Тренинговые упражнения на формирование коммуникативных навыков

У всех ли есть коммуникативные способности?

Есть люди, обладающие коммуникативными способностями с рождения. Они всегда знают, как ответить в любой ситуации, никогда не растеряются и везде показывают свою компетентность.

Что же делать, если ты не относишься к этой категории людей, не умеешь грамотно говорить, быстро ориентироваться, идти на контакт и легко строить взаимоотношения? Придется помогать себе и учиться таким навыкам.

Современные возможности позволяют черпать информацию из интернета, в котором рассматриваются вопросы о возможности решения различных проблем в сфере личности. Можно записаться на индивидуальные или групповые занятия с преподавателем или заниматься самостоятельно по доступным источникам.

В зависимости от того, кому нужно научиться коммуникативным способностям, взрослому, подростку или маленькому ребенку, уроки проводятся в разных форматах. Для детей – в игровой форме, а для взрослых – в виде форумов, онлайн – уроков и интернет-изданий.

Для чего нам необходимы коммуникативные навыки?

Давай попробуем понять, зачем нам важно обладать коммуникативными навыками. Что же они нам дают?. Легкость в налаживании контактов

Легкость в налаживании контактов.

Конечно же, такому человеку просто познакомиться с незнакомцем, наладить с ним контакт, поймать так, сказать общую волну. Ему не сложно отыскать общую тему для разговора.

То есть, придя в любое общество, один человек будет стоять в сторонке и бояться заговорить с людьми, отчего будет чувствовать себя неудобно и некомфортно. А другой с легкостью начнет общение с любым, кто появится на его пути.

Контакты пригождаются и в рабочей сфере, и в дружеском общении и в поисках отношений. Да и любая повседневная задача, у человека, обладающего развитыми коммуникативными навыками, решается проще.

Допустим, человек приходит в супермаркет. У него возникает проблема с поиском конкретного товара. Если человек легко вступает в разговор, он найдет продавца и, наладив контакт, легко разрешит возникшую проблему. Это касается любых других ситуаций и обстоятельств.

Достижение желаемых успехов.

Навыки общения: 12 способов развить коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки невероятные помощники на пути к успеху. Связано это с тем, что умение налаживать множественные контакты с любыми людьми дает возможность располагать этих людей к себе. Ты производишь на них впечатление, и они уже готовы поддержать тебя, помочь и подсказать формулу успеха.

Например, ты желаешь открыть свой магазинчик. При этом ты обладаешь умением убеждать и отлично ладить со всеми. Ты совершенно спокойно договариваешься с арендодателями, обзаводишься нужными связями, которые помогают тебе в оформлении документов. Легко находишь людей, помогающих в транспортировке товара.

Следующий этап – поиск потенциальных клиентов. Здесь ты также справляешься без особых усилий. Благодаря навыкам коммуникации для тебя вся рутинная работа выглядит не такой уж и сложной, чем для человека, который не умеет контактировать с людьми.

Теплые, прочные отношения.

Благодаря умению слышать человека, сочувствовать, приходить на выручку когда это требуется, удается устанавливать доверительные и стабильные отношения, в которых комфортно находиться. Это как дружеские или любовные, так и коммерческие и деловые связи.

Люди, обладающие коммуникативными навыками, с легкостью разрешают конфликты и недопонимания. При этом они вполне корректно способны отстаивать свою точку зрения, добиваясь того, чего хотят.

Из вышесказанного получается, что коммуникативные навыки необходимы каждому человеку. Благодаря им он способен добиться успеха в карьере, дружбе, любви и любых бытовых и ежедневных вопросах.

ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация:

• имеет цель;

• непрерывна и относительна;

• имеет культурные границы;

• имеет этический аспект.

Кроме того,

• коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования;

• коммуникации можно учиться.

Предыдущие и последующие упражнения уже дают немало материала для разговора о принципах коммуникации.

Итак, коммуникация всегда целенаправленна, даже если цель не очевидна и не осознается участниками коммуникации.

Коммуникация непрерывна, ведь мы сообщаем, передаем и принимаем информацию не только словесную, визуальную или вербальную. Наше тело, его положение в пространстве, взгляд, жест, улыбка или нервная дрожь, то, как мы садимся по отношению к партнеру, выбираемая нами дистанция… Все это – элементы сообщения. Даже уклонение от коммуникации – сообщение. Так что «отказ от общения» – сам по себе становится элементом коммуникации. Отношения, возникающие, когда в пространстве находятся несколько субъектов, становятся коммуникацией, представляют собой серию явных или скрытых сообщений. Именно эта функция – регулировка отношений между субъектами – делает факт коммуникации относительным и социально значимым.

Культурное многообразие обеспечивает коммуникации множественность оттенков и смыслов. Национальная и культурная традиция фиксируют определенные типы коммуникаций, определяют культурную границу в общении и сообщении.

Коммуникация – социальный феномен. Возникая между людьми, представляющими различные культурные и социальные группы, регулируя отношения между ними, она невозможна без этики. Этические нормы должны присутствовать и учитываться в коммуникации.

Этот раздел тренинга будет посвящен расширению и углублению представлений и практического опыта о том, что можно назвать КОММУНИКАЦИОННЫМИ НАВЫКАМИ:

• умение вступать в контакт;

• навыки приема, понимания и передачи информации;

• внимание к содержанию и форме коммуникации, внимательность к партнеру;

• эмпатичность;

• позитивный настрой;

• гибкость мышления;

• креативность, творческая энергия;

• заинтересованность в эффективной коммуникации.

Увы, я не знаю, кто автор этой стихотворной притчи. Но, прочитав или рассказав ее группе, тренер может обсудить вопрос о том, насколько в нашей жизни передача сообщения совпадает с его восприятием и пониманием. Можно предложить группе не только обсудить смысл притчи, но и вспомнить жизненные ситуации, которые напомнил приводимый ниже текст…

Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»

И луговые травы пели.

Но человек не слышал!

Человек вскричал тогда: «Господь, поговори со мной!»

И гром с молнией прокатились по небу.

Но человек не слушал!

Человек оглянулся кругом и сказал:

«Господь, позволь мне увидеть тебя!»

И звезды ярко сияли…

Но человек не видел.

Человек вскричал снова: «Бог, яви мне видение!»

И новая жизнь была рождена весной.

Но человек этого не заметил!

Человек плакал в отчаянии: «Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что ты здесь!»

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека!

Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.

13. КОММУНИКАЦИЯ – ЭТО…

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.

Саади

Цели:

а) углубление представлений о коммуникации как о сфере деятельности;

б) тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания;

в) тренировка умений внятно и кратко излагать свои мысли;

г) прояснение ожиданий от тренинга.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: большой (можно даже несколько склеенных вместе) лист ватмана, разноцветные «толстые» маркеры.

Время: около 30 минут.

Особенности обучения коммуникативным навыкам

Умению общения нужно учить детей с дошкольного возраста и тогда когда они вырастут, они будут показывать свою компетентность по всем вопросам. Их формирование в детском возрасте происходит в виде игры. При грамотном психологическом подходе можно рассчитывать на быстрое развитие коммуникационных навыков.

С детьми и взрослыми лучше заниматься в коллективе. Такой подход позволит сразу же отрабатывать приобретенные навыки. В одну группу набираются люди примерно одинакового уровня развития коммуникации. Они все учатся на одинаковых условиях, отраженных в образовательной программе.

Перед командой ставятся задачи, и требуется их выполнение с применением коммуникативных позиций. В процесс обучения выслушивают каждого участника, что позволяет социально адаптироваться, усовершенствовать свои умения в общении и чувствовать себя уверенно.

Ход игры

Инструкция: конечно, разговаривать о ком—то за спиной – признак как минимум дурного тона. Но в нашей игре тот, о ком будет вестись разговор, сам будет присутствовать при этом. Происходить игра будет так: любой желающий выходит из круга и садится спиной к группе неподалеку, чтобы было достаточно хорошо слышно обсуждение.

Ведущий предложит группе поговорить о личности нашего добровольца в третьем лице, как будто он не находится в комнате во время обсуждения…

– Как вы думаете, Гена – уверенный в себе человек?

– Что вы можете сказать о Володе как о товарище?

– Кажется ли вам, что на Лену можно положиться в трудную минуту?

Какие навыки нужно развивать, чтобы процесс обучения был эффективный

Существуют разные способы, как легко учится выстраивать межличностные отношения. Профессиональный педагог будет способствовать со своей стороны повышению уровня компетентности взрослой группы.

Научить добиваться правильно выражать свои мысли, улучшить качество речи и отработку поступающей извне информации можно, если у человека есть желание слушать тему, и он готов воспринимать информацию. Для этого ему нужно научиться:

слушать – коммуникация начинается именно с этого, поскольку на этом этапе у человека возникают уточняющие вопросы и ему уже есть за что зацепиться, чтобы поддержать разговор;

четко выражать свои мысли, что важно в общении, поскольку этот навык, который легко развивается с группой в тренинге, позволяет не запутать слушателя и избежать непонимания;

невербальная коммуникация – эффективный способ участника разговора направлять его в нужное для него русло при помощи языка жестов, мимики, тела и интонации;

эмпатия – основное чувство, необходимое для понимания настроения и намерения человека по его поведению;

устойчивость к стрессу, позволяющая гармонично взаимодействовать с собеседником, хорошо слышать его речь и не раздражаться, если  общение пошло не по плану.

Все эти коммуникативные навыки редко у кого присутствуют. Обычно люди в совершенстве владеют одной или двумя характеристиками. Все остальные приходится развивать, делая упражнения на психологических тренировках и тренингах коммуникабельности.

Подготовка к игре

Попробуем вспомнить, что такое «активное слушание»?

(Обсуждение в группе.)

Ведущий: вы видите, что вопрос оказался непростым и породил заинтересованную дискуссию в группе. Случайно ли это?

По—моему, активное слушание сродни работе литературного переводчика. Как минимум мы должны владеть языком собеседника, проверять постоянно и «переводить» значение сигналов невербальной коммуникации, создающей подтекст «переводимого» словесного текста. Еще одна важная особенность такого «перевода» – это творческое занятие, акт совместного интеллектуального действия. Одна из опасностей для поэта—переводчика – «заиграться», «заслушаться» своим переводом и. заменить автора, утопить его мысли и чувства, его послание в собственных интерпретациях услышанного. То есть «переводчик» во мне должен быть дисциплинированным и точным, адекватным тому посланию, которое отправлено собеседником.

Занятие подобного «перевода», или «расшифровки», собеседника, процесса коммуникации – вещь очень увлекательная. Потренироваться в подобной сфере не только интересно, но и полезно. Этим—то мы сейчас и займемся!

НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ ОБИДНЫХ СЛОВ

Обидные слова подстерегают нас ежедневно – часто, когда мы меньше всего к этому готовы.

Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства. Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться нашими советами:

1. Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину. Водитель, «подрезая» вас, не желает вам досадить – он торопится к больному ребенку. Пропустите его вперед, поддержите его. Пытаясь понять тех, чьи слова вас больно задели, вы легче перенесете обиду.

2. Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: «Вам зачем—то нужно меня обидеть?» или: «Вы понимаете, как могут быть восприняты подобные слова?» Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или: «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. Ведь когда тебя поймали с поличным, это очень стыдно.

3. Прибегните к юмору. Мать моей знакомой всю жизнь ревностно следила за чистотой в доме. Однажды она обнаружила у дочери паутину и спросила: «Это что такое?» – «Я провожу научный эксперимент», – парировала дочь. Лучшее оружие против оскорбительной критики – смех. Остроумный ответ поможет вам справиться практически с любым обидчиком.

4. Придумайте условный знак. Одна женщина рассказала мне, что муж критиковал ее непременно на людях. Тогда она стала носить с собой маленькое полотенце и всякий раз, когда муж говорил ей что—то обидное, накрывала голову полотенцем. Ему было так стыдно, что он избавился от своей дурной привычки.

5. Не возражайте. Соглашайтесь со всем. Если жена говорит: «Мне кажется, ты поправился килограммов на десять, дорогой», отвечайте: «На двенадцать, если быть точным». Если она не отступает: «Ну и что ты будешь делать с лишним весом?» – попробуйте так: «Да ничего, наверное. Просто побуду какое—то время толстяком». Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего.

6. Игнорируйте укол. Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Если вы еще не вполне готовы простить, дайте понять говорящему, что его замечание услышано, но ответа не будет.

В следующий раз, когда вам отпустят колкость, сотрите с рубашки воображаемое пятно. Когда тот, кто вас задел, спросит, что вы делаете, скажите: «Мне показалось, на меня что—то попало, но я, наверное, ошибся». Когда обидчик знает, что вы тоже знаете о его намерениях, он становится гораздо осторожнее.

…В мире полно людей, которые унижают других, чтобы самоутвердиться. Не принимайте оскорбления, даже когда вас осыпают ими, как дарами любви. Не обращая на них внимания, вы снимете напряжение, укрепите ваши отношения с окружающими и сделаете свою жизнь более радостной.

39. НЕ ДЫШИ В ЗАТЫЛОК

Помните: лучшее, что вы можете сделать, находясь за спиной человека, – это ласково потрепать его по плечу.

З. Зиглар

Цели:

а) научить участников концентрировать внимание на партнере;

б) дать им возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: не требуются.

Время: 20–30 минут.

ОТКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот ситуация, как вы поступите?»)

• Разогрев, разминка и вступление тренера призваны подчеркнуть различия и многообразие характеров игроков. На стартовой позиции ведущий не считает команду однородной.

• Ведущий самоустраняется от поддержки, игрокам предлагается надеяться на самих себя.

• Различия между игроками не являются проявлением различия их ролей, они гораздо более глубоки. Вот почему конфликт между членами команды вполне вероятен.

• Ведущий говорит и делает как можно меньше. Позиция наблюдателя над схваткой.

• Весь смысл игры не в том, чтобы сконцентрировать внимание участников на некой ситуации из прошлого, приведшей к кризису. «Кризисом», полем деятельности является «здесь и сейчас» – то, что происходит в конкретный момент в тре—нинговом классе. • Нет (или почти нет) жесткого регламента и строгих законов

Возможно проявление недопонимания, многообразие трактовок, жульничество. «Все было, и все может быть» – таков то ли анархический, то ли фатальный взгляд на происходящее

• Нет (или почти нет) жесткого регламента и строгих законов. Возможно проявление недопонимания, многообразие трактовок, жульничество. «Все было, и все может быть» – таков то ли анархический, то ли фатальный взгляд на происходящее.

• Ход игры – не преодоление кризисной ситуации, а некое авантюрное путешествие, приключение, никто не знает, чем оно закончится.

• Смена стадий игры не задана логически, а носит спонтанный и стихийный характер, определяясь всякий раз изменением взаимодействия играющих. Нет структуры и гармонии действия;

• Участники ориентированы на настоящее и на процесс.

• Акцент на поведении, а не на результате.

• Игроки в итоге считают себя скорее озадаченными, чем довольными. Дилеммы прояснены, и будущее характеризуется массой открытых возможностей, что создает порой неуверенность и растерянность перед необходимостью выбора.

(Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001).

Обсуждение первого этапа

• Кем проще быть в этом упражнении?

• Удалось ли вам лучше почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?

• Может ли, на ваш взгляд, подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации между людьми?

Второй этап

Участник под номером один получает задание в течение 5 минут рассказать партнеру о своем любимом виде спорта (книге, фильме, способе проводить свободное время.) и убедить своего собеседника в несомненных преимуществах любимого занятия перед другими. (Участник под номером два получает при этом инструкцию, в соответствии с которой он должен посылать своему собеседнику постоянные невербальные сигналы о том, что тема разговора ему неинтересна, все доводы говорящего нелогичны, слабы и неэффективны. Он избегает зрительного контакта с говорящим, демонстрирует «закрытые позы», руки постоянно заняты – теребят волосы и края одежды, стряхивают с нее ворсинки. Нужно играть эту роль с максимальной естественностью, чтобы не давать собеседнику заподозрить вас в нарочитости поведения!)

Затем роли меняются. Убеждать своего партнера придется участнику под номером два. Первый же игрок получает от тренера инструкцию пользоваться невербальными сигналами «позитивного слушания»: качать в знак согласия головой, поддакивать, податься корпусом вперед – к говорящему, следить за тем, чтобы не использовались «закрытые позы».

ЗАКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот проблема: как мы ее решим?»)

• Игроки вдохновлены вступлением ведущего или разминкой, нацеленной на создание атмосферы единства группы.

• Ведущий воспринимается группой как властное, но доброжелательное лицо.

• Разделение труда подчеркивает функциональный характер различий между членами группы.

• Тренер воспринимается как ведущий: он контролирует ситуацию, отвечает на вопросы, дает инструкции…

• Моментом начала игры является кризис, прошлое важно как предыстория игры. • Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей. • Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей

• Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей.

• Игроки организованы в команды или подгруппы, играющие по одинаковым правилам.

• Задачей игроков является преодоление кризиса.

• Действие развивается согласно логической поэтапной структуре и ориентировано на достижение конкретной цели – выхода из кризиса. Временной вектор игры – будущее.

• Напряжение возрастает в одном—единственном направлении, стимулируя совместную азартную деятельность.

• Интерес зрителей вызывает то, какой стратегией и тактикой воспользуется команда.

• Игроки получают удовольствие от совместной работы. Сама конфликтная ситуация – это лишь «повод для колхоза», для совместной деятельности, завершаемой примирением сторон и получением ответов на поставленные вопросы.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная.Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая.Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая.Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная.Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не  следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное. Недаром, есть такая присказка:

«Два человека смотрят в лужу. Но один в луже видит звезды, отразившиеся в воде, а другой – видит только болото».

И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов. Одни люди праворукие, другие – левши. В одних развито лучше левое полушарие головного мозга, в других – правое. Визуалы, аудиты, кинестеты.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Ход упражнения

На доске записывается набор слов. К примеру:

Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так—то оно лучше глупо вляпались кап—кап—кап.

Смысл задания, в котором участвуют группы по 5–7 участников, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст. Как это можно сделать? Во—первых, вычленив логические единицы, расставляя знаки препинания. Во—вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В—третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна, дополнительная, возможность прояснить семантику – использование мимики и жеста.

Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Например:

Первый. …Так—то оно лучше!

Второй. Лучше!? Глупо вляпались…».

Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент в диалог между героями.

Интересно сравнить результаты работы нескольких групп. Как правило, оказывается, что с помощью одного и того же набора слов можно составить разные тексты благодаря иному структурированию информации с помощью знаков препинания и интонации, а затем – и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто—то превратит текст в комедию, кто—то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика».

Ход проведения тренинга психолога для педагогов

  1. Приветствие

Вступительное слово психолога.

«Речь — это и есть цивилизация.                                                                                                                    

Слово, даже самое враждебное,  поддерживает контакт; молчание разобщает».                                                                           Томас Манн

Цель нашего занятия – тренинга

-Развивать коммуникативную компетентность педагога

Задачи:

– саморазвитие, попытка овладеть своими скрытыми возможностями.

– освоение приемов эффективного общения с воспитанниками, родителями и коллегами

– отработка коммуникативных умений и навыков

-умение встать на другую точку зрения; снять внутреннее напряжение             – повысить стрессоустойчивость                                                                              -отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми

Дата проведения: 19.11.2018 г.

Время начала: 13:15

Продолжительность:  1ч.20 мин

Форма проведения занятие- тренинг: лекция-беседа с элементами тренинга  с использованием компьютерной презентации.

Оборудование.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, клубок вязальных ниток, цветной картон, цветной клей, цветные карандаши, масла для элементов ароматерапии, мяч

 Организация:  группа из 15-20  человек размещается в одном кругу

Использованная литература:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера,2006
  2. Антошина Ю. А., Холодная Е. В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. // Дошкольная педагогика №1,2010, стр.48-51
  3. Голикова О. Ю., Елизарова Н. К. Практикум по развитию общения педагогов //Дошкольная педагогика №8, 2008
  4. Дубровина В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1995
  5. Калинина р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003
  6. Кротова Т. В. Общение воспитателей с родителями воспитанников //Управление ДОУ №3,2008, стр.106-111
  7. Кротова Т. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание №9, 2007, стр. 108-122
  8. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Гном и Д», 2001
  9. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер,2007
  10. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007
  11. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель,2009

1.Упражнение «Самопрезентация»

(листы А4,ручка,карандаш)

Психолог. Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием. Сейчас каждому из вас необходимо продолжить такие фразы:

– Я выбрала профессию воспитателя, потому что …

– Если бы я не стала воспитателем, я бы выбрала профессию …

– Качества, которые я больше всего ценю в людях …(в себе)

Правила работы:

– Не перебивать друг друга

– Правило хорошего настроения

– Говорить искренне и откровенно

– Не оценивать и не осуждать

– Конфиденциальность

         Слово психолога. Что такое общение?

Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.

Идеи для самостоятельной проработки коммуникационных навыков

Навыки коммуникации формируются у человека на протяжении всей жизни. Сэкономить время можно, записавшись на тренинг, однако есть много способов, как самостоятельно их проработать. Помогут в этом несколько экспертных советов:

  • научись контролировать свои эмоции и внимательно слушать собеседника, вежливо улыбаясь ему и поддерживая визуальный контакт;
  • не посылай невербальные негативные сигналы, они отталиквабт собеседника;
  • избегай общения в состоянии депрессии или стресса;
  • попроси друзей честно рассказать о том, что они думают о твоих коммуникационных умениях;
  • постоянно практикуйся, доводя до автоматизма реакции на вербальные и невербальные сигналы.

Постоянная работа над собой позволит научиться использовать все свои внутренние возможности и внешние параметры для того, чтобы добиваться поставленных целей. Коммуникационные навыки позволяют грамотно выстроить отношения на работе, в семье и в разных социальных сферах. Немного усовершенствовав их можно добиться ошеломительных результатов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий