Звуковая культура речи в средней группе детского сада

Скороговорки для детей со звуками З-С

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в лоб, с санок все в сугроб.
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Семь суток старалась, семь суток спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
У киски в миске рис и сосиски
Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Сенокос, сенокос — луг остался без волос.
На острую косу много покосу. Был бы покос, да настал мороз.
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит. В том саду живёт садовник, он за сливами следит.
На скамейку мама села, справа Сева, Слава слева.
Смотрит Света сквозь стекло, солнце светит — всем светло.
Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон.
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
Три козы среди лозы схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь, а где лоза?

Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

Кто как кричит?

Воспитатель заготавливает озвученные игрушки или картин­ки (курица, петух, кукушка, лягушка). «Собрались мы гулять, вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит «Ко-ко-ко…». Как она кричит?» Все: «ко-ко-ко…» «Идем мы дальше, а ку­рица кудахчет «куд-куда?..». Как она кудахчет?» Все: «куд-­куда?..» «В лес»,- ответили мы ей и пошли дальше. На заборе

сидит петух и кричит «ку-ка-ре-ку!». Как петух кричит?» Дети: «ку-ка-ре-ку!..» «Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смот­рим, а воробьи уподсолнухов зерна клюют. Прогнали их дети. Как вы их прогнали?» Дети: «кыш-кыш…» «Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует «ку-ку…». Как кукушка кукует?» Дети: «ку-ку». «Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки ква­кают «ква-ква…». Как лягушки квакают?» Дети повторяют «ква-ква…». «Погуляли мы в лесу и вернулись домой».

Методические указания. При про­изнесении звука к:

а) губы находятся в положении следующе­го за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного;

в) при сочетании с гласными а, о, у, ы(твердый вариант звука) кончик языка опушен и оттянут от нижних резцов, спинка языка ка­сается мягкого нёба. При сочетании с глас­ными я, е, ё, ю, и(мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Угадай, кто кричит

Воспитатель заготавливает озвученные игрушки, изображаю­щие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Вместе с детьми он подражает крику этих животных, затем предлагает послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос одного из животных. А дети должны угадать, кто это.

Методические указания. Проводить игру можно 5-­6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизиро­вать вопросами всех детей.

Игра для подготовки артикуляционного аппарата для звука д.

Лошадки

Дети, изображая лошадок, строятся в колонну. По сигналу «поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. Дойдя до определенного места, «лошад­ки» останавливаются. Воспитатель говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет стучать копытами». Воспитатель берет двоих детей, и они, цокая, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, они проходят один за другим.

Методические указания. Следить, чтобы дети щелка’ ли кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не подворачивая его. Если у ребенка не полу­чается прищелкивание, то можно индивидуально с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка ириску и попросить присосать ее к нёбу.

Творческое рассказывание

Творческое рассказывание – самый сложный вид рассказывания. Психический процесс – творческое воссоздающее воображение. Ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица) опираясь на тему и свой прошлый опыт. Дети преобразуют свой накопленный опыт а создают новый образ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Точно, выразительно передавать свой замысел. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческое рассказывание – речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию. В старшем возрасте можно планировать в сказках разговаривает, лиса рыжая, хитрая и т.д. Эти свои знания, опыт детей переносят в придумывание творческих рассказов.

Существует несколько видом творческого рассказывания:

  • придумывание рассказа, начатого воспитателем;
  • рассказывание по плану;
  • рассказывание на предложенный сюжет;
  • придумывание рассказов-миниатюр;
  • придумывание сказок.

Темы могут быть самыми разнообразные: «Сереже подарили новую игрушку», «За что бабушка внуку сказала «спасибо», «Ира и Света хорошие подруги» и т.д. Темы о детских играх, развлечениях, морально-этического содержания, о животном мире, о природе.

Наиболее любимый детьми это придумывание рассказов по началу воспитателя. Воспитатель дает начало рассказа, т.е. частичный образец. В самом названии рассказа дается сюжет. Начало рассказа воспитатель придумывает или может взять готовое произведение. Например:

Рассказ Пеньевской «Как Миша потерял свою варежку». Бабушка связала Мише новые красивые красные варежки. Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят:, они шумели, смеялись. Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги» – крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора…

– А теперь придумывайте рассказы.

Воспитатель дает план.

– Что произойдет дальше?

– Кто и как помог найти варежку?

Обговариваются с детьми разные варианты, чтоб рассказы были разновариантными. Практическое задание:

Предложить начало рассказа на тему «Забавные приключения рыжего котенка»

5. Чтение произведений, объединенных одной темой. 

  • Принципы подбора произведений, тематика.
  • Методика проведения занятий по чтению произведений, объединенных одной темой.

Чтение произведений, объединенных одной темой, проводится в старших группах, так как дети этого возраста способны воспринять на одном занятии несколько произведений, могут дать оценку поступкам героев, мотивировать свое отношение, использовать при ответах на вопросы выдержки из текста.

В старшем дошкольном возрасте у детей развит определенный уровень мышления, операция анализа, синтеза, умение делать несложные выводы, воспринимать каждое новое произведение уже знакомого писателя, как часть его творчества. Дети научаются сопоставлять факты

При отборе произведений важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, постараться избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые образы с уже известными осмысленными ранее, опираться на текущую

| Комментариев к новости “Звуковая культура речи” уже 0:

Игра «Угадай клавишу»

Это занятие, по сути, является усложненной версией предыдущей игры. Если у вас есть дома пианино или синтезатор, отметьте несколько клавиш разными цветами или картинками так, чтобы они сильно отличались по высоте. С картинками, мне кажется, играть интереснее. Допустим, на низкие тона наклейте медведя, на высокие – птичку, а на первую октаву (посредине) – зайчика. Нажмите на отмеченные клавиши вместе с малышом несколько раз, затем попросите ребенка отвернуться и угадать, какая из клавиш прозвучала. Используйте в своем диалоге понятия «высокий», «низкий». В дальнейшем увеличивайте количество клавиш и уменьшайте расстояние между ними. Мы с дочкой начинали игру с трех отмеченных клавиш (это под силу и 1,5-годовалому ребенку), сейчас в наших играх задействованы 10 клавиш.

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе

При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «З»

Напомните ребенку, что звук «З» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.

Что кому

Воспитатель раскладывает на столе предметы. в названии которых есть звук ц. «Сейчас, ребята, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он го­ворит: «Мальчику-школьнику подарим… (ранец) или: «Портнихе для работы нужны… (ножницы) ». Вызванный ребе­нок угадывает, показывает и называет более подходящий предмет.

Примерный перечень предметов, необходимых для игры: огурец, пуговица, сахарница, ножницы, чернильница, яйцо, блюдце и т. п.

Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребенок давал полный ответ, хорошо и правильно называя данный предмет, четко произносил звук ц.

На один и тот же вопрос могут ответить 3-4 человека.

Хороводная

Дети становятся в круг. В. центре круга стоит ребенок,
изображающий девочку Нину. Дети ходят вокруг и говорят,

«Как у нашей Ниночки – На ноги надела.

Новые ботиночки, На ноги надела ­

Как она сумела – Плясать захотела»

Ребенок, изображающий Нину, имитирует движения надевания
ботинок. После последних слов воспитатель вместе с детьми хло­пает
в ладоши и поет мотив русской плясовой на звуках «на-на­-на…», а
Ниночка пляшет. Потом выбирают другую Нину.

Игра кончается общей пляской под пение воспитателя.

Методические указания. Текст воспитатель разучи­вает с детьми
заранее. Произносить его надо громко, четко, немного выделяя звук
н.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Рассказывание по памяти

Рассказывание о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти. Это более сложный вид рассказывания т.к. требует большей самостоятельности, основанный только на слове, без наглядности, воспитатель не может контролировать рассказы детей, т.к. не была в этой ситуации.

Этот вид имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к более широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовательном рассказе, формируется умение связно, последовательно понятно, ясно излагать свои мысли. Рассказывание их опыта вводится в средней группе.

Основой служит интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, события и т.д. рассказы детей могут быть интересны и разнообразны, когда интересен и разнообразен их опыт, а для этого воспитатель должен построить работу так, чтобы дети как можно чаще могли рассказать случаи из жизни. В этом направлении нужно работать н с родителями. Опыт детей может быть коллективным и индивидуальным.

Например: «Как я отдыхая летом у бабушки» или «Наш …» небольшие по объему, интересными по содержанию, логичными, идти от 1-го лица единственного или множественного числа. Язык рассказа приближен к разговорному. Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказывания. Например: составление писем, которое в младших группах используется вне занятий а в старших группах на занятиях. Дети составляют текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему другу, в другой детский сад, Деду Морозу и т.д.

Воспитатель готовит конверт, ручку, бумагу. Цель такого занятия – знакомство с традиционным правилом построения письма. В начале необходимо объяснить причину обращения к адресату с письмом (кому, что, зачем писать, что необходимо для письма). Затем воспитатель ставит вопрос: С чего надо начинать? – Обращение, приветствие.

Далее объясняется причина обращения к адресату, затем определенные вопросы – желание узнать о жизни, например заболевшего ребенка, как здоровье, какие новости. О чем спросим Олю, скоро ли она придет в детский сад. А затем уже сообщаем о собственной жизни. Иногда воспитатель дает небольшой план и побуждает детей рассказать подробнее о наиболее интересном.

Вместе с детьми отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяйте другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, заклеивается в конверт. Составление письма – коллективный рассказ детей.

Таким образом, рассказывание из опыта способствует расширению опыта детей, ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Дети учатся использовать свой опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Практическое задание: Составить примерный план ведения занятия.

4. Творческое рассказывание

  • Сущность, виды, тематика творческих рассказов.
  • Методика проведения занятий рассказывания по началу воспитателя.

Применение игр для развития ЗКР

Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.

Что развивают игры по ЗКР?

Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.

Звуковая культура речи

Задачи развития культуры речи:

  • правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
  • постановка хорошей дикции;
  • развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
  • формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие органов дыхания;
  • развития интонационных средств.

Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.

Существует определенная последовательность развития речевой культуры:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и закрепление звука;
  • закрепление звуков в словах;
  • подбор слов по заданному звуку.

Развитие фонематического слуха

Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.

Почистили зубы

Дети сидят на стульях лицом к воспитателю. Показывая кар­тинку, он говорит «Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. По­смотрите, как чищу зубы я (чистит языком верхние зубы с внутренней стороны.) А теперь все почистим верхние зубы, только с внутренней стороны. Лучше по­чистите зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы

стали у всех детей!».

Воспитатель вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы.

Методические указания. Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны.

Ход игры: Дети стоят в кругу и поют попевку «Лягушки»:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мело-дия двухдольного размера.

«Песенка про имя»

Цель: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное твор-чество, ритмический слух.

Ход игры:Педагог спрашивает у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок должен постараться пропеть свое имя так, как он захочет. Пропетое имя тоже несет в себе какую-то ритмическую формулу. Ребенок, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последова-тельность звуков. Педагог дает положительную оценку каждому ребенку, тем самым поддерживая в них жилание участвовать в игре, петь, им-провизировать.

Та-ня – Та-не-чка

Се-ре-жа – Се-ре-жень-ка

Ма-ша – Ма-шень-ка

Во-ва – Во-воч-ка

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Необхо-димо знание песенки «Заинька»

Оборудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Оборудование: Ложки, бубны, треугольники, барабаны, маракасы.

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

Развиваем фонематический слух

Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.

Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно. При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук)

При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).

Развивать фонематический слух можно, применяя:

  • игры на определение первого звука в слове;
  • игры на определение места звука в слове;
  • наглядность (картинки) в играх;
  • игры на соответствие картинки и слова;
  • на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).

Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры

При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:

  • для чего это нужно?
  • какого это цвета?
  • из чего сделано? ит.д.

Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).

Скороговорки для детей на звук Р

конкретного ребенкадвухлетний малышдетский садсложный звук

Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап!
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Грач с горяча осерчал на грача
Проворонила ворона вороненка
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка… (И так до тридцати трёх Егорок.)
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье.
Бородач боронил бороной борозду
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим.
У репки да редьки корень крепкий
Тридцать три трубача трубят тревогу
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа.
Киска у крыски украла ириску.

Ход НОД:

Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

-Сейчас я вам хочу загадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт).

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На\бруски надел я планки,

Дайте снег. Готовы…. (санки).

Видишь: белая зима,

Видишь: в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки).

Дразнишь- она кусается,

Смотришь- уже ласкаешься

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (собака).

-Что объединяет все эти слова?

-На какой звук они начинаются?

(Ответы детей: на звук «с»)

-Правильно, на звук «с».

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.».

-Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.

Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).

Мы подуем низко: с-с-с (присесть).

Мы подуем далеко: с-с-с,

Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).

-Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су– суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

-Какой звук чаще всего мы произносили?

Ответы детей: чаще всего произносили звук «с».

Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с».

-с, к, в, м, с;

-са, ма, су, ву, ты;

-сок, мак, рис, кот, сор, дом.

-Какое же сейчас время года?

Ответы детей: весна.

-Какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей: растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.

-Почему же это произошло?

Ответы детей: Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.

-давайте проведём солнечную физминутку.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол).

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).

-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики»

Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с»

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза).

Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

Ответы детей: – Познакомились со звуком «с»;

-проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с»;

– проговаривали чистоговорки.

Новый год

К нам зайдет Новый год,

Заведет хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза.

Незабудки

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

***

Захар змея запускает.

Зоя с зайкою играет.

Зина в лес пошла,

Землянику нашла.

***

Зайке холодно зимой.

Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат,

Так капустки хотят.

***

Идет коза, коза-дереза.

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой.

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Зина ведет козлят и козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

***

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя под березой поймала стрекозу.

***

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы

Всех друзей своих сегодня

Позовем на ёлку мы.

Зайка

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

***

Зажглась зелёная звезда

Запустим звездолёт туда!

Игра для развития слухового внимания.

Угадай, на чем играю

Воспитатель знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой,
барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму.
Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он
играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и
играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сиде­ли тихо,
внимательно слушали и не подсказывали друг другу, На одно занятие
брать не более четырех различных инструмен­тов. Игру проводить 5-7
раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий