Развивающие игры для умственно отсталых детей

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
  • осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
  • формирование прослеживания взглядом за курсором.

Описание компьютерной игры:

Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.

Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.

Колыбельные

Новогодняя №1

Новогодняя №2

Песни Пинегина

Игры для детей с нарушениями зрения

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.

Игры для слепых детей

Ищи

Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.

Волшебный мешочек

Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.

Ходьба по контуру

Инструменты: канат или лента.

Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.

Игры для слабовидящих детей

Зашумлённые изображения

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.

Прятки

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.

Сборник дидактических игр в помощь родителям для активизации мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Организация: КОУ «Нововаршавская школа-интернат»

Населенный пункт: Омская область, р.п. Нововаршавка

Предисловие

Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Думающим легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия.

Для развития мыслительного процесса у умственно отсталого ребёнка требуются специальные знания и подготовка. Владея всем этим, педагог может показать родителям методику и дидактические материалы, которые помогут организовать непрерывный образовательный процесс в системе «школа+семья».

Главная же цель для родителей – оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания. Совершим мы нашу работу, шагая по «лесенке» познания секретов мышления.

«Лесенка» секретов мышления

1 ступенька «Почему это важно?»

Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. И сразу вопрос вам, представьте себе, что ваш ребёнок вырос и, в силу обстоятельств, попал в ситуацию, где нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора

Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше: воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации? Безусловно, второй вариант.

Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах.
2 ступенька «Мышление и думание»

Поднимаясь на следующую ступень, мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

Мышление понимается как искание и открытие нового, как решение проблем. Мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Но «думание» и мышление – разные вещи. Думать включает в себя следующие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Каждый, наверное, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесценен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file0.pdf.. 1,1 МБ

  2. file1.ppt.zip.. 608,5 КБ

Опубликовано: 10.05.2021

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:
1

Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;
2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;
3

Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Игры для детей с нарушениями слуха

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.

Игры для слабослышащих детей

Животный мир

Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.

Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.

Как усложнить: делать звуки громче и тише.

Музыка нас связала

Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.

Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.

Телефонные прятки

Инструмент: телефон.

Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.

<<Форма демодоступа>>

Игры для глухих детей

Речевая карточка‍

Сюжетно-ролевые игры

Инструменты: костюмы, атрибуты.

Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.

Позови меня

Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.

Баланс

Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.

Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа  в руках книжки.

Балансир‍

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

Развитие крупной и мелкой моторики ребенка. Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания

Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга

Тактильное восприятие окружающего мира. Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).

Восприятие предметов Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.

Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.

Формирование зрительного восприятия. И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.

Формирование слухового восприятия. Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша

Прослушивание музыки, звуков животных.

Осознание времени и пространства

Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам

Взаимодействие со взрослыми. Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Игры для детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие

Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ

Что пропало?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки

Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой

Как усложнить: повышать количество до десяти.

Это что такое летит?

Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.

Что лишнее?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.

Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.

Серия специальных компьютерных игр «Оживающие картинки»

Компьютерные игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
  • активизация зрительного внимания;
  • расширение полей зрения;
  • формирование прослеживания взглядом за курсором;
  • осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.

Принцип действия:

На экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.

Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например, последовательность цифр в числовом ряду и т.п.

Матроскин

Лягушки

Эхо

Поход

Контакт

Анаграмма

Чипполино

Шульте 9

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами

Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Игры помогают детям адаптироваться в социуме

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета

Водители

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Мой танец

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться. Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним. В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

Некоторые игры помогают развивать у детей речь

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Есть игры, которые помогают развивать внимание

Серия специальных компьютерных игр «Найди такой же»

Специальные игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.

Задачи:

  • формирование операции сличения;
  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.

Описание игры:

На экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.

Форма 1

Форма 2

Цвет 1

Цвет 2

Транспорт

Птицы

Игрушки

Овощи

Серия специальных компьютерных игр «Половинки»

Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
  • распознавание целого по его части;
  • идентификация изображения.

Описание игры:

На экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.

Половинки фруктов

Половинки ягод

Половинки круга

Половинки квадрата

Серия специальных компьютерных игр «Конструктор»

Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.

Задачи:

  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных отношений
  • развитие конструктивной деятельности
  • активизация зрительного внимания

Описание игры:

в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки.

Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.

Собери геометрическую фигуру

Собери букву

Собери цифру

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Классификация и степени умственной отсталости

В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность)
  • Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
  • Тяжелая (выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия).

В современной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость шифруется в разделах F 70 — F 79.

У детей

Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.

Диагноз

Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.

Как понять что человек умственно отсталый

Неспециалисту такой вывод сделать сложно. Предположить умственную отсталость можно в случаях неусвоения школьной программы, непонимания переносного смысла поговорок и выражений, неспособности к обучению, сниженного словарного запаса, грубых ошибок при письме.

Аутизм и умственная отсталость

У этих расстройств общее то, что они начинаются в раннем детском возрасте. Аутизм  отличается преимущественным нарушением общения и взаимодействия со сверстниками, при относительно сохраненном интеллекте, памяти и внимании. При умственной отсталости нарушены все психические функции.

Деменция и умственная отсталость

При деменции  также наблюдается снижение интеллекта и других психических функций. Но при деменции это снижение наблюдается у до этого психически здоровых и нормально развитых людей. То есть деменция это приобретенное слабоумие, а умственная отсталость — врожденная.

Шизофрения и умственная отсталость

Это два разных заболевания, которые иногда могут совмещаться. Сочетание психических расстройств, вызванных шизофреническим процессом и умственной отсталостью называю пропфшизофренией. Это относительно редко встречающееся заболевание обнаруживается в детском возрасте. Характерны не сильно выраженные продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) и грубые эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий