Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ

Сценарии для театрализованного представления

Пример отрывка сценария театрализованного представления «Волк и семеро козлят» (выполнила Рожкова Н.Е.) для старшей группы:

Необходимая атрибутика и оборудование: костюмы Козы, Козлят, Волка, домик-теремок, мешок, «лесные» декорации.

Фонограмма из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников; песня из фильма «Мама» (режиссер Элизабета Бостан, 1976 г.), музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь» 1977 г., звуки леса, песня про доброту и дружбу из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» 1986 г.

Место проведения: музыкальный зал.

Персонажи:

  • ведущий — воспитатель;
  • Мама-Коза — девочка из подготовительной группы;
  • Волк — мальчик из подготовительной группы;
  • Козлята — дети из старшей группы.

Зрители: остальные дети из старшей и подготовительной групп, гости, свободные педагоги.

На момент начала спектакля Коза с Козлятами находится в домике, а Волк — под деревом, где лежит пустой мешок.

Ход представления:

(Звучат звуки леса).

Ведущий:

Возле леса на опушке,

Где цветы, как жар, горят,

Жили в маленькой избушке

Ровно семеро козлят.

Раз — козленок самый старший,

Два — козленок-весельчак,

Три — козленок самый умный,

А четыре — самый шумный,

Пятый козлик — самый сильный,

А шестой — самый капризный,

Есть еще седьмой козленок —

Любит музыку с пеленок.

(Звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь», выбегают один за другим козлята на опушку и начинают играть. Появляется Мама-Коза).

Ведущий:

Жили Козлики с Козой

С мамой ихней дорогой —

Рассудительной такой:

Самой умной, самой доброй,

Самой нежной и родной.

Были все ее детишки

Шаловливы, не унять.

Часто ссадины и шишки

Приходилось ей считать.

Каждый день Коза ходила

На базар за молоком

И детишкам говорила.

Мама-коза:

Ну, ребята, оставайтесь

Дружно делом занимайтесь.

Дверь закройте на замок.

Знайте, в лесу бродит Волк!

Дверь откроете, ребята,

Если только я спою.

Вы запомните, козлята,

Эту песенку мою:

(Звучит фонограмма «Напутствие мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников).

Далее реплики продолжаются. После того как спектакль подошел к концу, всем присутствующим раздают угощение. Аплодисменты.

Игры в младшей группе

Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.

В младшей группе поиграйте в такие игры:

  • Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
  • Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.

Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.

Необходимые атрибуты

В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.

Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.

В стандартный театральный уголок включаются:

  • картинки;
  • игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
  • ширма, которая будет служить занавесом;
  • материалы для изготовления декораций и костюмов;
  • маски и костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • афиши и фотографии.

Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.

В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.

Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.

Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.

В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.

Полезные видео по созданию атрибутов и организации

Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.

Несколько YouTube-каналов на эту тематику:

  • kiDstream;
  • «Хэндики»;
  • Елена Гусева.

Разновидности занятий по театральной деятельности

Формы организации театрализованной деятельности в детском саду могут быть различными. В ходе активности, направленной на подготовку представления, дети приобретают опыт коллективного сотрудничества и построения взаимоотношений, осваивают социальные нормы. Это является неотъемлемой частью психологического приготовления к школе.

Подготовка к спектаклю — единый педагогический процесс, который происходит в течение полного дня и проявляется во многих видах активности воспитанников. На литературных занятиях дети знакомятся со средствами художественной выразительности, на музыке — учатся воспринимать эмоциональное состояние поющего, разучивают этюды и т.д., на рисовании — придумывают сюжеты, изображают существующих персонажей или придумывают собственных. Еще дети разучивают скороговорки и выполняют упражнения, развивающие интонации и тембр.

Типы театральных занятий:

  • типовые — включают в себя элементы театрально-игровой деятельности, ритмопластику, художественно-речевую деятельность, театральную азбуку;
  • доминантные — в них преобладает один из перечисленных видов деятельности;
  • тематические — на них все перечисленные виды деятельности объединяются разбором какой-либо общей темы;
  • комплексные — обсуждение и изучение различных видов искусств (театра, хореографии, музыки, поэзии, изобразительного искусства), их анализ и оценка их применения в разных произведениях;
  • интегрированные — здесь в качестве стержневого вида деятельности может выступать не только художественная деятельность, но и любая другая (например, небольшие игры на других занятиях);
  • репетиционные — проведение репетиций представления.

Временной план игр по ПДД

Продолжительность игры зависит от двух факторов:

  • вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени);
  • возраста воспитанников.

При этом в хронометраж вписывается четыре этапа.

Работа над игрой идёт в четыре этапа

Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр

Вид игрыВводный этапЭтап ознакомления с правиламиЭтап игры + усложнениеЗаключительный этап
Педагог объявляет название, мотивирует на участие.Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета.Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается).Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят.
Первая, вторая младшие группы
Дидактическаядо 1 минутыдо 1 минуты2,5–3 минутыполминуты
Сюжетно-ролеваяполминуты3–4 минуты2 минуты
Подвижная1 минута3 минуты1 минута
Театрализованная1–2 минуты2 минуты6–8 минут2 минуты
Пальчиковаяполминуты1 минутаполминуты
Средняя группа
Дидактическаядо 1 минутыдо 1 минуты3–4 минутыполминуты
Сюжетно-ролеваяполминуты4–6 минут3 минуты
Подвижная1 минута4 минуты2 минута
Театрализованная1–2 минуты2 минуты6–8 минут2 минуты
Пальчиковаяполминуты1 минутаполминуты
Старшая и подготовительная группы
Дидактическаядо 2 минутдо 1 минуты3–5 минут2 минуты
Сюжетно-ролеваяполминуты6–8 минут3 минуты
Подвижная1 минута4 минуты2 минута
Театрализованная2 минуты2 минуты8–10 минут2–3 минуты
Пальчиковаяполминуты2 минутыполминуты

Видео: дидактическая игра с элементами театрализации «Теремок» по ПДД в старшей группе

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Классический подъем и ласточка ;
  • Строение руки — иннервация ;
  • Что такое, причины возникновения спастичности, недопущение и лечение Как убрать спастику после инсульта ;
  • Способы как вызвать рвоту для похудения ;
  • Прокачка тела на брусьях с максимальным эффектом от брюса ли ;
  • Как научиться делать флажок: основные хитрости выполнения упражнения ;
  • Программы тренировок для набора мышечной массы у мужчин — какая самая результативная? ;
  • Улучшаем зрение с помощью гимнастики для глаз норбекова ;

Проект театра в старшей группе

Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.

Результатом проведенных уроков в саду становятся:

  • коммуникативное развитие детей разных возрастов;
  • ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
  • совместное создание реквизита и сценических образов;
  • повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
  • создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.

Самостоятельное создание актеров

Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.

Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.

Классификация игр

Театральные игры отличаются широким разнообразием — существует множество способов организовать спектакль.

Их можно поделить на 2 основные группы:

  1. Режиссерские игры. Ребенок — режиссер и сценарист, а «актерами» служат игрушки. Он управляет ими, наделяет моделью поведения, озвучивает, используя различные средства выразительности.
  2. Игры-драматизации. Дети являются «артистами», они сами исполняют роль какого-либо персонажа, самостоятельно создают образ, используя вербальные и невербальные способы передачи чувств.

Эти 2 группы, в свою очередь, делятся на подвиды.

Настольный театр

Режиссерский вид игры. Театральное действие происходит на столе. Фигурки действующих лиц и декорации маленького размера.

Чаще всего настольный театр бывает:

  • бумажным или картонным — все необходимое дети вырезают из бумаги и картона сами, по шаблонам;
  • магнитным — используется магнитная доска и персонажи, стоящие на ней;
  • из природных материалов — например, из листьев, желудей, шишек и т.д. создаются действующие лица, которые помещаются в ящик (он служит сценой).

Представление на стенде

Режиссерская игра, при которой декорации и фигурки крепятся на определенную поверхность.

Виды стендовых спектаклей:

  • фланелеграф — доска с натянутой на нее тканью, на которую липучкой или булавками крепятся персонажи;
  • театр теней — на вертикальную поверхность белого цвета, освещенную направленным на нее ярким источником света, с помощью кистей рук отбрасываются тени, которые играют роль героев (иногда вместо теней от рук используют заготовленные плоские фигурки черного цвета).

Наручный или пальчиковый

Кукла надевается на руку или пальцы ребенка. Героев для наручного или пальчикового театра можно купить в магазинах или сделать самостоятельно с помощью ткани, иголок и ниток. Иногда такие игрушки изготавливают из бумаги.

Напольное представление

В этой театрализованной игре используются марионетки. Управлять куклами, дергая их за веревочки, непросто, поэтому воспитанники детского сада не прячутся за ширмой, а остаются на «сцене». Но это не делает представление менее интересным и зрелищным.

Верховой театр

Еще один вид режиссерской театрализованной игры, в которой роль персонажей играют куклы. В отличие от напольного спектакля, верховой предполагает, что куклы находятся выше человеческого роста.

Типы верхового театра:

  • тростевой — куклы закрепляются на высокой палке;
  • бибабо — работает по принципу наручного театра, с тем отличием, что здесь куклы действуют из-за высокой ширмы.

Живые куклы

Театр живых кукол — популярная на утренниках и занятиях по развитию речи и иностранному языку деятельность.

Есть 3 типа такого театра:

  • масочный (маски дети могут изготовить самостоятельно или приобрести в магазине);
  • платочные куклы (голову, руки и ноги куклы пришивают на одежду, а ребенок держит ее и движениями своего тела управляет персонажем);
  • куклы-великаны (персонажей играют профессиональные актеры или воспитатели).

Полноценный спектакль в костюмах

Костюмированный спектакль — это игра-драматизация. Дети с помощью одежды и аксессуаров перевоплощаются в героев произведения, а затем, задействуя текстовые реплики, мимики и жесты, отыгрывают персонажа на сцене. Такая деятельность требует тщательной подготовки и многочисленных репетиций. В детском саду костюмированные спектакли проводят по каким-либо поводам: праздники, утренники и т.д.

Диагностика и анализ проведенной деятельности

Оценка проводимой деятельности важна. Она помогает выявить сильные и слабые стороны процесса и определить вектор развития в дальнейшем.

Определение актерских качеств

Актерские качества являются способностью понимать эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирать подходящие средства выразительности для передачи образа персонажа. Могут использоваться мимика, пантомимика, интонации.

Характеристики, показывающие наличие развитых актерских качеств:

  • естественность в пантомимике;
  • богатство и живость мимики;
  • отчетливые и уместные изменения интонации и тональности голоса;
  • самостоятельность, отсутствие стереотипности.

Если ребенок зажат, двигается прерывисто и скованно, практически не проявляет мимики и говорит без интонаций, значит, его актерские способности не развиты.

Как отслеживать уровень развития

При оценке развития в театральной сфере деятельности следует обратить внимание на следующие элементы:

  1. Знание основ театральной культуры, интерес к ней.
  2. Уровень владения речевой культурой: понимание смысла произведений, умение дать точные характеристики персонажам, пользоваться языковыми и интонационно-образными средствами.
  3. Эмоционально-образное развитие: понимание эмоций героев, умение выражать свои.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Умение влиться в коллективную творческую деятельность.

Тестовые вопросы для диагностики интереса к творчеству

Перед школой с воспитанниками ДОУ проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет степень интереса детей к творчеству.

Примерный список вопросов, которые включает данная технология оценки:

  1. «Что такое театр?», «Ты сам был в театре? Какие впечатления остались?»
  2. «Какой спектакль ты смотрел самым последним?», «Ты любишь смотреть спектакли?»
  3. «Ты знаешь, чем занимаются режиссеры, актеры, художники-оформители?»
  4. «Как правильно вести себя в театре?»
  5. «Ты любишь сам участвовать в постановке спектаклей? Почему?»
  6. «Какой твой любимый спектакль? А какая любимая роль? Почему?»
  7. «Легко ли тебе угадать настроение персонажа?»
  8. «Ты бы хотел работать в театре в будущем? Почему?»
  9. «Ты любишь читать? Какая твоя любимая книга? Почему?»

Слушая ответы ребенка, нужно анализировать его интерес как к самой театральной деятельности, так и к отдельным вопросам.

Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.

Роль театрализованной деятельности

Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.

Театральная постановка

Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов

С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.

Картотека театральных игр

В каждой группе согласно ФГОС обязана присутствовать картотека театральных игр, подобранна в соответствии с интересами ребят, их эмоциональными потребностями и особенностями.

Популярные игры, включающиеся в картотеку для старшей группы ДОУ:

  • Пальчиковый театр «Лиса да заяц». В постановке участвуют 6 детей — 5 персонажи и один, отвечающий за слова автора. Детям на пальчики надеваются герои, которые по очереди появляются на сцене.
  • Классическая постановка «Внученька Снегурочка». Участвовать может вся группа — 5 главных героев и второстепенные роли, отведенные многочисленным подружкам Снегурочки.
  • Режиссерская работа «Емеля», в которой может участвовать один ребенок, управляющий всем персонажами сразу, или несколько ребят, разделившие между собой все роли. В постановке должен участвовать макет печи и проруби, в создании которых принимала участие вся группа.
  • Инсценировка сказки «У страха глаза велики». В постановке участвуют 6 ребят, включая читающего слова автора.
  • Варежковая театрализация сказки «Лисица и кувшин». В постановке участвует 3 ребенка, активно задействуются кисти руки и интонация.

Дополнительная информация! Прежде чем начинать приступать к подготовке театрализованных презентаций и выступлений, детей нужно ознакомить с произведением. Ответить на все их вопросы, возникающие попутно чтению. Пояснить идею произведения и его мораль. После того, как ребятам понятен смысл сказки, они с удовольствием попробуют в нее поиграть.

Занятия в дошкольных учреждениях организовывают профессионалы, педагоги со стажем и профессиональным образованием. Дома же устроить подобное полезное занятие не составит особого труда, если направить обыденную детскую игру в нужное русло. Для этого нужно потратить немного сил на создание театрального уголка, в котором будет проходить показ каждой сказки. И шумная бесцельная детская игра в один миг превратится в бесценное творческое развитие.

Наглядные примеры проведения театральной деятельности

Театральная деятельность может быть поделена педагогами на 3 части:

  1. Вводная. Педагог устанавливает контакт с детьми и занимается сплочением коллектива, настройкой на общую работу. Читаются сказки, рассказы, стихи. Педагог проводит игры «Бегал заяц по болоту», «Дует ветер нам в лицо», «Сидит ветер на тележке» и т.д.
  2. Продуктивная. В этой части раскрываются творческие способности и происходит основное развитие воспитанников. Педагог проводит сказкотерапию и игры на улучшение воображения и памяти. Разыгрываются этюды с использованием мимики и пантомимики. Проходят творческие занятия по рисованию, аппликации и т.д.
  3. Завершающая. Педагог и воспитанники ставят совместные спектакли, подводят итоги.

Примеры конспектов

Краткий пример конспекта театрализованной игры «Теремок» (выполнила Кушуба А.А.):

1. Вводная часть:

  • чтение сказки «Теремок», совместное обсуждение»;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • отгадывание загадок;
  • распределение ролей;
  • разучивание слов.

2. Основная часть. В середине помещения поставлена «коробка открытий», вокруг которой педагог усаживает детей, предлагая одному из них проверить, что в коробке. Там оказываются билеты в театр. Проходит увлеченное обсуждение того, что это такое, у ребят появляется интерес. Выясняется, что спектаклем будет «Теремок».

Воспитатель предлагает ребятам пройти в театральное помещение. Детей под музыку запускают внутрь, предлагают рассесться. Далее педагоги проводят спектакль, который ребята с удовольствием смотрят, по окончании — хлопают.

3. Заключительная часть. Педагоги и воспитанники обсуждают представление, дети рассказывают, кто из героев понравился и почему.

Самоанализ занятия “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Состав группы 10 человек, возраст от 12-14 лет,   4-6 год обучения;                        способность группы средняя; оснащенность занятия: экран, средства обучения

Тема занятия: Театральные  этюды, как источник творческого воображения».

Место занятия в календарно-методическом плане:                                                                                                    второе занятие по теме:Театральные  этюды

Сложность занятия для данной группы: средняя

Задачи.

Образовательная:

 – дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

 – познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Воспитательные цели занятия:

 – сформировать навыки КТД;

 – привить навыки взаимодействия с партнером;

 – научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом

Развивающие:

 – развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

 – сформировать способности к импровизации;

 – развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

 – развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики                         и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

 – развивать физические возможности тела, через актёрский тренинг;

 – развивать умения взаимодействовать с партнёром

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия:                            слайды, карточки для этюдов.

Задания для самостоятельной работы детей на занятии:

  • исполнение эмоциональных упражнений
  • исполнение этюдов;

Цель:  продолжить знакомство воспитанников с  видами театральных этюдов.

Задачи:

 1.Дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд, виды этюдов»;

 На занятии было дано определение понятия «Этюд», раскрыто значение и важность таких упражнений. Для чего нужен этюдный метод в работе над собой

 Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

  1. Познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.  В игровой ситуации воспитанники легко приняли эти условия и начали действовать в вымышленной ситуации.

            Занятие имеет этапы, их последовательность, что обеспечивает целостность занятия.

            Работа начинается с разминки: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и произношение, актёрский тренинг.

            Главным этапом занятия является «Театральные этюды, как источник творческого воображения».  На занятии выполнялись определённые этюды на заданную тему. Сначала простые доступные этюды, затем более сложные. В процессе работы проходили

обсуждения увиденного, были внесены поправки,  давались рекомендации. При необходимости этюды повторялись. Лучшие работы отмечались. В процессе занятия воспитанники учились дисциплине, уважительному отношению друг к другу, терпению и трудолюбию. Считаю, что содержание занятия полностью соответствует целям занятия. Развивает творческие способности воспитанников, способствует развитию интереса к обучению.

Самым главным в ходе занятия был  микроклимат в коллективе, взаимоотношения между педагогом и воспитанниками.

     Я думаю, что цель занятия была достигнута. Дети с удовольствием выполняли упражнения, показали свои творческие способности, фантазию.

___________________________

Скачать материалы:

Ход:

— Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

— Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

— Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

— Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком,сорока,баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» — подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

— «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

— «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

— «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

— «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

— «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

— «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

— «Кто там? – пугливым голосом спросила зайчиха».

— «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

— «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас

А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/. Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках

Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают . Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Вопросы:

— Ребята, понравилась вам Сашина сказка или нет? 
— За кого вы переживали больше всех?

— Мне очень понравилась, Саша хорошо пофантазировал!

Формы организации театрализованной деятельности

Содержание театрализованной деятельности в ДОУ определяется поставленной целью и задачами. Формы организации театрализованной деятельности могут быть весьма разнообразные, и выбираться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Основными формами организации театрализованной деятельности в ДОУ являются:

  1. Занятия, которые могут быть нескольких видов:

    • фронтальные;
    • индивидуальные;
    • подгрупповые.
  2. Театрализованные праздники.

  3. Театрализованные развлечения.

  4. Спектакли.

  5. Разнообразные театрализованные действия.

Кроме того, принято выделять такие формы театрализованной деятельности как:

  1. Фрагментарная театрализованная деятельность в рамках иного занятия.
  2. Типовая – ритмопластика, художественно-речевая деятельность, театральная азбука.
  3. Доминантная – театрализованная деятельность, организованная в рамках иного вида деятельности, но при этом она преобладает.
  4. Тематическая – вся театральная деятельность объединена между собой одной конкретной темой.
  5. Интегративная – используется как синтез искусств (дети знакомятся с живописью, поэзией, хореографией и т.д.).
  6. Репетиционная – подготовка к выступлению.

Классификация игр

Театральные игры отличаются широким разнообразием — существует множество способов организовать спектакль.

Их можно поделить на 2 основные группы:

  1. Режиссерские игры. Ребенок — режиссер и сценарист, а «актерами» служат игрушки. Он управляет ими, наделяет моделью поведения, озвучивает, используя различные средства выразительности.
  2. Игры-драматизации. Дети являются «артистами», они сами исполняют роль какого-либо персонажа, самостоятельно создают образ, используя вербальные и невербальные способы передачи чувств.

Эти 2 группы, в свою очередь, делятся на подвиды.

Настольный театр

Режиссерский вид игры. Театральное действие происходит на столе. Фигурки действующих лиц и декорации маленького размера.

Чаще всего настольный театр бывает:

  • бумажным или картонным — все необходимое дети вырезают из бумаги и картона сами, по шаблонам;
  • магнитным — используется магнитная доска и персонажи, стоящие на ней;
  • из природных материалов — например, из листьев, желудей, шишек и т.д. создаются действующие лица, которые помещаются в ящик (он служит сценой).

Представление на стенде

Режиссерская игра, при которой декорации и фигурки крепятся на определенную поверхность.

Виды стендовых спектаклей:

  • фланелеграф — доска с натянутой на нее тканью, на которую липучкой или булавками крепятся персонажи;
  • театр теней — на вертикальную поверхность белого цвета, освещенную направленным на нее ярким источником света, с помощью кистей рук отбрасываются тени, которые играют роль героев (иногда вместо теней от рук используют заготовленные плоские фигурки черного цвета).

Наручный или пальчиковый

Кукла надевается на руку или пальцы ребенка. Героев для наручного или пальчикового театра можно купить в магазинах или сделать самостоятельно с помощью ткани, иголок и ниток. Иногда такие игрушки изготавливают из бумаги.

Напольное представление

В этой театрализованной игре используются марионетки. Управлять куклами, дергая их за веревочки, непросто, поэтому воспитанники детского сада не прячутся за ширмой, а остаются на «сцене». Но это не делает представление менее интересным и зрелищным.

Верховой театр

Еще один вид режиссерской театрализованной игры, в которой роль персонажей играют куклы. В отличие от напольного спектакля, верховой предполагает, что куклы находятся выше человеческого роста.

Типы верхового театра:

  • тростевой — куклы закрепляются на высокой палке;
  • бибабо — работает по принципу наручного театра, с тем отличием, что здесь куклы действуют из-за высокой ширмы.

Живые куклы

Театр живых кукол — популярная на утренниках и занятиях по развитию речи и иностранному языку деятельность.

Есть 3 типа такого театра:

  • масочный (маски дети могут изготовить самостоятельно или приобрести в магазине);
  • платочные куклы (голову, руки и ноги куклы пришивают на одежду, а ребенок держит ее и движениями своего тела управляет персонажем);
  • куклы-великаны (персонажей играют профессиональные актеры или воспитатели).

Полноценный спектакль в костюмах

Костюмированный спектакль — это игра-драматизация. Дети с помощью одежды и аксессуаров перевоплощаются в героев произведения, а затем, задействуя текстовые реплики, мимики и жесты, отыгрывают персонажа на сцене. Такая деятельность требует тщательной подготовки и многочисленных репетиций. В детском саду костюмированные спектакли проводят по каким-либо поводам: праздники, утренники и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий