Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – что это такое

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому

Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем

Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Слайд 27Стратегии управления поведением для детей от 6 до 12 лет Необходимо давать

чёткие указания и разъяснять задачи, которые ставятся перед ребёнком на протяжении дня. Если задача сложная или рассчитана на длительное время, её стоит разбить на этапы, что упростит её понимание. По мере того, как ребёнок учится самостоятельности, этапы можно делать сложнее и насыщеннееВознаграждение ребёнка за хорошее поведение и за выполнение поставленных задач – формирующая система осознанности

Чёткость системы вознаграждений (баллы, звёздочки), организует ребёнка, поможет уловить целевые установкиВажно помнить, что с возрастом ребёнок становится более чувствителен к отношению и оценке окружающих. В семье должен быть чёткий план того, как стоит наказывать ребёнка за плохое поведение и ослушание, но чтобы окружающим это не было заметно

Установка определённых последствий за определённое плохое поведение это наилучший метод справедливого и последовательного отношения к ребёнкуНеобходим активный контакт семьи с учителями ребёнка, чтобы предупредить выработку определённых стандартов плохого поведения, которые впоследствии могут стать существенной проблемой Хороший пример в семье – поведенческое моделирование. Детям с СДВГ ролевые модели поведения необходимы гораздо больше, чем их сверстникам. Поэтому пример взрослых для них очень важен

Слайд 29СДВГ и другие медицинские состояния у детейНарушения способности к обучению. У

20%-30% детей с СДВГ присутствует также специфическое нарушение способности к обучению, из-за чего такие дети испытывают трудности в приобретении навыков, таких как чтение или математика. Например, дислексия – тип расстройства, связанный с чтением, который часто встречается у детей с СДВГ. Для постановки диагноза о нарушении способности к обучению ребёнку необходимо пройти специальное тестированиеСиндром Туретта. Очень немногие дети страдают от этого синдрома, но практически у всех людей с синдромом Туретта также наблюдается СДВГ. Синдром Туретта – это неврологическое состояние, при котором у людей может появляться нервное подергивание разных частей тела и периодический манеризм. Некоторые люди с синдромом Туретта могут часто прочищать горло, фыркать, громко смеяться и выкрикивать словаВызывающее оппозиционное расстройство. От трети до половины детей с СДВГ страдают также от вызывающего оппозиционного расстройства (ВОР). Эти дети зачастую непослушны и у них случаются резкие проявления характераРасстройство поведения. От 30 до 50% детей с СДВГ могут начать проявлять расстройство поведения (кондуктивное расстройство), которое является более серьезным проявлением асоциального поведения. Эти дети часто врут или воруют, а также проявляют неуважение к имуществу других. У них часто бывают проблемы в школе и с правоохранительными органамиБеспокойство и депрессия. Некоторые дети с СДВГ проявляют беспокойство и страдают от депрессии (около 20-25%). Если эти состояния у них выявлены и применено соответствующее лечение, этим детям будет гораздо проще справляться с другими проявлениями СДВГМания/Биполярное (маниакально-депрессивное) расстройство. Только у некоторых детей с СДВГ развивается мания. Биполярное расстройство характеризуется периодическими перепадами настроения, от крайне приподнятого до крайне подавленного

При таком расстройстве у ребёнка может наблюдаться приподнятое настроение и ощущение собственной важности, которое сменяется периодами депрессии и хронической раздражительности

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD) — это нейробиологическое расстройство, которое выявляется у большого количества детей, подростков и взрослых по всему миру . В прошлом столетии благодаря проведению множества исследований была создана надёжная научная база, облегчающая современное понимание причин, распространённости и тактики терапии СДВГ .

По данным Американской медицинской ассоциации за 1998 год, СДВГ считается самой изученной болезнью с убедительными научными данными в сравнении с другими схожими заболеваниями . Авторы практического руководства по детской и подростковой психиатрии Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP) редакции 2007 года, пишут о том, что клиницисты во всём мире считают СДВГ первичным нейробиологическим расстройством, которое может спровоцировать у детей, подростков и взрослых нарушения различной степени тяжести . Биологическую основу СДВГ подтверждают нейропсихологические, нейровизуальные и генетические исследования .

Научно доказано, что при СДВГ дефицит исполнительного функционирования, реакций торможения, концентрации внимания, рабочей памяти и способности к планированию связаны с определёнными областями головного мозга . В ходе исследований выявлено, что у детей с СДВГ в среднем объём мозга меньше, по сравнению с пациентами контрольной группы того же возраста . В некоторых научных источниках описаны меньшие размеры мозжечка наряду с уменьшением общего объёма мозга .

СДВГ, социальные навыки и отношения

При обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.

Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции

Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали

Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.

Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:

Невнимательность:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • несвязные мысли;
  • проблемы фокусировки и поддержания внимания;
  • проблемы с восприятием услышанного;
  • трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
  • проблемы с обучением новым навыкам;
  • плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.

Гиперактивность:

  • беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
  • резкий переход от одного занятия к другому;
  • попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.

Импульсивность:

  • неумение думать, прежде чем действовать;
  • нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.

При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:

  • у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
  • у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
  • у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
  • порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
  • у 30 % наблюдают тревожные расстройства.

Плохое воспитание или генетика?

Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.

Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.

Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.

Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).

Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. Источник

Несмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?

Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.

В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.

Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лечить заболевание можно несколькими методами. К ним относятся: лечение без лекарства и медикаментозное лечение. Также требуется применять специальную диету.

Прием таблеток при дефиците внимания

В процессе лечения должна быть помощь от окружения ребенка. Для самого малыша требуется коррекция поведенческих навыков.

Важно! Перед началом лечения родители должны осознать, что ребенок так себя ведет не специально. Именно поэтому на него не следует излишне давить

Но слишком жалеть также не стоит.

Современная медицина о лечении

Детский СВДГ требует исключения из рациона молочных продуктов и яиц. Свинина, консервы, цитрусовые также исключаются. Особого ограничения требует пища, содержащая красители.

Часто используются лекарственные препараты, обладающие стимулирующим действием. Реже используют такие препараты, как «Буприон» или «Атомоксин». Медикаментозную терапию желательно применять к деткам старшего возраста.

Специалисты считают, что стимуляторы помогают повысить успеваемость ребенка, но в редких случаях имеют серьезные противопоказания в виде некоторых психических расстройств. При этом, принимая такие серьезные препараты, следует делать рекомендуемые паузы, чтобы организм отдохнул, и оценить результат терапии.

К сведению! Бывает к терапии подключают ноотропы и антидепрессанты.

Симпатомиметики могут быть назначены с целью улучшения кровообращения в сосудах головного мозга. Например, «Атомоксин». Он также положительно влияет на нормализацию внутричерепного давления.

При правильном приеме первые улучшения проявляются довольно скоро. Через 7-10 дней улучшается концентрация и общее состояние пациента. Но лечение действует только в период приема препаратов.

Весьма популярны назначения на массаж и физиопроцедуры. Но назначение должно исходить от ортопеда или невролога. Чаще всего назначается пациентам, у которых были родовые травмы головы или в области позвоночника. Все процедуры также направлены на улучшение кровообращения и нормализацию внутричерепного давления.

Все лечение назначается на основании ЭЭГ и других анализов. Самодиагностика и самолечение могут привести к плачевным последствиям.

Поведенческая терапия

В не слишком запущенных случаях применяется такой метод, как коррекция поведения. Используется вместе с физиологической терапией.

Коррекция поведения

Родители должны получить верный инструктаж, так как отношения в семье играют большую роль. Обстановка в учебном заведении также должна контролироваться. Следует обеспечить ребенку достаточную физическую активность, но исключать переутомляемость.

К сведению! Психология также предлагает некоторые методики для борьбы с СДВ. Они приведены в статье ниже.

Поведенческие методы

Проецируют «правильные» или «неправильные» ситуации и позволяют ребенку самому разобраться, почему они таковыми являются. Проведение занятий – прерогатива психолога. Ребенок, примеряя на себя разные роли, учится находить компромисс, управлять своими эмоциями и применять этические нормы, находясь в общественных местах. Через 2-3 месяца проявляются первые значимые результаты.

Игровые методы

Как уже понятно из названия, ребенку предлагают поиграть. Игры подбираются такие, на которых нужно развивать внимательность. Например, поиск предметов. Также, в зависимости от анамнеза, могут подбираться вариации игр, где нужно движение, либо, наоборот, его отсутствие. В некоторых играх будет предложено снять стресс и расслабиться.

Лечение творчеством

Второе его название – арт-терапия. К ней относятся такие занятия, как рисование или лепка. Основной навык – расслабление и снятие стресса. Применяется в качестве дополнительного занятия к основному лечению.

Диагностика и лечение СДВГ

Чаще всего это синдром диагностируется в раннем или среднем школьном возрасте, однако есть несколько причин, по которым родители не спешат обращаться к специалисту:

  • Интеллектуальная сохранность. При СДВГ не страдает интеллект, поэтому дети могут нормально или даже успешно справляться с учебной программой, в результате чего родители не замечают проблемы. Однако для ребенка учеба становится процессом, требующим от него титанических усилий, что сказывается на его психологическом развитии, а также учебной мотивации.
  • Недостаточная осведомленность родителей. На территории постсоветского пространства не все люди в достаточной степени осведомлены о существовании СДВГ. Из-за большой распространенности, практически каждый может вспомнить пример этого синдрома у кого-то из своих одноклассников или знакомых из детства и рассматривать такие проявления у своего ребенка как вариацию нормы.
  • Подростковый возраст. Не у всех симптомы СДВГ проявляются в младшей школе. У кого-то они возникают позже и зачастую списываются родителями и учителями на пубертат и гормональную перестройку.

Важно понимать, что СДВГ существенно влияет на то, как ребенок, а впоследствии и взрослый, справляется с обычными бытовыми и рабочими задачами, и не игнорировать наблюдаемые симптомы. Своевременная диагностика и коррекция значительно влияет на состояние пациента и повышает качество его жизни

Не зная о диагнозе и особенностях функционирования мозга ребенка, родители предъявляют к нему требования, которые он не способен выполнить, в результате чего портятся отношения и ухудшается самооценка у юного члена семьи.

Существует несколько методов лечения СДВГ. Один из них — фармакотерапия, которая включает применение лекарств для улучшения концентрации внимания и снижения гиперактивности. Вторым важным методом лечения является психокоррекционная работа, направленная на то, чтобы помочь пациенту развить навыки самоконтроля и саморегуляции. Для психокоррекции применяются  нейропсихологические упражнения, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет формировать новые адаптивные модели поведения.

Вы можете обратиться в клинику “Эпиона” для диагностики и лечения СДВГ. Специалисты детского отделения подберут подходящую конкретно в вашем случае медикаментозную терапию и программу психокоррекции, а также объяснят особенности вашего малыша и как вы можете помочь ему справиться с расстройством.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенная проблема, которая требует особого внимания со стороны родителей

Дети с этим заболеванием могут появиться в каждой семье, даже если не присутствуют очевидные факторы риска развития заболевания, поэтому важно иметь представление о том, что это такое. СДВГ – не приговор, и люди с этим диагнозом могут добиваться значительных успехов в карьере и социальном пространстве, однако для того, чтобы это стало реальностью необходимо комплексное понимание функционирования собственной психики и лечение

Вы можете пройти тест оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на нашем сайте, результаты не являются основанием для самостоятельной постановки диагноза, однако на их основании можно сделать предварительные выводы о необходимости обращения к врачу для диагностики.

Вы можете обратиться в клинику “Эпиона” для диагностики и лечения СДВГ. Если вы подозреваете у себя или у своего ребенка вероятность наличия расстройства, то в первую очередь, нужно записаться на прием к психиатру. Специалисты детского отделения подберут подходящую конкретно в вашем случае медикаментозную терапию и программу психокоррекции, а также объяснят особенности вашего малыша и как вы можете помочь ему справиться с расстройством.

Вы можете записаться в клинику Эпиона на прием к специалисту, связавшись с нами:

️ Телефон +7 (812) 701-04-71

WhatsApp +7 (995) 889-07-74

Или выберите нужного вам специалиста и запишитесь на прием самостоятельно онлайн по кнопке записи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий