Социальный статус ребенка

Дети как социальная группа

Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.

Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:

  • отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
  • насилие над детьми;
  • формирование девиантного поведения у детей;
  • негативное отношение к детям;
  • детская бездомность;
  • маргинализация детей.

Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.

Замечание 1

Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.

Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.

Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:

  • неравенстве условий стартового потенциала;
  • дифференциации по социальным и возрастным критериям;
  • социальном неравенстве;
  • различных шансах на получение культурных и социальных благ.

Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа «социальный статус семьи». Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

История социальных статусов в России

В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:

  • крестьянин,
  • мещанин,
  • личный почетный гражданин,
  • потомственный почетный гражданин,
  • личный дворянин,
  • потомственный дворянин.

В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:

  • крестьянин (жители сельских поселений, которые заняты в сельском хозяйстве, без образования);
  • рабочий (без образования);
  • служащий (наличие высшего образования или свидетельство из техникума).

При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Каких детей предпочитают в группе, а каких нет

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других

Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общения вообще.

Что значит быть общительным

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

Острые проблемы демографического развития России

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.

Какие качества определяют лидера?

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный.

Почему некоторые дети становятся отверженными в коллективе?

Дезориентация ребенка в социальных отношениях окружающих, незнание правил игры и нежелание следовать им является основной причиной отверженности в группе. Когда малыш не понимает соотношение ролей в коллективе, почему не всегда можно высказывать свое мнение и почему надо подчиняться лидеру группы, на него обрушиваются насмешки и агрессия. Если ребенок не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих детей, значит, у него нет необходимого опыта общения, он не умеет договариваться. Наличие или отсутствие этого качества определяет степень включенности в игру. Поэтому одни дети легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие – вечно в стороне. Приобретение опыта социального общения происходит постепенно и не без участия взрослого.

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно. О том, как добиться такого положения при участии взрослых, – в следующей статье.

Автор Юлия Савельева

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности.
Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию человека способствует взаимодействие с людьми, играющими разные роли, и участие в максимально возможном количестве ролевых репертуаров. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем выше его адаптивность. Поэтому процесс развития личности часто происходит как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества одинаково важно распределять роли, соответствующие возрасту. Адаптация людей к постоянно меняющимся возрастам и возрастным статусам является вечной проблемой

Как только человек адаптируется к одному возрасту, наступает другой, с новыми статусами и новыми ролями. Не раньше, чем молодой человек начинает справляться с путаницей и сложностями подросткового возраста, он становится на порог зрелости; не раньше, чем человек начинает проявлять мудрость и опыт, приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, он предписывает новые статусы и требует освоения новых ролей. В определенном возрасте человеку может быть трудно адаптироваться к новым требованиям ролевого статуса.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своего возраста, т.е. достиг статуса старшей возрастной категории, обычно не полностью реализует свои потенциальные детские роли, что негативно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими и ущербными. В то же время статус незрелого взрослого – это сочетание статуса взрослого с установками и поведением, характерными для детского или подросткового возраста. У такого человека обычно возникают конфликты при выполнении соответствующих возрасту ролей. Эти два примера иллюстрируют неспособность адаптироваться к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для человека. В психотерапии существует даже подходящий метод коррекции поведения – образно-изобразительная терапия. Пациента просят войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом ответственность за это несет не сам человек, а роль, которая задает новые модели поведения. Человек вынужден действовать по-другому в соответствии с новой ролью.

Несмотря на условность данного метода, его эффективность была достаточно высокой, так как испытуемому предоставлялась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Социально-драматический подход к интерпретации человеческих действий хорошо известен. Жизнь рассматривается как драма, в которой каждому участнику отведена определенная роль. Ролевая игра имеет не только психотерапевтический, но и развивающий эффект.


Некоторые социальные статусы и роли могут быть предопределены до вашего рождения

Виды социального статуса

Определение 1

Социальный статус – занимаемая индивидом определенная позиция в социальной группе или обществе, взаимосвязанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Статус фиксирует определенный набор функций, выполняемых человеком в обществе или социальной группе и совокупность условий, необходимых для осуществления этих функций. Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Невозможно жить в обществе и быть лишенным социального статуса.

Замечание 1

Социальный статус определяет место субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его права, обязанности и привилегии. Положение человека внутри социальной системы указывает на его социальный статус. Индивид занимает свое место в сообществе, относит себя к определенной категории людей, принимает на себя, связанные с этой позицией, обязанности.

Статус отображает иерархическую структуру группы, формирует в ней вертикальную дифференциацию.

Все виды социальных статусов сопровождает статусный образ, отображающий совокупность ожиданий и представлений от человека как носителя определенного статуса. Для того, чтобы сохранить тот или иной социальный статус, человек должен выполнять соответствующие статусу конкретные социальные нормы.

Статусный набор – совокупность статусных позиций, которые человек может занимать в одно и тоже время. В статусном наборе выделяют следующие виды статусов:

  • главный,
  • предписанный (аскриптивный),
  • достигнутый,
  • смешанный.

На основании врожденных статусов выстраивается некая часть законодательной системы (возможность принимать участие в выборах, воинская обязанность, уголовное наказание и др.).

Вид социального статуса зависит от его статусной позиции:

  • Предписанный, или врожденный статус – статус, полученный благодаря наследуемым признакам, навязанный обществом. Обусловлен расой, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, социальным положением семьи и т.д.
  • Достигнутый, или приобретенный статус – статус, полученный благодаря собственным усилиям. Обусловлен силами самого индивида, его настойчивостью, талантами, целеустремленностью. Может быть следствием везения или удачи.

Достигаемый статус можно рассматривать как разновидность приобретенного статуса, он отображает стремления человека, прилагаемые усилия к изменению собственного социального статуса. Такой вид чаще всего характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – провести успешную кампанию, получить дополнительную сертификацию, проявить личностные качества компетентности и настойчивости.

Изменение социального статуса требует мгновенного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуацией. Когда этого не происходит, то указывают на потерю адекватного самовосприятия и дезадаптацию.

Достигаемые и предписанные статусы обладают принципиальным отличием, но при этом могут перекрещиваться и взаимодействовать

Граница между этими статусами условна, но их концептуальное разделение важно для исследования социальных феноменов

Достигаемые статусы касаются статусных и профессиональных положений, имеет собственные индивидуальные знаки отличия: профессия (полиция, врач, юрист); занимаемая должность (руководитель, доцент, президент); жизненная позиция (бродяга, дауншифтер

К достигаемым статусам относятся лица без определенного места жительства, воры и убийцы

Как правило, достигаемые статусы имеют внешние опознавательные знаки: военные, врачи, пожарные, сотрудники департамента внутренних дел, спортсмены и т.д.

Для общества высокий достигаемый статус важнее врожденного. Наличие широкого круга знакомств, получение образования, возможность для путешествий предоставляет больше возможностей для получения более высокого достигаемого статуса, что, в первую очередь, связанно с признанием обществом достижений данного человека.

Социально-классовый статус человека отражает статусы родителей, то есть является частично предписанным, а частично достигаемым в результате самого индивида.

Социальная роль ребенка в семье

Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.

Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.

Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:

  • зависимого и подчиняемого;
  • принятого и отверженного;
  • автономно-независимого и деспотичного.

Замечание 3

Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.

Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.

Социальный статус что писать в анкете

В первом случае необходимо обратиться к конкретному нормативно-правовому акту и оформить документ согласно всем требованиям.

Имеется в виду, что стабильная компания, которая уже заняла свою нишу на рынке, скорее всего отдаст предпочтение такому же стабильному работнику, семейными обязательствам. В ней все стабильно – график, зарплата, .

Социальное происхождение в анкете это

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная.

Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса.

Итак, подведем итоги. Каждому из нас с самого рождения присуждается определенный социальный статус. Каждый индивид стоит на какой-либо ступеньке рассматриваемой иерархической лестницы.

Октябрь 24, 2019 Социальное положение в анкете что писать

  1. 7 См.
  2. 6 Литература
    • 6.1 На английском языке
    • 6.2 На русском языке
  3. 6.1 На английском языке
  4. 3 Критерии для определения социального статуса человека или группы
  5. 2 Виды статусов
  6. 5 Примечания
  7. 1 Понятие
  8. 4 Статусная несовместимость
  9. 6.2 На русском языке

В графе социальное положение что писать

Каждый С. С. — прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон) .

Если какая-то информация первоначально не была включена в автобиографию, соискатель вправе написать дополнение к автобиографии, указав в нем любую информацию (пояснения), которую он хотел бы сообщить своему новому работодателю, например, причины перехода с одной работы на другую.

Написанная собственноручно автобиография должна быть обязательно подписана соискателем, на документе должна стоять дата.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Скачивая Социальное положение примеры в анкете, вы обещаете удалить их сразу после ознакомления. Как описать семейное положение в анкете.

Социальный статус семьи: примеры Семья – это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Состав семьи: Члены семьи, живущие с ребенком___________________________________________ ___________________________________________________________________________ Члены семьи, живущие отдельно, но принимающие участие в воспитании ребенка____ ___________________________________________________________________________ 10.

Перед каникулами ребенок принес из школы анкету с пометкой «Сведения обязательны к предоставлению» В анкете спрашивается, где и кем работают родители ребенка.

Помощь в решении семейных проблем

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.В семья материодиночки наличие справки. R R R R Какой указывать состав семьи в карточке т.

Тем не менее отсутствие семьи означает отсутствие серьезных обязанностей и факторов, которые. Я бы не стала отвечать, либо если это принципиальный для сада момент написала бы от балды что нибудь крайне правильное.

В любом случае лучше всего написать в резюме правду, ведь.

Социальный статус семьи в анкете

Социальный статус — понятие комплексное. Сюда входят: состав, доход, условия жизни, образовательный статус членов семьи (который сам складывается из. ) , принадлежность к определенной социальной группе (она тоже может определяться вышеперечисленным

Материал (1 класс) по теме: Анкета для родителей будущих первоклассников

  • Домашний адрес по прописке: _____________________________________
  • Домашний адрес фактически: ______________________________________
  • Какое учреждение дополнительного образования посещает ребёнок:
  • Неполная
  • В разводе
  • Дети-инвалиды (кто, группа, заболевание)
  • Родители-участники боевых действий
  • Малообеспеченная
  • Родители-инвалиды (кто, группа)
  • Безработные
  • Многодетная

Ваш психолог — что это?

Первые социальные роли

Мальчики и девочки

Девочки обычно играют отдельно от мальчиков, но и в их коллективе есть какая-то иерархия.Те, кто знает правила игры в «дочки-матери», обычно объединяются в небольшие стайки, те, кто не согласен с этими правилами или выдвигает какие-то свои – в стороне. Марина, например, упрямая девочка, часто не подчиняется общим законам, поэтому держится особняком или играет с мальчиками, почему-то они ее всегда охотно принимают в игру. И не только принимают, а очень любят, на вопрос: «Кто станет в пару с Мариной?», – желающих мальчиков всегда несколько, может, потому, что она удивительно красива и по-своему женственна?

Миша – немного агрессивный мальчик, часто выкрикивает воинственные фразы, грозится всех заколоть мечом, обычно мальчики не принимают его в игру, видимо, не знает правил. Зато Миша – лучший друг армянской девочки Маруси, воспитывающейся в соответствии с национальными традициями, где женщина должна быть женственной и подчиняться мужчине. Но самое интересное, что в тандеме Миша-Маруся, командует как раз таки Маруся. А вот с девочками Маруся не играет совсем, они ее сторонятся, может, потому что она слишком примитивно мыслит?

Социальный статус ребенка в анкете что писать

Этот сюжет особенно актуален в свете дискуссий о различных моделях оценки эффективности образовательных учреждений и переходом на нормативно-подушевое финансирование школ. Дифференциация в сфере образования значительно возросла за годы перестройки и продолжает увеличиваться в современной России, отметили авторы исследования. Это означает, что уровень образования детей в большей степени зависит от социального и материального статуса родителей и в меньшей – от усилий и способностей самих детей.

Доповнили надання інформації щодо «причини настання інвалідності», «групи (підгрупи) інвалідності», «нозологічних ознак», «потреб у технічних та інших засобах реабілітації», «потреб у санаторно-курортному лікуванні». (4) Включили необхідність надання даних щодо: — Наявності у будь-кого з членів сім’ї на депозитному банківському рахунку коштів у розмірі, що перевищує 10-кратний розмір прожиткового мінімуму, встановленого для працездатних осіб.

Социальный статус семьи в анкете

Социальный статус — полной, когда оба родителя состоят в браке, — неполной, когда брак не заключали (одинокая мама, установление отцовства) и расторжение брака, — многодетной в случае, когда в семье три и более несовершеннолетних ребенка до 18 лет, — малообеспеченной в случае, когда прожиточный минимум семьи не превышает установленный прожиточный минимум в Челябинской области утвержденный Постановлением Губернатора Челябинской области. УСЗН Красноармейского муниципального района, 2011—2019 В разделе Прочие дела домашние на вопрос Дали анкету, а там есть графа»Социальный статус семьи».Это как вообще? заданный автором Vanyok Golovanov лучший ответ это Полная, неполная, многодетная.

Социальный статус — понятие комплексное.

Материал по теме: Анкета для родителей (социальный паспорт семьи)

1. Фамилия, имя, отчество ребенка ________________________________________________________________ 2.Дата рождения ________________________________________________________________ 3.Место рождения _______________________________________________________________ 5.Домашний адрес, телефон_________________________________________________________________________________________________________________________ 6.

Жилищно-бытовые и материальные условия семьи: А) отдельная квартира из ___комнат, Д) комната в коммунальной квартире, А) здоровье отягощено сердечнососудистыми заболеваниями Б) психическими заболеваниями Б) имеет нарушения в физическом развитии (рост, вес) В) состоит на диспансерном учете по поводу_______________________ Г) выраженная утомляемость, частые простудные заболевания, ОРЗ 9.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей, либо с противоречием роли и мировоззрения.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Название вида

Суть ролевого конфликта

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Межролевой

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.

Например, когда человек должен быть строгим начальником на работе и добрым родителем дома.

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, когда человек не может выполнять требования на работе, потому что они противоречат его религии.

Слайд 14Актуальность проблемы Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что количество проблемных детей с

каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию всё новых видов отклоняющегося поведения и развития.

Для правильной организации перевоспитания Необходимо учитывать фактор среды, А так же факторы воспитания ,самовоспитания и перевоспитания во взаимодействии. Чтобы добиться воздействия, следует понять цель каждого фактора.Цель воспитания –всестороннее развитие Личности.Цель перевоспитания- коррекция отклонений от нормы.Цель самовоспитания- привитие желания Сегодня стать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий