Когда необходимо кардинальное вмешательство?
Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.
Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.
Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:
- Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
- Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
- Травмы;
- И др.
В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.
Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.
Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.
После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.
Вернуться к логопедическим занятиям после операции можно уже через неделю. Если понадобилось наложение швов – спустя 5-6 дней после их удаления.
По окончанию реабилитационного периода дети начинают гораздо чище произносить звуки «р» и «л», но это не говорит о том, что занятия с логопедом не нужны. Впереди еще длительная работа по становлению правильного произношения и закреплению результатов.
Обучение ребенка правильному произношению звуков «р» и «л» – длительное, что потребует и от родителей, и от ребенка усилий и временных затрат. Только от нацеленности на результат, работы в тандеме и добросовестном выполнении всех рекомендаций специалиста, будет зависеть положительный исход. Родители должны понимать, что даже после того, как малыш научился правильно произносить звуки, без должной тренировки – он не закрепится. Но не стоит давить на ребенка – это процесс постепенный, звук уже появился, и закрепить его, рано или поздно, все равно получится.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
14,041 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Ход занятия.
1. Повторение прошлого.
– Рисунки «На что похожа буква…».
2. Работа над пройденным материалом.
Игра: «Доскажи словечко».
– Звуки бывают … (гласные и согласные).
– Согласные звуки могут быть … (глухие и звонкие, твёрдые и мягкие).
– Гласные звуки носят … (красное платье)
3. Введение в тему.
– Ребята, к вам в гости кто-то пришёл, но покажется он вам только тогда, когда отгадаете загадку о нем. Я назову слова, а вы попробуйте догадаться о ком идёт речь!
Лес, сказки, злой, серый, зубастый.
– Ребята, вы догадались, кто спешит к нам в гости?
(появляется игрушка (картинка с изображением) Волка).
– В каких сказках можно встретить волка? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»….)
4. Изучение нового.
– Наш гость – Волк – не случайно пришёл. У него есть картинки, и он не знает, что же объединяет эти картинки! Предлагает их рассмотреть внимательно и назвать предметы, которые изображены.
Дети называют предметы. Варежки, ворона, воробей, ваза, валенки.
– Может быть, вы поняли, что объединяет эти картинки?
Ответы детей.
– А я, кажется, поняла. С какого звука начинается каждое слово?
– Правильно, со звука В. Значит, все картинки объединяет звук «В».
– Знаешь, Волк, предлагаю тебе и ребятам сегодня познакомиться со звуком «В», и научиться отличать этот звук от других звуков.
5. Знакомство со звуками (дайте характеристику этому звуку).
– ИГРА «Собери цветок». Назовите слова, которые нарисованы на лепестках ромашек. Давайте соединим лепестки к ромашкам. Не все лепестки раскрылись, поможем раскрыться ромашке?
– Исследуйте слова со звуком «Вь» и дайте ему характеристику
Вывод: Звуки «В», «Вь» – согласные, звонкие, «В» – твёрдый, «Вь» – мягкий. И определите, какой лепесток нужен ромашке.
– Вы молодцы! Правильно все рассказали Волку.
6. Волк хочет проверить, какие вы внимательные.
Игра «Поймай звук «В». Если услышите звук, слог, слово со звуком «В», хлопните в ладоши, если нет, то присядьте.
Ва, СА, Вар, врак, ув
Ветка, свет, Виктор, свитер, филин…
– Веселая игра, вы были очень внимательные!
7. Ребята, у Волка есть конверты.
– В них разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано.
В – самовар, ваза, сливы, неваляшка
Вь – ведро, цветы, телевизор, медведи
– Назови картинку, которую собрал. Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале, в середине или в конце слова?
(логопед проверяет все слова)
– Волк теперь тоже сможет находить звук «В» и «Вь» в словах!
8. Наш Волк что-то заскучал. Попробуем его развеселить. Поиграем? Мы с волком будем говорить чистоговорку, а вы повторять.
Ва-ва-ва – в лесу у волка зелёная трава
Ве-ве-ве – волк сидит на траве
Ов-ов-ов – наш волк дружить готов
Ву-ву-ву – волк не любит есть траву
– Молодцы, волк стал весёлый и на дружной ноте прощаемся с ним.
9. Итог занятия
– С каким звуком мы сегодня познакомили Волка и сами узнали о нем?
– Какое задание вам показалось трудным?
– Чтобы Волк хорошо запомнил звук «В» и определял его с в словах, предлагаю вам пройти по группе и найти предметы, в которых есть звук «В».
Что мешает ребенку выговаривать «р»
Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.
Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.
Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.
Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.
Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).
Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции
Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «П»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
- надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ;
- закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- высунуть язык и зажать его кончик губами, затем быстро втянуть язык и сомкнуть губы;
- надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: пф–пф–фп…
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Коварная буква «Р»
Если ребенок не выговаривает букву «Р» до 6 лет, можно не беспокоиться. Ведь эта буква одна из самых сложных и «встает» в последнюю очередь. Она довольно коварна, так как легко может заменяться на другие звуки – «л», например. А иногда можно услышать от своего малыша раскатистый глубинный рык вместо привычной «Р».
Как научить ребенка выговаривать сложную букву «Р»? Для начала следует понять, что проблема есть
Хоть и советуют до 6 лет не беспокоиться, все же необходимо особое внимание уделить проблемам с произношением у ребенка чуть пораньше, чтобы было время для маневра
Одним из эффективных методов обучения выговариванию буквы «Р» считаются скороговорки. Многие родители поражаются: как же можно научить ребенка говорить букву «Р», общаясь на скороговорках? Специалисты отвечают: очень просто. При быстром произношении звук может проскакивать автоматически. Естественно, выбирать придется те варианты, в которых много проблемных звуков, например, «Ехал Грека через реку…». Произносите с ребенком их громко, четко и хором.
Нужно постараться построить занятия с малышом так, чтобы в его лексиконе прибавилось слов с коварным звуком – ворона, дорога, река, рука и многие другие. Можно даже составить целый рассказ, в котором объединить логично все эти слова. Так прохождение материала будет более комфортным.
Что делать, если ребенок не выговаривает звук «Ль»?
Мягкий звук ставится уже после того, как твердый «Л» поставлен и закреплен в речи. Возьмите ложку и попросите ребенка длительно произнести звук «Л», а сами с помощью ложки чуть – чуть продвиньте язычок вглубь рта. У вас получиться «Ль», теперь этот звук так же надо закрепить в речи ребенка. В помощь логопедическое лото “Говори правильно”, звук Л’.
Для закрепления звука в речи можно использовать не только печатные книги, но и аудиодиск «Логопедия. Говорим правильно. Л-Л’». Это хороший вариант для семьи, где взрослый, занимающийся с ребенком, имеет ненормированное произношения звука «Л» (следовательно, не может являться образцом правильной речи для малыша)
Занимаясь, следите за тем, чтобы ребенок произносил звук «Л» утрировано: «уЛЛЛыбка, маЛЛЛыш». Подключайте к утрированному произношению всю семью, превратите занятия в игру и тогда положительный результат не заставит себя ждать!
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение «л» не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» — «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Варианты неправильного произношения звука «л»
Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:
- малыш пропускает звуки , ( «имон» (лимон), «апата» (лапата));
- вместо звука произносит , , и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
- когда слышатся носовые звуки : «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
- в словах заменяет твердый звук на мягкий : («люк» (лук), «дятель» (дятел)).
Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.
Формирование правильного произношения звуков
Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.
- Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
- Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
- Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
- Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
- Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.
https://youtube.com/watch?v=TV5XKa3i5ps
Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «В»:
- отсутствие звука, когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «олосы» и «улкан», вместо «волосы» и «вулкан»;
- замена звука, когда ребёнок заменяет звук «В» на «Л», например, произносит «лода» и «лаза», вместо «вода» и «ваза»;
- смешение звука, когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «вонтан» вместо «фонтан», и тут же вместо «врач» говорит «фрач».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Мимическая гимнастика
Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.
Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:
- «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
- «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
- «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.
Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:
- ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
- толкать шар языком;
- выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
- произносить скороговорки с шариком во рту.
Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:
- взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
- совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
- обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.
Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]
Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.
Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:
- Показать как правильно должен формироваться звук.
- Тренировать артикуляционную моторику.
- Научиться управлять потоком воздуха.
- Научиться идти к поставленной цели.
Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.
Упражнения для постановки звука для детей:
- Игра с мячом на повторение животных.
- Широкая улыбка.
- Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
- Высовывать и засовывать язык.
- Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
- Облизывать губы.
- Дуть, не надувая щек.
- Рычать
- Тарахтеть как автомобиль.
После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.
Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать
Упражнения для постановки звука для детей
Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.
Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.
Упражнения для постановки звука у детей:
- Языком касаться альвеол и обратно.
- Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
- Цокать как лошадка.
- Останавливать лошадку.
- Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
- Стучать языком по альвеолам.
- Трещать, как сорока (трррррррррр).
- Подражать мотору автомобиля.
- Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).
Тренировка дыхания
Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:
- Вызвать интерес к занятиям.
- Развить просодику речи.
- Ускорить правильное произношение.
Упражнения:
- Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
- Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
- Произносить глухие согласные.
- Произносить звонкие согласные.
- Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
- Сильный выдох.
- Выдох с произношением буквы с.
Артикуляционная гимнастика
Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.
Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.
Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному. Упражнения для мышц:
Упражнения для мышц:
- Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
- Сделать губы, как у уточки и застыть.
- Языком вертеть в разные стороны.
- Надувать щеки и сдувать.
- Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.
Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.
Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа
Техника постановки
Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.
Речевая гимнастика
Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:
Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.
Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:. Упражнения:
Упражнения:
- Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
- Повторять за логопедом скороговорки.
- Изображать ветер.
- Говорить с нарастающим звуком.
- Произносить слоги.
Постановка звуков [Л], [Ль]
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».
Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ..
При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:
- Постановка межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
- Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.
При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.
Постановка звука при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии
Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.
Постановка звука при замене звуком .
При замене звуком при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
При замене звука мягким звуком можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог , затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.
Во время произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.
В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно , затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: .
От звука ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.
Подобный приём можно использовать от сочетания («индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – , затем по верхним зубам и далее по альвеолам).
Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук на возможно низком тоне.
Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.
При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.
Основная трудность в постановке звука заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук
Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки
Рекомендации для родителей
Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:
Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже
Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее
Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.
Группы звуков в логопедии
Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.
Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:
- губно-зубные;
- переднеязычные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
Занятие с логопедом
По месту образования:
- дрожащие;
- боковые;
- срединные;
- носовые;
- звонкие;
- глухие.
Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции
Классификация звуков русского языка
В русском языке 42 звука, гласных и согласных.
- гласные — , , , , , ;
- звонкие — , , , , ;
- сонорные — , , , ;
- глухие — , , , , , .
Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.
Звуки в русском языке
Таблица групп звуков
Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.
Таблица деления звуков на группы:
Парные | Непарные | |
Звонкие | б, в, г, д, з, ж | л,м,н,р |
Глухие | п, ф,к, т, с,щ | х,ц,ч‘,щ‘ |
Твердые | б,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х | ж,ш,ц |
Мягкие | б‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ | ж‘, щ‘,ц‘ |
Шипящие | ||
ж, ш, ч‘, щ‘ |
Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «В». Пример цепочки звуков: Н, В, Т, У, Д, В, У, Р, А, В, А, Т, В…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «В». Пример цепочки звуков: АС, ВО, ТА, ВУ, РЯ, НЕ, ЗЯ, ВА, ВЭ, АС…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «В». Пример цепочки слов: ваза, груч, вздор, книга, мыло, звонок, кино, сковорода, варежка, рыба, фрукты…
Атмосфера занятий
Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме
Научить говорить звуки , в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.
Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.
Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.
Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.
Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.
За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.
Несколько способов постановки звука Л
Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.
Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.