Три этапа сексуального воспитания

Типы семей и особенности воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние

Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение

Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Помогаем сформировать границы

Воспитание и формирование границ начинается с младенчества, когда мы не позволяем себе обращаться с ребёнком как с предметом. Мы не позволяем подойти к малышу, который чем-то занят, схватить его молча сзади и понести, куда нам надо. Мы обязательно подойдём так, чтобы он нас увидел, глядя в глаза, сообщим, что пора пойти купаться. И только после этого возьмём на руки.

Взрослые формируют границы ребёнка, когда не заставляют их обнимать, если он не хочет. Бывает, что родители или бабушки обижаются после его отказа: «Ну что ж ты меня не любишь, что ли?» Это эмоциональный шантаж, с помощью которого мы переходим границы малыша — даём понять, что их нет, что его чувства не важны. Что он должен уступать и отступать перед теми, кто этого от него потребует.

Спрашивая ребёнка, можно ли его обнять, мы уже начинаем уважать его тело.

Так для ребёнка становится нормой, что моё тело — это моё тело. И поэтому любые поползновения, которые будут переходить границу, будут вызывать реакцию: он даст ответ или придёт к вам за советом.

Обходитесь бережно с телесными границами детей. Защищайте их границы от страждущих дедушек и бабушек, которые хотят потискать внуков. Объясняйте ребёнку, что у него есть право говорить «нет»:

— Ты имеешь право сказать «нет» тому, кто хочет до тебя дотронуться.

Ближе к 3 годам мы объясняем, что это его интимные зоны, которые он может исследовать сам с собой, не на виду. Или показывать маме и папе или доктору в их присутствии. А остальным можно сказать «нет». Мы даём понять ребёнку, что он здесь хозяин своего тела — никто не может сделать ничего против его воли. При таком воспитании для подросших детей чёткие границы становятся нормой.

«Мы пришли в гости, а там ребёнок постарше предложил сыну показать его половые органы. Как лучше действовать?» Если ваш сын пришёл к вам с жалобой или за советом, поддержкой — напомните ему, что он всегда может сказать «нет», и вы его поддержите. Не стоит драматизировать ситуацию и нападать на другого ребёнка, рассматривать произошедшее как проблему — это отрикошетит и в вашего сына. Тема интимности окрасится в стыдные табуированные тона для всех присутствующих детей. А дело-то в границах, в их удержании. За этим пришёл ребёнок, чтобы вы помогли их подкрепить и усилить. И именно это работает в дальнейшем на его счастливую жизнь, в том числе и сексуальную.

Сдержите себя, если хочется возмутиться: «Какой ужас, что он тебе это предложил, какой ужас, что ты пошёл!». Это норма для детей, такой исследовательский возрастной этап. Мы все через него проходили, просто большинство забыло или не хотят вспоминать. Ребёнку важнее получить от родителей подтверждение, что его тело священно и он всегда может сказать «нет».

Стоит ли доверять закономерностям

Многие задаются вопросом о том, правдив ли закон 3 свиданий: насколько он эффективен и результативен, насколько действенна методика поведенческой линии в момент проведения этих встреч. Здесь все зависит от конкретной субъективной ситуации, от конкретного молодого человека и конкретной девушки. Если их симпатии придут к общему знаменателю уже на первом свидании, то, по сути, не обязательно им придется дожидаться третьего, чтобы понять, что они созданы друг для друга. Равно как и десятое свидание может не разжечь ту искру страсти, которая способна была бы создать из этой пары удачный семейный союз. Никто не застрахован от ошибок, никто не застрахован от неудач. Но разве не стоит жизнь того, чтобы рисковать? Не рискнув однажды, мы не можем быть уверены в том, что не пропустили тогда свой, возможно, единственный шанс быть счастливыми. Поэтому ответ на данный вопрос не может быть однозначным.

Что означает правило трех свиданий для парня?

С мужской точки зрения все выглядит немного иначе. Да, в какой-то мере взгляды представителей противоположного пола в данном аспекте сходятся. Ведь, как бы там ни было, правило 3 свиданий для девушек, как и для парней, – это некая игра, своеобразный стратегический ход в познании потенциального партнера, своего рода ставка на то, что произойдет или чему не суждено случиться по итогу этой трехдневной соблазнительной аферы. Почему аферы? Потому что девушки зачастую пытаются обмануть молодых людей, выдавая себя не совсем за тех, кем они являются, а парни, в свою очередь, лукавят и откровенно вводят в заблуждение дам, пытаясь войти к ним в доверие и давая надежду на то, что по итогу между ними обязательно завяжутся серьезные отношения.

Судя по отзывам многих пользователей трехдневной системы общения и флирта, большинство мужчин по итогу окончания оговоренного периода знакомства рассчитывают исключительно на половой акт. Как выражаются о данном положении вещей сегодня в разговорной речи – молодые люди просто «разводят» девушек на секс. Как правило, первоочередной задачи «проверить возлюбленную на легкомысленность» в данном случае у мужчин нет. Они вообще руководствуются здесь исключительно своими потребностями и достижением своей конкретной цели, проявляя свой эгоизм и следуя лишь своим желаниям.

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания

?
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Что даёт привязанность родителям?

Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.

Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:

  • он охотно их слушается;
  • он доверяет свои тайны и мысли;
  • он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
  • исключена даже вероятность обмана.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями. Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.

Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:

  • ранняя сексуальность у подростков;
  • наркомания;
  • агрессивность;
  • детская преступность;
  • низкая обучаемость и усвоение знаний;
  • инфантилизм.

Чего не стоит делать

И все же каждая женщина порой сомневается в своих действиях. Когда ее охватывают романтические мысли, ощущения и эмоции, она способна погрузиться в омут с головой, не оглядываясь на чужие мнения и чьи-то глупые предрассудки. Если имеют место сильные чувства, разум имеет свойство притупляться, отключаться на какое-то мгновение, давая волю эмоциональной составляющей. В порыве страстей зачастую и происходит то, что называется любовью – то, что имеет к ней непосредственное отношение, а именно страстное притяжение, половое влечение и сам сексуальный акт. Но бывает и так, что девушка сомневается в своем выборе, в своих намерениях, в своем поступке. Доверять мужчине или нет? Позвонит ли он после бурной ночи на третьем свидании или исчезнет из ее жизни? Будет ли иметь продолжение их трехдневная история или девушка снова останется одна у разбитого корыта?

Очень часто женщин пугают именно эти вопросы, эта неопределенность и эта неизвестность. Здесь можно лишь посоветовать довериться своим инстинктам и своим убеждениям: если вы ощущаете появляющуюся привязанность к мужчине, чувствуете от него взаимное расположение и тепло, смотрите в его глаза и, что называется, утопаете в них – почему бы не предаться своим желаниям? Действуйте. Кто не рискует, тот может остаться ни с чем

Однако если вы на подсознательном уровне ощущаете какой-то барьер между вами и молодым человеком, если в ваших ощущениях проскакивает тень недоверия к нему, – есть смысл воздержаться от полового контакта и подождать некоторое время, обращая внимание на то, как будет себя вести мужчина дальше. Поверьте, ваше от вас не уйдет

И если парень вам не позвонил после вашего «игнора» его сексуальных посягательств на третьем свидании, значит этот мужчина – не ваш человек.

Философия жизни

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

История полового воспитания и его актуальность

Основная статья:

Основная статья: Подростковая беременность

Основная статья: Частота подростковой беременности в странах мира

В течение многих веков трактовка вопросов полового определялась традициями, освящёнными . Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового . Во 2-й половине XX в. повсеместно возникает интерес к ним со стороны не только  — , сексологов и др., но и общественности, государственных органов. Это связано, в частности, с распространением среди многих взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и нормы в половой жизни («единая половая  — свободная »), с ростом , /, частоты подростковой беременности , и у и т. д.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Физическое развитие

  • быстрый темп в росте и весе
  • мышечная масса увеличивается, мышечная сила возрастает
  • голос становится грубее
  • появляются волосы на лобке и подмышками
  • волосы на теле удлиняются
  • пенис, мошонка и яички увеличиваются
  • появляются ночные непроизвольные выбросы семени (поллюция)
  • усиливается аппетит
  • возрастает потребность во сне (может спать довольно поздно по выходным)
  • жирная кожа и прыщи могут быть проблематичными
  • повышается потоотделение
  • быстрый рост может вызвать неуклюжесть и нарушение координации
  • возрастают сексуальные желания и фантазии

У мальчиков в период с 12 по 16 лет сердце становится почти в два раза тяжелее, а его деятельность замедляется.
Артериальное давление повышается, объем крови и количество кровяных телец увеличивается. Температура тела снижается.
Уменьшается частота дыхания и увеличивается объем легких.

Уровень мужского полового гормона тестостерона увеличивается, благодаря усиленному синтезу белков мышечная масса увеличивается.
В результате этого подросток становится физически сильнее.

Слишком худые подростки иногда выглядят истощенными. У некоторых по ночам болят мышцы и кости конечностей.
Это состояние можно облегчить, если ночью руки и ноги держать в тепле.
Таким подросткам надо больше пить и спать.

В этот период подростки усиленно растут, поэтому очень важно правильно питаться. Особенно важны пищевые белки

В период полового созревания окончательно формируется фигура. Кости и мышцы растут очень быстро.
Высокие подростки часто сутулятся,- со временем это может войти в привычку и стать причиной некрасивой осанки.
Замечания родителей на эту тему часто дают обратный результат. Поэтому наиболее эффективным средством может быть
специальная гимнастика.

В это время наблюдается ускоренный рост мальчика. Рост продолжается до 18 лет, но иногда дольше.
Кости растут неодновременно. К примеру, кости ладоней начинают увеличиваться приблизительно на 4 месяца раньше, чем кости предплечий.
Поэтому нередко подросток выглядит непропорциональным. Ладони будут казаться слишком большими до тех пор, пока не вырастут другие кости
рук. Движения могут стать неловкими, подросток становится неуклюжим.

Очень важен полноценный сон. Рекомендуемая продолжительность сна – 10 часов в сутки. Убедите сына вовремя ложиться спать,
разъясните ему, что именно во время сна “работает” гормон роста. Это должно сработать – ведь все мальчики хотят быть высокими.

Период полового созревания длится в среднем около трех лет, от 12 до 15 лет. Способность к деторождению у мальчиков появляется в 15 лет.
Однако у щуплого мальчика половое созревание наступает позже, чем у его сверстников плотного сложения.
В этот период происходит интенсивное развитие вторичных половых признаков, мальчик превращается в мужчину.

На заключительном этапе полового созревания происходит последний резкий скачок в развитии мышц и костей

Если костная система слабая, а мышцы недостаточно развиты, в дальнейшем это может стать причиной хрупкости костей.
В этот период особенно важно вести здоровый образ жизни, вредно употребление алкоголя и курение.

Сверхчеловек

Основополагающей работой Ницше является его труд «Так говорил Заратустра», где сформулирована идея Сверхчеловека, который возникает в итоге эволюционного развития в борьбе за место лидера. Этому человеку не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его основная цель – властвовать над всем миром.

В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.

По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.

Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.

Половое воспитание в странах мира

Основная статья: Половое просвещение

В и в других социалистических уделялось значительное внимание вопросам методики полового подрастающего. Однако данные о его эффективности не публиковались

Накопленный методический материал, по-видимому, неизвестен на . Нет свидетельства о применении понятия «половое » за рубежом. Между тем, элементы полового присутствуют в структуре индивида в . Их охватывает приведённая ниже таблица “Обязанности воспитателя/ “.

ПотребностьЗадача перед воспитателем
Физическая безопасность — безопасность тела и егоОбеспечить физическую безопасность: место обитания, , пищу
Защитить от опасностей — физическая забота
Физическое развитие — приемлемые условия для роста здоровымОбеспечить средствами физического развития
Тренировать тело , ввести упражнения
Развивать привычки к поддержанию
Обеспечить защиту его  — условия, в которых сможет развитьсяСоздать атмосферу мира и справедливости, уважения достоинства других
Создать среду, свободную от , угроз и нарушения прав
Развитие  — предоставление возможности учиться , , и т. д.
Поддержка и/или предоставление , связанного со
социальным навыкам и
и духовное развитие. Создание этической системы и системы ценностей с социальными нормами, которые внесут вклад в убеждения , его и обычаи
безопасность — помочь защите психикиПредоставить безопасное и любящее окружение
Создать у ощущение, что его любят, что он нужен, что его приветствуют
поддержка, поощрение
Привязанность, ласка, близость, доступность и т.д
развитие — развитие у способности любить, заботиться, помогать и т. д.Демонстрация симпатии и сочувствия к более молодым, пожилым и более слабым, к больным лицам и т. д.
Забота о других, помощь и и т. д.

Элементы полового включены в программы широко распространённого в «сексуального просвещения». Последнее, как известно, занимается подробным ознакомлением и (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Удельный вес вопросов полового в более поздних и более совершенных программах сексуального просвещения ( и ) возрастает.

Первый этап полового воспитания детей в СССР

Этот этап охватывал младшего и дошкольного возрастов. На этапе проводилось элементарным гигиеническими навыкам и правилам

Для подчёркивалась важность ухода, направление ухода на устранение возможности раздражения (в первую очередь в области ) неудобной , паразитирующими в (острицами) и др.
В 2-3 года у формировалось сознание принадлежности к определённому полу, появлялось понимание различий в строении тела и , возникали вопросы типа «Откуда я взялся?». Эти наблюдения и вопросы — следствие естественного процесса познавания окружающего мира, они не имели ещё сексуального характера

Отвечать на них рекомендовалось в доступной форме, кратко, без излишней детализации (например, без описания строения и функции ), так как такая детализация могла пробудить у интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал.
Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос «Откуда берутся ?» стремился получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли в его рождении начинал возникать у в 6-8 лет то до этого времени вполне удовлетворяли формальные ответы типа: «Я родила тебя в », «Ты вырос у меня в животике» и т. п.
Рекомендовалось приводить примеры из , но не следовало уклоняться от истинного ответа или прибегать к о «», «», «» и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая вызывали недоверие к ним, обострённый интерес к таинственной стороне и потребность удовлетворить любопытство с помощью более «осведомлённых» старших .

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками)

Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

3 стадии развития мастерства в любой области:

  1. Мы учимся «играть по правилам».
    Например водить автомобиль — учим правила, учимся водить и не нарушать, получаем права водителя. Проходит некоторое время и с должной практикой то, что ранее помогало (всем же хочется безопасно ездить по дорогам), становится уже ограничением.
  2. Мы учимся «безопасно нарушать правила» (так что не страдают ни окружающие ни мы сами).
    Например, с оглядкой проезжать на уже желтый свет, тихонько поворачивать, когда нет других машин. А в творчестве — экспериментировать за рамками классических канонов.
    И тогда происходит нечто новое —
  3. Мы учимся «создавать свои правила», которые имеют более тонкие ситуационные нюансы, чем в «официальных правилах».
    Так в творчестве рождается собственный стиль, который может стать целым течением, как импрессионизм, или в психологии — школой, как юнгианский анализ после учения Фрейда.

И так происходит во многих областях и развитии различных навыков

Что важно, попытка «перепрыгнуть ступеньки», например, не научившись играть по правилам сразу все нарушать, редко ведет к мастерству, а вот к проблемам ведет в большинстве случаев. И без экспериментов уровня 2, а значит ошибок и порой болезненных последствий, не стать мастером — на третью ступеньку не взобраться

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить

Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества

Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Теория привязанности Гордона Ньюфелда

Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Привязанность через ощущения

Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.

Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем

Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.

  1. Желание походить на родителей

У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.

  1. Чувство принадлежности и преданности

К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».

Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.

  1. Желание собственной значимости

В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.

  1. Эмоциональная близость

Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.

Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.

  1. Стремление быть познанным

Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.

Выводы про принципы полового воспитания детей

Наши родители табуировали тему полового воспитания детей: не отвечали на вопросы, отвечали уклончиво, краснели-бледнели. Сразу было видно, что детские вопросы про «это» — какой-то страшный конфуз. Тема была сильно энергетически заряжена, но ответов на вопросы не было. Поэтому мы добирали знания как могли, и до сих пор решаем проблемы своевременного просвещения.

Как только современные родители легализуют эти знания и начнут отвечать на вопросы детей, эта тема перестанет быть табуированной. Ведь это такие же знания о жизни, как любые другие, которые мы даём детям.

Половое воспитание детей в семье базируется на этих принципах:

Поощряйте вопросы детей своим поведением и открытостью. Научите ребёнка задавать вопросы именно вам. Отвечайте на любой вопрос, даже если не знаете ответа: «Сейчас я не могу ответить. Но подумаю, как лучше сказать. Потому что я хочу, чтобы ты понял. Мне нужно подобрать слова. Поговорим после ужина?» Подготовиться к разговору помогают книги про половое воспитание детей и подростков.

Всегда перепроверяйте, что именно ребёнок спрашивает. Потому что его может интересовать совсем не то, о чём мы подумали. Спрашиваем: «Что ты хочешь об этом узнать?»

Старайтесь говорить правду соответственно возрасту ребёнка. Не нужно объяснять слишком избыточно. Чем младше дети, тем на более доступном языке объясняем — очень схематично. Им этого будет достаточно. Потом дожидаемся появления у детей более сложных вопросов и так же выдаём только дозированную информацию.

Сохраняйте доверительный контакт

Важно сначала в принципе начать с ребёнком разговоры на интимные темы. Иначе будет очень странно вставлять в повседневные беседы темы о половой жизни или сексуальном воспитании детей

Такие разговоры происходят только на фоне наших доверительных отношений. Ведь это не столько разговоры с ребёнком о сексе, сколько передача наших семейных ценностей, принципов взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Это забота о благополучии ребёнка.

Статья подготовлена по материалам семинара психолога и эксперта наших онлайн-курсов Елены Снарской «Половое воспитание детей и подростков»

Фото Анны Ефремовой и Оксаны Павлищак, использованы иллюстрации из книг «Изучаем наше тело» и «Как я появился на свет»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий