Проблема адаптации ребенка к школе

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка

Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться

В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов

Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального

Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать

Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации

Адаптационный процесс оставляет отпечаток на каждом из
перечисленных уровней адаптации ребенка. Необходимо быть готовыми к проблемам
адаптации ребенка к школе:

  • Физиологические.
    Ухудшение самочувствия, приспособление к новому режиму дня, усталость,
    нарушение сна, потеря аппетита;
  • Психологические.
    Тревожность, недостаток уверенности в себе, замкнутость, страх перед неудачей,
    желание угодить родителям или заслужить похвалу учителя, утрата интереса к
    учебе;
  • Социальные.
    Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, приобретение
    социального статуса.

Все эти проблемы свидетельствуют о глубокой перестройке и
приспособлении организма к новым условиям. Если проблемы адаптации детей
сохраняются на протяжении длительного срока, необходимо обратиться за помощью к
педагогу или психологу. 

Особенности адаптации

По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:

  • технологии и введение новых образовательных стандартов;
  • требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
  • резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.

Адаптационный период делится на несколько этапов:

  1. Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
  2. Неустойчивое приспособление. Проходит также за 2-3 недели. В этот период организм начинает реагировать на происходящее с меньшей тревогой.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Может занимать от полутора месяцев до года. Ребенок уже привыкает к новой обстановке, и организм реагирует спокойней.

Также существует 3 вида адаптации:

  1. Социальная предполагает умение ребенка слушать учителя, выполнять домашнее задание, строить отношения с одноклассниками.
  2. К физиологическому виду адаптации относится самочувствие, аппетит и работоспособность в связи с изменениями в жизни ребенка.
  3. Психологический вид адаптации напрямую зависит от того, готов ли ребенок идти в школу.

Адаптация детей начальной школы

Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми — атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы — если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.

Основные процедуры в рамках школы:

  • Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
  • Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
  • Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
  • Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.

Домашние мероприятия:

  • Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
  • Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
  • Детальный разбор школьного дня — как он был проведен первоклассником;
  • Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
  • Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
  • Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
  • Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) — печенья, яблок, воды, сока;
  • Во время эпидемий ОРВИ (обычно они начинаются с октября месяца) — дополнительные витаминно-минеральные комплексы, профилактическое употребление анаферона.

Период адаптации ребенка в школе

Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует — слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако современные психологи условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

  • Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
  • Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации — как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
  • Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается — необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Помогать и направлять

В идеале помогать ученику с адаптацией должен школьный психолог. Но, к сожалению, в большинстве наших школ психологов нет, и с детьми никто не работает. Поэтому вся ответственность ложится на плечи самих детей и их родителей. 

Еще один лайфхак для родителей, которые хотят помочь ребенку с адаптацией в новом классе или школе: устройте для детей вечеринку. Такое знакомство в неформальной обстановке, когда подросток — хозяин вечера, поможет ему быстрее освоиться в коллективе.

Можно вспоминать свои школьные годы и даже показать ребенку фото, а лучше — рассказать несколько веселых историй с тех времен. Только делать это должен человек, который либо правда любил школу, либо справился с негативом.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например: 

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе. 

Симптомы и признаки

Дезадаптация в психологии – это особое состояние, при котором снижаются адаптивные функции личности

В случае если речь идет о дезадаптации детей и подростков важно как можно раньше выявить это состояние, чтобы помочь ребенку и снизить негативное влияние возникшего поведенческого отклонения на текущую и последующую жизнь

Для этого родителям и педагогам важно знать, по каким проявлениям можно выявить дезадаптацию у детей. Все признаки и симптомы, указывающие на данное состояние, можно условно разделить на несколько групп

На физиологическом уровнеЕсли ребенок имеет проблемы с адаптацией в коллективе, то на физическом уровне это может выражаться в:

  • переутомлении;
  • пониженной работоспособности;
  • головных болях;
  • потере аппетита;
  • нарушениях сна;
  • появлении вредных нервных привычек (кусание ногтей, одежды, канцелярских принадлежностей);
  • энурезе;
  • двигательной перевозбужденности или наоборот заторможенности.
На познавательном (когнитивном) уровнеПрограмму по разным предметам такой ребенок будет усваивать с трудом. При этом если ребенок пытается преодолеть трудности, то эти попытки не увенчаются успехом. Нередко такие дети, понимая, что с ними что-то не так, отказываются учиться вовсе.
На сенситивном (эмоциональном) уровнеУ ребенка сформировано резко негативное отношение к школе, учителям и сверстникам, с которыми он вынужден находиться в одном коллективе.
На поведенческом уровнеНередко при дезадаптации дети становятся импульсивными и проявляют агрессию. Они не принимают установленные правила и предъявляют неадекватные требования к учителям и одноклассникам. Однако стоит отметить, что в силу особенностей характера не все дети с дезадаптацией ведут себя агрессивно, некоторые из них наоборот могут зажиматься и становятся неспособными защитить себя.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками

Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Особенности социальной адаптации

Проблемы с социальной адаптацией обычно свойственны тем детям, которые не посещали детский сад, а провели дошкольный период с бабушкой или няней.

Утром будите ребенка заранее, чтобы не подгонять его во время сборов и не портить настроение.

Прощаясь перед школой, не запугивайте («У тебя же сегодня контрольная!»), а пожелайте приятного дня.

Не спрашивайте «для галочки» — дайте ребенку понять, что готовы выслушать его, что вам действительно интересны и важны его впечатления.

По возможности поддерживайте общение с учителем и с родителями тех детей, с которыми ваш ребенок подружился.

Если ребенок рассказал вам о какой-то опасной ситуации, поставьте учителя в известность.

Обязательно объясните ребенку, как действовать, если подобное повторится, ведь ему в дальнейшем придется справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно.

Научите первоклассника не только отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Виды адаптации

Адаптационный период имеет разделение на несколько видов. Успешное прохождение адаптации означает успешное прохождение каждого вида, если по одному из критериев, ваш ребёнок не продвигается, весь процесс может затянуться на неопределённое время.

Социальная

В первую очередь ребёнок вступает в новую социальную роль, теперь он ученик и у него совсем новые обязанности. Ему необходимо научиться взаимодействовать с учителями, а именно, слушать их, выполнять требования и соблюдать дисциплину, а также следовать распорядку школы.

Следующий трудный момент — это установление контакта с одноклассниками и урегулирование всевозможных конфликтных ситуаций. Ну и, конечно же, выполнение домашних заданий и стремление к организованности и самостоятельности.

Физиологическая

Психологическая и умственная нагрузка, которую ребёнок испытывает при поступлении в школу сказывается самым прямым образом на физических данных организма. Стресс вызывает серьёзное напряжение, что приводит к переутомлению.

В данном случае главными показателями являются: общее самочувствие, аппетит, сон, обучаемость и работоспособность, склонность к заболеваниям.

Психологическая

Она чаще всего зависит от того, насколько ребёнок готов к школе, ведь чем больше развиты все психические процессы ученика, тем легче пройдёт адаптация. Основные показатели:

  • мотивация, желание обучаться;

  • общее настроение;

  • обучаемость, а также желание и способность выполнять всевозможные задания;

  • уровень развития познавательных процессов.

Школа – это один из главных и важных этапов в жизни маленького человечка перед вступлением во взрослую жизнь. Именно в школе ребёнок будет получать все необходимые знания и умения для дальнейшего развития в духовном, профессиональном и творческом смысле. А навыки коммуникации и взаимодействия с различными людьми положат основу дальнейших связей с обществом.

Условия для успешной адаптации

Успешная адаптация зависит от многих факторов.

Умственная готовность. Развитая мелкая моторика, а именно свободное владение ножницами, ручкой, навыки рисования. Определённый запас знаний, широкий кругозор, развитое мышление, память, умение ориентироваться в пространстве.

Личностная, мотивационная готовность. Желание обучаться, ходить в школу, адекватное и положительное отношение к учителям и учреждению и к самому себе. Здоровая самооценка.

Социально-психологическая готовность. Умение устанавливать контакты и взаимодействовать с одноклассниками, учителями, умение понимать и подчиняться правилам и уставам, развитие потребности в общении.

Эмоциональная готовность

Умение сдерживать эмоции, регулировать внимание и сохранять работоспособность.

Наличие и симбиоз этих умений позволит ребёнку быстрее приспособиться к новым условиям и распорядку жизни, а также получать удовольствие от новых знаний, процесса обучения и новых друзей, общения с ними.

К главным условиям успешной адаптации можно отнести: наличие полной семьи, хороший уровень образования родителей; правильное воспитание и уважение к ребёнку, как к личности и как к школьнику; ну и, конечно, готовность самого школьника.

Что свидетельствует об успешной адаптации?

Признаками высокого уровня адаптации являются:

  • положительное отношение к процессу обучения и успешный процесс обучения;
  • умение самостоятельно выполнить домашнее задание и организовать учебный процесс;
  • контроль над своим поведением в соответствии со школьными нормами;
  • хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

Не всегда родители могут вовремя увидеть, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией. Трудности с адаптацией можно разглядеть по следующим признакам:

  1. Неуспеваемость по предметам является одним из первых звоночков, которые говорят о проблемах с адаптацией.
  2. Ребенок уходит в себя и не может сосредоточиться на учебном процессе.
  3. Школьник начинает себя плохо вести, игнорируя правила поведения.
  4. Ребенок является очень разговорчивым, но не способен справиться со школьной программой.
  5. Проявление лени является очень существенной проблемой при неспособности адаптироваться.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий