Синдром Дефицита Внимания И Гиперактивности (СДВГ)

Как мне поддержать знакомого с СДВГ?

Если у вас есть знакомые с СДВГ, вы можете предпринять ряд мер, чтобы облегчить жизнь им и себе.

1. Узнайте о расстройстве

Если вы знаете одного человека с СДВГ, это не значит, что вы знаете всех людей с СДВГ. Больше информации о расстройстве может помочь вам лучше понять СДВГ. Это также покажет человеку, что вам не все равно.

«Расстройство выматывает и выводит из себя по несколько раз в день. Оно затрагивает все аспекты жизни, и многое из этого скрыто, особенно психологическую нагрузку, которая ложится на плечи женщин, совмещающих дом, работу, семью. Люди даже не представляют себе», — Маргарет

2. Вступите в группу взаимопомощи

Некоторые группы взаимопомощи для людей с СДВГ проводят отдельные группы для партнеров и супругов или разрешают им участвовать во встречах групп для людей с СДВГ. Перед тем, как прийти на встречу, предварительно уточните этот момент у группы. Как правило, информацию о группе взаимопомощи можно найти онлайн.

3. Поговорите с человеком, которого знаете

Спросите знакомого, можете ли вы чем-нибудь помочь. Если он не может ответить сразу, скажите, что вы готовы выслушать его в будущем, если ему понадобится поговорить с кем-нибудь.

4. Будьте осведомлены о стигматизации

Существует множество ошибочных представлений о СДВГ и людях, у которых он проявляется. Вы можете помочь, узнав больше сами и рассказав другим о реальности с СДВГ.

5. Управляйте досадой

Если поведение знакомого человека вас расстраивает или огорчает, обсудите свои чувства с человеком, которому вы доверяете. Если вы хотите поговорить о каких-то проблемах, попытайтесь четко объяснить, в чем заключается проблема и что, по вашему мнению, может помочь. Возможно, вы оба можете сделать что-то, что поможет решить эту проблему.

«Иногда, когда мы говорим об ограниченных возможностях, мы считаем, что их должно быть видно. А когда у вас СДВГ, это не так заметно, и люди просто списывают это на ваш характер», — Хамид

Ранние признаки СДВГ

Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:

  • Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
  • Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
  • При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
  • «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.

До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.

Диагностика СДВГ у детей и взрослых

Методом для оценки ребенка или взрослого на дефицит внимания и геперактивность является стандартная оценка, предназначенная для выявления поведенческих моделей и признаков, связанных с гиперактивностью и недостаточным вниманием. Если ребенку от 4 до 18 лет, и есть подозрение, что он имеет синдром, Американская академия педиатрии рекомендует врачу провести первоначальную оценку поведенческого скрининга

Во время консультации доктор встречается с ребенком и задает ему и родителям ряд вопросов. Это помогает определить, проявляются ли у ребенка стойкие признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности и встречаются ли они в более чем одной ситуации, например, дома и в школе

Если ребенку от 4 до 18 лет, и есть подозрение, что он имеет синдром, Американская академия педиатрии рекомендует врачу провести первоначальную оценку поведенческого скрининга. Во время консультации доктор встречается с ребенком и задает ему и родителям ряд вопросов. Это помогает определить, проявляются ли у ребенка стойкие признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности и встречаются ли они в более чем одной ситуации, например, дома и в школе.

Если педиатр подозревает СДВГ, он рекомендует провести обследование узким специалистом, неврологом или психологом, который применит нейропсихологическое тестирование. Этот тип диагностики проходит углубленнее, чем стандартный скрининг. Тестирование включает проверку на слуховую и визуальную обработку и сенсорное развитие.

Выявив способствующие факторы, врач рекомендует подход к лечению, устраняющий основную причину СДВГ.

Если доктору сложно поставить диагноз, он назначает неврологическую визуализацию. Сканирование SPECT (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) измеряет кровоток в мозге. Радиоактивный краситель вводится в руку, и делается серия снимков головы. Они преобразуются в трехмерные изображения и просматриваются, чтобы увидеть, где мозг выглядит более и менее активным.

Дети с диагнозом в возрасте до 6 лет имели гораздо больше шансов на неврологическую визуализацию, чем дети в возрасте от 6 лет и старше (41,8% против 25%).

Взрослые сначала проходят скрининг по шкале самоотчетов для взрослых.

Один этот тест не может диагностировать синдром. Серия вопросов предназначена для определения того, следует ли рассматривать обследование у невролога или психолога.

Определение и диагностические критерии

В настоящее время основой для установления диагноза является фено­мено­ло­ги­чес­кая психо­ло­ги­чес­кая харак­те­рис­ти­ка. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5

Согласно DSM-5, диагноз Синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Невнимательность

Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

Гиперактивность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит “свернувшись калачиком”.

А если не лечить? Чем грозит игнорирование СДВГ

Есть мнение, что ребенок либо перерастает это заболевание в подростковом возрасте, либо живет с ним всю жизнь. Но на практике все гораздо сложнее. 

Если диагноз поставлен в раннем детском возрасте и предприняты все меры для лечения СДВГ, то есть все шансы, что к школе ребенок полностью от него избавится. Если же родители решили оставить все как есть, то они должны быть готовы к тому, что ребенок (да и они сами) столкнутся со множеством проблем:  

  • низкая успеваемость;  
  • отсутствие интереса к учебе;  
  • неспособность усвоить школьную программу;  
  • неадекватное поведение;  
  • сложности в общении с одноклассниками.   

Дети с СДВГ становятся изгоями в школе и во дворе, им сложно наладить отношения со сверстниками 

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:

Невнимательность:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • несвязные мысли;
  • проблемы фокусировки и поддержания внимания;
  • проблемы с восприятием услышанного;
  • трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
  • проблемы с обучением новым навыкам;
  • плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.

Гиперактивность:

  • беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
  • резкий переход от одного занятия к другому;
  • попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.

Импульсивность:

  • неумение думать, прежде чем действовать;
  • нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.

При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:

  • у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
  • у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
  • у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
  • порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
  • у 30 % наблюдают тревожные расстройства.

Критика

СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств. СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-х годов. В существовании данного синдрома сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что данное расстройство существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.

Исследователи из канадского Университета Макмастера определили пять основных пунктов, относительно которых развиваются дискуссии:

  1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
  2. Частое изменение критериев диагностики.
  3. Не существует эффективного способа лечения. Существующие способы лечения очень длительны.
  4. При лечении используются препараты, часть которых содержит психотропные вещества (метилфенидат, декстроамфетамин).
  5. Частота выставления диагноза СДВГ различается значительно в разных странах.

Недостаточная ясность по поводу того, что можно отнести к СДВГ, и изменения в критериях постановки диагноза приводили к замешательству. Этические и юридические проблемы лечения являлись главными областями разногласий — особенно использование психостимуляторов при терапии, а также рекламирование стимуляторов СДВГ группами и индивидуумами, которые получают деньги от фармацевтических компаний.

Профессиональные медики и агентства новостей утверждали, что диагноз и лечение данного расстройства заслуживают более тщательного расследования.

Для объяснения симптомов СДВГ были предложены альтернативные теории, к которым относятся теория охотника и фермера, нейромногообразие (Neurodiversity) и теория социального конструкта СДВГ (Social construct theory of ADHD).

Некоторые личности и группы полностью отрицают существование СДВГ. К ним можно отнести Томаса Саса, Мишеля Фуко и такие группы, как Гражданская комиссия по правам человека. Однако большинство медицинских структур и суды США считают диагнозы СДВГ легитимными (см. Ritalin class action lawsuits).

Перерастают ли дети СДВГ?

СДВГ – это гораздо больше, чем просто дискомфортное поведение в детстве, оно может также привести к другому психическому расстройству во взрослом возрасте. Небольшой процент детей действительно вырастает, не проявляя никаких внешних признаков расстройства, и продолжает жить нормальной жизнью.

При посещении надлежащих медицинских и образовательных учреждений дети с СДВГ имеют больше шансов на полноценную взрослую жизнь.

СДВГ у детей необходимо лечить как хроническое заболевание, иначе это может привести к многочисленным долгосрочным осложнениям, включая проблемы с чтением и письмом, трудности с социализацией.

Во многих случаях такие черты характера, как гиперфокусировка, креативность и лидерство, могут служить преимуществом для детей, страдающих СДВГ, если они получают надлежащее руководство и поддержку.

На платформе Vikids вы можете:

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще

Сопутствующие расстройства

Диагностируя СДВГ, врач также, скорее всего, проверит ребенка на наличие сходных состояний, которые могут протекать параллельно с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти расстройства включают в себя:

1. Нарушения обучаемости

У детей с диагнозом СДВГ часто обнаруживается специфическая неспособность к обучению, которая затрудняет изучение математики или чтения. Дислексия часто является сопутствующим расстройством и мешает им читать и формировать слова.

2. Поведенческие расстройства

У большого процента детей, страдающих СДВГ, развивается расстройство поведения, которое представляет собой серьезное антисоциальное поведение. Такие дети могут быть склонны ко лжи и воровству. Они часто имеют дело с представителями закона. 

3. Синдром Туретта

Хотя это редкий синдром, дети, которые страдают от него, как известно, имеют СДВГ. Это тяжелое неврологическое состояние, которое вызывает повторяющиеся манеры поведения и многие нервные тики, такие как частое прочищение горла, моргание, сопение и фырканье.

Обязательные условия для диагностики

Единого теста для точной диагностики нет. Врач (обычно психиатр) ставит диагноз, опираясь на несколько источников:

  • заключения других врачей,
  • оценка школы,
  • общение с родителями,
  • поведение школьника.

Большая часть симптомов должна появиться до 7 лет и присутствовать постоянно более чем 6 месяцев и в разных условиях.

Например, если ребёнок пошёл в 1-й класс и кажется неусидчивым и рассеянным уже 2-3 месяца, но при этом дома ведёт себя как обычно, внимателен и спокоен — то говорить о СДВГ преждевременно.

Повод для беспокойства — поведение, нехарактерное для возраста школьника

Например, дети в начальной школе могут бегать по коридору во время переменки или ёрзать на стуле к последнему уроку, но если школьник не может просидеть ровно и 5 минут — стоит обратить на это внимание

Также основанием для диагноза является поведение школьника, которое негативно влияет на него, на его взаимодействие с коллективом и на качество обучения. В этом случае скорректировать поведение поможет постоянная физическая нагрузка в комплексе с технологией изменения поведения 7Spsy — методом поведенческой терапии.

Псевдо-СДВГ 

При диагностике СДВГ также важно учитывать, что некоторые другие заболевания и состояния могут давать похожие симптомы , например, плохая успеваемость может быть вызвана проблемами со зрением или дислексией, агрессивность и проблемы со сном — сильным стрессом, а невнимательность и рассеянность — нарушением функций щитовидной железы. Поэтому стоит пройти полное обследование и исключить состояния, которые дают схожие симптомы, но требуют иного лечения, чем СДВГ

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий