Дети-маугли
В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их “родителями” были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.
Одичавшие детки вели себя подобно животным – бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.
В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.
Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.
Проблемы воспитания в неполной семье
Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.
Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.
Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.
Любящие родители не будут доводить дело до разрыва и станут для своего чада образцом дружной семьи.
Психотерапевтическая функция
Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.
Семейные ценности в современных реалиях
Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.
Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».
Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.
Важно
Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.. Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи
Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию
Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.
Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?
Родители — пример для детей
Мама и папа — это те взрослые, которые находятся рядом с ребёнком с момента его рождения. Ребёнок познаёт мир, приобретая собственный опыт и усваивая опыт родителей. Как говорится в известной английской пословице, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас». Вы никогда не задумывались над тем, как точно передан смысл воспитательной функции семьи в одном предложении?
Родители — первые и самые значимые «учителя» для ребёнка. Он воспринимает близких ему взрослых как идеал, которому нужно подражать, на который он стремится быть похожим. Ребёнок усваивает не только всё хорошее, что есть в родителях, но и вредные привычки и нехорошие дела.
Если с детства ребёнок видит, что его родители курят или употребляют спиртные напитки. Ребёнок воспринимает это как норму. Взрослея, он может перенять эти вредные привычки. И неудивительно, что будучи еще совсем юным, ребёнок попробует сигареты и алкоголь на вкус.
Модель поведения в обществе
Родители — это значимые взрослые для ребёнка не только внутри семьи, но и во внешнем пространстве. А вы никогда не замечали, что ребёнок следует очень знакомым моделям поведения, общаясь с окружающими людьми?
Эти поведенческие модели он заимствует у родителей. И чем старше он становится, тем ярче проявляются в его поведении неосознанные родительские установки
Поэтому важно подавать ребёнку правильный пример взаимоотношений с другими людьми. Воспитывать в нём такие важные качества личности, как:
- вежливость;
- чувства такта, уважения
- и способность сопереживать собеседнику.
Не удивляйтесь, если вдруг услышите, что ваш ребёнок грубо разговаривает со своим другом или пытается дерзить в ответ на ваши замечания или просьбы. А сколько раз вы позволяли себе нелестные высказывания в адрес других людей или просто поругались с кассиром в магазине? Такие ситуации не проходят бесследно, а оставляют в душе ребёнка неизгладимый след.
Эта характеристика тесно связана с формированием социальной поведенческой моделью. И определяется позицией родителей по отношению к собственным детям, другим людям.
Авторитет, основанный на уважении и взаимопонимании, когда все члены семьи имеют своё мнение и могут свободно высказывать его, является лучшей почвой:
- для воспитания в ребёнке адекватной самооценки;
- ответственности;
- уважения к другим людям;
- способности сопереживать.
В педагогике также упоминается «авторитет любви». Несмотря на позитивное название, эта тактика родительского и детского взаимодействия несёт в себе негативный оттенок. Любовь без меры и воспитание на основе вседозволенности и всепрощения. Она приводит к тому, что ребёнок вырастает эгоистичным, требовательным, часто безосновательно, к окружающим.
«Авторитет подкупа», когда родители ни в чём не отказывают своему чаду, «доказывая» свою любовь материальными ценностями. Это также наносит вред и формирует ложное представление об истинных ценностях человека.
Нет ничего страшнее «авторитета подавления», основанного на страхе, угрозах, наказаниях. Дети, воспитанные на эмоциональном терроре, вырастают слабыми, безвольными. Их агрессивность приводит к печальным последствиям.
Эти ложные авторитеты оказывают негативное влияние на воспитательный процесс. Они способны вызвать необратимые явления в формировании личности ребёнка.
Институт семьи
Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.
Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт
Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества
Поэтому нормальная семья – понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости – психологической и физической. Нормально функционирующие семьи – это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.
Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.
Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.
Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.
Разнообразие вариантов воспитания
Один из таких вариантов – коллективное воспитание, которое предполагает размещение ребенка в специализированных учреждениях, таких как детский сад или школа. Здесь ребенок общается с другими детьми своего возраста и изучает общественные нормы и ценности в рамках группы.
Другой вариант – воспитание при помощи домашнего обучения. В этом случае родители самостоятельно занимаются образовательными программами с ребенком и способствуют его развитию и воспитанию. Этот подход часто выбирают родители, которые не согласны с образовательными стандартами или хотят обеспечить индивидуальный подход к обучению своего ребенка.
Домашнее обучение | Коллективное воспитание |
Преимущества: — Индивидуальный подход к обучению — Отсутствие негативного влияния окружающих | Преимущества: — Социализация через общение с другими детьми — Возможность учиться у специалистов в области образования |
Недостатки: — Отсутствие социализации — Недостаток опыта обучения у профессионалов | Недостатки: — Возможное негативное влияние со стороны других детей — Ограниченность индивидуального подхода |
У каждого варианта воспитания есть свои преимущества и недостатки. От выбора родителей зависит, какой подход будет наиболее эффективным для их семьи и ребенка
Важно помнить, что любой вариант требует внимания и заботы со стороны родителей, чтобы обеспечить правильное воспитание и развитие ребенка
Функции семьи
Рассмотрение семьи как института, подразумевает наличие определённых её функций. Эти функции подвергались различным трансформациям на протяжении многих лет. Принято выделять два их вида основные, которые можно выделить на всех этапах развития семьи, и вторичные чья роль уменьшалась в зависимости от исторического периода.
Для начала стоит рассмотреть основные функции, к которым относится:
- Репродуктивная;
- Воспитательная;
- Хозяйственно-экономическая.
Репродуктивная функция
Название данной функции говорит само за себя, репродуктивная функция отвечает за воспроизводство населения, продолжение рода, является одной из важнейших функций семьи
Помимо этого, данная функция отвечает за регулирование сексуальных отношений супругов, что очень важно для гармоничного развития отношений
Современная политика в социальной сфере большинства стран уделяет немалое внимание поддержке родительства и созданию семьи. Демографическая ситуация в наши дни характеризуется такими аспектами:
- Постоянное падение рождаемости, особенно в странах с высоким индустриальным развитием. Как последствие снижение репродуктивной функции;
- Старение населения в развитых странах;
- Сокращение трудоспособного населения.
Если взять российские семьи, то тут также наблюдается снижение рождаемости, так как в современном обществе существуют проблемы социального и экономического характера.
К таким проблемам, которые стали причинами снижения рождаемости можно отнести: проблемы с доступным жильём для молодых семей, низкий уровень жизни, безработица, и многое другое. Для того чтобы решить такие проблемы необходимо качественная политическая программа, направленная на проблемы семьи.
Воспитательная функция
Воспитательная функция или как её называют по-другому, функция социализации, заключается в передаче детям социальных ценностей и норм, а также обучение социальным ролям.
Как отметил социолог Т. Парсонс. Та самая социализация в семье или первичная социализация, влияет на весь процесс становления личности в обществе. Те нормы и ценности, которые ребёнок узнал в детстве, он использует на протяжении всей жизни.
В истории есть примеры, когда такая функция первичной социализации возлагалась на государства, однако её последствия дали негативный результат, были неэффективны.
Стоит отметить, что первичная социализация может быть негативной и внутри семьи, если такая семья неблагополучна. К таким семьям относятся семьи с проблемами алкоголя, наркомании, преступности и проституции.
Хозяйственно — экономическая функция
Данная функция включает в себя: ведение хозяйства, формирование бюджета внутри семьи, потребление, разделение обязанностей и тд..
В обществе доиндустриальном, семья вообще была основной экономической ячейкой. Когда же пришёл век индустрии, такая функция семьи ослабла. И теперь семья уже не производительная ячейка о потребительская. А все члены семьи теперь работают вне дома.
При этом занятость в общественной сфере одного из членов семьи, может быть условием обеспечения других её членов. Внутри каждой семейной ячейки происходит обмен услугами, поэтому и необходимо разделение внутри семейных обязанностей.
Стоит отметить, что в хозяйственную функцию семьи, входит также передача имущества по наследству. Раньше этот момент никак не отражался в законодательстве, сейчас же он приобрёл легитимность.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Функция эмоционального и духовного общения
Такая функция семьи также является одной из основных, так как именно в семье, человек получает первичную, эмоционально духовную поддержку, удовлетворяет свои потребности в общении.
Семья может поддерживать такую эмоциональную стабильность не только внутри семьи, но и с другими людьми, с которыми происходит взаимодействие. Для того чтобы создать сплочённость и взаимопонимание, членам семьи необходимо иметь общий досуг.
Стоит отметить, что наиболее эффективна такая функция там, где поддерживается общение со всеми членами семьи, бабушками, дедушками, тетями, и тд.
Повышение роли государства в воспитании детей
В настоящее время наблюдается ослабление воспитательной функции семьи, что частично объясняется повышением роли государства в воспитании детей. Семья, которая раньше осуществляла основную часть воспитательной работы, все больше обращается за помощью и поддержкой к государственным структурам.
Государство ставит перед собой задачи по обеспечению благополучия детей и созданию условий для их развития. Это проявляется в различных мерах поддержки, предоставляемых семьям. К примеру, государство предоставляет материальную помощь, обеспечивает доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, создает условия для содействия социальной адаптации детей.
Однако, повышение роли государства в воспитании детей несет с собой и определенные риски. Вмешательство государства в личные дела семьи может привести к потере автономии родителей в воспитательном процессе. Родители могут испытывать давление при принятии решений о воспитании детей, а государственные структуры могут не всегда учитывать индивидуальные особенности семьи и ее потребности.
В то же время, государственные программы и меры поддержки могут быть полезными для семей, особенно в случаях, когда у них отсутствуют необходимые ресурсы или возникают проблемы, требующие вмешательства специалистов. Государство может предоставить семьям дополнительные возможности для развития и воспитания детей, что помогает комбинировать семейные ценности и нормы социальной среды.
Таким образом, повышение роли государства в воспитании детей является сложным и многогранным процессом. Государство должно стремиться находить баланс между поддержкой семей и сохранением их автономии, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи. Семьи, в свою очередь, должны быть готовы обращаться к государственным структурам за помощью, сохраняя при этом свою ответственность и вкладывая собственные усилия в воспитание и развитие своих детей.
Экономическая функция
Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.
Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.
Детоцентризм
Этот стереотип посвящен ситуациям, в которых ребенка нужно прощать. В обществе бытует мнение, что детям простительно все. Подобное отношение многие путают с любовью. Фактически это приводит к избалованности, невозможности воспринимать обязательства, запреты, долг. Преимущественно в семьях, где повседневность подчинена такому стереотипу, взрослые обслуживают младших.
В настоящее время детоцентризм чаще наблюдается в семьях с одним ребенком. Сходные тенденции характерны и тем социальным ячейкам, где за воспитание в большей степени отвечают бабушки, дедушки, склонные оберегать детей от любых трудностей. Это приводит к эгоцентризму, инфантильности. Вырастая, молодые люди совершенно не способны взять на себя ответственность за совершенные поступки и не показывают ни малейшей инициативы к развитию этого качества.
Репродуктивная
Репродуктивная функция состоит в способности воспроизводить следующие поколения людей. Долгое время считалось, что главная задача любой семьи — это рождение и воспитание детей. Однако в современном обществе существует множество бездетных пар, живущих друг с другом не для продолжения рода, а потому, что их устраивает такой образ жизни.
В древности репродуктивная функция была основой выживания человеческого рода. Поэтому была распространена полигамия — ситуация, при которой брак заключался не с одним партнёром, а с несколькими одновременно. С улучшением условий жизни, появлением системы нравственных ценностей появились моногамные семьи, в которых брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной.
Рис. 1. Свадьба.
Хозяйственно-бытовая функция
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка – все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.
Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.
Слайд 7Воспитательные функции семьи: 1. Влияние семьи на ребенка сильнее
всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. 2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. 3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи, выходят члены общества: какая семья -такое и общество. 4. Семья обеспечивает преемственность традиций. 5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. 6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. Дети – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые ” воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Нравственная и гражданская позиция родителей как одна из проблем семейного воспитания
Одной из основных проблем современного семейного воспитания является нравственная позиция родителей и особенности их взаимодействия с собственным ребенком.
Современные родители зачастую уделяют очень мало времени своим детям. Это связано с их занятостью, стремлением построить карьеру и достичь определенного материального благополучия. Как показывает практика, при таком положении дел в семье, воспитанием детей занимаются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие сестра или братья. Несмотря на заботу со стороны других родственников, дети испытывают дефицит внимания от родителей.
Дети, которые испытывали дефицит внимания со стороны родителей, вырастают и возвращают родителям гораздо меньше любви и заботы, чем дети, которых родители воспитывали самостоятельно и уделяли их достаточно много времени.
Однако, в настоящее время нет однозначного ответа, как же все-таки правильно воспитывать в семье
Чрезмерная опека и внимание со стороны родителей также могут оказать негативное влияние. Взрослее ребенок будет стремиться уйти из-под опеки родителей, стать самостоятельным
Иногда это приводит к тому, что дети стремятся доказать свою «взрослость» совершая различные поступки, не всегда укладывающиеся в общепризнанные нормы. Аналогично и в случае, когда ребенку уделяется мало внимания, ребенок стремится привлечь родителей к себе, совершая разнообразные провокационные поступки.
Также нет единого ответа и на вопрос как правильно в семье воспитать духовно богатую и нравственную личность. Современный нравственный уровень подрастающего поколения находится на таком уровне, который не соответствует потребностям общества. Данное противоречие является актуальным в современной педагогике, которая считает, что только в семье можно воспитать действительно полноценную и развитую личность, обладающую всеми необходимыми нравственными качествами.
Замечание 1
Таким образом, на родителей возложена большая ответственность по воспитанию нравственной и культурно богатой личности. Достигается это в основном за счет собственного примера, который родители подают детям.
Социальные проблемы, влияющие на семейные ценности
В современном обществе существует ряд социальных проблем, которые оказывают негативное влияние на семейные ценности и воспитательную функцию семьи.
Первая из таких проблем — это ускоренный ритм жизни и стремительные изменения социальной структуры. Родители все больше времени проводят на работе, пытаясь обеспечить своей семье достойный уровень жизни. Они часто вынуждены оставлять детей на долгие часы под присмотром няни или различных учреждений. Такая ситуация приводит к ухудшению коммуникации между членами семьи и ослаблению взаимного понимания.
Вторая проблема — это глобализация и информационные технологии. С появлением интернета и социальных сетей люди получили доступ к огромному количеству информации и новым формам общения. Однако, это также привело к возникновению новых угроз и опасностей. Дети и подростки сталкиваются с рядом негативных влияний, включая вредные контенты, цифровую зависимость и онлайн-буллинг. В такой ситуации, семья должна выступать как защищенное пространство и источник поддержки, однако ее воспитательная функция ослабевает из-за плохого контроля и недостатка внимания родителей.
Третья проблема — это изменение социальных ценностей и нравственных устоев. В современном обществе наблюдается размывание традиционных семейных ценностей. Растет количество неполных семей, разводов и нежелания у людей заводить детей. Семья перестает быть приоритетом, и индивидуализм становится основной ценностью. Это отражается на воспитательной функции семьи, так как отсутствует единый системный подход к воспитанию детей и передаче моральных принципов.
Проблема | Влияние на семейные ценности |
---|---|
Ускоренный ритм жизни и стремительные изменения социальной структуры | Ослабление коммуникации и взаимного понимания между членами семьи |
Глобализация и информационные технологии | Угрозы и опасности для детей и подростков, ослабление контроля и недостаток внимания со стороны родителей |
Изменение социальных ценностей и нравственных устоев | Размывание традиционных семейных ценностей и отсутствие единого системного подхода к воспитанию детей |
Все эти социальные проблемы влияют на функционирование семьи и ослабляют ее воспитательную роль. Понимание и осознание этих проблем является важным шагом к преодолению их отрицательного влияния на семейные ценности и воспитание детей.
Определение семьи
Прежде чем перейти к функциям семьи нужно понять что же такое семья с точки зрения социологии. Определений семьи существует достаточно большое количество. В социологии основным определением принято считать то, в котором семья — это социальный институт.
Определение
Семья — это малая группа, которая основана на браке и кровном родстве, члены такой группы связаны общим бытом, общей ответственностью и взаимопомощью.
Представлении семьи, как социального института, который формирует ценности и нормы всего общества, из поколения к поколению. Человек в течении жизни попадает в различные социальные группы, это сад, школа, другие образовательные коллективы, рабочие группы и тд., но только семейная ячейка остаётся на протяжении всей жизни.
Институт семьи, многосторонняя структура, состоящая из институтов брака, родства, отцовства, опеки, защиты детства и других. Ещё стоит отметить, что это один из древнейших институтов.
Многие мыслители, философы социологи размышляли на тему семьи и давали этому явлению своё определение.
- Группы отношений, которые создают современное понятие семьи:
- Природно-биологические. По-другому можно сказать половые или кровнородственные;
- Экономические. Ведение быта, хозяйства влияющего на экономическую сферу;
- Духовно-психологические. Воспитательные, родительские, создающие нормы и морали.
- Выделяются также следующие виды семьи:
- патриархальная, глава семьи мужчина;
- матриархальная, глава семьи женщина;
- демократическая, равноправие или периодическая смена ролей;
- нуклеарная, когда во главе хозяйства двое взрослых людей.
Ошибки семейного воспитания – причины проблем
Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.
Непонимание
Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.
Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.
Неприятие
Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне
У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств
Отсутствие гибкости
Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.
Непоследовательность
Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.
Чрезмерная эмоциональность
Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.
Доминантность
Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.
Гиперсоциальность
Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.