Размер мозга определяет способность к дружбе

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам

Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости

Особенности приступа микроинсульта у молодых людей

Микроинсульт случается не только у людей старшего возраста. Болезни подвержены молодые люди с повышенной метеочувствительностью, принимающие события близко к сердцу, подверженные постоянным стрессам.

В молодом возрасте человек после перенесённого мини инсульта восстанавливается довольно быстро. Но последствия заболевания дают о себе знать, проявляясь в следующем:

  • Ухудшается память (причём рассеянность и невнимательность будут преследовать долгие годы).
  • Ухудшается речь (это ненадолго, ровно пока не будет восстановлено нормальное кровоснабжение мозгового отдела).
  • Наблюдается ослабление мышечного тонуса (привычные занятия в тренажёрном зале потребуют гораздо больше сил, даже обычные прогулки дадутся нелегко).
  • У девушек усиливаются и потому хорошо заметны расстройства настроения, апатия, чувство безысходности и неполноценности.

Чтобы устранить симптомы и последствия микро-инсульта в молодом возрасте, следует принимать препараты для улучшения работы головного мозга (Ноотропил, Пирацетам, Гинкго Билоба, Семакс, Глицин, Афобазол). Прежде чем начать приём лекарственных средств, стоит проконсультироваться у врача. Как минимум, у терапевта. 

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно. Как уже было сказано, олигофрения –  это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности. А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых. 

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

  • УО – недоразвитие психики, а деменция – разрушение имеющихся функций психики, которое происходит в результате поражения головного мозга. Такое нарушение мозговой деятельности чаще всего наблюдается в старости. Однако психические расстройства возможны в молодом возрасте в результате аддитивного поведения (осознанное изменение сознания, зависимость); 
  • распад психики при деменции начинает прогрессировать по истечении определенного периода, на протяжении которого происходило нормальное, естественное развитие ребенка. К возрасту 3 года большая часть мозговых структур уже сформирована, поэтому диагностировать деменцию, в отличие от олигофрении, можно только начиная с этого возраста;
  • умственная отсталость характеризуется непрогрессивным (прогредиентным) течением, тогда как распад психики при деменции начинает усиливаться по истечению периода активного, нормального развития. Появившаяся в детском возрасте олигофрения не обладает прогрессирующим характером – развитие человека не останавливается полностью, а лишь замедляется его темп. При этом главное различие вышеуказанных психических отклонений – наличие интеллектуального дефекта, которые появляется только при диагнозе «деменция»; 
  • при деменции наблюдается неравномерность познавательных функций. В одной области мозга могут наблюдаться выраженные нарушения, при этом в другой прослеживается сохранность всей полученной ранее информации и навыков.

Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно. Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему. Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.   

Персональные особенности амбидекстров

В ходе наблюдений психологи установили, что амбидекстры это люди, у которых:

  • по сравнению с правшами и левшами повышен уровень IQ;
  • от природы развита гиперактивность;
  • быстро и интуитивно принимаются решения;
  • ориентированность на многозадачность;
  • легко получается написать одно и то же слово/фигуру одновременно обеими руками.

Амбидекстры обладают не просто физиологической особенностью, а специфическим складом мышления и ума. Правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое — правой. К правому полушарию относятся: интуиция, невербальное восприятие, эмоциональность, творческие способности, чувственность. Левое в большей степени отвечает за аналитические и математические способности, логические выводы, запоминание фактов и изучение языков. Следовательно, левши руководствуются чувствами, а правши — логикой. Ребенок амбидекстр синхронно задействует оба своих полушария, поэтому обладает способностями как тех, так и других.

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания

Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Память, функция памяти

В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную мнестическую деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти – зрительной, слуховой, тактильно-кинестической. Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли, в частности гиппокамп, переводят текущие впечатления в долговременную память. Ретикулярная формация обеспечивает оптимальный тонус коры, заряжая ее энергией.

Закон 3. Родственники нам ближе, чем друзья

Наш социальный мир состоит из двух разных групп людей: друзей и семьи. Как правило, именно родственники включены в первый и второй слой, то есть в самый ближний круг. А поскольку способность поддерживать отношения ограничена, мы сразу бронируем места в первом ряду для членов семьи. Друзьям достается лишь то, что осталось. Вот почему у людей из больших семей обычно меньше друзей.

Почему родственники в приоритете? Причины очевидны. В трудную минуту они помогут вам скорее, чем даже самые близкие друзья. К тому же, дружба  часто умирает, если ее не культивировать, а семейные отношения способны выдержать и не такие испытания. Члены семьи остаются на стабильных позициях в нашем ближнем кругу на протяжении всей жизни, а до 20% связей с друзьями меняются каждые несколько лет.

Показания и противопоказания

Если отбросить все психологические моменты (многие мужчины имеют комплексы по поводу размеров своего достоинства и хотят их исправить), то есть и медицинская необходимость коррекции полового члена. Показаниями являются:

  • Лечение болезни Пейрони — искривления полового члена.
  • Коррекция формы и размеров после травматического повреждения.
  • Реабилитация по увеличению размера после оперативного вмешательства.
  • Врожденный малый размер пениса.
  • Снижение либидо и эректильной функции.

Эффективность ношения экстендера зависит от многих факторов, но в среднем составляет 2 — 4 см прироста длины за несколько месяцев регулярного использования. Противопоказаниями являются только заболевания пениса. При четком соблюдении инструкции побочных явлений от прибора не возникает.

Свойства асимметрии мозга

Нейрофизиологи считают, что асимметрия формируется до совершеннолетия. В этот период у человека высокая обучаемость, а в процессе обучения складывается доминирующий тип мышления.

Левое (логический анализ) и правое полушарие (оперирование образами) могут «работать» над одной проблемой, каждое своими «инструментами». Такое взаимодействие сторон дает высокое качество обработки и синтеза данных, что и свойственно человеку с интеллектом, личности с высоким развитием мозга.

Известно, что несмотря на дифференциацию обязанностей между полушариями, при повреждении части мозга функцию поврежденного участка берет на себя оставшиеся здоровые клетки, участки. То есть узкая «специализация» может смениться при необходимости.

Особенно высокая степень реорганизации происходит в молодом возрасте (период 10 – 15 лет).

Таким образом межполушарная асимметрия обладает свойствами:

  1. Доминантности.
  2. Переключаемости.
  3. Пластичности.

Данные свойства используются в нейропедагогике. Развитие образного или логического мышления возможно не только при помощи интеллектуальных задач и упражнений на воображение. Физические занятия с участием мелкой моторики для левой или правой руки заставляют работать (и развиваться) соответствующее полушарие.

В свете новых знаний о латерации современная педагогика не рекомендует переучивать леворуких детей на письмо правой рукой. Правополушарные дети более ранимы, чувствительны, а насильное принуждение писать субдоминантной рукой ухудшает результат обучения — к дискомфорту писать пассивной рукой прибавляется психологический стресс из-за недовольства родителя или учителя.

Лирическое отступление: Иллюстрацией к пластичности и переключаемости асимметрии мозга служат факты биографии некоторых известных ученых (А. Эйнштейн, Н. Бор). Кажется, что у представителей точных наук левополушарное (логическое) мышление должно преобладать. Однако в детстве эти люди были правополушарного типа, о чем говорят их слабые успехи в школе. Однако доминирование правого (способность мыслить и оперировать образами) не помешало им стать великими учеными, развить аналитические способности (левое полушарие).

Нейрофизиологи объясняют это тем, что для интеллектуальной деятельности правополушарные люди используют образы. Правое, в отличие от левого, воспринимает информацию в комплексе, а не поочередно. Такая способность работать параллельно увеличивает скорость психических процессов, в том числе анализ и синтез информации.

После того, как работа выполнена, она передается левому полушарию для кодирования в знаки: слова, цифры, формулы.

Известно, что левшей всего около 5%. Однако в среде великих или знаменитых людей их процент возрастает едва не до половины. Это говорит о том, что асимметрия не дефект, а приобретение человечества в результате эволюции.

Функции левого полушария

Левое полушарие работает с символами и обрабатывает информацию последовательно, анализируя каждый элемент. С его помощью запоминают даты, слова, цифры, имена. Левое полушарие отвечает за:

  • язык;
  • речь;
  • письмо;
  • математический анализ;
  • логические построения;
  • правую половину тела.

Для левой части свойственна индуктивная бработка информации. Несмотря на ответственность за речь, левой стороной мозга человек понимает слова и фразы в буквальном смысле, юмористические ассоциации или образные выражения левому полушарию не понятны.

Функции правого полушария

Правая часть мозга воспринимает невербальную информацию. Образы, метафоры, звуки и жесты воспринимаются целостной картиной. Перечислим зоны ответственности:

  • пространственная ориентацию;
  • восприятие живописи, музыки, любых видов творчества;
  • религиозные или мистические верования;
  • левую половину тела.

Правое полушарие не только воспринимает, но и синтезирует и передает информацию в образах. Такие сигналы в виде неопределенной тревоги или неизвестно откуда пришедшего решения принято называть интуицией. На самом деле это все та же информация, только полученная (обработанная, переданная) с помощью образов.

Самые известные амбидекстры

Среди ученых-изобретателей , писателей и людей шоу-бизнеса много гениальных личностей, что позволяет судить, что такое врожденное или наработанное явление как амбидекстрия усиливает в человеке творческий потенциал. Знаменитые амбидекстры:

  1. Гай Юлий Цезарь. Из учебников истории про римского политического деятеля и полководца известно, что он одновременно мог заниматься несколькими делами одновременно, что предполагает в нем амбидекстра.
  2. Никола Тесла. Инженер-изобретатель, нобелевский лауреат исследователь переменного тока и магнитного поля.
  3. Том Круз. Американский актер, сводящий своей ослепительной улыбкой слабую половину человечества – амбидекстр. Одинаково виртуозно владеет обеими руками в различных действиях.
  4. Мария Шарапова. Знаменитая российская теннисистка уверенно играет в теннис что правой, что левой рукой.
  5. Тиль Линдеманн. Фронтмен немецкой группы «Rammstein» обладатель нескольких профессий и освоивший игру на нескольких инструментах тоже входит в небольшой процент людей-амбидекстров.

Энергопотребление

Объем мозга любого современного человека превышает аналогичный показатель при сравнении с любым животным. Энергопотребление этого органа вызовет удивление у большинства людей, которые узнают, что около половины вырабатываемой в печени глюкозы потребляется головным мозгом. Цифра может составлять порядка 20 процентов энергии тела, а более наглядно 10-15 Вт при небольшой нагрузке.

Активная умственная деятельность требует до 25 Вт мощности, а у научных светил этот показатель порой 30 Вт достигает. При этом происходит генерирование намного большего количества электрических импульсов, чем производит вся вычислительная техника планеты. Масса головного мозга при этом намного порядков меньше.

Строение головного мозга

где m – масса мозга, г; M – масса тела, г.

Индекс энцефализации дает возможность изучить потенциальные возможности различных видов.

Размер мозга не влияет на интеллект

Классификация начинается самой большой цифрой (самым умным из животных) и продолжается в порядке спадания.

  1. Бутылконосый дельфин. Мозг весит 1550 г, коэффициент энцефализации составляет 4,14
  2. Лиса – 53г, коэффициент =1,6
  3. Слон – 7843 г, коэффициент = 1,3
  4. Собака – 64 г, коэффициент = 1,2
  5. Макака – 62г, коэффициент = 1,19
  6. Осел – 370г, коэффициент = 1,09
  7. Кошка – 35 г, коэффициент = 1,0
  8. Воробей – 1,0г, коэффициент = 0,86
  9. Жираф – 680г, коэффициент = 0,66
  10. Лошадь – 510г, коэффициент = 0,9
  11. Овца – 140г, коэффициент = 0,8
  12. Кашалот – 7800 г, коэффициент = 0,58
  13. Кролик – 12г, коэффициент = 0,4
  14. Крыса – 2г, коэффициент = 0,4
  15. Носорог – 500г, коэффициент = 0,37
  16. Еж – 3.3г, коэффициент = 0,3
  17. Мышь полевая – 0,2г, коэффициент = 0,22
  18. Зеленая ящерица 0,1г, коэффициент = 0,04
  19. Комнатная муха – 0,0002г, коэффициент = 0,02
  20. Гадюка – 0,1г, коэффициент = 0,005

Итак, самым похожим на человека по величине коэффициента энцефализации является дельфин.

Как видим, стереотип о невысоких умственных способностях, например, осла, жирафа и овцы не имеет под собой основания.

Интересный факт: у насекомых мозга нет, роль центральной нервной системы у них выполняют нервные узлы — ганглии. Теоретически, если таракан останется без головы, он умрет от того, что не сможет есть.

Головной мозг, строение

Объём человеческого мозга составляет 91—95 % емкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:

  • Полушария большого мозга;
  • Мозжечок;
  • Ствол мозга.

Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое.

Головной мозг, как и спинной, покрытый тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки.

Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Мужчины способны к многозадачности

Существует расхожее мнение: мужчины не умеют делать два дела одновременно. Однако оно неверно, или, по крайней мере, верно не полностью.

«Достоверных свидетельств в пользу этой или противоположной точки зрения нет», – считает клинический психолог доктор Женевьев фон Лоб Лондонской Городской группы специалистов по психологии. «Результаты исследований противоречивы, – говорит она, – В некоторых женщины несколько лучше справляются с одновременным выполнением нескольких дел, в других – мужчины, в зависимости от характера предложенных заданий».

Женщинам приходится проявлять способность к многозадачности гораздо чаще. Два года назад в журнале «Американский социологический обзор» было опубликовано исследование, включавшее наблюдения за 500 семьями, в которых оба родителя проводили достаточно времени за выполнением нескольких задач одновременно, при этом женщины делали это 48 часов в неделю, а мужчины – 39. Женщины, в основном, совмещали хозяйственные дела с заботой о детях. «Возможно, женщины чаще занимаются несколькими делами одновременно вовсе не потому, что у них есть к этому естественная склонность, а потому, что им приходится балансировать между работой и домашними делами», – предполагает доктор фон Лоб.

Закон 1. Друзей много у женщин и экстравертов

Среднее количество дружеских отношений, согласно выкладкам Данбара, — 150. Но даже сам ученый признает: у некоторых людей их может быть и 100, и 200. А его критики и вовсе считают, что 150 друзей — это не для всех: размер социальных групп у человека определяется не только строением мозга, но и различными культурными и социальными механизмами. Реальные числа гораздо разнообразнее.

Больше или меньше друзей — зависит от социальных навыков, пола и индивидуальности. Социальные навыки определяют не только общее число контактов, но и количество близких друзей. У женщин того и другого обычно больше, чем у мужчин. Видимо, благодаря более развитой способности понимать, что чувствует другой человек. Мораль: хотите больше друзей — развивайте эмоциональный интеллект.

Есть еще две черты личности, которые влияют на количество друзей. Во-первых, невротизм —  эмоциональная нестабильность и склонность к негативным эмоциям. Чем вы невротичнее, тем меньше у вас друзей. Во-вторых, экстраверсия — ориентированность на внешний мир. Тут все наоборот: у экстравертов круг общения шире.

Но так ли хорошо иметь много друзей? Есть два способа распределять свой социальный капитал: большими долями — среди нескольких друзей или маленькими порциями — среди многих. Интроверты предпочитают первый вариант: друзей у них меньше, но на эмоциональном уровне они более близки с теми, кто допущен в их личную социальную сеть.

Функция творит центр

По Ивану Петровичу Павлову: «Функция творит центр!» В раннем детстве границы корковых центров диффузны и менее дифференцированы, и лишь по мере приобретения жизненного опыта происходит постепенная концентрация функциональных зон, в связи с чем у детей первых лет жизни слабо выражены очаговые корковые симптомы и чаще преобладает общемозговая симптоматика.

4. Существенные различия в локализации более простых и более сложных функций. Чем проще функция, тем она точнее локализована. И наоборот, наиболее сложные функции обусловлены интегративной деятельностью всего головного мозга, поэтому понятие «корковый центр» (отдел коры головного мозга, поля коры головного мозга, участки коры головного мозга, части коры головного мозга) в большинстве случаев относительное и условное. К простым корковым функциям относятся чувствительная функция, двигательная функция, зрительная функция, слуховая функция, вестибулярная функция, обонятельная функция, вкусовая функция. К сложным корковым функциям относятся речь, письмо, чтение, счет, праксис, гнозис, мышление, память.

Теория Данбара в истории человечества

Актуальность числа Данбара для различных сообществ была неоднократно подтверждена эмпирическими исследованиями. Это число верно для самых разных организаций: религиозных, коммерческих, военных, со времен неолитических поселений. Из военной истории стран Запада известен факт, что минимальные автономные войсковые подразделения насчитывали около 150 человек. Именно столько солдат входит в состав роты.

Примерно то же число сотрудников можно насчитать в филиалах современных крупных компаний, и даже в кланах онлайн-игр. Такое число было выведено опытным путем: руководители компаний знают, что, если число сотрудников подразделения превышает 100 человек, продуктивность заметно падает. Интересно, что к исследованиям Данбара серьезно отнеслась налоговая служба Швеции, приняв решение переформировать свои филиалы согласно этому числу.

Такое ограничение числа социальных контактов неизбежно порождает иерархические структуры в обществе. Сложно принимать жесткие решения по отношению к своему ближайшему окружению, но если не чувствуешь связи с людьми, то гораздо легче отправить их на войну, обложить огромным налогом или ввести несправедливый закон. А ближайшее окружение поможет управлять всеми остальными. Иерархическая система командования гораздо удобнее для управления большим войском или компанией, чем перекрестные связи между отдельными подразделениями.

Значение, роль коры больших полушарий головного мозга человека

В статье мы рассмотрим локализацию функций, участки, анализаторы, поля, участки, области зоны коры больших полушарий головного мозга человека (мужчины, женщины). Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, рефлексологи выделяют 4 основных положения, применительно к практической деятельности невропатолога, современного учения о локализации функций в коре головного мозга.

1. Очень сложная морфологическая и функциональная дифференциация коры больших полушарий головного мозга. Лобная доля больше отвечает за двигательные функции. Теменная, затылочная и височная зоны больше отвечают за чувствительные функции.

2. Динамичность и относительность локализаций функций коры головного мозга. Определенный участок коры головного мозга, обеспечивая какую-то одну функцию, в то же время в разнообразных сочетаниях с другими ее полями может участвовать в осуществлении различных корковых функций и образовывать новые кортикальные связи. Это имеет значение в процессах компенсации при таких состояниях, как поражение коры головного мозга, нарушение коры головного мозга, смерть или повреждение коры головного мозга, отмирание, незрелость коры головного мозга.

3. Формирование специальных корковых областей в процессе практической деятельности.

Память

Кстати, о памяти. У большинства женщин она и вправду лучше, чем у мужчин. Но только до определенного возраста. После менопаузы, когда в женском организме снижается концентрация эстрогена, память резко ухудшается. С изменением гормонального фона женщины теряют свое превосходство над мужчинами в плане памяти, и в пожилом возрасте представители обоих полов идут «на равных». Кроме того, у женщин климактерического возраста снижается способность к обучению и усвоению новой информации, бывает трудно вспомнить то, что она знала и хорошо помнила раньше. Поэтому в пожилом возрасте дамы больше, чем мужчины подвержены когнитивным нарушениям, в том числе деменции.

В 2016 году исследователи выяснили, что женщины лучше мужчин проходят тесты на запоминание слов и знание языка. Но что самое интересное, в некоторых случаях эта способность женского мозга делает своей обладательнице медвежью услугу. Дело в том, что ранние стадии болезни Альцгеймера, как правило, диагностируют с помощью именно таких тестов – на запоминание слов. Вот и получается, что женский мозг, обладающий хорошей вербальной памятью, может маскировать начальную стадию болезни. По этой причине диагностировать раннюю стадию Альцгеймера у женщин намного сложнее, чем у представителей сильного пола.

Выводы

  1. Мозг мужчин и женщин отличается по массе и морфологическим (структурным) особенностям строения и использования.

  2. По эволюционным причинам одни и те же области мы можем использовать по-разному.

  3. Женщины более биологичны, в работе их мозга превалируют инстинктивно-гормональные – лимбические структуры. Основные центры у женщин заточены на репродуктивную стратегию. Постоянные скачки гормонального фона требуют колоссальных затрат, что б держать себя в социальных рамках.

  4. Женский мозг более надежен. Мужской мозг обладает большей изменчивостью, то есть более разнообразен. Женский мозг созревает раньше и стареет медленнее.

  5. Нет мозга лучше или хуже. Речь о разном результате в процессе эволюционного отбора, когда получается мозг с качествами оптимальными для решения своих задач в пределах пола.

  6. Формы поведения зависят не только от социальных инстинктов (воспитания, самовоспитания, образования), но и в большой мере от морфологии мозга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий