Развиваем таланты: когда и чему необходимо научить ребенка

4. Давать выбор

Контроль и ограничения — часть воспитательного процесса, но здесь главное — не переборщить. Прекрасно, если родитель вовлечен в жизнь ребенка и предлагает новые векторы развития

При этом не менее важно оставить время для личных выборов и экспериментов.

Определитесь с приоритетами и договоритесь с ребенком. Например, поддерживать успеваемость на определенном уровне, три раза в неделю заниматься английским, два — волейболом и фотографией. А оставшееся время пусть ребенок заполнит самостоятельно.

Он может пойти гулять, заняться новым хобби или даже не делать ничего, что тоже нормально. Скучать вообще полезно — это помогает поразмышлять, интегрировать полученный опыт, а еще — почувствовать любопытство и предвкушение.

Часто переходя с урока на кружок, а с кружка на тренировку, ребенок не успевает соскучиться и делает это на автомате. Ощущение ограниченной свободы вызывает конкуренцию идей, и у ребенка возникает азарт по поводу того, как он может распорядиться своим временем, на что его потратить. Такие паузы и возможность выбирать положительно влияют на развитие.

Аймисай Галимова,

клинический психолог

Есть такие профессии, которые предполагают преемственность: педагоги, врачи, юристы. В таких семьях дети сразу видят вероятный результат того, как может сложиться их будущее.

В этой ситуации ребенок, скорее всего, будет менее креативен и выразителен, чем если бы он был в более вольной обстановке. То есть определенная свобода ребенка очень важна.

Как развить математические способности у ребенка

Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день.

С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия

Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении

После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать

Обратить внимание на геометрические особенности

Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами.

Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит

Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать

Советы тем, кто хочет развить талант

Таланты есть у подавляющего большинства людей. Если вы решили развить способности и имеете представление о своих талантах, посетите развивающие курсы. Тем, кто не знает с чего начать, стоит посоветоваться с друзьями.

Рассмотреть потенциал поможет психолог. Он на основе тестирования определит, какие навыки и таланты вам близки. За несколько консультаций он разработает план действий и подскажет, какие курсы лучше посетить.

Если вы желаете самостоятельно разобраться с собственным внутренним миром, проведите самоанализ. Запишите на листке, что вас увлекает, какие у вас интересы. Имея список, вы сможете сузить зону поиска. Если в списке нет направления, созвучного вам, исследуйте вглубь.

Самое главное — нельзя опускать руки при неудачах. Проявляйте терпение и усердие. Некоторым требуется больше времени, чтобы раскрыть потенциал.

Как выбирать кружки и секции?

Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.

Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?

  • Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
  • Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
  • Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.


Фото: BAZA Production / Shutterstock

На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.

«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание

Такие уроки стоит посещать и дальше».

Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:

  • один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
  • второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
  • занятие, которое интересно вам, родителям.

Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.

Сотрудничество в разных группах и лидерство

Технология сети интернет позволила работать и сотрудничать без обозначения географических границ. Многонациональные корпорации и организации работают сообща в различных офисах по всему миру.

Однако сотрудничество с использованием технологий зачастую является отдаленным, наша молодежь должна быть готова к этому из разных стран, культур и окружающих сред. В учебных заведениях 21 века должны не только учить использованию цифровых инструментов для общения, но и поддерживать толерантность, содействовать межкультурному взаимопониманию и уважению.

Групповая работа — это ключ. Студентам нужна возможность работать вместе, рассуждать и давать обратную связь. В этих условиях командное лидерство больше не сводится к указкам сверху, а скорее к влиянию, убеждению, поиску консенсуса. Школы не учат тому, как быть лидером, хотя эта компетенция является одной из самых желанных для работодателей.

Сотрудничество включает в себя:

  • ролевую делегацию, работу в командах;
  • синтезирование разных точек зрения, поиск компромисса и достижение группового консенсуса;
  • обучение других, ведение переговоров, слушание, общение и построение коллективного и коллективного сообщества (рабочих групп).

Лидерство включает в себя:

  1. Умение руководить, учить, показывать направление другим.
  2. Использовать личные умения, чтобы оказать положительное влияние на других.
  3. Облегчать постановку целей (краткосрочных и долгосрочных).
  4. Работать вместе для достижения целей.
  5. Создавать дружественную, уважительную обстановку.
  6. Действовать этично.

Как развить способности ребенка? Виды способностей

  Естественно ребенок не может иметь всеобъемлющие задатки. То есть не стоит ожидать, что ваш малыш будет суперменом. Однако наличие возможностей в какой-либо области можно ожидать. Обнаружение этих возможностей вполне по силам любым родителям. Надо всего лишь быть внимательными к своим детям и понимать, как распознать у них задатки к чему либо, в чем именно они могут быть лучше, чем остальные.

Только не стоит переводить поиски задатков в болезнь – “У нас одаренный ребенок”. Все должно быть естественным, иначе, если задатки так и не разовьются, вы сделаете больно себе и у своего же ребенка разовьете комплекс неполноценности.

На что же обратить внимание. Психологи давно провели структурный анализ и выделили несколько видов или типов способностей, задатки которых вы можете обнаружить:

  • Общие умственные способности. Таких детей называют умными. Их видно сразу в коллективе, на фоне остальных. Они хорошо все помнят, быстро осваиваются в незнакомой среде, правильно реагируют на изменения обстановки, без особых проблем справляются с возникающими проблемами (естественно с проблемами детского уровня). 
  • Музыкальные способности. Прежде всего, это наличие музыкального слуха. Если ваш ребенок может с легкостью воспроизвести ритм, это говорит о его музыкальности. А дальше на ритм может быть наложено умение воспроизвести мелодию или воспроизвести танцевальные движения. Может быть “музыкальному” ребенку легко дается обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. 
  • Литературные. Эти задатки могут проявиться уже к пяти годам. Ест детки, которые уже читают без напряжения к этому возрасту. И они же бегло пересказывают прочитанное с элементами вставки придуманного. Этих детей можно обнаружить по хорошо развитой наблюдательности и воображению. В разговоре с ними становится понятным все сказанное ими, поскольку у них выразительная речь. Мыслят они образами. 
  • Конструктивно-технические. По большей части этот вид касается мальчиков. Они учатся понимать работу механизмов, разбирая игрушки на детали. Так непроизвольно у них развивается комбинаторное и пространственное мышление. 
  • Физические или спортивные задатки. Целый комплекс физических параметров (гибкость, скорость, выносливость, координация движений и пр.) может позволить найти задатки будущего чемпиона профессиональным тренерам. Не секрет, что девочки в художественную гимнастику (да и в спортивную) приходят уже в пять – шесть лет. И уже в этом возрасте видно, кто на что способен. 
  • Учебные. Не каждый школьник в состоянии быстро понять, проанализировать и начать применять в жизни знания, полученные на занятиях. Из детей с учебными задатками вырастают ученые с мировыми именами, преподаватели ВУЗов, которые в состоянии доходчиво объяснить учебный материал. 
  • Художественно-изобразительные. Чаще эти задатки называют творческими способностями. Хотя в это понятие входят правильная оценка пропорций увиденного, определение цвета и фактуры, умение выделить в окружающем пространстве интересные детали и особенности, возможно не видимые другими. 
  • Математические. Дети с этими задатками запросто решают сложные задачи, хорошо запоминают математические формулы.

Вышеприведенные виды и типы задатков не заканчивают список. Например, сложно сказать, какие задатки могут быть у будущего ведущего хирурга. Да, конечно, это любопытство по отношению к “устройству” животных, людей. Но это только внешние задатки.

Все описанные задатки возникают с рождения (и даже в процессе внутриутробного развития).

После осмысления этого материала, вы уже способны самостоятельно оценить одаренный ребенок у вас или нет. Если вы увидели какие-то задатки, то от ваших действий зависит, разовьются ли они в способности или нет. Кстати, не забывайте о скрытых способностях. Приглядывайтесь к своему ребенку.

Непризнанная гениальность

Часто талантливые люди остаются непризнанными. Богатый социальный класс не может разглядеть одаренность в представителях низших сословий.

Об этом писатели говорят в своих произведениях:

  • «Пророк» Лермонтова;
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова.

В «Пророке» лирического героя отвергли окружающие. Из-за великого таланта и жажды творить он не смог лгать публике. Врожденное чувство справедливости привело его к тому, что он начал привселюдно излагать определения чистой любви и правды. Общество не поняло его, посчитало изгоем, обрекло на пожизненные несчастья. Нигде не принимали героя, не было у него друзей и любимых. Пришлось скитаться из одного места в другое.

Один из главных персонажей «Мастера и Маргариты» является писателем. Именно его автор и называет Мастером, подчеркивая чистоту таланта. Он бросил все ради того, чтобы написать свой роман. Но критики не признали его творение, так как текст не содержал советской пропаганды, а описывал религиозные события.

На самом деле они только завидовали способности создать нечто одухотворенное в антиутопическом плоском мире тех лет. Булгаков противопоставляет Мастеру прославленных литераторов дома Грибоедова. Но они все почти время проводят в ресторане за обсуждением квартирных вопросов, а о таланте и гениальности никто из них не сказал ни фразы.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

‍Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

‍Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

<<Форма демодоступа>>

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать

Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше. 

‍Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

‍Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

‍Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки. 

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют. 

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Развитие таланта — кропотливый труд

Многие не знают, как развить в себе таланты, а ведь для этого необходимо постоянно трудиться. Уделяйте время для развития способностей. Откажитесь от удовольствий и ежедневно поддерживайте заданный тон.

Даже известные спортсмены так и не перешли на следующую ступень, так как не смогли поддержать свои навыки на высоком уровне. Врожденный талант ничего не значит. Прикладывайте усилия, чтобы взращивать его. Если вы открыли в себе дар художника — рисуйте каждый день, если обладаете отличной пластикой — танцуйте. Постоянно практикуйте свои навыки, чтобы они раскрылись в полном объеме.

Боритесь с собственным нежеланием и невнимательностью. Эти качества свойственны всем, но не каждый способен их преодолеть

Если вам важно раскрыть свой талант, не будьте как все, станьте выше. Поищите в вашем городе людей, обладающих такими же талантами

Как железо острит сталь, так талантливый человек оттачивает мастерство другого. Войдите в общество талантливых людей, набирайтесь опыта, копируйте поведение и учитесь, чему только сможете.

Развить талант, превращая его в навык сложно, а развить способность еще труднее. С каждым разом задания становятся сложнее, но это только стимул к их преодолению. Поставьте цель — узнать все, что касается вашего таланта и добиться мастерских качеств. Приложите усилия, чтобы талант превратился в настоящую способность.

Полная сосредоточенность на деле выведет обычные качества на уровень способностей.

Почему очередной? Потому что нет предела совершенству. Человек, который систематически занимается, всегда на шаг впереди того, кто обладает способностями, но не практикуется.

Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?

Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности

Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию

В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности

Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.

Какие способности есть у вашего ребёнка?

Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее — он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города?  Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог

Посмотрите внимательно, что именно он делает — ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи

Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений

В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.

Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка?  Талант — это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько

Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д

Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.

Технические способности

Другие же ребята (в большинстве своём, мальчики), наоборот, проявляют технические способности — это становится заметным в старшем дошкольном возрасте:

  1. Ребёнок обожает разбирать механические игрушки, чтобы потом заново их собирать. Когда ломается, например, машинка, он стремится самостоятельно определить неисправность и устранить её. Если же слетела цепь с велосипеда, мальчик сам пытается исправить ситуацию, не прибегая к помощи взрослых.

  2. Очень любит заниматься с конструктором, строительными наборами, находя оригинальные решения построек и создания объектов.
  3. Задумывается об устройстве различных предметов, приборов.

  4. Увлекается оригами, конструированием из бросового материала и пр.
  5. Хорошо мыслит логически, способен к обобщению, легко устанавливает причинно-следственные связи.
  6. Любит игрушки-головоломки, шашки и шахматы (всё это связано с логикой).

Конечно же, задача родителей — поддерживать интерес к технической сфере. Нужно предлагать ребёнку соответствующие книги, покупать конструкторы, наборы для склеивания, например, корабля или самолёта из мелких деталей. Следует выяснить, есть ли в городе кружок юного техника, чтобы сын его посещал.

Папе нужно приобщать сына к ремонтным работам — это только разовьёт его технические задатки

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий