Школьные конфликты. Инструктаж для родителей

Правила безопасного поведения в школе

Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.

Существуют определенные нормы освещенности помещений, расположения мебели в кабинетах, чередования уроков различной сложности. К школам прикреплены медицинские работники для наблюдения за здоровьем учащихся и своевременного оказания помощи в случае необходимости. Работают буфеты и столовые, где во время перемен школьники могут перекусить.

За соблюдение всех требований безопасной работы школы отвечает коллектив сотрудников во главе с директором. У каждого работника есть свои обязанности по охране жизни и здоровья детей. Но без соблюдения самими учениками определенных правил безопасного поведения в школе любые усилия взрослых окажутся безрезультатными.

Симптомы и признаки

Дезадаптация в психологии – это особое состояние, при котором снижаются адаптивные функции личности

В случае если речь идет о дезадаптации детей и подростков важно как можно раньше выявить это состояние, чтобы помочь ребенку и снизить негативное влияние возникшего поведенческого отклонения на текущую и последующую жизнь

Для этого родителям и педагогам важно знать, по каким проявлениям можно выявить дезадаптацию у детей. Все признаки и симптомы, указывающие на данное состояние, можно условно разделить на несколько групп

На физиологическом уровнеЕсли ребенок имеет проблемы с адаптацией в коллективе, то на физическом уровне это может выражаться в:

  • переутомлении;
  • пониженной работоспособности;
  • головных болях;
  • потере аппетита;
  • нарушениях сна;
  • появлении вредных нервных привычек (кусание ногтей, одежды, канцелярских принадлежностей);
  • энурезе;
  • двигательной перевозбужденности или наоборот заторможенности.
На познавательном (когнитивном) уровнеПрограмму по разным предметам такой ребенок будет усваивать с трудом. При этом если ребенок пытается преодолеть трудности, то эти попытки не увенчаются успехом. Нередко такие дети, понимая, что с ними что-то не так, отказываются учиться вовсе.
На сенситивном (эмоциональном) уровнеУ ребенка сформировано резко негативное отношение к школе, учителям и сверстникам, с которыми он вынужден находиться в одном коллективе.
На поведенческом уровнеНередко при дезадаптации дети становятся импульсивными и проявляют агрессию. Они не принимают установленные правила и предъявляют неадекватные требования к учителям и одноклассникам. Однако стоит отметить, что в силу особенностей характера не все дети с дезадаптацией ведут себя агрессивно, некоторые из них наоборот могут зажиматься и становятся неспособными защитить себя.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая,
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного,
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест,
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Ученики должны носить школьную форму

В СССР была единая школьная форма для всех школ. Нельзя утверждать, что форма нравилась всем ученикам. В ней были свои изъяны, но она была одна форма на всех и нормально смотрелась на учениках. Можно сказать, временный отказ от формы в 90-е годы быстро испортил ситуацию. Учащиеся, предоставленные в этом вопросе самим себе, принялись одеваться в самые лучшие, по их мнению, вещи. Сейчас Мипросвещения считает, что ученикам следует выглядеть стандартно. Поэтому в каждой школе есть форма, которая установлена самой школой. де-то это просто деловой стиль одежды, а где-то требования к цветовой гамме и предметам одежды. Ученики обязаны соблюдать эти требования.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 1. В хорошей группе не может быть конфликтов

Когда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения

Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.

ТОП-3 урока, чтобы улучшить свою жизнь в 2023 году

Проверено на 8500 моих учеников — только практика, без воды

Женские архетипы

Как отпустить прошлые отношения быстро и без боли

Выстраиваем внутреннюю опору

Уже скачали

Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.

Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.

Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные

Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.

Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.

Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно

Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.

У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.

Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта

На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.

Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».

Ученики должны приветствовать учителей стоя

Этикет поведения в школе прежде всего нацелен на уважение тех старших, которые контактируют с учениками непосредственно по роду своей деятельности, то есть учителей. Школьникам следует понимать и принимать формы приветствия учителей и незнакомых взрослых, находящихся в стенах школы, не зависимо, преподаёт ли данный учитель какой-нибудь предмет в классе, является ли родителем кого-нибудь из одноклассников. Формирование в ребёнке культурного поведения начинается именно с приветствия. Любой разговор начинается с приветствия, любой контакт налаживается с приветствия. Ребёнок должен уметь приветствовать не только взрослых, но и своих сверстников. Так принято в обществе.

Ученики должны уважать учителей

Испокон веков учитель считался фигурой уважаемой в обществе. Труд учителя был всегда направлен на воспитание молодых членов общества. Именно от учителя зависели знания ученика, его выбор профессии в будущем, отношение к старшим. В недалёком прошлом вопрос об уважении учителя учениками не стоял на повестке дня в принципе. Это было само собой.

Сейчас родители учеников не стесняются обсуждать учителей в присутствии своих детей. Такое поведение сказалось не только на потере взаимопонимания с отдельными учителями, но и на отношении самих учеников к учителям. Попытка изменить отношение ученика к учителю и закрепляется в параграфе школьного устава. Ведь уважение к учителю не должно подвергаться сомнению.

Ответ врача-психотерапевта:

В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Школу и учителей не переделаешь, это точно. Приспосабливаться необходимо и сыну, и маме.

Сыну нужно научиться быть в роли ученика школы, которого окружают физически более сильные сверстники и учителя, не ко всем относящиеся «ровно». Ей нужно научиться быть более терпеливой и исходить из предположения, что психика ее ребенка не настолько хрупка и ранима, что можно так легко ее сломать. Защищая его слишком сильно, она рискует сделать его беззащитным позже, когда ему будет пора проявлять свою самостоятельность.

Одну мысль врач не совсем понял

«Она пыталась обратить внимание, что «буром» от него ничего не добьешься, т.к. он привык к обращению на равных и прислушивается только к здравому смыслу, высказанному спокойно

Но их там 32 постреленка, и перевозбужденный ребенок, требующий индивидуального подхода, видимо, напрягает». То есть получается, что для него нужно высказывать мысли спокойно, а он может быть и перевозбужденным, высказывая свои?

Как бы то ни было, еще одним доводом в пользу ее терпения и моментом своеобразной защиты ее ребенка от неблагоприятных воздействий окружающих людей является то, что он достаточно развит интеллектуально. Это действительно плюс, так как умный человек легче вырабатывает интеллектуальные способы психологической защиты, чем «мускульный». Ее ребенка можно научить разным «психологическим» приемам поведения в описываемых ею ситуациях.

Кроме того, оценивая происходящее, необходимо учитывать и мнение главного участника — ее сына, а не только материно. Нежелание идти на занятия, снижение успеваемости, потеря всех друзей, изменение поведения (стал не такой) может говорить о том, что он не прижился в коллективе и надо «бить в колокола». Если же этого нет, и ему интересно ходить на большинство уроков, уровень успеваемости не изменился, есть один-два-несколько друзей-одноклассников, поведение такое же, то, скорее всего, она превратно понимает происходящее, и ей следует больше доверять сыну.

Что касается фактов рукоприкладства учителя, то они (без каких-либо стеснений со стороны мамы) должны становиться предметом обсуждения с руководителем образовательного заведения. Врач думает, что в этом случае не надо собирать кино- и фотоулики, достаточно того, чтобы об этом ей сказал ребенок, или она увидела подобное своими глазами.

О школьных конфликтах рассказывают матери, чьи дети имели конфликты с учителями в видео «Неудобные вопросы» :

Учителя с разным стажем работы рассказали, были ли в их практике серьезные конфликты, за что им стыдно перед детьми и защищены ли они от нападок учеников в видео:

Таким образом можно сделать вывод, что школьные конфликты были и будут актуальны всегда, но последствия и способы их решения могут быть разными  и как для учеников, так и для учителей.

Братья и сестры: разрешаем конфликты между детьми

Дружба между братом и сестрой

Страсть между мужчиной и женщиной

Мне нравитсяНе нравится

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка

Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Как работать с «трудными» родителями

Пробовать разные каналы связи 

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся. 

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе. 

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно. 

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным. 

Подключать администрацию 

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить. 

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить. 

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса. 

Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями. 

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров. 

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Игры для снятия детской агрессии

Игра “Мешочек для криков”

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой “крик” назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра “Обзывалки”

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие “обзывалки” можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: “Ты, Маша, кактус”, “Ты, Миша, бульдозер” и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра “Камень в обуви”

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: “Вам в обувь когда-то попадал камень?” Дальше спрашивает: “Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?”. Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: “Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили”. Тогда учитель предлагает сказать детям “У меня камень в обуви” и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от “камня”.

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 1. Прислушаться к себе

Чтобы не пропустить начало конфликтной ситуации, необходимо уделять внимание своему внутреннему состоянию и прислушаться к чувствам. Другие способы на данном этапе вряд ли помогут.. Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:

Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:

  • у вас возникает нежелание идти на урок в этот класс;

  • иногда у детей возникает неловкая пауза в разговоре;

  • появляется чувство, что дети хотят что-то скрыть, и это явно не сюрприз к празднику;

  • учащиеся как бы избегают определённой темы или человека, переводят разговор либо «засмеивают».

Последний пункт является наиболее сложным. Когда у учителя много нагрузки и он работает в нескольких классах, может возникнуть отстранённость. Человек перестаёт осознавать своё состояние, настроение, работает «на автомате».

Шаг 2. Открыто высказывайте своё мнение

Используя слова о своём отношении к ситуации, можно исправить её, при условии что она находится на начальном этапе развития. Можно сказать детям, что вам неприятно слушать оскорбления в адрес кого-либо из них, что вы сожалеете, что ребята ругаются, вместо того, чтобы договориться. Можно выразить своё нежелание наблюдать несправедливость или жестокость

При этом важно говорить искренне.

Это помогает по нескольким причинам

Для многих школьников важно, как к ним относится педагог, им хочется быть в хороших отношениях с учителем. Зачастую дети не могут определиться в своём отношении к происходящему в классе, а мнение взрослого может помочь им правильно оценить ситуацию.

Если учитель обозначает свою позицию и интересуется мнением учеников, то у них появляется возможность разобраться в своих чувствах. Зачастую непростые моменты следуют друг за другом, и дети, вовлечённые в конфликт, просто не успевают распознать своё состояние и чувства. Для этого необходима пауза.

Шаг 3. Предлагайте разные способы решения

В случае хороших, доверительных отношений с учениками, столкнувшись с конфликтом в школе между детьми, учитель может предложить им различные пути разрешения. Можно обсудить вместе с учениками данную ситуацию или тему в целом. Для этого можно использовать беседу на классном часе или дискуссию с обсуждением спорных утверждений. А можно просто подать детям идею и спросить, не хотят ли они попробовать такой выход.

Даёт хорошие результаты метод, когда в качестве эксперимента ученикам предлагают на короткое время какое-то новшество. Например, один день при разговорах называть друг друга по имени и отчеству и обращаться на «вы», а в конце провести краткое обсуждение результата.

Шаг 4. Когда все ваши действия не помогают решить ситуацию

Традиционно наша культура предполагает самостоятельное решение проблем. Но существуют ситуации, когда человек не может справиться в одиночку, даже если он действует умело. Тогда надо обратиться за помощью к другим учителям, психологу, администрации школы. Может быть, вместе с коллегами вы придёте к выводу, что нужно привлечь специалистов извне. Например, пригласить психологов, которые проведут работу с детьми и родителями конфликтующего класса.

Шаг 5. «Круг сообщества»

Когда ситуация зашла в тупик, разовые воздействия не принесут результатов. Кроме того, если всё сложно, недостаточно будет действий одного учителя и даже совместных усилий работников школы. Различные методики предлагают разные способы разрешения конфликтов в школе. Пример такой технологии, дающей хорошие результаты – «Круг сообщества».

Используют эту технологию, когда необходимо сформировать переломный момент в ситуации конфликта, если возникла необходимость системного вмешательства и проводить работу только с одной группой недостаточно. Здесь необходимо не только привлечь психологов для работы с классом. Консультации психологов понадобятся и педагогам, и родителям.

Применяя технологию «Круг сообщества», специалисты помогают коллективу работать результативно и аккуратно, способствуют принятию нужных решений, опираясь на систему ценностей членов группы.

Так как это сложная и серьёзная работа, для неё предпочтительно пригласить психологов со стороны, которые не будут заинтересованы в конкретном решении и останутся беспристрастны. Несомненно, что и от школы потребуется много затрат, в первую очередь это время. Поэтому иногда школьное руководство самоустраняется и не обращает внимания на конфликтную ситуацию.

Но в этом случае проблема только разрастается, и в результате приводит к тяжёлым последствиям или к решению проблемы более затратными методами.

Обесценивание педагогики

В наше время в обществе возникла очень серьезная проблема: обесценивание личности учителя. Если раньше педагогика — это было призвание, своего рода миссия, то сейчас учитель — это всего лишь наемный работник, к тому же и малооплачиваемый.

Школьный учитель много кому чего должен, но при этом его права и возможности воздействия на учеников практически свелись к нулю

Поэтому в сложившейся ситуации очень важно участие родителей в деле образования и воспитания школьника

Речь идет ни в коем случае не о вмешательстве родителей в учебный процесс, а о поддержке педагога, его авторитета в глазах ребенка.

Совместная работа учителя и родителей — это фундамент, на который будет опираться школьник. Как сделать его прочным и надежным?Два самых важных принципа построения взаимоотношений между родителями и педагогом: уважение и сотрудничество.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий