Занятия по театрализованной деятельности в средних группах ДОЦ

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного — от одного дня до двух недель, долгосрочного — от двух недель до полугода и даже год.

Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы — будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

МесяцНазвание сказкиВид театра
СентябрьБелорусская сказка «Пых»кукольный театр
ОктябрьРусская народная сказка «Репка»картонный театр
Ноябрь«Теремок»кукольный театр
Декабрь«Заюшкина избушка»пальчиковый театр
Январь«Зимовье зверей»пальчиковый театр
Февраль«Колобок»пальчиковый театр
МартСказка Л. Н. Толстого«Три медведя»картонный театр
АпрельРассказ Т. Караманенко«Ёж и грибок»пальчиковый театр
Май«Маша и медведь»драматизация,заключительный этаппроекта

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанниковНазвание игрыЦелиОписание
3-4 года«Зеркало»Тренировка внимания и памятиДети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет«Сплетня»Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышленияУчастник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет«Волшебная палочка»Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпенияПедагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе — само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия — педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу — поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей — предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром — это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность — малыши пополняют знания о своём родном городе.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Плачет киска в коридоре,У неё большое горе.Злые люди бедной кискеНе дают украсть сосиски.

Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

Киска, кисонька, кисуля! — Позвала котёнка Юля.—Не спеши постой, постой! —И погладила рукой.

  • Стук-стук молотком, (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей. (Прыжки на месте).
  • Дружно работали, дом быстро построили — каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили, печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
  • Сложим мы в мешок большой (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной( загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок(соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок ( указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти ( ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи ( ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Формы организации представлений

Существует 3 формы организации представлений в ДОУ:

  1. Творческая деятельность, которая осуществляется с участием взрослых в рамках игр на занятиях или праздниках. К такой деятельности также относятся посещение театров, организация театрального уголка и т.д.
  2. Самостоятельная деятельность, без участия взрослых. В основном практикуется в старших группах, при подготовке и проведении утренников. Такая активность помогает детям научиться самоорганизации, самостоятельности и ответственности.
  3. Игры с привлечением кукол. Благодаря такой деятельности воспитанники могут решать познавательные задачи в игровой, понятной форме. Куклы становятся «участниками» занятия.

Презентация на тему: ” МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» 50 «Колокольчик» Проект по театральной деятельности в средней группе 9 « Театр и Мы» Воспитатель: Сакина И.В.” — Транскрипт:

1

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» 50 «Колокольчик» Проект по театральной деятельности в средней группе 9 « Театр и Мы» Воспитатель: Сакина И.В. Иваново г.г. Иваново г.г.

2

Тип проекта: По тематике: творческий, игровой. По составу участников: групповой проект. По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата. Продолжительность проекта: Долгосрочный.

3

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста 4-5 лет группы «Звёздочка», воспитатели группы, музыкальный руководитель, старший педагог, родители воспитанников. Актуальность проблемы. 1

Недостаточное внимание родителей и детей к театру. 2

Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве». 3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Цель проекта. Создание оптимальных условий для развития эмоционально- волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

4

Задачи проекта. 1. Пробудить интерес детей к театрализованной деятельности, учить внимательно слушать и смотреть театр. 2. Развиватьинтерес к театрализованной деятельности, помочь детям понять содержание фольклора через инсценировку. 3. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение. 4. Содействовать развитию индивидуальных творческих наклонностей каждого ребёнка. Созданию эмоционально- положительного климата в группе. 5. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

5

Основные этапы проекта: Исследовательский этап (сентябрь): – мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков; – обобщение и анализ полученных данных. Организационный этап (октябрь) -Разработка проекта: определение целей и задач проекта -Утверждение проекта -Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. руководителем – составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей – организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня -оформление в схемах и таблицах формы организации -театрализованной деятельности. Практический этап (сентябрь-апрель) -Консультация для родителей: «ТЕАТР ДОМА» -Создание моделей театров в группе совместно с родителями -Составление списка необходимых материалов для реализации проекта -Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон Обобщающий этап (май) – представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников через презентацию проекта.

6

Предполагаемые результаты. – Задействование детей группы в проекте; – Познакомить детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания; -Приобретение и изготовление атрибутов реквизита для театрализованных игр; – В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысится компетентность в вопросах воспитания.

7

Ход реализации проекта «Театр и Мы» Блоки работы по проекту: Развивающая среда Взрослые Дети

8

«Плоскостной театр » 1. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Виды театров. «Кукольн ый театр »

9

Плоскостной театр

10

Пальчиковый театр

11

«Маски»

12

«Театр кукол»

13

« Ложковый театр»

14

Театр на ложках Театр на лопатках

15

ТЕАТР «АНИМЭ» ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ

16

ТЕАТР НА ФАРТУКЕ

17

Выставки. Выставка книг «Моя любимая сказка» Выставка кукол «Куклы наших бабушек» Выставка семейных работ «Рукотворная книга»

18

Пополнение уголка по театральной деятельности.

19

2. ВЗРОСЛЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Родители воспитанников Воспитатели Старший педагог

20

Досуг «Из какой сказки пришёл герой»

21

Досуг «Прощай, Маслениц а»

22

Выставка работ Конкурс семейных работ «Рукотворная книга»

23

3. ДЕТИ Организованная самостоятельная театрализованная деятельность детей.

24

На занятиях На занятиях Познавательное развитие (расширение кругозора/ФЦКМ) Речевое развитие ( развитие речи) Физическое развитие.

25

На большой сцене На большой сцене

26

Свободная деятельность детей

27

1. Сценарий досуга «Из какой сказки пришел герой?» 2. Сценарий совместного досуга с родителями «Прощай, Масленица» 3. Презентация «В гостях у сказки» 4. Презентация «Путешествие в страну сказок» 5. Положение к конкурсу «Рукотворная Книга» 6. Консультации для родителей 7. Конспекты занятий: «Как искали черепаху», «Зимовье».

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного — от одного дня до двух недель, долгосрочного — от двух недель до полугода и даже год.

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы — будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Приемы для организации занятий

Чтобы деятельность проходила с максимальной пользой для развития дошкольников, существует немало приемов организации занятий. На то, какие из них и в какой форме будет использовать педагог, влияют возраст воспитанников, поставленные цели и т.д.

Индивидуализация заданий

Один из основных приемов, используемых педагогами во время организации занятий

Важной чертой современной системы образования является стремление найти подход к каждому, отказ от шаблонности. Есть несколько способов персонализировать театральную деятельность в ДОУ, и выбор метода зависит от цели, которую преследует индивидуализация

Например, если ребенок является интровертом и попытки вовлечь его в публичные выступления не приносят положительных результатов, можно попробовать найти ему другую деятельность, связанную с театром. Например, он может готовить декорации или костюмы.

Детям-экстравертам, свободно проявляющим эмоции на публике и имеющим выраженные способности к актерской игре, преподаватель должен дать возможность развить талант. Если, например, воспитанник хорошо читает стихи, можно привлечь его к этой деятельности, вставив в сценарий несколько поэтических элементов.

При таком индивидуальном подходе у воспитанников появляется возможность освоения своих, наиболее подходящих лично им способов самореализации. Однако воспитатель не должен забывать, что деятельность детей нужно разнообразить.

Эффективная мотивация для детей

Мотивация детей — важная составляющая педагогического процесса. С ее помощью можно создать необходимый настрой на любую деятельность.

Способы мотивации детей в сфере театрализованной деятельности:

Наглядность. Человек воспринимает глазами до 90% поступающей информации. К тому же в дошкольном возрасте у детей только начинает происходить переход от наглядного к наглядно-образному восприятию

Перед тем как воспринять сюжет произведения, ребенку важно увидеть, как выглядят действующие лица. Это необходимо и в момент, когда дошкольнику предстоит сыграть какого-то персонажа — он должен представить его

Основные способы повышения наглядности — это мультимедийные презентации, буклеты с картинками, фотографии и т.д.
Беседы. Разговоры помогают педагогу настроить воспитанников на рабочий лад, повторить с ними имена персонажей и сюжет, пробудить интерес к деятельности. Рекомендуется применять вопросно-ответную форму беседы.
Игры. Такая форма деятельности не позволит интересу дошкольников угаснуть. Особенно полезны забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства.

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе — само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия — педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу — поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей — предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром — это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность — малыши пополняют знания о своём родном городе.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Плачет киска в коридоре,У неё большое горе.Злые люди бедной кискеНе дают украсть сосиски.

Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

Киска, кисонька, кисуля! — Позвала котёнка Юля.—Не спеши постой, постой! —И погладила рукой.

  • Стук-стук молотком, (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей. (Прыжки на месте).
  • Дружно работали, дом быстро построили — каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили, печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
  • Сложим мы в мешок большой (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной( загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок(соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок ( указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти ( ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи ( ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного — от одного дня до двух недель, долгосрочного — от двух недель до полугода и даже год.

Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы — будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

МесяцНазвание сказкиВид театра
СентябрьБелорусская сказка «Пых»кукольный театр
ОктябрьРусская народная сказка «Репка»картонный театр
Ноябрь«Теремок»кукольный театр
Декабрь«Заюшкина избушка»пальчиковый театр
Январь«Зимовье зверей»пальчиковый театр
Февраль«Колобок»пальчиковый театр
МартСказка Л. Н. Толстого«Три медведя»картонный театр
АпрельРассказ Т. Караманенко«Ёж и грибок»пальчиковый театр
Май«Маша и медведь»драматизация,заключительный этаппроекта

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий