей хлеб ест.

 Юмористические чистоговорки «Исправь ошибку»

Существует особый вид чистоговоркок – чистоговорки- шутки с преднамеренной ошибкой.  Придумывайте подобные чистоговорки сами – это просто и весело!  Дети тоже могут участвовать в придумывании чистоговорок – шуток для их сверстников и малышей. Обязательно записывайте сочинения детей

Этим Вы не только сохраняете незабываемые мгновения детства на будущее ребенка, но и показываете ему, как важно и значимо его речевое творчество

Са-са-са-са, надо мной летит лиса. (Не лиса, а оса!)
Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. ( Нет,  у синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)
Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут

Нужно сказать по-другому: я козленочка пасу, или я ягненочка пасу).
Со-со-со-со, загрустило колесо   (Нет,  колесо не живое, нужно сказать по-другому: «со-со-со-со, покатилось колесо, отвалилось колесо, завертелось колесо, закружилось колесо, заскрипело колесо» – придумайте разные варианты). 
Чтобы ребенок не смешивал поставленные звуки в устной речи и потом на письме, очень важно проводить работу не только в школе, но и дома по различению данных звуков пока на простом материале- в слогах и простых словах.
Задание 1.
А) Повторить за взрослым слоги:
СА —ЦА ЦО —СО СА —ЦА АСА —АЦА
СУ —ЦУ ЦА —СА ЦА —СА ОСО —ОЦО
СО —ЦО ЦУ —СУ СО —ЦО УСУ —УЦУ
СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ
СЕ —ЦЕ ЦЕ —СЕ
АС —АЦ ЫС —ЫЦ
ОЦ —ОС ЕС — ЕЦ
УЦ —УС ЯЦ — ЯС

б) Выдели последний звук из слога. Затем хлопни в ладоши, если услышишь звук  С, после этот же ряд со звуком Ц.
АЦ —АС  УС —УЦ  ИЦ —ИС  ЕС — ЕЦ  ЫЦ —ЫС  ОС —ОЦ
в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.
АСА —АЦА   УСУ —УЦУ  ИЦЫ — ИСЫ   ЫЦЫ —ЫСЫ
г)  Игра «Наоборот».
Взрослый  называет слог со звуком с

Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.
Образец,   ца — ц(са)
СА  СУ  ЦУ  ЦА  ЦУ   СУ
д) Выдели начальные звуки из слов.
Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.
е) Запомни и воспроизведи слоговые ряды.
СА —ЦА —СА        СУ —ЦУ —СУ
СО —ЦО —СО       ЦА —СА —ЦА
ЦУ —СУ —ЦУ        ЦО —СО —ЦО
СА —ЦА —ЦА —СА         ЦА—СА —ЦА —СА
Задание 2. Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Взрослый голосом подчеркивает начальный слог.
Образец. Саня (са), цапля (ца).
Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.
б) Выдели последний слог.
Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Причины

Присваивайте общественные и индивидуальные имена за отклонения от норм произношения. Социальные характеристики:

отсутствие совместных упражнений
Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание конкретным упражнениям для правильной артикуляции. Каждый звук характеризуется собственной формулировкой языковых органов;
отсутствие подготовки
Регулярные занятия с ребенком не проводятся, чтобы исключить безошибочное произношение;
беззаботное отношение родителей, двуязычие в семье.. Характеристики отдельных причин:

Характеристики отдельных причин:

  • неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохого развития дыхательной системы (заикание, ринит);
  • проблемы с фонематическим слухом.
  • дефекты мышечного тонуса. Проблема типичная для дизартрии. Устранением занимается логопед, поэтапно проводя индивидуальные занятия;
  • дефекты строения органов речи.

Стишки

Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.

Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации.  Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук. 

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на настройку речи, проводится тренировка дыхания. Обучает выдуванию струи воздуха из легких. Чтобы тренировки были интереснее для ребенка, рекомендуется использовать ватный диск или ватный диск.

К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относятся следующие задачи:

  1. Необходимо приготовить небольшой пустой флакон. Шею нужно поднять к нижней губе. В пузырек направляют струю воздуха. Если ребенок все делает правильно, появляется характерный звук. Это упражнение называется «штурм».
  2. Ладони следует положить на живот. Затем делается глубокий вдох через нос, после чего дыхание задерживается на пару секунд. Выход через рот. Цель упражнения — научить ребенка управлять потоком воздуха. Задача называется «гармошка».
  3. Упражнение «бриз» выполняется растяжением губ трубочкой. Вы делаете глубокий вдох через нос. Затем прикладывают ладонь к губам и через рот выпускают струю воздуха.

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

Автоматизация звука «С» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением твёрдого звука «С».

Задание 1

  • Са — са — са, Са — са — са.
  • Со — со — со, Со — со — со.
  • Су — су — су, Су — су — су.
  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы.

Задание 2

  • Са — со — су — сы, Са — со — су — сы.
  • Со — су — са — сы, Со — су — са — сы.
  • Са — сы — со — су, Са — сы — со — су.
  • Су — са — сы — со, Су — са — сы — со.
  • Со — су — са — сы, Со — су — са — сы.

Задание 3

  • Ас — ас — ас, Ас — ас — ас.
  • Ос — ос — ос, Ос — ос — ос.
  • Ус — ус — ус, Ус — ус — ус.
  • Ыс — ыс — ыс, Ыс — ыс — ыс.

Задание 4

  • Яс — яс — яс, Яс — яс — яс.
  • Ис — ис — ис, Ис — ис — ис.
  • Ес — ес — ес, Ес — ес — ес.
  • Юс — юс — юс, Юс — юс — юс.
  • Ёс — ёс — ёс, Ёс — ёс — ёс.

Задание 5

  • Ас — ос — ус — ыс, Ас — ос — ус — ыс.
  • Ыс — ус — ос — ас, Ыс — ус — ос — ас.
  • Яс — ёс — юс — ис, Яс — ёс — юс — ис.
  • Ес — ис — юс — ёс, Ес — ис — юс — ёс.

Задание 6

  • Ас — яс — ос — ёс, Ас — яс — ос — ёс.
  • Ус — юс — ыс — ис, Ус — юс — ыс — ис.
  • Ас — ес — юс — ус, Ас — ес — юс — ус.
  • Ес — яс — ис — ос, Ес — яс — ис — ос.

СА, СО, СУ, СЫ, С

18
Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет
Суп без соли ем в обед!

19
Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?

20
У меня — красавица коса.
Как-то в ней запуталась оса.
Были бы не косы, а усы —
В них бы не запуталось осы!

21
— Как блестит в траве роса! —
Молвит рыжая лиса. —
Вот бы бусы для лисы
Сделали из той росы!

22
Положите на весы
Двести граммов колбасы,
Сыра тоже граммов двести,
И сосисок вкусных взвесьте!

23
Сокол и сова в лесу
Ели сыр и колбасу,
Со сметаной и соусы,
С уксусом анчоусы!

24
Смело сын на санки сел,
Смело с горки полетел!

25
С куклами Соня играла в песок.
— Кусать! — услышали мы голосок.
Села собачка, не в силах понять:
«Кусать?» А может быть, надо «кусать?»

26
Рис в кастрюлю, Соня, сыпь!
Осторожно, не просыпь!

27
Был курносым Санин нос.
Саня вырос — нос подрос!

28
Пылесосить Саша стал —
Пылесос носок всосал!
— Сам достану я носок!
Стойте! Это ж поясок!
Длинным пояс получился —
Весь носок мой распустился!

29
Весь наш класс любит квас!
Квас и сок в чести у нас!

30
Вон, смотри, лесок сосновый
А у Сани — компас новый!
Наш весёлый класс в тот лес
Вёз автобус «Мерседес»!

31
— Что там, в посылке?
— Странный вопрос!
Компас, посуда,
Поднос и насос!

32
Дописать сумел Борис
Букву «и» — и вот сюрприз!
Превратился «рис» в «ирис»
Срочно фокуснику приз!

33
Кактус на нас
Посмотрел сверху вниз:
— Стоит ли стройным быть
Как кипарис?

Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз

“Иди сюда”

Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.

Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.

“В магазине”

Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:

– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

и мягкий “Сь”:

А это стишки, их можно заучить:

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком С (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало стола, не стало самовара и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком С, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, стол, сова, рак, сок. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука С).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, сова — много сов, стул — много стульев, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — СКАМЕЙКА, к маленькому — СКАМЕЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — сумкА, но две, три, четыре — сумкИ, пять — сумОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок поможет родителям и учителя-дефектологам сделать занятия более увлекательными.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Способы постановки звука С и Сь

Карточка назначения логопеда содержит множество методов обучения после подготовительного этапа. Основные из них:

Путем подражания. Один из самых простых способов выступить на сцене. Взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. Родитель или специалист показывает ребенку, как расположены органы речевой системы при воспроизведении фонемы. После кроха просят повторить. Вот как можно выполнять совместные упражнения.
Механический метод. Выполните с зондом. Кроха просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят подуть. Воздух должен поступать к кончику органа. Во время выпуска воздушной струи центр язычка слегка прижимается щупом, образуя канавку. Инструмент продвигается в пределах 2 см, после чего он прижимается и перемещается с различной силой на орган во время выпуска воздуха. Кроме того, специалист определяет, в какой позиции слышен звук «С». Результат закрепляется регулярными тренировками. Затем зонд постепенно удаляют, автоматизируя изолированное произношение.
Высказывание из фонем «Т» и «Т». Рот малыша приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Ребенок издает звук «Т» на выдохе. Вы услышите «Шшшш». После малышу предлагают растянуть губы трубочкой и на выдохе продолжать играть «Т». Вы услышите свисток «С». Звук «S» произносится аналогично мягкому «T».

Производство фирмы «Ш». Ребенка просят сказать «Ш». Но язык надо выталкивать вперед. Получается неправильный звук «С»

После занятий ребенок поймет, как правильно произносить фонемы.
Постановка из «Фа» При игре на «Фа» важно следить за тем, чтобы воздух выходил из губ.

Вы можете выбрать один из способов или применить несколько одновременно.

Постановка звука Сь

Когда проигрывается этот звук, обнажаются зубы. Они ближе друг к другу, но не замкнуты. Язычок подчеркнут на нижней части десны. Орган находится под напряжением. Струя воздуха направляется на передние резцы.

Постановка выполняется с использованием звука «C». Кроху просят произнести твердый звук в сочетании с гласными, дающими смягчение («ИСИ»). В этом случае фонема «Я» должна воспроизводиться как можно выше в высокой тональности с акцентом и в быстром темпе.

Какие способы существуют при сигматизме

Настройка звуков «s», «z» и «c» в сигматизме осуществляется несколькими способами. Их выбирают исходя из характера отклонения. Сигматизм — это искажение произношения звука «с». Характер происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. Возможные причины сигматизма включают:

  • неврит;
  • отклонения восприятия;
  • аномальное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего исправляют воспроизведение звука с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический метод воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом индивидуальном случае будет разным.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным положением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, что является препятствием для прохождения воздушного потока. «C» в этом случае заменяется на «t». Основной причиной такого нарушения считается неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность межзубного шума снижается при необходимом взаимодействии ребенка и взрослых.

Для правильного произношения свистков прибегают к имитации. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если этот метод не дает результата, постановку проводят механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытке произнести звук упирается в область альвеол. Речь становится полностью размытой. Наладить произношение звука помогает серия специальных упражнений. Среди наиболее эффективных:

  • чередование надувания и втягивания щек;
  • максимальное раскрытие и закрытие челюсти, пока язык находится в задней части рта;
  • длительная имитация жевания с закрытым ртом;
  • вращение языка в предзубной области при приоткрытой пасти;
  • аспирация струи воздуха через трубку, полученную от языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается из-за неполного закрытия задней стенки глотки мягким верхним небом. Это происходит при поражении нервной системы или при появлении трещин на небе. Упражнение, связанное с излучением звука «ф», помогает справиться с этой формой отклонения. Ребенку следует поместить самую широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. С этой позиции произносится звук «ф». Между тем, язык следует постепенно удалять с зубов.

Призубный парасигматизм

Одна из причин паразигматизма прорезывания зубов — неправильное прикусывание зубов. Для формулировки речи в этом случае практикуются логопедические упражнения

Особое внимание уделяется тактильным ощущениям ребенка и правильному расположению органов сочленения. Первоначально выполняется мягкая настройка «sm»

Работаем над дыханием. Для этих целей малыш подносит руку ко рту и направляет на нее струю воздуха, предварительно сделав глубокий вдох. Если вы можете сказать «с», вам не нужно завершать урок. Необходимо закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Следующий этап работы

Автоматизация «с» в словах начинается сразу после его проговаривания в интервокальной позиции и в сочетании с другим согласным. Рассмотрим подробнее, как проводится работа на данном этапе автоматизации.

Вам будет интересно:Развивающие программы для детей 5 лет. Обучающие игры для детей

Интервокальная позиция – это окружение согласного гласными с двух сторон. Ребенку легче выговаривать такие тройные слоги: “аса”, “осу”, “иса”, “усы”, “осе” и т. д.

Дальше проговариваются несколько раз слоги со стечением двух, а потом и трех согласных перед гласной: “сма”, “сто”, “ске”, “сли” и т. д. Тройные согласные даются детям сложнее, например, такие: “стра”, “спро”, “скри” и т.д.

Закрепление

Чтобы проделанная работа не прошла даром, необходимо автоматизировать произношение. Консолидация также проходит поэтапно:

  1. Автоматизация по слогам. Здесь используются специальные фразы, в которых упор делается на повторение звука «до» и «до».

  2. Автоматизация слов. Используйте небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «S». Фонема должна присутствовать в слове в нескольких местах.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь уместно читать тексты и повторять услышанное. Они также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

Логопеды разработали специальные тетради с домашними заданиями. В них: таблицы с пошаговыми уроками, специальные фразы, скороговорки, стихи, картинки, тексты для чтения и многое другое, необходимое для устранения дефектов звукового произношения.

Речевой материал для автоматизации звука С в словах

Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу

С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.

сок — сон — сомстол — сток — стопоса — лиса — росафикус — минус — вирусфокус — глобус — автобусносок — песок — кусокмаска — каска — пляскавесы — носы — усыкокос — покос — насос

Словарь: сом, сон, крыса, колбаса, коса, лиса.

Словарь: русак, гусак, полосатый, косатка, салфетка, сарафан.

Словарь: лис, редис, хвост, рост, барбос, хвост.

Прочти и подумай

1. Вот салат, сок, сад, суп, сухарь, сор, сук, сыр, весы, сырок, бусы.

Что здесь можно есть и что нельзя? Что здесь самое вкусное?

2. Мы видим: ананас, поднос, фикус, ирис, кипарис, утёс, лес, аист, куст, хвост.

Что из них может расти и что не может? Назовите растения. Какие слова здесь оканчиваются на звук С?

3. На доске написано: оса, касса, лиса, сом, сова, песок, носок, сумма, сурок, судак, соболь, посуда, волосы, сокол.

Что здесь живое и что неживое? Что летает и что не летает? Кто может бегать? Назовите слова, оканчивающиеся на звук С.

4. Вове дали задание назвать 10 имён, в которых есть звук С. Но Вова назвал только пять: Соня, Сеня, Вася, Тарас, Люся.

Помогите Вове выполнить задание.

Соедини слова с картинками «Один — много»

Соедини слова с картинками: один предмет — много предметов: «Песок-пески…»

Словарь: оса-осы, песок — пески, косуля — косули, колбаса — колбасы, коса — косы, лиса — лисы, косынка — косынки.

Словарь: миска-миски, доска-доски, ласточка-ласточки, мост-мосты, пастух-пастухи, аист-аисты.

Поиграть в эти игры-онлайн можно здесь

Автоматизация звука С в чистоговорках

Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

Са-са-са — самокат, сова, лиса.Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.Со-со-со — соболь, сода, колесо.Су-су-су — суп, посуда, путасу.Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.Аса-аса-аса — колбаса и коса.Осы-осы-осы — волосы и косы.Усы-усы-усы — сарафан и бусы.Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.

Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.

Са-са-са, са-са-саОй-ой-ой! Летит оса!Сы-сы-сы, сы-сы-сыНе боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-суВидел кто из вас осу?Сы-сы-сы, сы-сы-сыМы не видели осы.

Са-са-са, са-са-саОтгадайте, где оса.***

 СА—СА—СА — вот лиса.СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.СО —СО —СО — у лисы колесо.СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.СА—СА—СА — нет у лисы колеса.СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.

Как закреплять результаты занятий

Для достижения желаемого результата следует постоянно заниматься с логопедом. Категорически не рекомендуется отказываться от уроков до первых улучшений произношения. Фиксация звука производится автоматикой. Этот процесс предполагает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях с логопедом ставятся задачи, выполнение которых помогает улучшить разговорные навыки. Этап автоматизации считается самым сложным. Домашнее задание помогает развить разговорные навыки и использовать выученные звуки в повседневной речи. Основная задача родителей — облегчить процесс, стимулируя и помогая ребенку.

Чтение вслух считается самым действенным способом закрепить результат. На ранних стадиях можно произносить простые скороговорки. В будущем вам придется перейти на более объемные тексты

Очень важно поговорить с малышом. Это не только тренирует речь, но и развивает слух

При дизартрии у детей применяют физиотерапию, медикаментозный и логопедический массаж в сочетании с упражнениями. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Сопровождается повышением тонуса и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Особенность заболевания — сложность преодоления дефектов. Поэтому процесс восстановления речи занимает гораздо больше времени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий