В погоне за неуловимой троицей: Оно, Я и Сверх-Я

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Взгляд К.Г. Юнга на бессознательное

В отличие от 3. Фрейда К.Г. Юнг не только не противопоставлял бессознательное и сознательное, но считал, что сознание основано на слоях коллективного бессознательного, архетипах — идеях, сформировавшихся у человечества в далеком прошлом. Человек стремится к самореализации, основываясь на стремлениях подсознания, которые обусловлены коллективным бессознательным. Чувство, подсознание, а не мышление, не сознание, говорит нам, что для нас хорошо, а что плохо. Все наши непроизвольные реакции находятся под влиянием глубинных структур, универсальных образов (символов). Человек сталкивается с проблемой адаптации не только к внешнему миру, но и к своему внутреннему миру.

Вот что он пишет в своей работе «Воспоминания, сны, размышления»: «После разрыва с Фрейдом для меня наступило время внутренних колебаний. Как будто я потерял ориентиры и не мог больше найти землю под ногами. Но прежде всего мне пришлось выработать новое отношение к своим пациентам. Я решил полностью положиться на их рассказы и не связывать себя какими-либо первоначальными предубеждениями. Поэтому я оставил все на волю случая. Вскоре я обнаружил, что пациенты спонтанно рассказывают мне о своих снах и фантазиях, а я просто задаю вопросы типа: «А что вы помните об этом?» или «Как вы сами это понимаете?». Где вы его взяли?». Таким образом, объяснение исходит от самого пациента, рождается из его собственных реакций и ассоциаций. Я избегал всевозможных теоретических установок и просто помогал пациентам понять себя, объяснить свои бессознательные образы.

Вскоре я был твердо убежден, что иду по правильному пути, что сны нужно понимать именно так, как исходный материал для интерпретации бессознательных процессов. Конечно, мой новый метод таил в себе много сюрпризов. Все больше и больше я чувствовал необходимость в объективном критерии, я бы сказал, точке отсчета.

Юнг считал, что «бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново. Согласно этому, сознание — «лишь вторичный феномен, наложенный на основную психическую деятельность, которая является деятельностью бессознательного». Полагать, что сознание определяет отношение человека к жизни — ошибка. «Мы проводим значительную часть нашей жизни в царстве бессознательного; мы мечтаем и видим сны….. Во всех основных жизненных ситуациях наш сознательный разум опирается на бессознательный разум. В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и только потом обретает сознание. Если так называемое личное бессознательное состоит из «забытых, подавленных, репрессированных, воспринимаемых только бессознательно» элементов, происходящих из индивидуальной жизни, то коллективное бессознательное не обусловлено социальными или этническими влияниями, Оно является хранилищем реакций на универсальные ситуации, такие как страх, угроза, борьба с высшей силой, отношения полов, отношения родителей и детей, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть света и тьмы.

Г. Юнг отмечал, что одним из наиболее существенных свойств бессознательного является то, что оно способно компенсировать реакции сознательного разума. В нормальных условиях реакция сознательного разума специфична для конкретной личности и приспособлена к внешней реальности, тогда как бессознательное обеспечивает типичную реакцию, которая исходит из всего опыта человечества и гармонирует с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Бессознательное, таким образом, дает человеку возможность принять такое отношение, которое соответствовало бы конфигурации его психики в целом.

Сознание и Бессознательное

Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное – это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.

Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию .

Объясним на примере

Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.

Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.

Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».

В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Интересные факты[править]

Ну подумаешь — чёрный играет белого. В советском кинематографе были случаи, когда негр играл китайца, а потом цыган играл негра.

С Баша
  • Книга по игре по книге:

    • В 1921 г. по дороге из Костромы в Баку, которая вместо трёх запланированных дней затянулась на целый месяц, Павел Бляхин написал приключенческую повесть «Красные дьяволята». Главными её героями были о брат и сестра по фамилии Недоля, в середине сюжета к ним ещё присоединился китаец Ю-ю, в прошлом работник китайской прачечной. В «Дьяволятах» была ещё куча тропов, не вошедших в «Неуловимых». В ней герои совершают героическое самопожертвование, прикрывая отход товарищей. В результате главную героиню захватывают в плен бандиты, и подвергают злодейской пытке, а затем ведут на расстрел, но она спасается благодаря прибытию кавалерии. Однако пытки и казнь девушки-подростка показались сценаристам слишком жестокими для юношеской аудитории, хотя в условиях гражданской войны такое творилось сплошь и рядом всеми сторонами.
    • В 1923 г. книга была экранизирована, и место китайца занял афроамериканский мальчик Том Джаксон, бывший уличный акробат. Потом сняли несколько продолжений фильма.
    • В 1967 г. вышел ремейк «Неуловимые мстители», в котором в качестве нацмена взяли «родного» цыгана, добавили в команду умника и поменяли фамилию главных героев на Щусь, а Махно — на Бурнаша.
    • В 1998 г., когда наша страна ещё считалась самой читающей, Григорий Кроних написал первого фильма о мстителях «Великолепная четвёрка». Здесь тоже не обошлось без сиквелов, в которых действовали дети и внуки героев гражданской войны в России, и сборник со всеми частями назвали «Приключения неуловимых мстителей». Фамилию брату и сестре зачем-то снова сменили — теперь они Ларионовы.
  • Работу над фильмом Э. Кеосаян начал с того, что устроил для всей съемочной группы просмотр вестернов, отыскавшихся в Госфильмофонде.
  • Первоначально проектом занимался Митта, а сценарий писал Н. Эрдман, автор нескольких успешных истернов, в т. ч. «Смелые люди». Но Эрдман почему-то не сумел адаптировать «Красных дьяволят», а Митта, не дождавшись его, занялся проектом «Звонят, откройте дверь».
  • Первым рабочим названием фильма было «Знак четырёх» (отсылка к Конан Дойлу).
  • В одном из вариантов сценария погибал Яшка, в другом — Ксанка.
  • В первоначальном замысле режиссера было сделать Ксанку «мальчиком», которого случайно разоблачает Яшка, видя, как «он» купается. Результатом этого стал мальчикообразный облик Ксанки в первом фильме и отчасти во втором (это в третьем она расцветает и превращается в секс-символ).
  • В первом фильме Яшка переплыл реку в одежде, а через мгновение побежал в село уже сухим. Вот уж точно — вышел сухим из воды!

«Сверх-Я»

«Сверх-Я» (Суперэго) – это такая насадка на «Я» (эго) – «филиал» глобальной общественной морали в голове индивида. Зарождается на более поздних этапах созревания личности на почве более-менее сформированного «Я».

«Сверх-Я» состоит из подавляющих «Оно» убеждений о том, как «надо» и «правильно». Таким образом сиюминутные животные желания «Оно» вступают в конфликт с идеалами «Сверх-Я».

Первые зачатки самоконтроля у ребенка – это признак зарождающегося «Сверх-Я». Полагаю, что надеяться вырастить просветленного отпрыска бесполезно. Судя по всему, прохождение через комплексы и неврозы – это неизбежный этап душевного взросления.

«Сверх-Я» растет на почве родительского наказания (за непослушание) и поощрения (за повиновение). Так в нас зарождается чувство вины и гордость. Мы приучаемся испытывать вину за бесконтрольность своего «Оно» и гордость за соответствие идеалам «Сверх-Я».

Примерно отсюда коренятся все проблемы чувства собственной важности и неуверенности в себе. Это наш вечный страх облажаться, непрерывная гонка за «лучшим» и бесконечные утверждения своего места в жизни

«Сверх-Я» со своими требованиями ненасытно, потому что – это не резервуар, заполнив который, можно успокоиться, а безостановочно работающий механизм, высасывающий личную силу. Он побуждает нас без конца перепроверять происходящую реальность от страха перед возможной виной и в надежде на поощрение гордости.

«Сверх-Я» по собственным локальным меркам принуждает к реализации идеальной жизни. Особо плотно подсаживаются на его идеалы самые благородные из нашего общества. Наглядные примеры можно найти в русской классической литературе – их там множество почти в любом романе.

«Сверх-Я» создает для нас хорошее и плохое, благое и грешное. В зависимости от мировоззрения, «Сверх-Я» может окрашивать себя в образы божественного и возвышенного, а «Оно» облачать в покровы демонического и невежественного. В этом ракурсе вся тьма внешнего мира – лишь проекция нашего собственного подавленного животного начала.

«Я» (Эго) в этой связке мечется в поиске примиряющего компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» планирует и откладывает, блюдет правила и ритуалы, маскируя животные желания благочестивой маской. То есть мы боремся за честь, подавляем, маскируем или же воплощаем первобытные повадки «Оно» в пристойном, удобоваримом виде, чтобы словить бонусов от «Сверх-Я» (Суперэго).

Сводка

Онлайн-школы для обучения:

  • Skillbox;
  • Нетология;
  • Teach Line;
  • GeekBrains;
  • Фоксфорд;
  • Викиум;
  • Тетрика;
  • Инглекс;
  • ЕШКО;
  • Puzzle English;
  • Skyeng;
  • EnglishDom.

Подборка книг для саморазвития:

«Думай и богатей» – Наполеон Хилл;
«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» – Дейл Карнеги;
«7 навыков высокоэффективных людей» – Стивен Кови;
«Тонкое искусство пофигизма» – Марк Мэнсон;
«Магия утра» – Хэл Элрод;
«Мысли по-крупному и не тормози» – Дональд Трамп;
«От срочного к важному» – Стив Макклетчи;
«Тайм-драйв: как успевать жить и работать» – Глеб Архангельский;
«Думай как инженер» – Мадхаван Гуру;
«Хватит быть славным парнем» – Роберт Гловер;
«Вы ничего не знаете о мужчинах» – Стив Харви;
«Как перестать беспокоиться и начать жить» – Дейл Карнеги;
«Работа, деньги и любовь» – Наталья Грэйс;
«Чего ты по-настоящему хочешь» – Беверли  Бэтчел;
«Азбука денег» – Бодо Шефер;
«Будь лучшей версией себя» – Дэн Вальдшмидт;
«Ты можешь больше, чем ты думаешь» – Томас Армстронг;
«Путь к финансовой независимости» – Бодо Шефер;
«Богатый папа, бедный папа» – Роберт Кийосаки;
«Думай как миллионер» – Харв Экер;
«К черту все. Берись и делай» – Ричард Брэнсон;
«Разбуди в себе исполина» – Тони Роббинс;
«Драйв

Что на самом деле нас мотивирует» – Дэниел Пинк;
«Кто заплачет, когда ты умрешь» – Робин Шарма;
«Монах, который продал свой Феррари» – Робин Шарма;
«НИ СЫ» – Джен Синсеро;
«Ем, бегу, живу» – Юлия Высоцкая;
«Голодный мозг» – Стефан Гийанэй.

Подборка фильмов для саморазвития:

  • «Основатель»;
  • «В погоне за счастьем»;
  • «Социальная сеть»;
  • «Вселенная Стивена Хокинга»;
  • «Пираты силиконовой долины»;
  • «Всегда говори Да»;
  • «Одержимость»;
  • «Человек, который изменил всё»;
  • «Форрест Гамп»;
  • «Авиатор»;
  • «Игра на понижение»;
  • «Стажер»;
  • «Область тьмы»;

_

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии.
Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. – М. : Когито-Центр, 2010. – 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. – М. : Директ-Медиа, 2007. – 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. – СПб : Алетейя, 2012. – 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Вытеснение

Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.

Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.

И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.

Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории. Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны

Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

Как начать поручение «Сказано – сделано!»

В отличие от стандартных заданий мира, вы не сможете получить данную миссию, просто поговорив с конкретным персонажем или выполнив определенные требования. Дело в том, что поручения выдаются случайным образом (после достижения 12-го ранга приключений) и меняются каждый день.

Впрочем, можно немного увеличить вероятность выпадения необходимого квеста. Для этого откройте справочник путешественника (нажмите на значок открытой книги в правом верхнем углу) и перейдите во вкладку «Поручения». Там в графе желаемого региона выберите Мондштадт, так как именно в этой локации придется проходить это задание.

«Я» и «Оно»

Фрейд уподобляет «Я» всаднику на лошади «Оно». Представьте, как всадник движется по пересеченной местности. Он чувствует, что движется сам, когда на деле он это движение лишь направляет. А движется лошадь. Всегда двигалась лошадь. В каком-то смысле и решала, куда пойти все это время только она. Подчиняться воле всадника, или сбросить его на пол пути – ее воля. В этом смысле «Оно» и есть изначальный управляющий.

Теперь представьте ухоженного менеджера у красивой витрины. Он считает себя истинным лицом компании, которую презентует. Но где-то неподалеку мы находим его неотесанного безжалостного начальника, которого волнуют не внешние декорации, а исключительно убыток и выручка – то есть страх и удовольствие. И все это время менеджер по сути занимался ублажением начальника результатами своей деятельности. Эти результаты – те сущностные ощущения – «приятно»-«неприятно», «опасно»-«безопасно», которыми и питается «Оно».

«Оно» управляется так называемым «принципом удовольствия» – то есть стремится выжать весь кайф из момента. «Я» подчиняется «принципу реальности» – это означает, что «Я» пытается ограничивать потребности «Оно», приводя их в соответствие с требованиями внешнего мира.

«Оно» не видит жизни «Я», а только чувствует вкус энергии, поставляемых ему впечатлений. В этой аналогии «Я» – не столько всадник на лошади, сколько виртуальный шлем на ее голове.

«Я» как бы гипнотизирует «Оно», подменяя реалии психическим потоком своего «кино» о жизни. «Я» затевает внутреннюю игру, по итогу которой надеется получить итоговое «приятно» на прокорм «Оно». «Я» – что-то вроде призматической прослойки между «Оно» и объективной реальностью. «Я» поставляет профильтрованную реальность для «Оно», рисует воздушные замки, побуждая «Оно» удовлетворяться эфемерным.

Поэтому, когда во внешней физической среде безопасно и комфортно, мы все равно способны испытывать бурю самых противоречивых эмоций. Наше «Я» увязает в собственной внутренней вселенной, где для него никакой продолжительной безопасности нет

Там, в этом «встроенном» в себя мире мы непрерывно возводим призрачные пьедесталы собственной важности, с которых так же непрерывно с неподдельным страхом срываемся

То есть в глубине души мы – те же животные, но выживаем не столько в реальности биологической, сколько в реальности психической – мечемся между все теми же примитивными «приятно»-«неприятно», которые для нас рисует наша психика.

«Я», пытаясь ублажить «Оно», кормит его самыми впечатляющими образами, порой, упиваясь самообманом. На прокорм подходит все самое прекрасное, во что удается поверить. Но малейшие признаки лжи, ставят под сомнение всю постановку, и «Оно» начинает тревожиться, посылая на поверхность сигналы об опасности.

«Я» живет во времени, как бы заглядывая в свое виртуальное будущее. И этот навык позволяет «Я» «понимать», что животные повадки «Оно», заинтересованного в самоублажении здесь и сейчас, слишком прямолинейны и безответственны – они не учитывают последствия, настигающие в будущем. То есть будущее для «Я» так же реально, как и настоящее – оба континуума являются набором пониманий о происходящем.

Исходя из того, как «Я» описывает Фрейд, – это часть психики, которая стремится реализовывать потребности «Оно» приемлемым в социуме образом. Поэтому мы не просто отплясываем брачные танцы, чтобы после – аргументированно наброситься на партнера со своей биологической нуждой, а предварительно с ним знакомимся и завязываем «отношения». «Отношения» здесь беру в кавычки, чтобы подчеркнуть их декоративную природу относительно инстинктов.

Можете вспомнить случаи из собственной жизни, где безуспешно пытались сохранить спокойствие. «Оно», например, замечает высоту и посылает страхом свой сигнал об опасности. И «Я» начинает заговаривать свою внутреннюю реальность («начальника»), дескать все ОК – эта высота к нашей безопасности отношения не имеет. Неловкие, неуклюжие действия, заикания, дрожь, румянец – все это конфликтующие побуждения «Оно», пробившиеся сквозь щели скафандра «Я».

Считается, что «Я» отвечает за принятие решений. На деле, куда больше похоже на то, что «Я» эти решения себе лишь приписывает, чтобы сохранить успокаивающую иллюзию целостности и контроля. Все это психическое варево – словно набор многоуровневых программ, которые взаимодействуют друг с другом спонтанно, без какой-либо исходной правящей инстанции. Тот эпицентр, который создает видимость конечного источника волеизъявления, мы и ощущаем собственным «Я». На progressman.ru этой теме посвящен целый цикл статей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий