Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Самоанализ НОД по экологическому воспитанию в старшей группе по теме:

Самоанализ НОДв старше группе по познавательному развитию

ст.воспитатель

Данилова Л.В.

: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом,

Познавательное развитие: продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Речевое развитие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Предварительная работа: рассматривание глобуса , заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, разработка знаков, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.

Материалы и оборудование: проектор, глобус, карта России, пластилин, доски для лепки, стеки, иллюстрации, дерево, фантики, корзинки.

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ, соответствующими старшему дошкольному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям. .

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности.

Беседа – сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации, рассматривание презентации с правилами поведения в лесу.

Оценивание поступков и правил, сбор мусора в лесу, так же способствовали смене видов деятельности детей на занятии, смене поз детей, с учетом Санпин. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Социально- коммуникативное: формировала умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывала заботливое отношение к природе.

Физическое: формировала правильную осанку детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учила детей читать с выражением стихотворения, воспитывала радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Соблюдены все требования Санпина к проведению занятия: временные рамки занятия — 25 минут, в середине занятия физминутка, смена видов деятельности и статических поз на занятии.

Занятие — основная форма работы

В условиях ДОУ экологические занятия считаются традиционной формой обучения, воспитания. При изучении тем по они позволяют сформировать первые представления о природных явлениях, об отношении к окружающему миру. Проводятся с детьми всех возрастов, что отражается на их специфике, выборе методов и приемов.

Занятия обладают большими возможностями. Накопленные при экскурсиях и наблюдениях представления, чувства качественно преобразуются в углубленные экологические познания. Под контролем взрослого формируется система простых и элементарных знаний в соответствии с требованиями образовательных программ. Знания предоставляются системно, последовательно. Развиваются познавательные процессы, способности.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

В XXI веке одними из самых сложных задач, стоящих перед человечеством, являются загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Решать данные глобальные проблемы нужно комплексно, меняя не только хозяйственно-бытовую деятельность человека, но и его мышление.

Основы отношения к миру закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому начинать учить бережно относиться к природе надо как можно раньше. Уже с момента поступления ребенка в детский сад ему следует прививать базовые навыки экологического мышления и поведения.

Определение

Экологическое воспитание в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Теоретические аспекты, для чего нужно, актуальность

Экологическое воспитание дошкольников включает следующие компоненты:

  1. Теоретический уровень — состоит в формировании базовых представлений об объектах и явлениях природы.
  2. Практический — заключается в приобретении навыков и умений бережного обращения с природными объектами, в том числе на бытовом, хозяйственном и трудовом уровне.
  3. Нравственный — воспитание морально-нравственных компонентов, отвечающих за общую экологическую культуру личности: ответственность, осознанность, бережливость, гуманность, эмпатию.
  4. Эстетический — взращивание эстетического чувства по отношению к природе, умения восхищаться и ценить ее в самых разнообразных проявлениях.

Основные задачи:

  1. Сформировать базовые экологические знания.
  2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  3. Заложить основы экологической культуры личности, включая такие компоненты, как экологическое сознание, мышление и поведение.
  4. Направлять активную деятельность дошкольников на охрану явлений и объектов природы.
  5. Укреплять любовь к природе на основе нравственных, эстетических и иных компонентов.

Для успешного экологического воспитания в ДОУ необходимо соблюдать следующие правила:

Приоритетность

Создавать атмосферу важности и значимости экологических проблем. Систематичность

Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему

Систематичность. Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему.

Личный пример

Воспитатели и родители должны своим примером показывать образцы бережного отношения к природе.

Самосовершенствование. Педагогам следует постоянно повышать свой уровень экологических компетенций.

Материально-техническая база. В ДОУ должна быть обширная, постоянная пополняемая база для проведения экологических занятий. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей и быть органичным компонентом образовательно-воспитательного пространства.

Диагностика и контроль. Необходимо систематически проводить диагностику сформированных знаний, умений и навыков в области экологии. В случае недостаточного уровня усвоения программы следует повторить и закрепить отдельные темы.

Средства экологического воспитания — это набор материалов и приспособлений для проведения занятий экологической направленности:

  • литература о природе;
  • иллюстрации;
  • карточки с изображениями животных и растений;
  • модели природных объектов;
  • «живой уголок»;
  • «ботанический сад»;
  • «зеленая зона»;
  • экологические игрушки и развивающие игры.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что:

  • в современном мире экологические проблемы выходят на первый план;
  • необходимо переориентировать сознание человека с потребляющего типа на природосообразный и созидательный;
  • фундамент отношения к окружающему миру закладывается в возрасте до 7 лет;
  • пробелы в экологическом воспитании, сделанные в дошкольном возрасте, потом очень трудно восполнить;
  • воспитание экологической культуры влияет на всю структуру личности.

Комплексные занятия

Среди всех форм наибольшую популярность у педагогов приобрели комплексные занятия. Эта форма, которая решает несколько задач сразу. Поэтому состоит из следующих частей:

  1. В начале уточняются и актуализируются детские знания по теме. Это развивает интеллектуальные способности и формирует познавательную активность,
  2. Во второй части используются немного другие методы работы: беседа по экологическому воспитанию, показ, наблюдение,
  3. Заключительная часть &#8212, самостоятельное детское творчество, поисково- познавательная деятельность, в которой ребенок через свою творческую и познавательную активность сам познает новое для него.

Читайте еще: Формы, методы и средства экологического воспитания

При верной организации комплексное занятия становится очень эффективной формой воспитания. Она развивает личность ребенка, помогает быстрому, системному освоению материала. Смена видов деятельности способствует отсутствию у детей усталости, не приводит к затуханию интереса к теме. Для удержания внимания используется музыка, кино, физкультминутки.

Занятия в средней группе

Дети 4-5 лет сензитивны ко многим видам деятельности, в первую очередь к игровой. С помощью игровых элементов можно знакомить детей с природой, формировать чувство сопереживания и созидания, восприятия природной красоты.

Система работы с дошкольниками средней группы предусматривает разную деятельность. Можно использовать чтение, инсценировки, игры, рассматривание иллюстраций, творческую деятельность.

В этом возрасте важно начальное формирование отношения к природе, ее взаимосвязям. Происходит накопление начальных представлений об окружающем мире

Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры.

Принципы экологического воспитания

К принципам экологического воспитания относятся:

  1. Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
  2. Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  3. Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  4. Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  5. Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
  6. Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  7. Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
  8. Целостность — установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

Ветер в этой игре — это воздух, бумажные бабочки улетают благодаря струйке воздуха, идущего из рта

Подготовка к занятиям

Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы

Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания

При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.

Занятия по экологии в детском саду

Конспект занятия по экологии «Зимние встречи»

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста “Перелётные птицы”

Конспект занятия по экологии “Экологическая пирамида”

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лесные модники», «Зимние гости»

Развлечение на экологическую тему для детей средней группы «В зимнем лесу»

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Как птицы весну встречают»

Конспект занятия по экологии по теме «Почему исчезают животные?»

Конспект занятия по теме «К первоцветам в гости»

Конспект занятия для старшей группы на тему «Животный мир Белгородчины»

Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Люблю березку русскую»

Конспект занятия «Птицы»

Акция «Столбисты»

Акция «Книга Красноярского края»

Конспект по экологическому воспитанию для детей в средней группе

Конспект занятия по теме «Почему исчезают животные?»

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей: «У природы нет плохой погоды», «Мой ласковый и нежный зверь»

Занятие по экологии в подготовительной группе «Где живёт Капелька?»

Интегрированное занятие средняя группа «На бабушкином дворе»

Занятие по экологии «Волшебница вода» в средней группе

Экологический турнир «На цветочной полянке» (старший дошкольный возраст)

Занятие по экологии в старшей группе «Весна, весна на улице»

Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа»

Конспект викторины «Мы – друзья природы»

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в осеннюю сказку»

Открытое занятие в средней группе «Хищники и травоядные»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Суд природы над человеком»

Конспекты по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Поглощение воды растениями»

Экологический КВН в детском саду «Мы – друзья природы»

Сценарий ООД для детей 5-6 лет викторина «Пернатые друзья»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет «Репка»

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Подарки Весны»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Север»

Конспект интегрированного занятия по экологическому развитию «Как поссорились март и февраль»

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников «Посев семян свеклы»

Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие капельки»

Конспект открытого занятия по экологии «Вот она какая вода»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудесная полянка»

Занятие по экологии в ДОУ «Юные спасатели»

Занятие по экологии в ДОУ «Осень»

Занятие по экологии в ДОУ «Волшебные листья»

Конспекты занятий в ДОУ: | | в ДОУ | в ДОУ | | в ДОУ | в ДОУ | в ДОУ | в детском саду

Занятия в средней группе

Дети 4-5 лет сензитивны ко многим видам деятельности, в первую очередь к игровой. С помощью игровых элементов можно знакомить детей с природой, формировать чувство сопереживания и созидания, восприятия природной красоты.

Система работы с дошкольниками средней группы предусматривает разную деятельность. Можно использовать чтение, инсценировки, игры, рассматривание иллюстраций, творческую деятельность.

В этом возрасте важно начальное формирование отношения к природе, ее взаимосвязям. Происходит накопление начальных представлений об окружающем мире. Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры

Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры.

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Хлеб всему голова»

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Хлеб всему…» Конспект занятия: ребенок и окружающий мир, старшая группа: “Хлеб всему голова” Цель: продолжать знакомить детей с простой системой.познакомить детей с трудом хлебороба.учить ценить хлеб-как основное богатство.развивать память,речь детей.воспитывать уважение к труду,к труду…

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека» Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. Воспитывать интерес к русским традициям, желание узнавать…

Занятие для детей 5–6 лет по ознакомлению c окружающим миром на тему «Одежда» Цели: Учить детей правильно называть предметы верхней одежды; формировать представление о видах одежды по сезонам; закрепить понятие “одежда”. Беседа с детьми: (Воспитатель задает всем ребятам по вопросу про одежду) Варианты вопросов: Что же такое юбка, брюки, рубашка ( одежда)…

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей комбинированной группы «Весна. Весенние заботы» “Весна. Весенние заботы”. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 102 комбинированного вида» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей комбинированной группы «Пчелка» Тема:…

Занятия по ознакомлению с окружающим миром – НОД по окружающему миру в старшей группе «Осень»

Статья «НОД по окружающему миру в старшей группе…» Нод в старшей группе по окружающему миру на тему «Осень». Составила: Лунина Багм Хадыргалиевна. Цель: Воспитывать чувства к родной природе Задачи: Закрепить знания детей об осеннем периоде, учить устанавливать причины и связи; дифференцировать красный, жёлтый, оранжевые цвета;…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка по лесу» КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ» Цель: воспитание бережного отношения к природе. Задачи: Образовательные: • расширять представления о многообразии растительного и животного мира; • познакомить детей с определениями лиственного и хвойного леса;…

Подгрупповое занятие с детьми 5 лет с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Обувь и уход за ней» Подгрупповое занятие с детьми 5лет с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Обувь и уход за ней». Лексическая тема: «Обувь». Цель: Продолжать формировать представление об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от…

Конспект занятия по окружающему миру в ДОУ для детей 3–5 лет «День Земли» Конспект занятия по окружающему миру для детей 3-5 лет «День Земли» Цель: Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней. Задачи: – Расширять представление об экологических проблемах, роли человека в природоохранной деятельности; – Формировать бережное…

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе – перейти на главную страницу рубрики.

Страницы: 2 …

Занятие —, основная форма работы

В условиях ДОУ экологические занятия считаются традиционной формой обучения, воспитания. При изучении тем по экологическому воспитанию дошкольников они позволяют сформировать первые представления о природных явлениях, об отношении к окружающему миру. Проводятся с детьми всех возрастов, что отражается на их специфике, выборе методов и приемов.

Занятия обладают большими возможностями. Накопленные при экскурсиях и наблюдениях представления, чувства качественно преобразуются в углубленные экологические познания. Под контролем взрослого формируется система простых и элементарных знаний в соответствии с требованиями образовательных программ. Знания предоставляются системно, последовательно. Развиваются познавательные процессы, способности.

Роль родителей

Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:

  • общие или групповые родительские собрания;
  • любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
  • дни открытых дверей;
  • проектная деятельность вместе с детьми;
  • выставки литературы и детского творчества;
  • индивидуальные, групповые консультации для родителей.

Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.

Типы занятий

Современная педагогика выделяет несколько типов обучающих занятий.

Первично-ознакомительные. Проводятся для ознакомления с представителями дикой природы, которых наблюдать не получается, природными законами, явлениями, связями между компонентами окружающей среды.

Часто компонентами таких занятий становится чтение литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

Занятия по углублению, расширению знаний (углубленно-познавательного типа) направлены выявление связей, закономерностей.

На них применяют как словесные, наглядные методы, так и практические: длительное наблюдение, самое простое экспериментирование, демонстрацию моделей. Очень эффективно использовать труд ребенка в природе. Углубленные занятия проводятся тогда, когда полученные знания необходимо закрепить, уточнить. Они способствуют интеллектуальному детскому развитию. Дети учатся находить элементарные связи, делать выводы. Это качественно развивает мышление ребенка.

Обобщающие занятия выполняют следующие цели:

  1. обобщить знания;
  2. формировать умение сравнивать, способность делать выводы, проводить простейший анализ;
  3. развивать речевую активность и абстрактное мышление.

При проведении обобщающих занятий эффективно применение дидактических игр, наблюдений, методов, позволяющих полученные знания использовать на практике.

Конспекты занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в III группе ЗПР (6-7 лет) «Семейные обычаи на Руси»

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «О Русь моя», для детей имеющих нарушения речи

Занятие по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Вспомним те дни»

Конспект занятия в средней группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина – Россия»

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в младшей группе «Моя дружная семья»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во II младшей группе «Москва – любимый город»

План-проект образовательной деятельности в старшей группе «День народного единства», «Мой город»

План образовательной деятельности «С праздником любимый город»

План образовательной деятельности в подготовительной группе «День народного единства», «Мой город, моя страна»

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Watch this video on YouTube

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра представляет собой логичный и естественный для ребёнка способ освоения новых знаний, умений и навыков, поскольку в дошкольном возрасте она является ведущим типом деятельности.

Дидактическая игра «Паутинка жизни»

Принимает участие группа детей от десяти и более. Для проведения игры будут необходимы:

  • мягкие игрушки или иллюстрации:
    • животных,
    • насекомых,
    • деревьев,
    • цветов,
    • моря или реки,
  • разноцветные ленты.

Все дети рассаживаются в большой круг, в центре располагается ребёнок, который исполняет роль солнца. Желательно, чтобы малыш, изображающий солнце, был одет в жёлтый костюм. Воспитатель обращается к каждому ребёнку с вопросом: «Кем бы ты хотел быть?». Каждый ребёнок получает игрушечного или нарисованного персонажа, которого он выбрал. Далее, воспитатель задаёт вопрос, обращаясь к каждому герою игры: «Кто нуждается в солнечном свете и тепле? Птицам необходимо солнце, а животным, а растениям?». Ведущий передаёт кончик цветной ленты каждому участнику, который говорит, что ему нужно солнце или другое растение, животное, вода, воздух и т. д., таким образом, между детьми образуется разноцветная паутина жизни, связывающая всех воедино.

Ребёнку предлагается отличить еду на вкус, не подглядывая

Игра с мячом «Назови предмет»

В центре круга — ведущий, он бросает мяч каждому участнику и называет категорию объектов природы: растения, животные, птицы, рыбы и т. д. Ребёнок вступает в игру, когда поймает мяч. Задача игрока — перечислить пять названий той категории, которая ему досталась, например: «Я знаю пять животных» и называет (кот, лиса, заяц, тигр, слон), после чего возвращает мяч ведущему. Следующему ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Цветы» и т. д.

Пластическая игра-имитация «Бегает, летает, плавает»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации животных или птиц, рыб и предлагает детям с помощью телесной пластики изобразить способ движения тех, чьи изображения они видят.

Сортировка мусора — один этапов игры для детей и родителей

Игра «Пищевая цепочка»

Ведущий предлагает игроку соединить ленточкой изображения всех животных, охотящихся друг за другом, выживание которых взаимно зависит от их существования, например, лягушка, комар. Все дети помогают найти правильные иллюстрации.

Виды экологических проектов в детском саду

По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.

Краткосрочный

Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:

  • познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
  • социально-коммуникативное (игры);
  • речевое (заучивание стихов);
  • физическое (прогулки);
  • художественно-эстетическое (утренники).

Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах

Долгосрочный

Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.

Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.

Посадка лука

В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.

Сетевые проекты

Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.

Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий